АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-9330/2016
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2017 года
Арбитражный суд Новгородской области
в составе судьи Н.В. Богаевой
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи С.В. Соколовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 173003, <...>
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания №17" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 173003, <...>
об обязании заключить договор
при участии:
от истца: ФИО1 - дов. от 11.01.2017 № 5;
от ответчика: ФИО2 - дов. от 01.11.2016.
у с т а н о в и л:
Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Новгородский водоканал" ( далее – Предприятие) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания №17" ( далее – Общество) о понуждении заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения от 02.09.2016 № 3170 в редакции, изложенной истцом.
Представитель истца в судебном заседании 28.02.2017 исковые требования уточнила и просила урегулировать разногласия по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 02.09.2016 № 3170 в отношении следующих условий: пункта 8 раздела 3, пункта 66 раздела 16, пункта 9, пункта 12 раздела 4, подпункта «г» пункта 14, пункта 21 раздела 3, приложений № 1, № 2 и № 8.
Уточнение иска судом принято.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Ответчик требования признал частично согласно отзыву на исковое заявление.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку холодной воды и оказывает услуги по водоотведению, ответчик – исполнителем коммунальных услуг.
14.09.2016 года истец направил ответчику проект договора холодного водоснабжения и водоотведения от 2 сентября 2016 № 3170.
Письмом от 14.10.2016 № 2116 ответчик отказался от заключения договора, указав, что между сторонами продолжает действовать ранее заключенный договор от 01.01.2014 № 3170.
В связи с тем, что ответчик отказался от заключения договора, Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении заключить договор на предложенных истцом условиях.
В судебном заседании установлено, что Договор водоснабжения и водоотведения от 01.01.2014 № 3170 между сторонами не подписан, что было признано представителем ответчиком.
В процессе рассмотрения дела 24.01.2017 ответчик направил истцу разногласия к проекту договора. Не возражая против заключения договора в целом, просил принять пункт 8 раздела 3, пункт 12 раздела 4, пункт 66 раздела 16, приложения № 1, № 2 и № 8 в редакции ответчика, пункт 9, подпункт «г» пункта 14, пункт 21 раздела 3 исключить.
Дополнительно ответчик просил дополнить договор разделом 21 «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами», представив предложение по изложению указанного пункта.
Истец в судебном заседании изменил предмет спора и просил урегулировать разногласия по пунктам договора, в отношении которых между сторонами не было достигнуто соглашения.
При разрешении спора суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации
( далее – ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно п. 1 ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее – ЖК РФ), управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Из п. 1 ст. 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены
Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" ( далее – Правила № 124).
Согласно пункту 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Существенные, а также иные условия, подлежащие согласованию в договоре ресурсоснабжения (холодного водоснабжения и водоотведения) определены в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ( далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), п. 17-18 Правил № 124, п. 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).
Рассмотрев спорные условия, заявленные истцом к урегулированию, возражения и предложения ответчика, суд пришел к следующим выводам.
Пункт 8 раздела 3 Договора истец предложил изложить в следующей редакции: Расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 20-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства. При отсутствии в назначении платежа платежного поручения Абонента указаний на конкретный счет-фактуру или период, за который производится платеж, организация водопроводно-канализационного хозяйства засчитывает сумму такого платежа в хронологическом порядке, т.е. на ранее возникший период задолженности.
Ответчик согласился с уточненной истцом редакцией пункта Договора.
Пункт 9 Договора истец предложил изложить в следующей редакции «При размещении узла учета и приборов учета не на границе раздела эксплуатационной ответственности величина потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы раздела эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, определяется согласно Методическим указаниям по расчету расходов и потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 <...> подлежит оплате в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего договора, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде, определенного по показаниям приборов учета».
Ответчик также согласился с предложенной редакцией.
В силу изложенного пункты 8 и 9 Договора принимаются судом в редакции истца.
