ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-6251/14 от 26.11.2014 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-6251/2014

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 декабря 2014 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Лариной И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Администрации Боровичского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области в лице Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным предписания №186/1/1 от 23.06.2014

при участии

от истца (заявителя): представитель ФИО2, доверенность от 20.10.2014 года № 1789/01-17, представитель ФИО3, доверенность от 20.03.2014 года № 469/01-17

от ответчика: начальник отделения ФИО4, доверенность от 10.01.2014 года № 10

установил:

Администрация Боровичского муниципального района (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области в лице Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам (далее – управление) о признании незаконным предписания от 23.06.2014 года № 186/1/1.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, указав, что пункты 2-19 предписания оспариваются только в части установленных сроков выполнения (до 01.05.2015 года), остальные пункты оспариваются в полном объёме.

Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что выводы о наличии нарушений, указанных в пунктах 1, 20-28 ничем не подтверждены и не обоснованы, противоречат реальной статистике пожаров и данным обследования состоящих в Реестре муниципальной собственности подъездов к рекам Мста, Вельгия, Круппа и Быстрица, обеспечивающих проезд пожарной техники, осуществленного специально созданной комиссией с участием представителя пожарной охраны в октябре 2013 года.

В предписании установлены нереальные сроки для исполнения (пункты 1, 2-28) при этом не учтено, что финансирование противопожарных мероприятий осуществляется из бюджета Боровичского муниципального района, возможности которого ограничены. Кроме того, управлением не учтено, что полномочия по обеспечению пожарной безопасности на территории г. Боровичи только в июле 2013 года переданы Администрации муниципального района от Администрации Боровичского городского поселения.

Мероприятия по финансированию и устранению выявленных нарушений, в частности, по пунктам 2-19 предписания, включены в муниципальные целевые программы на период с 2014 по 2020 годы, принятые органами местного самоуправления Боровичского муниципального района.

Мероприятия по приведению расхода воды в соответствие с требованиями, изложенными в пунктах 29-38 предписания, возможны в рамках муниципальных программ при наличии денежных средств.

Управление заявленные требования не признало по причинам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со статьей 163 АПК РФ.

При рассмотрении дела установлено, что управлением в период с 27.05.2014 года по 23.06.2014 года на основании распоряжения руководителя от 20.05.2014 года проведена внеплановая выездная проверка Администрации Боровичского муниципального района по выполнению предписания от 15.05.2013 года №166/1/109, выданного Администрации Боровичского городского поселения.

По результатам проверки составлен акт от 23.07.2014 года №186 (л.д.15-20). В акте отражено неисполнение ряда пунктов предписания от 15.05.2013 года №166/1/109, кроме того в акте указано, что по ряду пунктов предписания на момент проверки срок исполнения не истек.

В связи с этим, Администрации Боровичского муниципального района выдано новое предписание от 23.06.2014 года №186/1/1, в которое включены невыполненные пункты предписания от 15.05.2013 года №166/1/109 и пункты этого предписания, срок по исполнения по которым на момент проверки не истек.

Не согласившись с предписанием, администрация обжаловало его в суд в порядке статьи 198 АПК РФ.

Согласно постановлению Администрации Боровичского муниципального района от 03.02.2014 года №198 «О внесении изменений в Адресный реестр на территории Боровичского муниципального района» (л.д.179), принятого на основании Соглашения от 12.07.2013 года о принятии Администрацией Боровичского муниципального района части полномочий Администрации города Боровичи по решению вопросов местного значения, Адресный реестр на территории района дополнен микрорайонами Западный, Раздолье, Северный 1 г. Боровичи.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Следовательно, решение вопросов пожарной безопасности в указанных микрорайонах города передано Администрации Боровичского муниципального района.

Таким образом, проверка обоснованно проведена в отношении Администрации Боровичского муниципального района и оспариваемое предписание выдано уполномоченному органу.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

В силу положений статьи 1 указанного Закона невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, под которыми, в свою очередь, понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В статье 3 Закона N 69-ФЗ определено, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 1 и 20 Закона N 69-ФЗ нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).

