ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-652/07 от 17.05.2007 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Великий НовгородДЕЛО № А44-652/2007

24 мая 2007 г.        

17мая 2007 г. – объявлена резолютивная часть решения.

24 мая 2007 г. изготовлен полный текст решения.

Арбитражный суд  Новгородской области в составе:

судьи И.Г. Лариной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебных заседаний С.П. Сушко

рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению

ГУ НПО «Профессиональный лицей № 1»

к Новгородской таможне
о признании  недействительным требования об уплате таможенных платежей от 6.03.2007 г. № 25

Третьи лица: Комитет по образованию, физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода

при участии:

от заявителя – юрист Андреев В.А., довер. от  08.01.2007 г.

от Новгородской таможни: гл. гос. там. инспектор Колягина А.П., дов. от 23.11.2006 г.

от третьего лица: вед. спец. Быченкова Е.С., дов. от 10.01.2007 г. № 6

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №1» (далее лицей) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Новгородской таможни об оплате таможенных платежей и пеней от 6 марта 2007 г. № 25.

В судебном заседании лицей поддержал свои требования, обосновывая это тем, что требование противоречит ст. 4 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 95-ФЗ, п. 17 Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также контроля за ее исполнением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 г. № 1046.

Лицей не допускал нецелевое использование ввезенной вычислительной техники, поскольку в соответствии с приказом Комитета образования, физической культуры и спорта Администрации Великого Новгорода от 09.01.2003 г. передал 22 комплекта вычислительной техники профессиональным училищам № 7 и № 15. Эти училища также являются участниками проекта.

Дальнейшая утилизация части вычислительной техники произведена не лицеем и предотвратить ее лицей не мог, поскольку не является собственником этого имущества и в  оперативном управлении у лицея этого имущества также нет.

Кроме того, заявитель указал, что списание (утилизация) имущества не является нецелевым использованием согласно понятию «нецелевого использования», содержащемуся в  п. 17  вышеназванного Порядка.

Новгородская таможня заявленные требования не признала, мотивируя  это тем, что лицей является конкретным получателем технической помощи и при таможенном оформлении товара  он взял на себя обязательство разместить его на своих учебных площадях, поставить на баланс, использовать в целях организации учебного процесса. Товар, ввезенный в качестве технической помощи, является условно выпущенным. Согласно ст. 18, 29 Таможенного кодекса РФ 1993 г, действовавшего в момент ввоза товара, использование указанного товара в иных целях, чем те, в связи с которыми представлены льготы по таможенным платежам, допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей. Аналогичные требования содержатся в статьях 15, 151, 161 Таможенного кодекса РФ 2003 года.

Таким образом, передав имущество третьим лицам без уведомления таможни, лицей  допустил нарушение вышеназванных норм таможенного  законодательства по использованию условно выпущенных товаров.

При этом таможенные платежи и пени были начислены не в отношении всех переданных товаров, а только тех, которые были впоследствии списаны (утилизированы) третьими лицами без уведомления таможни.

Комитет по образованию, физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, полагает, что заявленные требования являются обоснованными. Лицей не допустил нецелевого использования ввезенной вычислительной техники. Указанная техника ввозилась согласно договоренности между мэрами г. Билефельда и В. Новгорода не для лицея, а для всех учебных заведений Великого Новгорода, занимающихся профессиональным образованием.

Лицей передал часть техники другим учебным заведениям по приказу комитета. В связи с тем, что  часть техники была некомплектной и непригодной для использования сразу при ввозе товара она была списана учебными учреждениями с разрешения комитета и в соответствии с существующими требованиями по списанию компьютерной техники.

Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлено, что в адрес ГУ НПО «Профессиональный лицей № 1» по ГТД № 10208040/291102/0011148 поступил товар - вычислительная техника.

Из удостоверения №  1183 (л.д. 11 – 18),  выданного комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации, следует, что этот груз признан международной  технической помощью.

Из представленных таможней на обозрение суда грузовых таможенных деклараций следует, что получателем товара и декларантом является лицей.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» товар, являющийся технической площадью, при ввозе был освобожден от ввозной таможенной пошлины и налога.

Согласно ст. ст. 18, 29 Таможенного кодекса РФ 1993 года, действовавшего на момент ввоза, был осуществлен условный выпуск товара.