Пункт 12 раздела 4 Договора « Права и обязанности сторон» ответчик предложил дополнить следующими подпунктами:
л) незамедлительно уведомлять абонента об авариях на сетях холодного водоснабжения, влекущих за собой отключение жилых домов от поставки питьевой воды.
Истец уточнил пункт 12 раздела 4 договора и в подпункте «к» изложил обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства предупреждать абонента о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и в случаях, которые предусмотрены настоящим договором и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответчик согласился с редакцией истца подпункта «к» п. 12 Договора и не настаивал на изложении подпункта «л» п. 12 Договора.
Ответчик просил дополнить пункт 12 подпунктом «у» следующего содержания: обеспечить временное водоснабжение многоквартирных домов при отсутствии холодного водоснабжения более 8 часов по вине организации ВКХ.
Порядок прекращения или ограничения водоснабжения урегулирован ст. 21 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.
Как следует из части 10 ст. 21 указанного нормативного акта в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 1, пунктах 1, 5 - 7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
Таким образом, оснований для возложения на истца обязанности по обеспечению временного водоснабжения при отсутствии холодного водоснабжения более 8 часов законодательством не предусмотрено.
Дополнительно ответчик просил вменить истцу обязанность выполнять работы по осушению, ремонту и дезинфекции в случаях подтопления и повреждения подвальных помещений и оборудования по вине организации ВКХ.
Истец против дополнения возражал.
Как следует из п. 17-18 Правил № 124 условие о разграничении обязательств сторон по содержанию общего имущества, не являющегося инженерной системой, не относится к числу условий, обязательных включению в договор.
Меры ответственности за подтопление и повреждение подвальных помещений также не являются существенным условием договора водоснабжения.
Как следует из подпункта «и» п. 18 Правил № 124 в договоре могут быть предусмотрены иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Поскольку истец возражал против урегулирования разногласий по указанному пункту, который не является обязательным, то указанный пункт не подлежит урегулированию.
Ответчик просил возложить на истца обязанность предоставить абоненту информацию о наличии договоров на водоснабжение и водоотведение, заключенных с собственниками (арендаторами) встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, об объеме холодной воды, поданной собственникам (арендаторам) встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, и объеме принятых сточных вод.
Истец возражал против раскрытия им информации о наличии договоров с собственниками нежилых помещений и объемов потребленного ресурса.
Как следует из пункта 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ( далее – Правила № 354) поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 18 Правил № 354 в случае если в соответствии с настоящими Правилами исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, - данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
Как следует из подпункта «а» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный жилой дом определяется за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В силу подпункта «д» п. 18 Правил № 124 в Договоре предусматривается обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как определено подпунктом «Е (1) п. 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Указанное положение является отсылочным и возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность предоставлять информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса, в случае если собственниками было принято решение о непосредственной оплате за коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации.
Изложенное положение может быть применимо и к порядку обмена информацией между сторонами договора в отношении потребления коммунальных ресурсов собственниками (пользователями) нежилых помещений.
Договор ресурсоснабжения в обязательном порядке подлежит заключению собственником нежилого помещения с ресурсоснабжающей организацией.
Объем потребления ресурсов собственниками (пользователями) нежилых помещений является существенной для исполнителя коммунальных услуг информацией, влияющей на объем обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией.
Обязанность собственника помещения предоставить в порядке, предусмотренном п. 18 Правил № 354, исполнителю коммунальных услуг информацию о наличии договора и объёме потребления, не исключает ситуации уклонения пользователя ресурса от выполнения такой обязанности.
В то же время, для правильного определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, такая информация необходима и ресурсоснабжающая организация, с которой у пользователя нежилого помещения имеются договорные отношения, не вправе уклоняться от предоставления такой информации стороне по договору.
Отказ истца от включения указанного пункта в договор, свидетельствует о нежелании представлять ответчику сведения об объеме потребленного собственниками (пользователями) нежилых помещений ресурсов.
