ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-5404/2021 от 24.11.2021 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-5404/2021

25 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 24 ноября 2021 года, полный текст изготовлен 25 ноября 2021 года.

В заседании объявлялся перерыв с 17 до 24 ноября 2021 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи  Куземы А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Барташевич Э.Д.,       

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (ИНН 1198947 , ОГРН 5321002414 )

к Управлению федерального казначейства по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным представления,

при участии:

от заявителя – директор департамента имущественных отношений ФИО1,

от заинтересованного лица – начальник организационно-аналитического отдела ФИО2, главный специалист-эксперт юридического отдела ФИО3,

у с т а н о в и л:

Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (далее по тексту – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Новгородской области (далее по тексту – Управление) о признании недействительным представления от 18.06.2021 № 50-22-07/33пс.

Представитель Министерства в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители Управления заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, заинтересованное лицо в соответствии с пунктом 4 Плана контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2021 год на основании приказа от 20.04.2021 № 160 провело в отношении Министерства плановую выездную проверку соблюдения целей, порядка и условий предоставления из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда» за период с 01.01.2020 по 01.04.2021.

В ходе проверки Управлением установлено, что в целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России» (далее по тексту - Государственная программа).

Структура Государственной программы включает в себя подпрограмму «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», которая в свою очередь предусматривает несколько федеральных проектов, включая федеральный проект «Жилье».

Во исполнение федерального проекта «Жилье» Государственной программы бюджету Новгородской области в 2020 году из федерального бюджета предоставлена субсидия.

Постановлением Правительства Новгородской области от 08.07.2019 № 262
утверждена государственная программа Новгородской области «Развитие
жилищного строительства на территории Новгородской области на 2019 - 2025
годы», ответственным исполнителем данной программы является Министерство.

Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств
Новгородской области на стимулирование программ развития жилищного
строительства в рамках региональной составляющей федерального проекта
«Жилье», предусмотрены в Областном законе Новгородской области от 26.12.2019
№ 510-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022
годов».

В целях реализации мероприятий Государственной программы между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее по тесту - Минстрой России) и Правительством Новгородской области заключено соглашение от 23.12.2019 №069-09-2020-304 (далее по тексту – соглашение-304) на предоставление из федерального бюджета в 2020 году бюджету Новгородской области субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства в рамках федерального проекта «Жилье» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (т. 1 л.д. 14-27).

Субсидия предоставлена бюджету Новгородской области на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий - реконструкцию автомобильной дороги Псковской улицы, на участке от Речной улицы до мостового перехода реки Веряжа (с устройством бордюров, тротуаров, велодорожек с обеих сторон, ливневой канализации и наружного освещения), Великий Новгород (приложение № 1 к соглашению-304, далее по тексту - объект строительства).

Как следует из пункта 2.2 соглашения-304, общий размер субсидии, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Новгородской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе направленного на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровень софинансирования равный 100 % составляет в 2020 году не более 253 398 100 руб.

Кассовое исполнение составило 241 541 171,68 руб.

В целях обеспечения строительства объекта Министерством с Администрацией Великого Новгорода (далее по тексту - Администрация) заключено соглашение от 22.01.2020 № 49701000-1-2020-005 (далее по тексту – соглашение-005) о предоставлении из бюджета Новгородской области бюджету городского округа Великий Новгород субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства в объеме, соответствующем полному финансированию бюджета Новгородской области из федерального бюджета по соглашению-304 (т. 1 л.д. 33-45).

В дальнейшем Администрацией в рамках выполнения мероприятий муниципальной программы Великого Новгорода «Развитие жилищного строительства на территории Великого Новгорода» на 2017 - 2023 годы» средства указанной федеральной субсидии предоставлены муниципальному казанному учреждению Великого Новгорода «Управление капитального строительства» (далее по тексту - Учреждение) в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в общей сумме 262 045 600 руб., из них средства федерального бюджета - 253 398 100 руб., средства бюджета Великого Новгорода – 8 647 500 руб.

В свою очередь, для обеспечения выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги Псковской улицы, на участке от Речной улицы до мостового перехода реки Веряжа, Учреждением (Заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью «ТрэкСервис» (Подрядчик, далее по тексту - Общество) заключен муниципальный контракт от 05.03.2020 № 0350300011820000004 (далее по тексту – контракт, т. 2 л.д. 5-18). Цена контракта составила 225 254 986,25 руб.

Управлением по результатам проверки выявлены следующие нарушения Министерства:

- не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии в сумме 241 541 171,68 руб.;

- не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, в части введения объекта в эксплуатацию в установленный срок;

- допущено представление недостоверной отчетности об использовании субсидии, в части фактического срока введения объекта реконструкции в эксплуатацию;

- допущено несвоевременное представление отчетности об использовании субсидии;

- не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии по вводу жилья в 2020 году.

