ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-7218/12 от 19.12.2012 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-7218/2012

20 декабря 2012 года

  Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2012 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Киселевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Кичкиной М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:

ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" (ИНН 5318007590, ОГРН 1065336001686)

к Новгородской таможне (ИНН 5321034392, ОГРН 1025300802053)

о признании Требования об уплате таможенных платежей №21 от 04.09.2012 г. незаконным

при участии

от истца: Никитиной Татьяны Дмитриевны, представителя, доверенность от 25.10.2012 № 131;

от ответчика: не явился

установил:

ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" (далее- заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Требования Новгородской таможни (далее- Таможня) об уплате таможенных платежей №21 от 04.09.2012 г. незаконным.

Представитель Новгородской таможни не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 200 АПК РФ суд проводит судебное заседание в отсутствии представителя таможни.

Представитель Общества исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Заслушав представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.

В отношении ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово» проведена камеральная таможенная проверка № 10208000/400/230812/А0022 по вопросам контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, по результатам которой составлен акт проверки от 23.08.2012 (том 1,л.15-22), установивший факт наличия недоимки по уплате таможенных сборов за таможенные операции за период с 01.01.2012 по 20.02.2012 в сумме 175 000 рублей.

04 сентября 2012 года Обществу выставлено требование № 21 об уплате таможенных платежей, согласно которому Общество обязано уплатить таможенные сборы в сумме 175 000 рублей и пени за период с 12.01.2012 по 04.09.2012 в сумме 10 178 руб. 18 коп. (том 1,л.9).

Общество не согласилось с указанным требованием и оспорило его в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, начисление недоимки по таможенным сборам произведено по таможенным операциям, произведенным за период с 01.01.2012 по 20.02.2012.

Материалами дела установлено, что 23.12.2011 года между ООО «ЮПМ- Кюммене Чудово» (далее- Продавец) и компанией «UPM-Kymmene Oyj» Финляндия (далее- Покупатель) заключен договор поставки пиломатериалов № KW-009 (далее- договор), по условиям которого Покупатель продает Продавцу около 200 000 куб.м. пиломатериалов в течение 2011-2012 годов в соответствии с погрузочными материалами, поступающими от Покупателя (том 1,л.46-52).

В период с 01 января 2012 года по 20 февраля 2012 года с таможенной территории Российской Федерации Общество осуществило вывоз пиломатериалов путем подачи таможенных деклараций на Боровичском таможенном посту Новгородской таможни с №10208010/110112/0000005 по № 10208010/200212/0000420 (том 1,л.69-162, том 2, том 3, том 4,л.1-94) на общую сумму 1169122,46 евро.

Обществом уплачены сборы за таможенные операции по вышеперечисленным таможенным декларациям на общую сумму 169 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 24.11.2011 № 06994, от 28.12.2011 № 07911, от 16.01.2012 № 00170, от 02.02.2012 № 00481 (том 1,л.60,87 том 2,л.143, том 3,л.99) и не отрицалось представителем Таможни в ходе судебного разбирательства.

При декларировании товаров, а именно в период с 01.01.2012 по 20.02.2012 Общество исходило из:

постановления Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств- участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (далее- Постановление № 795), согласно которого ставки вывозной таможенной пошлины на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, квалифицированные в товарной подсубпозиции 4409 10 180 0 ТН ВЭД ТС и 4407 10 ТН ВЭД ТС, равны 0 процентов от таможенной стоимости;

пункта 1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» (далее- Постановление № 863), согласно которого таможенные сборы за таможенные операции уплачивались по следующим ставкам:

500 рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно;

1 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 450 тыс. рублей включительно.

При проведении проверки и выставлении требования Новгородская таможня руководствовалась следующим.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 № 88 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- постановление № 88), вступившим в законную силу с 21 февраля 2012 года, товары, классифицированные в товарной подсубпозиции 4409 10 180 0 ТН ВЭД ТС и 4407 10 ТН ВЭД ТС, не включены в перечень товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, и постановление № 795 признано утратившим силу.

Таким образом, товары, классифицированные в товарной подсубпозиции 4409 10 180 0 ТН ВЭД ТС и 4407 10 ТН ВЭД ТС, перестали облагаться вывозными таможенными пошлинами.

Согласно пункту 3 постановления № 88, его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.

Учитывая переход товара из категории облагаемых в категорию необлагаемых вывозной таможенной пошлиной, Таможня применила пункт 1(1) постановления № 863, в соответствии с которым ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, применяются согласно приложению.