Вместе с тем, как следует из части 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Учитывая изложенное, основываясь на положениях ч. 3 ст. 307 ГК РФ, подпунктов «Д», «Е (1) п. 18, подпункта «а» пункта 21 Правил № 124, суд считает необходимым возложить на истца обязанность предоставлять по запросу абонента информацию о наличии договоров на водоснабжение и водоотведение, заключенных с собственниками (арендаторами) встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, об объеме холодной воды, поданной собственникам (арендаторам) встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, и объеме принятых сточных вод.
Ответчик просил предусмотреть в пункте 12 Договора обязанность Организации ВКХ по своевременному и качественному устранению выявленных недостатков предоставления услуг по Договору.
Указанное предложение ответчика является общим положением ГК РФ о надлежащем исполнении истцом обязательств по договору.
Оснований для его определения в разделе 12 не имеется.
Истец в судебном заседании также уточнил подпункты «п», «р» и «с» п. 12 Договора и просил их не включать в условия пункта 12, поскольку нормативы водоотведения в отношении жилых домов не установлены.
Ответчик также просил в раздел «права и обязанности сторон» включить обязанность истца в случае некачественного предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению направлять своих представителей для подписания соответствующего акта. При неявке представителя организации ВКХ акт считается действительным без подписи организации ВКХ.
Впоследствии ответчик предложил дополнить договор дополнительным разделом 21 «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами», предоставив предложения по изложению указанного раздела.
Истец в судебном заседании заявил, что порядок взаимодействия сторон не является обязательным условием договора и, соответственно, не подлежит включению в его условия, при этом истец не предоставил своего варианта условий в указанной части.
Рассмотрев доводы обеих сторон в указанной части, суд полагает, что условия, касающиеся порядка взаимодействия сторон при установлении фактов предоставления услуг ненадлежащего качества, подлежат определению в договоре в силу следующего.
Как установлено подпунктом «б» пункта 18 Правил № 124, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги.
Согласно пункту 23 Правил 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги предусматривается обязательность выявления причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме и порядок выявления этих причин, устанавливаемый с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Довод истца о том, что порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей является несущественным условием и не подлежит урегулированию, не соответствует изложенным нормам права.
Указанное условие не относится к тем существенным условиям, в отсутствие которых договор не может считаться заключенным, но это условие подлежит включению в договор, если вторая сторона настаивает на этом, тем более, что выявление причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества по жалобе потребителя является обязательным.
Порядок выявления причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества, а также участие ресурсоснабжающей организации при проведении проверки, порядок ее уведомления определены в разделе 10 Правил № 354.
Представленная ответчиком редакция порядка взаимодействия сторон в большей степени касается порядка взаимодействия исполнителям коммунальных услуг с потребителем, порядок взаимодействия между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации несколько отличается. В частности, Правилами № 354 не предусмотрена обязанность организации ВКХ фиксировать в журнале факты ненадлежащего качества оказываемых услуг.
Истец вообще уклонился от предоставления своего варианта рассматриваемых условий.
При изложенных обстоятельства, проанализировав положения Правил № 354, суд полагает возможным изложить дополнительный раздел договора «Порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги» в следующей редакции.
П. 79 При обнаружении абонентом факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, абонент обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны абоненту). Если абоненту такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
П. 80 В случае определения даты и времени проведения проверки в соответствии с Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ( далее по договору Правила № 354) абонент обязан уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
П. 81 По окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам № 354 параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 82 Договора.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
П. 82 Если в ходе проверки между Абонентом и Организацией ВКХ возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам № 354 параметров качества коммунальной услуги, то участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Абонент или Организация ВКХ вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то Абонент обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Абонент обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.
Если проведение экспертизы качества предоставления коммунальной услуги возможно в месте ее предоставления, то Абонент , Организация ВКХ и иные заинтересованные лица определяют дату и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенного эксперта. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт, из какой организации должен быть приглашен эксперт (если это определено заинтересованными участниками проверки на момент составления акта проверки).
Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет Абонент. Расходы на проведение экспертизы, инициированной Организацией ВКХ, несет инициатор экспертизы.
Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем, Абонентом, и Организацией ВКХ существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам № 354 параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных Абонентом представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.
Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей. Указанным представителям Абонент обязан передать по 1 экземпляру акта повторной проверки.
83. Дата и время, начиная с которых считается, что водоснабжение и водоотведение предоставляется с нарушениями качества, определяется в соответствии с п. 111 Правил № 354.
Период окончания нарушения качества водоснабжения и водоотведения устанавливается согласно п. 112 Правил № 354.
84. После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги Абонент обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
При проведении проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги может участвовать также Организация ВКХ, если она принимала участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если ее участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или Абонентом. В этом случае Абонент обязан уведомить Организация ВКХ о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Организация ВКХ вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом Абонента.
Истец просил урегулировать разногласия по следующим пунктам Договора: Подпункт «г» пункта 14 Договора изложить в следующей редакции:
«установить прибор учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае если установка такого прибора предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации»;
Пункт 21 Раздела III Договора в следующей редакции:
«В случае отсутствия у абонента прибора учета холодной воды абонент обязан установить и ввести в эксплуатацию прибор учета холодной воды»;
Ответчик возражал против включения указанных пунктов в Договор, сославшись, что приборы учета могут быть установлены только по решению общего собрания собственников помещений.
Суд полагает, что исковое требование в указанной части подлежит частичному удовлетворению в силу следующего.
Согласно подпункту «в» п. 18 Правил № 124 в договоре предусматривается определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии
Согласно подпункту «с» п. 31 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, подпункт «г» пункта 14 Договора судом излагается в следующей редакции: «установить прибор учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае если установка такого прибора предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации» не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением;
Пункт 21 Раздела III Договора судом исключается, поскольку он дублирует обязанность абонента, установленную подпунктом «г» пункта 14 Договора.
Между сторонам возник спор относительно размера неустойки.
Пункт 66 раздела 16 истцом было предложено изложить в следующей редакции: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки».
Ответчик просил принять указанный пункт в редакции п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пояснив, что население несет ответственность перед управляющей компанией в размере, предусмотренном Жилищным законодательством.
Редакция договора, предложенная истцом, полностью соответствует положениям п. 6.4 ст. 13 и 6.4 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, в связи с чем принимается судом.
Положения жилищного законодательства касаются взаимоотношений между потребителями и исполнителем коммунальных услуг и к отношениям между истцом и ответчиком неприменимы.
Также между сторонами возник спор относительно определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении двух многоквартирных жилых домов по адресам: Великий Новгород, ул. Т. Фрунзе - Оловянка <...> - ФИО3 д. 12/24.
Ответчик указал, что границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подлежат определению по внешней стене многоквартирных домов.
Рассмотрев доводы сторон в указанной части, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из подпункта «а» п. 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается, в том числе, условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Требование об определении границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения содержится в пункте 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.( далее – Правила № 354).
Согласно пункту 8 части 5 статьи 13 и пункту 11 части 5 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) одним из существенных условий договоров водоснабжения и водоотведения является установление границ эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей.
Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по водопроводным и канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения и водоотведения (часть 7 статьи 13 и часть 7 статьи 14 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правила № 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 5 и 6 указанной статьи в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей водоснабжения, водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, внешние участки водопроводных сетей от внешней стены многоквартирного жилого дома и канализационных сетей, в том числе смотровые канализационные колодцы, примыкающие к жилым домам, на баланс Предприятия не передавались, муниципальной собственностью не являются, что следует из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами от 15.02.2017, являются бесхозными.
Однако, истец, как гарантирующая организация по водоснабжению и водоотведению, в силу п. 5 и 6 ст. 8 Закона № 416-ФЗ обязан обеспечить эксплуатацию бесхозных сетей водоснабжения и водоотведения.
Определение точки поставки коммунального ресурса за пределами внешней стены многоквартирного жилого дома без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
Собственники жилых и нежилых помещений не принимали решений о возложении на себя бремени содержания внешних сетей.
