АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г . Новосибирск Дело № А45-1023/2022
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2022 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района", г. Новосибирск о признании отказа от 13.12.2021 №9136-04/48 недействительным, заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Новосибирской области, г. Новосибирск,
при участии представителей:
заявителя: не явился, уведомлен,
заинтересованного лица: ФИО1, доверенность № 32 от 10.01.2022, удостоверение, диплом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа от 13.12.2021 №9136-04/48 недействительным, заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Новосибирской области.
Заявленные требования мотивированы тем, что обжалуемый отказ в предоставлении документов, содержащих персональные данные (копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) нарушает права и законные интересы заявителя.
Инспекция представила отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители заявителя в судебное заседание не явились, отзыв, возражения на заявление не представили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, при таких обстоятельствах заявление рассмотрено в отсутствие их представителей по правилам ч.3 статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района» обратилось в государственную жилищную инспекцию Новосибирской области 23.11.2021 с заявлением о предоставлении для ознакомления материалов общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме № 1 по ул. Титова, проведенного в период с 01.11.2021 по 18.11.2021 и оформленного соответствующим протоколом от 18.11.2021 для обжалования решений данного собрания в судебном порядке.
Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области заявление Общества рассмотрено, дан письменный ответ от 13.12.2021г. №913604/48, в котором разъяснено о том, что инспекция не вправе распространять, передавать данные, содержащиеся в реестре, решениях (бюллетенях) собственников помещений в многоквартирном доме и иных документах, без согласия субъекта персональных данных.
В связи с чем, для ознакомления будут представлены документы, не содержащие персональные данные, распространение которых недопустимо без согласия субъекта персональных данных.
Не согласившись с данным ответом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Государственная жилищная инспекция Новосибирской области в соответствии со ст. 20, 196 Жилищного кодекса РФ и п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 №208-п, является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.
В силу ст. 192, 196 ЖК РФ и пп. 2 п. 9, п. 11 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора НСО от 23.04.2012 № 208-п, ГЖИ НСО осуществляет лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.
Пределы компетенции инспекции в сфере жилищных отношений определены нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утверждённым постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п.
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда.
Из положений части 1,1. статьи 46 ЖК РФ следует обязанность органа государственного жилищного надзора осуществлять хранение в течение трех лет подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений, направленных управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива.
Вышеназванными нормативно-правовыми актами государственная жилищная инспекция Новосибирской области не наделена компетенцией осуществлять копирование, распространение, заверение документов, принятых ею на хранение.
Приказом Минстроя России от 28 января 2019 г. № 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", утвержден порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее - Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает правила направления подлинников решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирных домах (далее - решения) и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее - протоколы) в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее - орган государственного жилищного надзора).
Согласно п. 2 Порядка, управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны с 30 августа 2015 года представлять в орган государственного жилищного надзора решения собственников и протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, для их хранения в течение трех лет.
Инспекция осуществляет свою деятельность в рамках, определенных ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п и не наделена полномочиями по копированию, распространению и заверению документов, в том числе, по причине того, что запрашиваемые истцом документы содержат персональные данные лиц, принявших участие в голосовании.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Такие документы могут быть предоставлены только по запросу суда или правоохранительных органов.
Согласно Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» истец имеет право ознакомиться в инспекции только со своим решением, в том случае, если принимал участие в голосовании и с имеющимися протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дома, предварительно согласовав дату и время, что заявителю было разъяснено в ответе.
Как следует из материалов дела, ГЖИ НСО дан письменный ответ заявителю, в котором разъяснено о том, что заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, направленное лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, рассматривается в соответствии с приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
Перечень документов (сведений), прилагаемых к заявлению, установлен Порядком. При этом, заявителям не запрещено действующим законодательством предоставлять документы, которые в свою очередь содержат сведения о персональных данных, в частности реестр, решения (бюллетени) собственников помещений в многоквартирном доме и иные документы.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», государственный орган, получивший доступ к персональным данным, обязан не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Соответственно, государственная жилищная инспекция Новосибирской области не вправе распространять, передавать данные, содержащиеся в реестре, решениях (бюллетенях) собственников помещений в многоквартирном доме и иных документах, без согласия субъекта персональных данных. Указанные документы могут быть предоставлены по запросу суда или правоохранительных органов.
В связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», для ознакомления будут предоставлены документы, не содержащие персональные данные, распространение которых недопустимо без согласия субъекта персональных данных.
Дополнительно заявителю было сообщено, что ознакомиться с протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме можно на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosusiugi.ru).
В соответствии с положениями статьи 46 ЖК РФ, раздела 8 совместного приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр скан-образы протоколов общих собраний собственников с приложениями подлежат обязательному размещению управляющей организацией в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ, официальный адрес в сети «Интернет» https://dom.gosuslugi.rii/).
В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1009 от 13.08.1997 письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний и носят исключительно рекомендательный для исполнения характер, о чем прямо указано в последнем абзаце письма Минстроя от 26.01.2018 № 2486-ЕС/04.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая, установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания ответа жилищной инспекции недействительным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.А. Нахимович