Из акта проверки и предписания следует, что управлением установлено нарушение требований пожарной безопасности на территории муниципального образования город Боровичи, невыполнение Администрацией Боровичского муниципального района переданных ей функций, в частности, предусмотренных частью 1 пункта 9 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, статьей 19 Закона N 69-ФЗ, статей 6, 62, 63, 68 Закона N 123-ФЗ.

В силу части 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 Закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно статье 76 Закона №123-ФЗ дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

В соответствии с приложением 1* (пункт 6*) действующего СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км.

Из действующего в настоящее время расписания выездов подразделений пожарной охраны на территории Боровичского муниципального района, утвержденного начальником ГУ МЧС России по Новгородской области и согласованного главой Боровичского муниципального района в августе 2013 года (л.д.166-172), следует, что для г. Боровичи определено расчетное время прибытия подразделения пожарной охраны к наиболее удаленной точке выезда ПЧ-5 (п. Сосновка) - 17 минут, ПЧ-6 (п. Вельгия, Раздолье, п. Северный) - 12 минут. Аналогичное время выездов содержалось и в ранее утвержденных расписаниях.

Указанное расписание разработано, утверждено и согласовано в соответствии со статьей 22 Закона №69-ФЗ, Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденных приказом МЧС России от 05.05.2008 №240.

Доводы администрации о том, что при разработке предписания использованы устаревшие нормативные акты и методики не обоснован. Доказательств пересмотра расписания выездов администрацией не представлено, равно как не представлено доказательств того, что указанные в п.1 предписания микрорайоны находятся на расстоянии менее 3 км от ближайшего пожарного депо.

Следовательно, требование, содержащееся в пункте 1 предписания, является законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 68 Закона №123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

Отсутствие на ряде улиц г. Боровичи источников наружного противопожарного водоснабжения с пожарными гидрантами подтверждено материалами дела и заявителем не оспаривается (пункты 2-19 предписания).

Из пунктов 8.6, 9.4, 9.9 Свода правил 8.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178 следует, что водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Из материалов дела следует, что имеющиеся подъездные пути к местам водозабора не имеют твердого покрытия и разворотных площадок с твердым покрытием, что подтверждается и актом комиссионного обследования от 28.10.2013 года, представленном администрацией (л.д.60-75).

Доказательств того, что указанные подъездные пути способны обеспечить проезд пожарной техники и забор воды в любое время года, администрацией не представлено.

Нарушения в виде не обеспечения требуемого напора воды на нужды пожаротушения в сетях противопожарного водоснабжения (не менее 20 литров в секунду) на ряде улиц города Боровичи было установлено органами пожарного надзора в 2011 году при проведении плановой проверки. Было выдано предписание об устранении указанного нарушения.

На момент проверки управления доказательств устранения указанного нарушения, подтвержденного актом обследования специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, администрацией не представлено.

В связи с этим пункты 30-38 обоснованно включены в предписание.

Доводы администрации о том, что срок, установленный для устранения нарушений в пунктах 1-19 предписаний (до 1.05.2015 года) является неразумным, не обоснован.

Согласно пункту 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, невыполнения в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности каждому из лиц, перечисленных в подпункте 1 настоящего пункта, с учетом разграничения полномочий и ответственности за обеспечение пожарной безопасности выдается новое предписание (предписания) об устранении нарушений, в котором (которых): устанавливаются новые сроки устранения не выполненных к установленному сроку нарушений требований пожарной безопасности; переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и не истекшие сроки; принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушения.

Кроме того, в пункте 59 Административного регламента установлено, что сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Из материалов дела следует, что указанные в оспариваемом предписании нарушения были выявлены в 2010 году, но не были устранены, в связи с чем, органом пожарного надзора ежегодно выносились новые предписания (л.д.153-157).

Таким образом, срок на устранение нарушений установлен управлением с соблюдением требований пункта 59 Административного регламента.

Включение мероприятий по устранению выявленных нарушений в целевые муниципальные программы, разработанные на период 2014-2020 годов, не является основанием для исключения отдельных пунктов предписания или пересмотра сроков устранения нарушений, установленных предписанием.

Таким образом, оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования администрации не подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

  Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив оспариваемое предписание на соответствие Федеральному закону от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральному закону от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области от 23.06.2014 года №186/1/1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в месячный срок со дня его принятия.

Судья И.Г. Ларина