ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-8888/16 от 26.12.2016 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород

Дело № А44-8888/2016

28 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2016 года

  Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2016 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Л.А. Максимовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Беловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

103 Отдела Государственного архитектурно строительного отдела Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к федеральному государственному унитарному предприятию «Спецстройнжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

103 Отдел Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее – Отдел) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства» (далее-Предприятие) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) по протоколу об административном правонарушении от 31.10.2016 № 15/2016/61-1.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд рассмотрел дело в порядке статей 202, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

22.07.2016 Отделом Предприятию выданы предписания № 22-МС-16-1, № 23-МС-16-1, № 24-МС-16-1 об устранении выявленных при проверке объекта капитального строительства по государственному контракту «Строительство Развития зоны хранения войсковой части 64531» с шифрами 64/1-314, 64/1-321, 64/1-322 (гарнизон Котово) нарушений, допущенных при строительстве объекта капитального строительства, срок исполнения предписаний - 10.09.2016 (л.д. 17-29).

В целях исполнения предписаний Отделом по приказу от 04.10.2016 № 119 проведена проверка Предприятия, о чем составлен акт проверки от 31.10.2016 № 01-ЧА-16 (л.д. 13-14); в ходе проверки установлено, что Предприятие не выполнило в полном объеме к установленным срокам предписания от 22.07.2016.

По данному факту должностным лицом Отдела в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ от 31.10.2016 № 15/2016/61-1 (л.д. 8-9).

Посчитав состав правонарушения установленным, Отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Рассмотрев по настоящему делу заявление Отдела о привлечении Предприятия к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 31.10.2016 № 15/2016/61-1 суд полагает его не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: для юридических лиц в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образует невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации.

При этом в силу подпункта 69.1 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России выдает разрешение на строительство объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции этих объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации является одним из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.

Пунктом 3 части 1 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 № 221, определено, что под «объектами военной инфраструктуры» следует понимать специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.

Пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, обладают, в том числе должностные лица федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный строительный надзор.

Таким образом, полномочия 103 Отдела ГАСН Министерства обороны РФ на проведение проверки и составления протокола об административном правонарушении судом установлены и сомнений не вызывают.

В соответствии со статьей 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Предметом государственного строительного надзора является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 ГрК РФ.

Согласно статье 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В частности, согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно государственному контракту № ДГЗ-64/1-2/2011 от 21.12.2011 Предприятие является генподрядчиком по выполнению работ по строительству объекта капитального строительства в гарнизоне Котово, то есть, Предприятие является лицом, осуществляющим строительство, и обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией и требованиями технических регламентов.

Из изложенного следует, что Отдел выдал предписания от 22.07.2016 № 22-МС-16-1, № 23-МС-16-1, № 24-МС-16-1 в рамках предусмотренных законом полномочий; при этом в случае установления законности данных предписаний и их невыполнения Предприятием последнее может выступать надлежащим субъектом ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей – трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня его обнаружения.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Как следует из материалов дела, вмененное Предприятию Отделом административное правонарушение, выразившееся в невыполнении предписаний Отдела в срок, установленный в предписаниях – до 10.09.2016, не является длящимся, состав его образуется на дату истечения срока исполнения предписаний, то есть на 10.09.2016. Соответственно, в данном случае с учетом порядка исчисления сроков срок давности привлечения к административной ответственности истек 11.12.2016, при том, что срок рассмотрения судом заявления Отдела о привлечении Предприятия к административной ответственности в силу статьи 205 АПК РФ истекает только 06.02.2017. Суд полагает необходимым отметить, что Отдел заявление в арбитражный суд о привлечении Предприятия к ответственности направил почтовым отправлением 16.11.2016 (оттиск почтового штампа на конверте, л.д. 31); заявление поступило в суд 23.11.2016; заявление по основаниям статьи 128 АПК РФ было оставлено без движения; документы по устранению обстоятельств, послуживших основанием для оставления без движения, поступили в арбитражный суд от Отдела 06.12.2016 (л.д. 35), при этом срок привлечения к административной ответственности истекал 11.12.2016); определением суда от 09.12.2016 дело назначено к рассмотрению, как в предварительном судебном заседании, так и в стадии судебного разбирательства на 26.12.2016 с учетом отдаленности местонахождения сторон: заявитель находится в Санкт-Петербурге, а ответчик - в Москве; стороны извещены посредством факсимильной и почтовой связи, в судебное заседание не явились).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из смысла статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5,статьи 29.1, части 2 статьи 29.4 КоАП РФ, вопрос об административной ответственности лица, в том числе о наличии события и состава административного правонарушения, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности выяснению не подлежит.

Предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ сроки являются пресекательными, восстановлению не подлежат, пропуск срока на привлечение к административной ответственности является основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, требования Отдела по данному делу удовлетворению судом не подлежат, производство по административному делу в отношении Предприятия в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению судом.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления 103 Отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

2.Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства» по протоколу об административном правонарушении от 31.10.2016 № 15/2016/61-1 прекратить.

3.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Л.А. Максимова