Указанный правовой подход сформулирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2016 № 308-ЭС16-7310.
Таким образом, граница эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям подлежит определению по внешней стене многоквартирного дома.
Балансовая принадлежность сетей определяется по признаку собственности. В многоквартирных домах по адресам: Великий Новгород, ул. Т. Фрунзе - Оловянка <...>
- ФИО3 д. 12/24 граница балансовой принадлежности водопроводных сетей определяется следующим образом: централизованная система
водоснабжения до первого смотрового колодца - балансовая принадлежность организации водопроводно - канализационного хозяйства, водопроводная сеть от первого смотрового колодца до внешней стены многоквартирного жилого дома – бесхозяйная, от внешней стены многоквартирного жилого дома, внутренняя разводка – балансовая принадлежность абонента.
Граница балансовой принадлежности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно - канализационного хозяйства определяется следующим образом: централизованная система водоотведения до первого смотрового колодца - балансовая принадлежность организации водопроводно - канализационного хозяйства, канализационная сеть от первого смотрового колодца до внешней границы стены многоквартирного дома -бесхозяйная сеть, далее - от внешней границы стены многоквартирного дома - балансовая принадлежность абонента.
Приложение № 8 к Договору исключить по взаимному согласию сторон.
При изложенных обстоятельствах, суд считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в размере 6 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, статьями 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» удовлетворить частично.
Урегулировать разногласия, возникшие между Муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода «Новгородский водоканал» и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 17» при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 2 сентября 2016 № 3170.
Пункт 8 Раздела 111 Договора принять в редакции истца:
Расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 20-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства. При отсутствии в назначении платежа платежного поручения Абонента указаний на конкретный счет-фактуру или период, за который производится платеж, организация водопроводно-канализационного хозяйства зачитывает сумму такого платежа в хронологическом порядке, т.е. на ранее возникший период задолженности.
Пункт 9 Договора принять в редакции истца:
При размещении узла учета и приборов учета не на границе раздела эксплуатационной ответственности величина потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы раздела эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, определяется согласно Методическим указаниям по расчету расходов и потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 <...> подлежит оплате в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего договора, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде, определенного по показаниям приборов учета.
Пункт 12 раздела IV Договора изложить в следующей редакции:
12. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:
а) осуществлять подачу абоненту холодной воды установленного качества в объеме, установленном настоящим договором. Не допускать ухудшения качества воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и настоящим договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационнойответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов;
в) осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и производственный контроль состава и свойств сточных вод;
г) соблюдать установленный режим подачи холодной воды и режим приема сточных вод;
д) с даты выявления несоответствия показателей питьевой воды, характеризующих ее безопасность, требованиям законодательства Российской Федерации незамедлительно известить об этом абонента в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Указанное извещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет");
е) предоставлять абоненту информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
ж) отвечать на жалобы и обращения абонента по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации;
з) при участии абонента, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, осуществлять допуск к эксплуатации приборов учета, узлов учета, устройств и сооружений, предназначенных для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения к эксплуатации;
и) опломбировать абоненту приборы учета холодной воды и сточных вод без взимания платы, за исключением случаев, предусмотренных правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, при которых взимается плата за опломбирование приборов учета;
к) предупреждать абонента о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и в случаях, которые предусмотрены настоящим договором и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
л) принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией, а также по возобновлению действия таких систем с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации;
м) обеспечить установку на централизованных системах холодного водоснабжения, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, а также следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на ее обслуживании;
н) в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения уведомлять органы местного самоуправления и структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на ее водопроводных сетях;
о) осуществлять организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
п) уведомлять абонента о графиках и сроках проведения планово-предупредительного ремонта водопроводных и канализационных сетей, через которые осуществляется холодное водоснабжение и водоотведение;
р) предоставлять по запросу абоненту информацию о наличии договоров на водоснабжение и водоотведение, заключенных с собственниками (арендаторами) встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, об объеме холодной воды, поданной собственникам (арендаторам) встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, и объеме принятых сточных вод;
Подпункт «г» пункта 14 Договора принять в следующей редакции:
установить прибор учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае если установка такого прибора предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации», не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Пункт 21 Раздела III Договора исключить.