По итогам проверки Управлением составлен акт от 30.04.2021 (т. 1 л.д. 113-131).По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки Управлением в адрес Министерства вынесено представление от 18.06.2021 № 50-22-07/33пс, которым на Министерство возложена обязанность рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения.

Министерство не согласилось с указанным представлением Управления, обжаловало его в судебном порядке.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Для признания арбитражным судом обжалуемого Министерством представления Управления недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие данного ненормативного акта закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле документами, суд полагает требования Министерства неподлежащими удовлетворению в силу следующего.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов государственного финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее по тексту - БК РФ).

Пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 названного Кодекса).

В силу статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование; под проверкой в целях данного кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период; результаты проверки, ревизии оформляются актом.

В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания.

На основании положений пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В данном случае оспариваемое представление вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленным в статье 34 БК РФ, является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

На основании пункта 3 статьи 132 БК РФ Правительством Российской Федерации утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (постановление от 30.09.20214 № 999, далее по тексту – Правила № 999).

Порядок и правила предоставления конкретной субсидии определяются отдельным нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Правилами № 999. Предоставление субсидии в рамках Государственной программы осуществлялось на основании специальных правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства, приведенными в приложении № 6 к Государственной программе (далее по тексту – Правила № 1710).

Управление в акте проверки указало, что Министерством в нарушение пункта 4.3.3 соглашения-304 не обеспечено достижение результата регионального проекта в 2020 году до 20.01.2020 на сумму 241 541 171,68 руб., что привело к не достижению показателя результативности использования субсидии.

Согласно пункту 4.3.3 соглашения-304 Министерство обязуется обеспечивать достижение значений результата регионального проекта, установленного в соответствии с приложением № 2 к данному соглашению.

В приложении № 2 установлено следующее значение результата: строительство (реконструкция, техническое перевооружение, приобретение) объекта недвижимого имущества в количестве - 1 единица, с датой достижения 20.01.2021 (т. 1 л.д. 139).

20 января 2021 года Министерство представило в Минстрой России отчет о достижении значений результатов регионального проекта, в котором отразило невыполнение показателя - «Строительство (реконструкция, техническое перевооружение, приобретение) недвижимого имущества», в качестве причин указав на отсутствие документа на ввод в эксплуатацию, а также обозначив ориентировочный срок исполнения - 05.02.2021 (т. 1 л.д. 169).

Из материалов дела усматривается, что разрешением № 53-RU301000-12-2021 объект строительства введен в эксплуатацию 13.04.2021 (т. 1 л.д. 161-165).

Таким образом, данное нарушение подтверждается отчетом Министерства от 20.01.2021 и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 13.04.2021 № 53-RU301000-12-2021.

Довод заявителя о том, что Министерство непосредственно не реализовывало проект строительства, не наделено полномочиями по строительному контролю, государственному строительному надзору, и поэтому не могло осуществлять надлежащий контроль за сроком выполнения работ, является необоснованным исходя из следующего.

Согласно статье 6 БК РФ, получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ в числе прочих полномочий, возложенных на получателя бюджетных средств, последний обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Следовательно, поскольку в соответствии с условиями соглашения-304 Министерство являлось получателем бюджетных средств, в число его обязанностей в силу вышеназванных норм упомянутого Кодекса входит в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 4.2.1 соглашения-304 Министерство вправе запрашивать у Администрации документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением Администрацией условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанную с исполнением условий соглашения.

Учитывая изложенное, Министерство располагало правом истребования документов, в том числе документов строительного контроля (надзора), подтверждающих исполнение условий и обязательств, предусмотренных соглашением-304, в частности обязательств, отраженных в пункте 4.3.3 данного соглашения, но не воспользовалось им.

В акте проверки отражено, что Министерством в нарушение пункта 4.3.4 соглашения-304 не обеспечено исполнения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства: «Реконструкция автомобильной дороги Псковской улицы, на участке от Речной улицы до мостового перехода реки Веряжа (с устройством бордюров, тротуаров, велодорожек с обеих сторон, ливневой канализации и наружного освещения), Великий Новгород», в части введения объекта в эксплуатацию в установленный срок.

Как следует из пункта 4.3.4 соглашения-304, Министерство обязуется обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в соответствии с приложением № 4 к данному соглашению (далее по тексту - График мероприятия).

Согласно Графику мероприятия (графа 59), плановый срок ввода объекта в эксплуатацию установлен в течение 9 месяцев после заключения муниципального контракта на строительно-монтажные работы (т. 1 л.д. 142).

