ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-6066/2021 от 01.12.2021 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-6066/2021

01 декабря 2021 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи  Киселевой М.С. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Муниципального унитарного предприятия "Хвойнинский Водоканал" (ИНН 5316006551, ОГРН 1195321002634)

к  Северо-Западному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074)

об отмене постановления

при участии

от истца: Новиковой С.Н., и.о.директора, распоряжение от 14.07.2021;

от ответчика: Шилаковой Е.В., доверенность от 15.04.2021; Градинаровой Е.А., доверенность от 13.10.2021;

установил:

МУП "Хвойнинский Водоканал" (далее- Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее- Управление) об отмене постановления Управления № АД-951/11/2021 от 11.10.2021, которым Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде штрафа в размере 410 000 руб.

Представитель Предприятия требования поддержала по основаниям, изложенным в  заявлении. Признавая  событие и вину Общества в совершении правонарушения, указала на неисполнение с 2017 года Администрацией Хвойнинского муниципального района обязанности по разработке проектов санитарно-охранных зон на скважины, необходимых для получения лицензии на пользование недрами.

Представители Управления требования не признали по мотивам, указанным в отзыве.

Как установлено судом, 03 августа 2021 года из Прокуратуры Хвойнинского района в адрес Управление поступила информация о наличии в действиях Предприятия события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, выразившегося в безлицензионном водопользовании в 1 квартале 2021 года из артезианских  скважин, расположенных в Хвойнинском районе ст.Кабожа, д.Мякишево, д.Остахново, п.Юбилейный, с.Песь, д.Горка, п.Хвойная, д.Демидово, д.Спасово, с.Минцы, д.Попцово, д.Носково, д.Раменье, д.Кашино, д.Отрада, д.Тимошкино, д.Перфильево (л.д.130-133).

30 сентября 2021 года по данному факту Управлением составлен протокол об административном правонарушении по делу № АД-951/11/2021 (л.д.44-47).

Постановлением Управления от 11 октября 2021 года Предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 410 000 руб. (л.д.10-17).

Считая вынесенное постановление незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

 В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Статьей 6 Закона о недрах установлены виды пользование недрами, одним из которых является добыча полезных ископаемых.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В силу часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Согласно статье 9  ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Таким образом, использование подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения возможно только при наличии специального государственного разрешения (лицензии).

В данном случае в нарушение указанных требований законодательства Предприятие осуществляло пользование недрами из артезианских скважин в отсутствие соответствующей лицензии. Факт нарушения подтверждается материалами дела и   Предприятием не оспаривается.

В силу условий части 1 статьи 1.5  КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению порядка пользования недрами, предприятием не представлено.

Не имеется в деле и документов, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиям, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей предусмотренного законодательством о недропользовании.

Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено, предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Вместе с тем, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности  согласно статье 2.9  КоАП РФ.

Как указано в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.

Материалами дела подтверждается, что на основании постановления Администрации Хвойнинского муниципального района от 08.11.2019 № 984 Предприятие определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах Хвойнинского городского поселения и сельских поселений, расположенных на территории Хвойнинского муниципального района (л.д.93-101).

Основным видом деятельности Предприятия согласно уставу является обеспечение населения, промышленных предприятий и организаций водой питьевого качества, отведением и очисткой сточных вод, эксплуатация сетей водоснабжения и водоотведения, канализационных насосных станций, очистных сооружений.

Решениями Пестовского районного суда от 05.02.2021 и 12.08.2021 на Предприятие возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин, расположенных в Хвойнинском районе ст.Кабожа, д.Мякишево, д.Остахново, п.Юбилейный, с.Песь, д.Горка, п.Хвойная, д.Демидово, д.Спасово, с.Минцы, д.Попцово, д.Носково, д.Раменье, д.Кашино, д.Отрада, д.Тимошкино, д.Перфильево (л.д.119-122).

При этом, обязанность Администрации Хвойнинского муниципального района, возложенная на неё решением Пестовского районного суда от 04.04.2017, по разработке проекта организации зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, в том числе в отношении вышеуказанных скважин, до настоящего времени не исполнена в связи с предоставлением Пестовский районным судом неоднократной отсрочки  исполнения решения суда от 04.04.2017 (л.д.94-118).

Принимая во внимание вышеизложенное, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Предприятием, суд считает, что оно не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

Кроме того, отсутствует направленность действий  Предприятия на нарушение закона, использование артезианских скважин без соответствующей лицензии осуществлялось для водоснабжения населения при осуществлении деятельности гарантирующей организацией.

Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При таких обстоятельствах, совершенное Предприятием правонарушение суд признает малозначительным и считает возможным ограничиться устным замечанием в отношении Предприятия, в связи с чем постановление Управления подлежит признанию незаконным.

Руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Признать незаконным постановление  о назначении административного наказания по делу № АД-951/11/2021 от 11.10.2021, вынесенное  Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении МУП «Хвойнинский водоканал» (ОГРН 1195321002634, адрес: п.Хвойная, ул.Кремса, д.1).

2.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

М.С. Киселева