АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Великий Новгород | Дело № А44-5484/2013 |
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Лариной И.Г. ,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Экипаж" (ИНН 8008018 , ОГРН 5336000277 )
к Управлению государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 1101095 , ОГРН 5300901116 )
об отмене постановления серия 53 № 000031 от 10.10.2013 г.
при участии
от истца (заявителя): директор ФИО2, решение от 03.04.2007 года, представитель ФИО3, доверенность от 18.12.2013 года
от ответчика: не явился, извещен надлежаще
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экипаж" (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление) от 10.10.2013 года серия 53 №000031 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа 500000 рублей.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, обосновывая это тем, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, поскольку общество не занимается перевозкой пассажиров за плату.
Общество осуществляет деятельность по перевозке обучающихся в общеобразовательных учреждениях Чудовского муниципального района на основании заключенных со школами договоров, транспортные средства принадлежат этим учреждениям и переданы обществу на праве безвозмездного пользования. Страхование гражданской ответственности перевозчика в цену договоров не включено. Иных доходов, позволяющих оформить страхование гражданской ответственности перевозчика, у общества не имеется.
Расчет размера субсидии, выделяемой из областного бюджета на организацию подвоза школьников, не предполагает учет расходов, связанных со страхованием даже в случае, когда подвоз осуществляет образовательное учреждение самостоятельно.
В настоящее время страхование гражданской ответственности перевозчика осуществлено за счет средств бюджета Чудовского муниципального района, с тем, чтобы можно было продолжить организованный подвоз учащихся, проживающих в мелких населенных пунктах, не имеющих школ.
Наложение на общества штрафа 500000 рублей является несправедливым наказанием и фактически ведет к прекращению деятельности общества и прекращению организованного подвоза школьников в Чудовском муниципальном районе.
Управление заявленные требования не признало по причинам, изложенным в отзыве. По мнению управления, требования о необходимости страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров распространяется и на ООО «Экипаж».
Допущенное обществом нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, вне зависимости от наступления вредных последствий, поэтому не может быть признано малозначительным.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
При рассмотрении дела установлено, что управлением, на основании распоряжения заместителя руководителя от 02.09.2013 года серия АТВ №481, проведена проверка ООО «Экипаж» по соблюдению обязательных требований безопасной эксплуатации транспортных средств, во исполнение поручения Правительства РФ от 25.07.2013 года №ОГ-П12-5345.
В ходе проверки установлено, что у общества отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, а также отсутствует какая-либо информация о страховщике.
По указанному факту 10.10.2013 года уполномоченным должностным лицом управления в присутствии директора общества составлен протокол серия 53 №000031 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ (л.д.57). В тот же день этим должностным лицом в присутствии директора общества вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ в виде штрафа 500000 рублей (л.д.58).
Частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, для юридических лиц в виде штрафа от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 14.06.2012 года №67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон №67-ФЗ) независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
В соответствии с определением, содержащимся в статье 3 Закона №67-ФЗ перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность в области перевозки пассажиров, на основании выданной управлением лицензии № АСС-53-001983 от 11.09.2013 года на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по территории Российской Федерации.
Следовательно, общество обязано страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены Законом №67-ФЗ и может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии у него такой обязанности, ввиду того, что школьники, перевозку которых осуществляет общество, не являются пассажирами, противоречит положениям Закона №67-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона №67-ФЗ дети признаются потерпевшими в случае, если их жизни или здоровью причинен вред при перевозке, независимо от того, признаются ли они пассажирами.
Отсутствие у общества договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Таким образом, вывод управления о наличии в действиях общества события обоснован административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, обоснован.
Вместе с тем, в силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых установлена его вина.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет подвоз учащихся общеобразовательных учреждений до образовательных учреждений и обратно на основании договоров с этими учреждениями. Транспортные средства (автобусы), на которых осуществляются перевозки, принадлежат общеобразовательным учреждениям и переданы обществу в безвозмездное пользование для целевого использования.
Подвоз школьников осуществляется бесплатно. Расходы общества, связанные с исполнением договоров и включающие в себя заработную плату водителей, техническое обслуживание автотранспорта, затраты на ГСМ, страховку транспортного средства, техосмотр, а также расходы по уплате налогов и другие обязательные платежи, возмещаются общеобразовательными учреждениями за счет средств бюджета муниципального района.
Согласно статье 40 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте (часть 1).
Из части 2 указанной статьи следует, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Положения части 1 статьи 5 Закона №67-ФЗ вступили в силу с 1 января 2013 года, в связи с этим учредители соответствующих образовательных организаций обязаны были предусмотреть денежные средства на страхование гражданской ответственности перевозчика.
Судом установлено, что заявитель обращался в Комитет образования Администрации Чудовского муниципального района по поводу выделения средств на страхование гражданской ответственности перевозчика, однако ему было отказано в их выделении, поскольку возмещение таких расходов не предусмотрено бюджетами на 2013 год (л.д.35).
Таким образом, довод заявителя об отсутствии у него возможности заключить договоры страхования гражданской ответственности перевозчика обоснован.
Доказательств того, что общество имеет доход от иной коммерческой деятельности, за счет которого могут быть заключены договоры гражданской ответственности перевозчика, управлением в ходе проверки и при рассмотрении административного дела не получено и суду не представлено.
В данном случае вина предприятия управлением не доказана, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.10.2013 года серия 53 №000031 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Экипаж» по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа 500000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья И.Г. Ларина