ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-860/13 от 23.05.2013 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-860/2013

29 мая 2013 года

  23 мая 2013 года вынесена резолютивная часть решения

29 мая 2013 года решение изготовлено в полном объёме

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Лариной И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарём судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

МАДОУ № 3 "Детский сад комбинированного вида" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к отделу надзорной деятельности по Новгородскому району управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Новгородской области

о признании незаконным постановления № 8 от 08.02.2013г

при участии

от истца (заявителя): заведующая ФИО2, приказ от 11.12.2009 №214-л представитель ФИО3, доверенность от 19.03.2013 года № 1

от ответчика: представитель ФИО4, доверенность от 13.03.2013 года № 25

установил:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 3 "Детский сад комбинированного вида" (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по Новгородскому району управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Новгородской области (далее управление) от 08.02.2013 года №8 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие своей вины в совершении административного правонарушения.

Учреждение не может самостоятельно устранить нарушения правил пожарной безопасности, так как произвести замену наружных лестниц, несоответствие которых выявлено при проверке, не представляется возможным, поскольку для этого требуется замена закладных деталей, а это сделать нельзя, так как стены зданий сделаны из шлакоблоков. Произвести реконструкцию выхода на наружную лестницу в одном из зданий также невозможно, поскольку это влечёт реконструкцию системы отопления. Закрытие для эксплуатации помещений, расположенных на вторых этажах зданий детского сада, повлечёт нарушение санитарных правил и норм и повлияет на обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях в пределах Тёсово-Нетыльского городского поселения, поскольку это единственное дошкольное учреждение.

У учреждения отсутствуют достаточные средства для реконструкции зданий, средства из бюджета района на устранение нарушений правил пожарной безопасности учреждению не выделяются, несмотря на неоднократные обращения к учредителю.

Управлением не учтено, что учреждением и его учредителем принимаются меры к обеспечению пожарной безопасности детей и персонала, регулярно проводятся учебные тренировки, во время которых эвакуация проходит успешно. Кроме того, наружные лестницы, регулярно проходят эксплуатационные испытания, по результатам последних испытаний несущие элементы лестниц выдержали рабочие нагрузки и соответствуют требованиям ГОСТ Р 53254-2009.

Управление заявленные требования не признало, так как считает вынесенное постановление законным и обоснованным. Учреждение является субъектом правонарушения, как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Проводимые испытания наружных лестниц не подтверждают их соответствие требованиям действующих СНиП, так как испытание проводилось только на рабочую нагрузку. Осуществлять по этим лестницам эвакуацию детей затруднительно, тем более что в одном из зданий выход на наружную лестницу сделан в виде окна, а не двери.

Предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности выносились учреждению с 2011 года, однако мер по их устранению не было принято.

Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со статьёй 163 АПК РФ.

При рассмотрении дела установлено, что управлением на основании распоряжения заместителя руководителя отдела от 26.12.2012 года №2/2013 проведена плановая выездная проверка МАДОУ № 3 "Детский сад комбинированного вида", находящегося в п. Тёсово-Нетыльский Новгородского района.

В ходе проверки обследованы два здания 1951 года постройки, входящие в имущественный комплекс учреждения. По результатам проверки составлен акт от 01.02.2013 года. Одновременно управлением вынесено предписание №2/1/4 о том, что размер наружных лестниц здания по адресу ул. Советская, 23 не соответствуют требованиям СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", выход на наружную лестницу со второго этажа выполнен в виде окна, что является нарушением п.6.9 СНиП 21-01-97*. В отношении здания по адресу ул. Советская, 25 вынесено предписание №3/1/5 о том, что размер наружных лестниц здания не соответствуют требованиям СНиП 21-01-97*. Указанные в предписаниях нарушения предложено устранить до 20.08.2013 года.

Кроме того, 01.02.2013 года уполномоченным должностным лицом управления в присутствии законного представителя учреждения составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, №7 - о нарушениях, выявленных в здании детского сада по адресу <...> и №9 - о нарушениях, выявленных в здании детского сада по адресу ул. Советская, д. 25.

08.02.2013 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности по Новгородскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области вынесено постановление №8 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа 150000 руб.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон №69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Закона №69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 2 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон №123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 6.29, 6.30 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, для зданий класса Ф1.1, к которым относятся детские дошкольные учреждения, должна составлять 1,35 м; уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Наружные лестницы в обследованных зданиях указанным требованиям не отвечают, имеют ступени слишком крутые и узкие, а также перила, выполненные из металла, что существенно затрудняет эвакуацию детей и персонала в случае пожара из помещений второго этажа, особенно в зимнее время. Таким образом, для эвакуации могут быть задействованы, в основном, только внутренние лестницы, несмотря на то, что в зданиях указанного типа должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

Кроме того, выход на наружную лестницу в здании по адресу ул. Советская, 23 не соответствуют требованиям пункта 6.9 СНиП 21-01-97*, так как выполнен в виде окна, а не двери.

Указанные нарушения обоснованно квалифицированы управлением по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Наличие выявленных нарушений подтверждено материалами дела и заявителем не оспаривается.

Таким образом, у управления имелись основания для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, учреждение не может нести в данном случае ответственность за выявленные нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Однако ни КоАП РФ, ни Закон №69-ФЗ не устанавливают четких критериев для разделения ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности собственника имущества и лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава МАДОУ № 3 "Детский сад комбинированного вида" оно является автономным дошкольным образовательным учреждением.

Учредителем учреждения является Комитет образования Администрации Новгородского муниципального района по поручению Администрации Новгородского муниципального района.

Согласно пункту 4.1 Устава имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества учреждения является Новгородский муниципальный район. Из пункта 4.7 Устава следует, что учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника.

В пункте 4.10 Устава указано, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, закрепленное за ним за ним на праве оперативного управления; бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций; средства от оказания платных услуг; добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и (или) физических лиц; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Из представленных учреждением документов следует, что иных источников финансирования, кроме бюджетных поступлений у учреждения не имеется. Платные услуги учреждение не оказывает, добровольных пожертвований не поступало.

Вмененные в вину учреждению нарушения требований пожарной безопасности в виде несоответствия путей эвакуации требованиям СНиП относятся к нарушениям требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту защиты, то есть к зданиям (помещениям), занимаемым учреждением (ст.ст. 83,84 Закона №123-ФЗ)

Закрепление муниципального имущества собственником за учреждением носит целевой характер – организация воспитания и обучения детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, поэтому предоставляемые собственником для этих целей здания должны отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.

Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить финансирование учреждения из бюджета муниципального района в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения.

Ответственность самого учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из материалов дела следует, что учреждение неоднократно обращалось к учредителю о выделении денежных средств, необходимых для устранения нарушения правил пожарной безопасности, в том числе: 408,3 тысяч руб. на изготовление наружных пожарных лестниц, однако эти средства выделены не были в связи с тем, что бюджет муниципального района на 2012 год был сформирован с предельным дефицитом - 10 процентов.

Учитывая, что собственником не обеспечено финансирование, достаточное для замены наружных лестниц и реконструкции выхода на наружную лестницу в здании по адресу: ул. Советская, д.23, либо предоставление помещений, соответствующих требованиям пожарной безопасности, учреждение неправомерно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В данном случае вина учреждения управлением не доказана, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе вины в совершении противоправных действий (бездействия), в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление отдела надзорной деятельности по Новгородскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области от 08.02.2012 года №8 о привлечении к административной ответственности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №3 «Детский сад комбинированного вида» по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа 150000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья И.Г. Ларина