При проведении проверки Управлением установлено, что контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги заключен 05.03.2020. Следовательно, в соответствии с Графиком мероприятий плановый срок ввода объекта в эксплуатацию установлен не позднее 05.12.2020 (9 месяцев с 05.03.2020).

В качестве доводов недействительности представления Управления по данному нарушению заявитель вновь указал на отсутствие необходимых полномочий, на необходимость учета времени для получения разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию, неопределенность относительно сроков ввода в эксплуатацию объекта, установленных в приложениях № 2 и 4 к соглашению-304.

Относительно полномочий Министерства по организации, исполнению, контролю за исполнением соглашения-304 позиция суда изложена выше.

Довод о необходимости изменения срока исполнения обязательств с целью учета времени на получение разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию отклоняется судом, поскольку в приложении № 4 «График мероприятий» (графа 58) получение такого документа предусмотрено и запланировано на декабрь 2020 года (т. 1 л.л. 142).

Довод Министерства о неопределенности планового срока ввода в эксплуатацию объекта не может быть принят во внимание исходя из следующего.

Суд установил, что в приложении № 2 «Значение результатов регионального проекта» (графа 9) дата достижения результата определена - 20.01.2021 (т. 1 л.д. 139), приложением № 4 «График мероприятий» (графа 59) срок ввода объекта эксплуатацию - в течение 9 месяцев после заключения муниципального контракта, то есть не позднее 05.12.2020 (т. 1 л.д. 142).

Следует отметить, что документом, подтверждающим и достижение результата, и ввод объекта в эксплуатацию является соответствующее разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, которое получено 13.04.2021, существенно за пределами сроков, установленных как в приложении № 2, так и в приложении № 4.

Управление в акте проверки указало, что Министерством в нарушение пункта 4.3.6 соглашения-304 допущено представление недостоверной отчетности об использовании субсидии, в части фактического срока введения объекта реконструкции в эксплуатацию.

На основании пункта 4.3.6 соглашения-304 Министерство обязуется обеспечивать предоставление в Минстрой России, в форме электронного документа государственной интегрированной информационной системе управление общественными финансами «Электронный бюджет» отчет об исполнении Графика мероприятий по форме согласно приложению № 6 к данному соглашению.

Согласно отчету об исполнении Графика мероприятий, предоставленного Министерством в Минстрой России, фактический срок ввода объекта в эксплуатацию указан как январь 2021 года (т. 1 л.д. 173).

Однако разрешение № 53-RU301000-12-2021 на ввод объекта в эксплуатацию выдано 13.04.2021, то есть отчет об исполнении Графика мероприятий, как правомерно указано Управлением, является недостоверным.

В акте проверки также отражено, что в нарушение пункта 4.3.6 соглашения-304 Министерством допущено несвоевременное представления отчетности об использовании субсидии, предоставленной бюджету Новгородской области из федерального бюджета в рамках федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда».

В соответствии с пунктом 4.3.6 соглашения-304 (в редакции дополнительного соглашения от 28.05.2020, т. 1 л.д. 31) Министерство обязуется обеспечивать представление в Минстрой России в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об):

- расходах бюджета Новгородской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению № 5 к соглашению, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена Субсидия;

- исполнении графика выполнения мероприятий не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена Субсидия по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по форме согласно приложению № 6 к соглашению;

- достижении значений результатов регионального проекта по форме приложению № 7 к соглашению, не позднее 15 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена Субсидия.

В ходе проверки Управление установило, что согласно информации об отчетности по соглашению-304, размещенной в системе «Электронный бюджет» отчеты представлены Министерством в Минстрой России с нарушением установленных сроков (т.1 л.д. 171), а именно:

- о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению № 5 на 01.01.2021 представлен Министерством в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет» 18.01.2021;

- об исполнении графика выполнения мероприятий по форме согласно приложению № 6 на 01.01.2021 представлен Министерством в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет» 20.01.2021;

- о достижении значений результатов регионального проекта по форме согласно приложению № 7 на 01.01.2021 представлен Министерством в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет» 20.01.2021.

В обоснование нарушений сроков предоставления отчетности заявитель указал, что отчеты Министерства формировались на основе отчетов, получаемых из Администрации, которые в установленный соглашением-005 срок поданы не были. Указанные обстоятельства, по мнению Министерства, свидетельствуют об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Министерства и вменяемым нарушением.

Приведенный довод заявителя является несостоятельным в силу следующего.

Постановлением Правительства Новгородской области от 17.07.2020 № 332 утверждено Положение о министерстве строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (далее по тексту - Положение о Министерстве).

