ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-5436/12 от 19.09.2012 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-5436/2012

26 сентября 2012 года

  Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2012 года.

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Куроповой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Колядиной Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью "ЧАТС"

к Заместителю главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Уварову В.В.

о признании незаконным и отмене постановления от 02.07.2012 №43

при участии

от истца (заявителя): Юнусов М.А. по доверенности от 09.07.2012

от ответчика: Уваров В.В.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЧАТС" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене(с учетом уточнения, принятого судом) постановления заместителя главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Уварова В.В. от 02.07.2012 №43, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 150000 рублей.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что пользуется имуществом АЗС на основании договора аренды, в котором не имеется ссылки на то , что ответственность за пожарную безопасность несет Арендатор и что ему дано право самостоятельно проводить работы по перепланировке и переустройству арендованного имущества. Кроме того, Общество до проведения проверки осуществляло свою деятельность менее месяца и соответственно не имело возможности за столь короткий период времени выполнить все требования пожарной безопасности.

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования Общества не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в рамках прокурорского надзора 25.05.2012 проведена проверка ООО «Чатс» по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности автозаправочной станции, расположенной по адресу: г.Чудово Новгородской области, Грузинское шоссе, д.164. Проверкой выявлено нарушение требований пожарной безопасности, установленных пунктами 455 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390(далее – Правила), пунктами 15,758,752,753,698 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313(утратили силу с 22.07.2012 года), пунктами 31,34,43,45,47,49,50,53 раздела III и IV Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645), статьей 64 Федерального закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», выразившиеся в отсутствии жесткой буксировочной штанги длиной не менее 3 м для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС, в отсутствии на въезде на территорию АЗС схемы организации движения въезжающего и выезжающего транспорта, в отсутствии табличек во всех помещениях и у наружных сооружениях с указанием категории по взрывоопасности и пожароопасности, работника, ответственного за пожарную безопасность, инструкции о мерах ПБ, номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственного за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций, в отсутствии знаков пожарной безопасности, дорожных знаков «ограничение максимальной скорости для движения», табличек «Остановка мототранспорта за 15 м», в отсутствии документации, необходимой для осуществления контроля за выполнением пожарной безопасности, в отсутствии данных об обучении работников организации пожарно – техническому минимуму, в отсутствии декларации пожарной безопасности. По указанным фактам прокурором 07.06.2012 в присутствии директора Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д.87-89).

Проверкой также установлено нарушение требований пунктов 70, 455,475,476,478 Правил противопожарного режима, пунктов 15-17 , 757,769 ППБ01-03 , пункта 94 норм пожарной безопасности "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. НПБ 111-98*", утвержденных приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.1998 N 25 (далее - НПБ 111-98*), а именно: отсутствие песка для удаления пролитых на землю нефтепродуктов и металлических ящиков с плотнозакрывающимися крыщками для промасленных обтирочных материалов, отсутствие на объекте первичных средств пожаротушения, отсутствие наружного пожаротушения от двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, не осуществлена проверка молниезащиты. По данным нарушениям прокурором 07.06.2012 в присутствии директора Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ(л.д.93-96).

По результатам рассмотрения административных материалов заместителем главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Уваровым В.В. принято постановление №43 от 02.07.2012 года о привлечении ООО «ЧАТС» к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150000 рублей(л.д.11-13).

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи – для юридических лиц в виде предупреждения или штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статьями 1, 2, 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности установлена частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В силу указанных норм судом отклоняется ссылка заявителя на то, что поскольку он является арендатором, то не может нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Кроме того, исполнение обязанности требований пожарной безопасности, нарушение которых выявлены, не требует каких-либо конструктивных изменений в арендованном имуществе либо капитальных вложений, связанных с соблюдением требований пожарной безопасности.

Отклоняется также довод заявителя о том, что он не имел возможности в столь короткий период времени выполнить требования пожарной безопасности. Прежде чем осуществлять деятельность Общество должно было выполнить требования пожарной безопасности.

