ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-5672/20 от 10.11.2020 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-5672/2020

17 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено ноября 2020 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи  Киселевой М.С. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

ПАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ИНН 5321047553, ОГРН 5300795552 )

об отмене постановления

при участии

от заявителя: Казариновой Е.Ю., доверенность от 02.07.2020;

от ответчика: Панькова С.Е., доверенность от 31.08.2020; Бондарь Н.В., доверенность от 09.01.2020;

установил:

ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее- Общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее- Управление) о признании незаконным и отмене постановления Управления от 05.08.2020 по делу об административном правонарушении № 053/04/9.21-397/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 600 000 руб.

Представитель Общества в судебном заседании поддержала заявление о признании постановления незаконным. Считала, что отсутствует признак повторности правонарушения, поскольку ранее Общество привлекалось по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение сроков технологического присоединения, а не аварийное отключение электроэнергии. Считала, что отсутствует вина Общества, поскольку все зависящие от Общества действия по устранению аварийной ситуации были приняты своевременно.

Представитель Управления требования не признал, изложив доводы согласно отзыву. Полагал, что имеет место повторность совершения правонарушения, поскольку превышение времени по отключению электроэнергии является нарушением Правил недискриминационного доступа, которые поименованы в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Как установлено судом, на основании обращения ФГУП «Российская Телевизионная и Радиовещательная сеть» (л.д.110-115) и проведенной проверки фактов, указанных в обращении, Управлением 10 августа 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» по признакам совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д.80-83).

10 сентября 2020 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Обществу вменяется превышение допустимого суточного значения отключения электрической энергии более чем на 24 часа (31 час 30 минут) на объекте ФГУП «РТРС», расположенном в д.Глухачи Пестовского района, совершенное 14 октября 2019 года, а также превышение числа отключений за 2019 год (более 72 часов) (л.д.50-55).

Постановлением Управления от 02.10.2020 Общество привлечено к административной ответственности за повторное совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. (л.д.8-12).

Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на  юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

            Факт отнесения ПАО «МРСК Северо-Запада» к субъектам естественных монополий не оспаривается Обществом и подтверждается наличием сведений о данном Обществе в реестре естественных монополий, размещенном на сайте ФАС России.

            В соответствии с пунктом 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее- Правила № 861), недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

 Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация эта коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

ПАО «МРСК Северо-Запада» относится к территориальной сетевой организации.

Пунктом Правил № 861 предусмотрено, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети.

            Материалами дела подтверждается, что между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ФГУП «РТРС» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2642 от 06.10.2011, согласно которого объектом присоединения является цифровая радиотелевизионная передающая станция, расположенная в д.Глухачи Пестовского района, категория надежности- третья (л.д.121-126).

Дополнительными соглашениями к договору срок действия договора неоднократно продлевался (л.д.127-130) и 26 ноября 2014 года сторонами договора подписан акт об осуществлении технологического присоединения цифровой радиотелевизионной передающей станции, расположенной в д.Глухачи Пестовского района (л.д.137).

Согласно пункту 31(6) Правил № 861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно ответу ПАО «МРСК Северо-Запада» с 01.01.2019 по 20.12.2019 допущено превышение суммарного числа часов отключения электрической энергии (72 часа)  в течение 2019 года на объектах РТРС, которое составило 74 часа 58 минут(л.д.79). В этом же  ответе содержится указание на продолжительность одного отключения в течение 31 часа 30 минут подряд, имеющее место в период с 13.10.2019 по 14.10.2019.

Данное обстоятельство Обществом не оспаривается и признается.

  Следовательно, в действиях общества имеется событие правонарушения, выразившееся в нарушении Правил № 861.

  Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.

Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил № 861. Неустранимых сомнений в виновности заявителя не имеется.

Повторное совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается постановлениями Управления от 11.03.2019 по делу 053/04/9.21-1/2019 (л.д.62-67) и от 01.11.2019 по делу 053/04/9.21-444/2019 (л.д.56-60).

Довод заявителя относительно привлечения к административной ответственности указанными постановлениями за нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, что не является повторным совершением при нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, отклоняется судом.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, образует:

 нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа

  или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;

либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии;

либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

     То есть для субъектов естественных монополий объективная сторона может выражаться как в нарушение правил недискриминационного доступа, так и в нарушении порядка подключения (технологического присоединения). При этом, для квалификации правонарушения как совершенного повторно не имеет значение какие правила (порядок) были нарушены первично.

  На основании изложенного, суд полагает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

С учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и характера спора, суд полагает, что  размер штрафа в сумме 300 000 руб. будет соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерен его тяжести, являться справедливым и отвечать принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ.

  Таким административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным в части размера штрафа.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Признать незаконным постановление УФАС по Новгородской области  о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 02.10.2020, вынесенное    в отношении    ПАО «МРСК Северо-Запада» (ОГРН 1047855175785, адрес: г.Санкт-Петербург, пл.Конституции, д.3, лит.А, пом. 16н) в части административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб., назначить административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

2.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

М.С. Киселева