ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-5480/2021 от 24.11.2021 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-5480/2021

30 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено ноября 2021 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи  Киселевой М.С. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Инспекции государственного строительного надзора Новгородской области (ИНН 1041819 , ОГРН 5300800480 )

к ЗАО "Управление механизации № 282" (ИНН 0013512 , ОГРН 5300991792 )

о привлечении к административной ответственности

при участии

от истца: ФИО1, зам.начальника, распоряжение от 28.11.2019; ФИО2, доверенность от 07.10.2021;

от ответчика: ФИО3, зам.генерального директора, приказ от 12.08.2010;Гетманова С.В., доверенность от 14.10.2021;

установил:

Инспекция государственного строительного надзора Новгородской области (далее- Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО "Управление механизации № 282" (далее- Общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 21.09.2021 № 43-21.

Представители Инспекции требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Полагали, что после возобновления строительства объекта капитального строительства после консервации необходимо разработать проект этапа строительства.

Представители Общества требования не признали, изложив доводы согласно отзыву. Считали, что разработка проекта этапа строительства является правом застройщика. Более того, при наличии проекта строительства 2007 года, предусматривающего строительство объекта по очередям, применение этапности строительства необоснованно.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) объявлен перерыв до 24.11.2021.

Как установлено судом, ЗАО «УМ-282» 14 октября 2011 года выдано разрешение на строительство жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (том 1,л.23-24).

Письмом от 21.11.2012 Общество уведомило Управление архитектуры и градостроительства Новгородской области о консервации строящейся очереди объекта строительства (том 1,л.161).

Приказом Инспекции от 04.05.2021 № 173 назначено проведение выездной проверки Общества (том 1,л.20-21).

По результатам проверки составлен акт проверки № 108 от 28.05.2021 и выдано предписание № 09-21 от 28.05.2021 (том 1,л.15-19).

Согласно предписанию от 28.05.2021 № 09-21 Обществу необходимо в срок до 30.08.2021 устранить нарушения, выразившиеся в отсутствии проектной документации  для завершения строительства жилого дома по этапам (3,4 подъезды), в отсутствии сведений об этапах строительства в представленных дополнительных томах, рассмотренных повторной экспертизой № 53-2-1-2-015923-2021 от 05.04.2021 (том 1,л.15).

Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для определения объективной стороны правонарушения суд должен проверить законность выданного предписания с целью установления наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события административного правонарушения, поскольку административная ответственность наступает за неисполнение законного предписания органов государственного строительного надзора.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение: соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);  требования наличия разрешения на строительство;  требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса; требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.

Положением об инспекции государственного строительного надзора Новгородской области, утвержденном Постановлением Правительства Новгородской области от 16.08.2018 № 413, на Инспекцию государственного строительного надзора Новгородской области как орган исполнительной власти Новгородской области, возложено осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1.2 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.

Согласно части 1.3 статьи 52 ГрК РФ в случае внесения в рабочую документацию изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, приведение проектной документации в соответствие с такими изменениями, внесенными в рабочую документацию, не требуется при условии, что такие изменения в рабочую документацию утверждены застройщиком, техническим заказчиком в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса. В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.

Как указано в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:

1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 15 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.

            В материалах дела имеется копия положительного заключения государственной экспертизы № 132-08 от 07.07.2008, согласно которой экспертизу проходил рабочий проект  на строительство жилого дома по ул.Гагарина, д.21 в пос.Прогресс Боровичского района 2007 года, в составе которого представлены Тома 3, 4.1, 4.2, 5, 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 7, 8 (том 1,л.111-116).

            Как следует из заключения государственной экспертизы № 132-08 от 07.07.2008, архитектурно-планировочными решениями являются возведение жилого дома как здания скомпонованного из рядовых и торцевых блок-секций: блок-секция 282-1-ТЛ – количество на дом 1, блок-секция 282-1-ТП – 1, блок-секция 282-1-Р – 2, блок-секция 282-1-Р.И.1 – 1, блок-секция 282-1-Р.И.2-1 (том 1,л.113).

            Иных проектных решений относительно сдачи блок-секций по очередям или этапам, а равно возможность автономного существования сданных по очередям блок-секций в заключении не указывается.

В ходе рассмотрения дела Обществом представлена проектная документация, а именно раздел 3 «Архитектурные решения» (том 4, л.1-59), раздел 6 «Проект организации строительства» (том 3,л.44-131), раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка (том 3,л.132-145), раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (том 3,л.1-15), раздел 9 «противопожарные мероприятия» (том 3,л.16-25), раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» (том 3,л.26-39), раздел 12Б» «Расчет шума» (том 3,л.40-43), раздел 1 «Пояснительная записка» (том 2,л.121-122,133-149).

Согласно данным разделам проектной документации предусмотрен посекционный ввод в эксплуатацию в виде очередности, в том числе I очередь – секции 1-2 и 2-3, II и III очередь – секции 3-4 и 4-5, IV и V очередь – секции 5-6 и 6-7 (том 2,л.133,135-136, том 3,л.100-102). Проектных решений относительно автономности сданных в эксплуатацию очередей представленной проектной документацией не предусмотрено.

Вместе с тем, данная проектная документация не утверждена застройщиком, имеет отметку о её подписании цифровой подписью в сентябре 2021 года.