Указанным приложением группа 44 по единой ТН ВЭД ТС подлежит обложению таможенным сбором за таможенные операции при вывозе из РФ товаров, необлагаемых вывозными таможенными пошлинами, в сумме 2000 рублей.

Осуществив расчет по таможенным декларациям Общества за период с 01.01.2012 по 20.02.2012, сумма таможенных сборов стала составлять 344 000 руб. из расчета 2000 рублей за каждую таможенную декларацию.

Следовательно, сумма недоимки составляет 175 000 (344000-169000) рублей.

Представитель Общества полагает, что постановление № 88 ухудшает положение Общества и следовательно в силу статьи 6 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 311-ФЗ) не имеет обратной силы.

Суд не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 311-ФЗ установлено, что акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 6 указанного закона положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.

Постановление № 88, утвердив перечень товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, не включило в последний товары, классифицированные в товарной подсубпозиции 4409 10 180 0 ТН ВЭД ТС и 4407 10 ТН ВЭД ТС, и отменило постановление № 795, устанавливающего для перечисленных товаров размер ставки вывозной пошлины равной 0 процентов. Следовательно, положения постановления № 88 улучшили положение лица, то есть Общества, путем исключения вывозимого товара из перечня облагаемого вывозной таможенной пошлиной.

Применение в отношении Общества пункта 1(1) постановления № 863 явилось следствием исключения товара из облагаемого вывозными товарными пошлинами.

Конструкция части 2 статьи 6 Федерального закона № 311-ФЗ не говорит об улучшении положения лица, как о последствии, наступающем в результате принятия акта в области таможенного дела. Данная норма ставит в зависимость улучшение положения лица от положения принятого акта, а не совершенных действий после принятия такого акта.

Кроме того, буквальное прочтение части 2 статьи 6 Федерального закона № 311-ФЗ предполагает, что не весь акт законодательства о таможенном регулировании или иной правовой акт РФ в области таможенного дела, может улучшить положение лица, а его положения. Иначе говоря, обратную силу имеют только те положения акта, которые улучшают положения лица.

В силу статьи 4 Федерального закона № 311-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Сведений о признании недействующим постановления № 88 у суда не имеется.

На основании изложенного, требование Таможни в части начисления недоимки в сумме 175 000 рублей законно и обоснованно.

Вместе с тем, суд полагает, что при вынесении постановления Таможней неправомерно включены в требование пени, начисленные за период с 12.01.2012 по 04.09.2012 в сумме 10178,18 руб.

Статьей 91 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.

В силу статьи 151 Федерального закона № 311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Пеня как вид неустойки является институтом гражданского права, но в данном случае она установлена за нарушение административно-правовой обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Порядок исчисления пени имеет существенные особенности, и ее следует рассматривать в качестве административного штрафа, не подпадающего под действие норм гражданского законодательства.

Статьей 125 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что таможенные сборы исчисляются плательщиками, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что таможенные сборы исчисляются таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования.

Согласно статье 126 Федерального закона № 131-ФЗ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации в соответствии со статьей 127 Федерального закона № 131-ФЗ.
  Обществом при вывозе товара за пределы РФ были уплачены исчисленные им таможенные сборы по ставкам, действующим на момент регистрации таможенных деклараций, и одновременно с подачей деклараций. Нарушений Обществом в момент вывоза товара сроков уплаты таможенных сборов не допущено.

Исчисленная Новгородской таможней недоимка по таможенным сборам согласно части 2 статьи 125 Федерального закона № 311-ФЗ, подлежит уплате в срок, установленный в требовании, а именно не позднее 20 календарных дней со дня вручения (получения) требования и не могла быть оплачена Обществом до выставления требования.

Следовательно, при отсутствии нарушения сроков уплаты таможенных сборов, начисление пени неправомерно, в связи с чем, выданное требование в этой части незаконно.

В соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при вынесении решения суд распределяет судебные расходы.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007 № 117, при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований к категории дел, к которой относится настоящее дело, не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Таким образом, с Таможни в пользу Общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требование ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово» о признании незаконным требования Новгородской таможни от 04.09.2012 № 21 удовлетворить частично.

2. Признать незаконным требование Новгородской таможни от 04.09.2012 № 21 части начисления пени в сумме 10178 руб. 18 коп.

В остальной части требований отказать.

3. Обязать Новгородскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово» путем отмены требования от 04.09.2012 № 21 в части начисления пени.

4. Взыскать с Новгородской таможни в пользу ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово» расходы по оплате госпошлины в размере 2000 рублей.

5. Исполнительный лист по пункту 4 настоящего решения выдать по истечение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

6. Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

М.С. Киселева