Как следует из текста оспариваемого постановления Обществу вменены в том числе нарушения в виде отсутствия наземного покрытия, выполненного из материалов , не распространяющих по своей поверхности пламя или вспаханной полосы земли шириной не менее 5 м и несоблюдении минимальных расстояний между зданиями и сооружениями. Суд исключает данные нарушения, так как постановления прокурора о возбуждении административного дела таких нарушений не содержат.

Нарушение в виде не обучения работникой организации пожарно-техническому минимуму и отсутствия установленного порядка и сроков прохождения занятий по пожарно- техническому минимуму также неправомерно вменены Обществу.  Согласно пунктам 34,43,50 НПБ N 645. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

В оспариваемом постановлении имеется ссылка на нарушение требований пожарной безопасности по содержанию первичных средств пожаротушения, изложенных в приложении №3 ППБ01-03. При этом первичные средства пожаротушения не поименованы, как и нарушения их содержания. Приложение №3 ППБ01-03 с таблицами 1-4 определяет вид, количество первичных средств пожаротушения в зависимости от объекта, категории пожароопасности, площади помещения. В качестве первичных средств пожаротушения указанны огнетушителя ручные и передвижные, пожарные щиты, бочки с водой и т.п. Соответственно в зависимости от вида первичных средств пожаротушения установлены требования их содержания, комплектации. Суд также исключает указанное нарушение, как не конкретизированное.

Кроме того, согласно пунктам 70, 478 Правил противопожарного режима, на нарушение которых ссылается административный орган, обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности к первичным средствам пожаротушения (огнетушителям) возложена на руководителя организации.

Учитывая, что указанные нарушения связаны с исполнением обязанностей руководителя организации , как должностного лица, а не с виной юридического лица , за данные нарушения правил пожарной безопасности, если они имели место, несет ответственность руководитель юридического лица , как должностное лицо (статья 2.4 КоАП РФ), а не Общество.

Разделом XIV ППБ 01-03 установлены определенные требования к АЗС.

Для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться документация по перечню указанному в этом пункте, необходимая для контроля(п.698).

Перед въездом на территорию АЗК (АЗС) должна быть вывешена схема организации движения по его территории. Маршруты движения въезжающего и выезжающего транспорта не должны пересекаться(п. 752).

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием:

категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности;

класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ;

работника, ответственного за пожарную безопасность;

инструкции о мерах пожарной безопасности;

номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации(п.753).

Проверка и ремонт устройств молниезащиты осуществляются в соответствии со специально разработанным для этой цели регламентом.(п.757).

АЗС должны быть оснащены жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м, для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗК (АЗС) (п.758).

АЗС должны быть обеспечены:

знаками пожарной безопасности;

дорожными знаками "Ограничение максимальной скорости" для движения заправляемого транспорта по территории АЗК (АЗС) со скоростью не более 20 км/ч;

табличками "Остановка мототранспорта за 15 м для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК.

При въезде на территорию АЗС должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию (АЗС) (п.759.)

Согласно пункту 450 Правил противопожарного режима (раздел XVII Автозаправочные станции) при заправке транспортных средств топливом соблюдаются следующие требования:

б) пролитые на землю нефтепродукты засыпают песком или удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами, а пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы собираются в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывозятся с территории автозаправочной станции.

Согласно пункту 94 "НПБ 111-98* наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов).

Представление декларации о пожарной безопасности предусмотрено статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ.

Нарушение Правил и норм пожарной безопасности подтверждено материалами дела, доказательств обратного Обществом не представлено.

Таким образом, в действиях (бездействии) предприятия имеется объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению требований пожарной безопасности.

В связи с изложенным, вывод административного органа о наличии в действиях (бездействии) Общества составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ является обоснованным.

Поскольку порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, то оснований для признания его незаконным нет.

Учитывая множественность нарушений и то, что АЗС осуществляет определенные технологические операции по приему, хранению и выдаче (отпуску) нефтепродуктов, являющихся горючими веществами, снований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд также не усматривает.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Чатс» о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Уварова В.В. от 02.07.2012 №43 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 20.4 КоАП РФ - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья

Л.А. Куропова