Рабочая документация, которая была представлена на государственную экспертизу в 2008 году и проектная документация, представленная Обществом в ходе рассмотрения дела, отлична друг от друга, в том числе и по наименованиям разделов.

Иной документации, утвержденной заказчиком в установленном порядке, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, утверждение Общества о наличии очередности в проектной документации и возможности сдачи объекта капитального строительства по очередям является не бесспорным.

Вместе с тем, выдача 30 ноября 2011 года Управлением архитектуры и градостроительства Новгородской области заключения о соответствии I очереди жилого дома техническим нормам и правилам, предполагает наличие сдачи жилого дома по очередям в проектной документации по состоянию на 2011 год.

При таких обстоятельствах, невозможно однозначно установить наличие или отсутствие в проектной (рабочей) документации очередности строительства объекта капитального строительства и возможность сдачи по очередям.

Как полагает Инспекция, после возобновления строительства необходимо разработать проект на этап строительства.

Пунктом 12 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 № 802, предусмотрено, что в случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

Таким образом, при возобновлении строительства после консервации объекта разработка нового проекта либо этапа возобновленного строительства не предусмотрена.

Материалами дела подтверждается, что Обществом проведено обследование конструкций строящегося жилого дома, по результатам которого составлен Отчет по обследованию конструкций от 26.12.2019 (том 1,л.56-86).

Как указано в Отчете общее техническое состояние несущих конструкций относится к нормативному техническому состоянию и восстановительные мероприятия для продолжения строительства не требуются.

 Кроме того, Обществом представлено положительное заключение повторной экспертизы № 53-2-1-2-015923-2021 от 05.04.2021 проектной документации, выполненное ООО «ПромМашТест» (том 1,л.87-109).

Согласно данному заключению № 53-2-1-2-015923-2021 от 05.04.2021 предметом  экспертизы являлись Раздел 10.1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» и Отчет по обследованию конструкций строящегося жилого дома 2019 года (том 1,л.92).

По иным разделам проектной документации указывается, что они совместимы с решениями разделов, в которые внесены изменения и дополнения, описательная часть и выводы по принятым в разделе решениям изложены в положительном заключении от 07.07.2008.

Следовательно, изменения относительно введения очередности сдачи объекта не были предметом экспертизы.

В соответствии с пунктом 12.1 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Пунктом 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее- Положения), указывается, что необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.

 Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.

Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.

В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

Из анализа указанной нормы следует, что этапность выбирается заказчиком на этапе формирования задания на проектирование и отличительным признаком этапа является введение объекта в эксплуатацию и эксплуатирование автономно.

Согласно пункту 9 Письма Минстроя России от 14.09.2019 N 34072-ДВ/08 «О порядке подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ» после окончания строительства (реконструкции) объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, перед подачей извещения об окончании строительства и проведением итоговой проверки, Застройщику необходимо проанализировать внесенные и переутвержденные им изменения в проектную документацию на предмет их соответствия параметрам объекта капитального строительства, указанным в разрешении на строительство.

В случае утверждения Застройщиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предметом которых стало выделение (изменение) отдельных этапов строительства в отношении объекта капитального строительства и/или иных изменений, ему необходимо обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, для внесения в него изменений. При этом направление переутвержденной проектной документации с внесенными в нее изменениями и Подтверждения является обязательным.

            Из данного положения следует, что этап строительства может быть выделен и после утверждения проектной документации в ходе строительства и внесен в проектную документацию до подачи извещения об окончании строительства объекта.

            Однако, основным в обоих случаях является желание именно застройщика осуществить строительство по этапам.

            В ходе судебного разбирательства Общество не подтвердило желание вести строительство по этапам и не представило доказательств, указывающих на автономность эксплуатации блок-секций II и IIIочереди.

   В рассматриваемом случае, Инспекция, осуществляя строительный надзор и проверяя построенный объект на предмет его соответствия проектной документации, техническим регламентам и нормам, вправе требовать надлежащего внесения изменений  в проектную документацию, в том числе в части архитектурного решения о сдачи жилого дома по очередям, а также иных выявленных в ходе проверки изменений либо отклонений от параметров строительства и в случае если эти изменения или иные отклонения параметров объекта строительства  затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы; влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов; приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта; не соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий требовать от Общества представления  положительной  экспертизы проектной документации в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ.

            В рассматриваемом случае предписание, за неисполнение которого Инспекция просит привлечь Общество к административной ответственности, не может являться законным, поскольку возлагает на Общество обязанности, не предусмотренные законом.

Инспекцией в ходе рассмотрения дела не представлено убедительных доводов относительно факта возможности выдачи заключения о соответствии строительства I очереди жилого дома в 2011 года, построенного по проекту 2007 года, и невозможности принятия II и III очереди этого же объекта по тому же проекту 2007 года в 2021 году.

Доказательств того, что строительство II и IIIочереди жилого дома осуществлено  как этап строительства, суду не представлено.

 Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что Инспекцией не доказано законности выданного предписания, суд полагает, что в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, выразившееся в неисполнении в установленный срок законного предписания.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие событие административного правонарушения является основанием для прекращения производства по  административному делу.

При таких обстоятельствах, заявление Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

   В удовлетворении требования Инспекции государственного строительного надзора Новгородской области к ЗАО «Управление механизации № 282» (ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.

  Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

М.С. Киселева