Пункт 66 Раздела XVI Договора принять в редакции истца:
«В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки».
Дополнить Договор разделом «Порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги» в следующей редакции».
Пункт 79. При обнаружении абонентом факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, абонент обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны абоненту). Если абоненту такие причины неизвестны, то абонент обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Пункт 80. В случае определения даты и времени проведения проверки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ( далее - по договору Правила № 354) абонент обязан уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой абонент приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Пункт 81. По окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам № 354 параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 82 Договора.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Пункт 82. Если в ходе проверки между Абонентом и Организацией ВКХ возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам № 354 параметров качества коммунальной услуги, то участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Абонент или Организация ВКХ вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то Абонент обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Абонент обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.
Если проведение экспертизы качества предоставления коммунальной услуги возможно в месте ее предоставления, то Абонент, Организация ВКХ и иные заинтересованные лица определяют дату и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенного эксперта. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт, из какой организации должен быть приглашен эксперт (если это определено заинтересованными участниками проверки на момент составления акта проверки).
Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет Абонент. Расходы на проведение экспертизы, инициированной Организацией ВКХ, несет инициатор экспертизы.
Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем, Абонентом, и Организацией ВКХ существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам № 354 параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных Абонентом представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.
Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей. Указанным представителям Абонент обязан передать по 1 экземпляру акта повторной проверки.
Пункт 83. Дата и время, начиная с которых считается, что водоснабжение и водоотведение предоставляется с нарушениями качества, определяется в соответствии с п. 111 Правил № 354.
Период окончания нарушения качества водоснабжения и водоотведения устанавливается согласно п. 112 Правил № 354.
Пункт 84. После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги Абонент обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
При проведении проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги может участвовать также Организация ВКХ, если она принимала участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если ее участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или Абонентом. В этом случае Абонент обязан уведомить Организация ВКХ о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Организация ВКХ вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом Абонента.
Приложение № 1 к Договору изложить в следующей редакции:
Установить границу балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно - канализационного хозяйства по внешней границе стены многоквартирных домов согласно перечню, согласованному сторонами в Приложением № 3 и 4 к Договору, за исключением многоквартирных домов по адресам: Великий Новгород, ул. Т. Фрунзе - Оловянка <...> - ФИО3 д. 12/24.
В многоквартирных домах по адресам: Великий Новгород, ул. Т. Фрунзе - Оловянка <...> - ФИО3 д. 12/24 установить границу балансовой принадлежности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно - канализационного хозяйства: централизованная система водоснабжения до первого смотрового колодца - балансовая принадлежность организации водопроводно - канализационного хозяйства, водопроводная сеть от первого смотрового колодца до внешней стены многоквартирного жилого дома – бесхозяйная, от внешней стены многоквартирного жилого дома, внутренняя разводка – балансовая принадлежность абонента.
Граница балансовой принадлежности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно - канализационного хозяйства определяется следующим образом: централизованная система водоотведения до первого смотрового колодца - балансовая принадлежность организации водопроводно - канализационного хозяйства, канализационная сеть от первого смотрового колодца до внешней границы стены многоквартирного дома - бесхозяйная сеть, далее - от внешней границы стены многоквартирного дома - балансовая принадлежность абонента.
Приложение № 2 к Договору принять в следующей редакции:
Установить границу эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно - канализационного хозяйства - по внешней границе стены многоквартирных домов согласно перечню, согласованному сторонами в Приложении № 3 и 4 к Договору.
Приложение № 8 к Договору исключить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания № 17» в пользу Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» 6 000 руб. в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Новгородской области.
Судья
Н.В. Богаева