Целью создания Министерства является проведение на территории области единой государственной политики в сферах строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, деятельности по обеспечению устойчивого развития территорий на основе территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий для размещения объектов капитального строительства, их реконструкции, капитального ремонта (пункт 2.1 Положения о Министерстве).

Согласно пункту 3.1 Положения о Министерстве к его полномочиям отнесена организация разработки и реализации государственных программ Новгородской области в сферах строительства, архитектуры, градостроительной деятельности и имущественных отношений.

Государственная программа Новгородской области «Развитие жилищного строительства на территории Новгородской области на 2019 - 2025 годы» утверждена с целью реализации Государственной программы на территории Новгородской области.

К полномочиям Министерства отнесена реализация регионального проекта «Жилье и ипотека» в рамках реализации федеральных проектов «Жилье» и «Ипотека» национального проекта «Жилье и городская среда» (пункт 3.26 Положения о Министерстве).

Таким образом, Министерство располагало необходимыми властными, организационно-распорядительными и административными полномочиями по надлежащему исполнению обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.6 соглашения-304.

Кроме того, Управление в акте проверки указало, что Министерством в нарушение пункта 10 Правил № 999, пункта 6.1.2.3 соглашения-304 допущено недостижение показателя результативности использования субсидии по вводу жилья в 2020 году.

Как следует из пункта 6.1.2.3 соглашения-304, к иным его условиям отнесено обязательство Министерства обеспечить достижение целевого показателя по вводу в 2020 году жилья по проекту комплексного развития территории 147 Псковского района Великого Новгорода в объеме 43,0 тыс. кв.м. (приложение № 8 к соглашению-304, т. 1 л.д. 146).

При этом суд установил, что согласно отчету о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 оформленного по форме, установленной в приложении № 9 к соглашению-304, фактический объем ввода жилья по проекту комплексного развития территории 147 Псковского района Великого Новгорода в 2020 году составил 39,9 тыс. кв.м. (т. 1 л.д. 175).

В качестве довода незаконности данного пункта представления Министерство ссылается на то, что целевой показатель по вводу жилья в Псковском микрорайоне Великого Новгорода в размере 43 тыс. кв.м. установлен на основании заявки, предоставленной Администрацией, которая непосредственно планирует жилищную застройку в городском округе. Исходя из этого, указанное нарушение допустила Администрация.

Между тем, не выполнив в необходимом объеме на конец 2020 года целевой показатель по вводу жилья в Псковском микрорайоне Великого Новгорода, Администрация нарушила взятые перед Министерством обязательства по соглашению-005, а Министерство в свою очередь свои обязательства перед Минстроем России по соглашению-304.

Следует отметить, что каких-либо обстоятельств, делающих невозможным надлежащее исполнение обязательств по соглашению-304, Министерством в материалы дела не представлено.

Заявитель считает, что Управление не вправе было включать в оспариваемое представление нарушения, финансовая ответственность за совершение которых временно не применяется, а также требовать устранения причин и условий допущенных нарушений.

Пунктами 16-19(1) Правил № 999 предусмотрены меры финансовой ответственности к субъектам Российской Федерации за нарушение обязательств по достижению результатов использования субсидий и (или) по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 № 559 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, приостановлении действия пунктов 16 - 20(1) указанных Правил и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» действие пунктов 16 - 20(1) Правил № 999 приостановлены до 1 января 2022.

На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ Управление наделено полномочиями по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, а также по контролю за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств, в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.

Под представлением согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных нарушениях в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В пункте 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 указано, что в представление помимо требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, включается информация о выявленных нарушениях - нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями.

При этом пункт 5 статьи 270.2 БК РФ предусматривает, что в представлениях органа государственного (муниципального) финансового контроля не включается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля, при условии их устранения.

Таким образом, поскольку нарушения, отраженные в оспариваемом представлении, Министерством не устранены, поэтому Управлением правомерно включены в его содержание.

В связи с этим суд полагает, что довод заявителя об отсутствии необходимости включения в представление нарушений, финансовая ответственность за совершение которых временно не применяется, основан на неверном толковании приведенных норм права.

Исходя из вышеизложенного, суд не установил наличия одновременно двух юридически значимых обстоятельств, наличие которых в силу статьи 201 АПК РФ обязательно для признания арбитражным судом обжалуемого Министерством представления Управления недействительным: несоответствие данного ненормативного акта закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Министерства о признании недействительным представления Управления от 18.06.2021 № 50-22-07/33пс неправомерны и не могут быть удовлетворены судом.

Руководствуясь статьями 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                           А.Н. Кузема