ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-5484/13 от 23.12.2013 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-5484/2013

26 декабря 2013 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи  Лариной И.Г. ,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

ООО "Экипаж" (ИНН 8008018 , ОГРН 5336000277 )

к Управлению государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 1101095 , ОГРН 5300901116 )

об отмене постановления серия 53  № 000031 от 10.10.2013 г.

при участии

от истца (заявителя): директор ФИО2, решение от 03.04.2007 года, представитель ФИО3, доверенность от 18.12.2013 года

от ответчика: не явился, извещен надлежаще

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Экипаж" (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление) от 10.10.2013 года серия 53 №000031 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа 500000 рублей.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, обосновывая это тем, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, поскольку общество не занимается перевозкой пассажиров за плату.

Общество осуществляет деятельность по перевозке обучающихся в общеобразовательных учреждениях Чудовского муниципального района на основании заключенных со школами договоров, транспортные средства принадлежат этим учреждениям и переданы обществу на праве безвозмездного пользования. Страхование гражданской ответственности перевозчика  в цену договоров не включено. Иных доходов, позволяющих оформить страхование гражданской ответственности перевозчика, у общества не имеется.

Расчет размера субсидии, выделяемой из областного бюджета на организацию подвоза школьников, не предполагает учет расходов, связанных со страхованием даже в случае, когда подвоз осуществляет образовательное учреждение самостоятельно.

В настоящее время страхование гражданской ответственности перевозчика осуществлено за счет средств  бюджета Чудовского муниципального района, с тем, чтобы можно было продолжить организованный подвоз учащихся, проживающих в мелких населенных пунктах, не имеющих школ.

Наложение на общества штрафа 500000 рублей является несправедливым наказанием и фактически ведет к прекращению деятельности общества и прекращению организованного подвоза школьников в Чудовском муниципальном  районе.

Управление заявленные требования не признало по причинам, изложенным в отзыве. По мнению управления, требования о необходимости страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров  распространяется и  на ООО «Экипаж».

Допущенное обществом нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, вне зависимости от наступления вредных последствий, поэтому не может быть признано малозначительным.

Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со статьей 163 АПК РФ.

При рассмотрении дела установлено, что управлением, на основании распоряжения заместителя руководителя от 02.09.2013 года серия АТВ №481, проведена проверка ООО «Экипаж»   по соблюдению обязательных требований безопасной эксплуатации транспортных средств, во исполнение поручения Правительства РФ от 25.07.2013 года №ОГ-П12-5345.

В ходе проверки установлено, что у общества отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, а также отсутствует какая-либо информация о страховщике.

По указанному факту 10.10.2013 года уполномоченным должностным лицом управления в присутствии директора общества составлен протокол серия 53 №000031 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ (л.д.57). В тот же день этим должностным лицом в присутствии директора общества вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности  по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ в виде штрафа 500000 рублей (л.д.58).

Частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, для юридических лиц в виде штрафа от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

           Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 14.06.2012 года №67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон №67-ФЗ) независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

   В соответствии с определением, содержащимся в статье 3 Закона №67-ФЗ  перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).

Общество осуществляет предпринимательскую деятельность в области перевозки пассажиров, на основании  выданной управлением лицензии № АСС-53-001983  от 11.09.2013 года на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по территории Российской Федерации.

Следовательно, общество обязано страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены Законом №67-ФЗ и может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии у него такой обязанности, ввиду того, что школьники, перевозку которых осуществляет общество,  не являются пассажирами, противоречит положениям Закона №67-ФЗ.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона №67-ФЗ дети признаются потерпевшими в случае, если их жизни или здоровью причинен вред при перевозке,  независимо от того, признаются ли они пассажирами.

Отсутствие у общества договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.

Таким образом, вывод управления  о наличии в действиях общества события обоснован административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, обоснован.

Вместе с тем, в силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых установлена его вина.

Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из материалов дела следует, что общество осуществляет подвоз учащихся общеобразовательных учреждений до образовательных учреждений и обратно  на основании договоров с этими учреждениями. Транспортные средства (автобусы), на  которых осуществляются перевозки, принадлежат общеобразовательным учреждениям и переданы обществу в безвозмездное пользование для целевого использования.

Подвоз школьников осуществляется бесплатно. Расходы общества, связанные с исполнением договоров и  включающие в себя заработную плату водителей, техническое обслуживание автотранспорта, затраты на ГСМ, страховку транспортного средства, техосмотр, а также расходы по уплате налогов и другие обязательные платежи, возмещаются общеобразовательными учреждениями за счет средств бюджета муниципального района.

Согласно статье 40 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте (часть 1).

Из части 2 указанной статьи следует, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Положения части 1 статьи 5 Закона №67-ФЗ вступили в силу с 1 января 2013 года, в связи с этим учредители соответствующих образовательных организаций обязаны были предусмотреть денежные средства на страхование гражданской ответственности перевозчика.

Судом установлено, что заявитель обращался в Комитет образования Администрации Чудовского муниципального района по поводу выделения средств на страхование гражданской ответственности перевозчика, однако ему было отказано в их выделении, поскольку возмещение таких расходов не предусмотрено бюджетами  на 2013 год (л.д.35).

Таким образом, довод заявителя об отсутствии у него возможности заключить договоры страхования гражданской ответственности перевозчика обоснован.

Доказательств того, что общество имеет доход от иной коммерческой деятельности, за счет которого могут быть заключены договоры  гражданской ответственности перевозчика, управлением в ходе проверки и при рассмотрении административного дела не получено и суду не представлено.

В данном случае вина предприятия управлением не доказана, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,  211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.10.2013 года серия 53 №000031 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Экипаж» по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа 500000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.

      Судья                                                                                                             И.Г. Ларина