АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-897/2013
29 мая 2013 года
22 мая 2013 года вынесена резолютивная часть решения
29 мая 2013 года решение изготовлено в полном объёме
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Лариной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарём судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Новострой" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту строительства и дорожного хозяйства Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления № 6/5-2013 от 12.02.2013г.
при участии
от истца (заявителя): юрисконсульт ФИО2, доверенность от 03.10.2011 года, главный бухгалтер ФИО3, доверенность от 17.05.2013 года
от ответчика: главный специалист-эксперт ФИО4, доверенность от 16.05.2013 года №4
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее – общество) обратилось в суд с заявлением к Комитету строительства и дорожного хозяйства Новгородской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12.02.2013 года № 6/5-2013 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа 50000 руб.
По мнению заявителя допущенное им правонарушение является малозначительным. Недостоверность сведений в наименовании периода отчётности и непредставление своевременно справки о расторгнутом договоре с участником долевого строительства формально образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, однако умысла на предоставление недостоверной отчётности общество не имело. Правонарушение не создаёт существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, государства и иных субъектов предпринимательской деятельности в сфере долевого строительства.
Комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области заявленные требования не признал, указав, что обстоятельства, на которые ссылается общество, не могут являться основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ и были учтены при назначении наказания. Допущенное обществом правонарушение создало препятствие в деятельности контролирующего органа по осуществлению предварительного и текущего контроля деятельности застройщика, при этом состав правонарушения является формальным и не предусматривает наступление вредных последствий. В связи с этим отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
В связи с тем, что в соответствии с постановлением Администрации Новгородской области от 26.04.2013 года №251 Комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области переименован в Департамент строительства и дорожного хозяйства Новгородской области надлежащим административным органом, к которому предъявлены требования по настоящему делу, является Департамент строительства и дорожного хозяйства Новгородской области.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со статьёй 163 АПК РФ.
При рассмотрении дела установлено, что 28.03.2012 года ООО «Новострой» направило в адрес Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области (далее – комитет) ежеквартальную отчетность за 4 квартал 2011 года как уполномоченному органу по контролю и надзору за долевым участием в строительстве (л.д.11-18).
В результате проведенной проверки отчетности застройщика комитетом установлено, что в представленной форме «Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» не заполнена графа «Норматив безубыточности (Н3)», в составе отчётности отсутствует справка с указанием оснований расторжения договора с участником долевого строительства, информация о котором содержится в разделе 7 сведений об объекте.
6 ноября 2012 года комитетом составлен протокол № 5 в отношении ООО «Новострой» об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ (л.д.6).
14.02.2013 года председателем комитета вынесено постановление № 6/5-2013 о назначении ООО «Новострой» административного наказания за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 50 000 рублей (л.д.8-10).
Согласно части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующему органу предоставлено право ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Общество в IV квартале 2011 года осуществляло деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства двух жилых домов.
На основании пункта 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 № 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям № 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", утратившей силу с 01 января 2013 года, бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.
Уполномоченным органом исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости является уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство, орган.
Осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории области в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" отнесено к компетенции Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области (Департамента) в соответствии с Положением о Комитете, утвержденном постановлением Администрации Новгородской области от 29.01.2010 № 26.
Из материалов дела следует, что обществом представлена бухгалтерская отчетность за IV квартал, то есть годовая за 2011 год.
Факты не заполнения в представленной форме «Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» графы «Норматив безубыточности (Н3)» и отсутствия в составе отчётности справки с указанием оснований расторжения договора с участником долевого строительства, информация о котором содержится в разделе 7 сведений об объекте, подтверждены материалами дела.
Вина общества в предоставлении отчётности за IV квартал 2011 года не в полном объёме им признана.
Таким образом, комитетом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 постановления Пленума ВАС РФ указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки которой определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно.
Из материалов дела следует, что не указание в тексте приложения 4 к отчётности (л. д. 18), показателя «Норматив безубыточности (Н3)», а также не правильное указание периода отчётности (3 квартал 2011 года вместо 4 квартал 2011 года) явились следствием технической ошибки, кроме того показатель Н3 содержится в расчёте нормативов, имеющемся в указанном приложении. Соответствующие разъяснения (л.д.56) направлены обществом в комитет 31.10.2012 года, то есть до составления протокола об административном правонарушении.
Сведения о расторжении одного договора участия в долевом строительстве были указаны обществом в разделе 7 приложения 2 к отчётности (л.д. 13). Справка об основаниях расторжения договора не приложена обществом ввиду того, что с этим участником долевого заключён договор на новый объект, поэтому денежные средства не подлежали возврату. Общество ошибочно считало, что в данном случае предоставление справки не требуется. Необходимая справка была также представлена в комитет 31.10.2012 года.
Таким образом, допущенные обществом нарушения не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
решил:
1. Признать незаконным и отменить постановление Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области от 12.02.2013 года №6/5-2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей обществу с ограниченной ответственностью "Новострой" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья И.Г. Ларина