Из вышеназванных норм Таможенного кодекса РФ 1993 г. и ст. 360 Таможенного кодекса РФ 2003 г. следует, что условно-выпущенный  товар находится под таможенным контролем до выпуска в свободное обращение, уничтожения, отказа в пользу государства, обращения товаров в федеральную собственность, либо фактического вывоза товара.

В связи с этим в феврале 2007 г. Новгородской таможней проведена специальная таможенная ревизия (акт от 20.02.2007 г. № 102 08000/200207/00002).

Из акта таможенной ревизии следует, что 22 комплекта техники в 2003 году переданы лицеем профессиональным училищам № 7 и № 15  по приказу комитета по образованию, физической культуры и спорту Администрации Великого Новгорода от 09.01.2003 г. № 13.

В последующем часть техники была передана в общеобразовательные учреждения города и списана без уведомления лицея и таможни.

В связи с этим, исходя из таможенной стоимости списанного товара таможней были начислены таможенные платежи и НДС в сумме 18406 руб. 18 коп., а     также пени в сумме 15544 руб. 63 коп., о чем декларанту направлено требование от 6.03.2007 г. № 25 (л.д. 19).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия)  Российской Федерации» в случае нецелевого использования безвозмездной помощи ее получатель, использующий представленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

 Из п. 17 Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля  за ее целевым использованием, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 г. № 1046 следует, что под нецелевым использованием понимается использование его не для целей технической помощи, предназначенной конкретным получателям, передача указанных материально-технических средств третьим лицам, не являющимся участниками данного проекта или программы технической помощи, продажа или передача в аренду.

Исходя из этих норм, передача лицеем части оборудования другим учебным учреждениям профессионального образования сама по себе не является нецелевым использованием техники.

Из удостоверения № 1183 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью (п.4) и письма мэрии г. Билефельда (Германия) от 6.11.2001 г. следует, что техническая помощь предназначена для всей системы профессионального образования в Великом Новгороде. Таким образом, профессиональные училища № 7 и № 15, которым лицей передал часть техники, являются участниками проекта.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не освобождают лицей от выполнения своих публично-правовых обязанностей, связанных с использованием условно выпущенного товара (ст. 151 Таможенного кодекса РФ 2003 г.)

Согласно ст. 161 Таможенного кодекса РФ обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, возлагается на декларанта.

Таким образом, лицей, как декларант, должен был уведомить таможню о передаче части техники и принять меры к изменению статуса товара для того, чтобы завершить таможенный контроль.

Суд также учитывает, что таможенный органом начислены таможенные платежи, НДС и пени не на всю вычислительную технику, переданную другим профессиональным училищам, а только на ту, которая была в последствии списана (утилизирована) без уведомления таможни.

Довод заявителя о том, что списание (утилизация) товара без уведомления таможни не является нецелевым использованием технической помощи, несостоятелен.

Из ст. 29 Таможенного кодекса  РФ 1993 г., ст. 151, 161 Таможенного кодекса РФ 2003 г. следует, что декларант должен согласовывать с таможней любые операции с товаром, кроме использования его по прямому назначению, т. е исключительно в виде технической помощи.

Любое другое использование товара, включая его утилизацию, не соответствует целям ввоза, в связи с которым были представлены льготы (п. 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 г. № 1046).

Исходя из этого, акты списания техники, составленные без участия таможни не являются бесспорным основанием для освобождения лицея от уплаты таможенных платежей, налогов и пени.

Доводы заявителя о том, что списание техники (утилизация) произведено не им и о том, что  последующее распоряжение переданным товаром находится вне контроля лицея, не могут быть приняты во внимание.

Согласно ст. 151, п. 3 ст. 327 Таможенного кодекса РФ взыскание таможенных пошлин и налогов при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те в связи с которыми предусмотрено полное или частичное освобождение от их уплаты не связано с наличием или отсутствием вины декларанта.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования ГУ НПО «Профессиональный лицей №1» о признании недействительным требования Новгородской таможни об уплате таможенных платежей от 06.03.2007 г. № 25 отказать в связи с неустановлением нарушений ст. 4 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 95-ФЗ, п. 17 Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также контроля за ее целевым использованием, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 г. № 1046, ст. ст. 18, 29, 192 Таможенного кодекса РФ 1993 г., ст. ст. 15, 151, 161, 327, 360 Таможенного кодекса РФ 2003 г.

Меры по обеспечению заявления, принятые по определению суда от 23.03.2007 г. отменить после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                     И.Г. Ларина