АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6
http://novosib.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
дело № А45-10287/2011
резолютивная часть решения вынесена 08 сентября 2011 года
решение изготовлено в полном объёме 09 сентября 2011 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Литвиновой К.А.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению колхоза «Заря» (село Лопатино Татарского района Новосибирской области)
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (город Новосибирск)
о признании незаконным постановления
при участии в судебном заседании представителей
заявителя: председатель колхоза ФИО1
заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности
установил
Колхоз «Заря» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 26.05.2011 по делу об административном правонарушении № 12.
Оспариваемым постановлением колхоз признан виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы регионального значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум».
Как утверждает заявитель, колхоз не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы регионального значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум» колхозом не допущено. Никакими нормативными правовыми актами, ненормативными правовыми актами или двусторонними соглашениями на колхоз «Заря» не возлагалась обязанность по установлению аншлагов по границам территории памятника природы. Более того, земельный участок, на котором расположен памятник природы регионального значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум», не принадлежит колхозу «Заря» ни на каком праве и не используется им.
В судебном заседании председатель колхоза «Заря» поддержал заявленные требования, просил суд разобраться в правомерности привлечения колхоза к административной ответственности.
Представитель заинтересованного лица против доводов заявителя возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании, открытом 06.09.2011, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после чего судебное заседание продолжено 08.09.2011.
Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения председателя колхоза и представителя административного органа, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого колхозом «Заря» постановления.
При этом суд исходит из следующего.
По результатам проведённой Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области плановой выездной проверки соблюдения колхозом «Заря» охранных обязательств по содержанию особо охраняемой природной территории «Озёрно-займищный комплекс «Кучум» было установлено, что на местности отсутствуют необходимые информационные предупредительные знаки.
Данные знаки, как пояснил в процессе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица, содержат информацию о памятнике природы и о его границах. Эти знаки были установлены у северо-восточной и юго-западной границ памятника природы «Озёрно-займищный комплекс «Кучум». По мнению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, именно колхоз «Заря» обязан обеспечить сохранность знаков на территории названного памятника природы.
Поскольку свою обязанность колхоз «Заря» не исполнил – на момент проведения проверки знаки инспектором обнаружены не были – заинтересованное лицо пришло к выводу о наличии признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, как утверждает представитель заинтересованного лица, выразилось в непринятии уполномоченными лицами (администрацией колхоза «Заря») соответствующих мер по обеспечению режима охраны, а именно – в отсутствии обозначений (аншлагов) границ памятника природы.
26.05.2011 заместителем руководителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области было вынесено постановление о привлечении колхоза «Заря» к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Суд признаёт данное постановление незаконным по следующим основаниям.
По правилу статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечёт административную ответственность.
В силу пункта 3 статьи 26 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чьё ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Памятник природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум» был образован 10.07.2003, что следует из Постановления двадцатой сессии Совета депутатов Новосибирской области.
Постановлением Главы Администрации Новосибирской области от 03.09.2003 № 603 были утверждены паспорт и положение о режиме особой охраны территории памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум».
Данным постановлением на колхоз «Заря» было наложено охранное обязательство по охране государственного памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум», расположенного в Татарском районе Новосибирской области.
Охранное обязательство на государственный памятник природы областного назначения является неотъемлемой частью Постановления Главы Администрации Новосибирской области от 03.09.2003 № 603 «Об утверждении паспорта и положения о режиме особой охраны территории памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум»».
Вместе с тем названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Губернатора Новосибирской области от 16.11.2007 № 454 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов главы администрации (губернатора) Новосибирской области».
Следовательно, утратило силу также и охранное обязательство на государственный памятник природы областного назначения как неотъемлемая часть Постановления Главы Администрации Новосибирской области от 03.09.2003 № 603 «Об утверждении паспорта и положения о режиме особой охраны территории памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум»».
При таких условиях у Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области отсутствовали правовые основания для привлечения колхоза «Заря» к административной ответственности за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы регионального значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум».
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» особо охраняемая территория регионального значения считается образованной со дня принятия решения администрацией Новосибирской области о её организации, утверждения границ и положения о режиме особой охраны.
Пунктом 10 указанной статьи установлено, что границы особо охраняемых природных территорий регионального значения обозначаются на местности аншлагами, специальными информационными знаками.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» определено, что охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется органами, в ведении которых они находятся, в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Статьёй 8 Закона Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» предусмотрено, что режим особой охраны особо охраняемой территории регионального значения определяется положением, утверждаемым Администрацией Новосибирской области.
Такое положение было утверждено Постановлением Администрации Новосибирской области от 20.11.2007 № 181-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум»».
В пункте 14 Положения указано, что охрана памятника природы, проведение природоохранных мероприятий осуществляются в соответствии с действующим законодательством областным исполнительным органом.
Пунктом 15 Положения установлено, что границы территории памятника природы обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру его границ и внутри территории по дорогам общего пользования.
При этом нормы о том, каким органом осуществляется обозначение границ территории памятника природы на местности предупредительными и информационными знаками, перечисленные правовые акты не содержат.
Доказательств принятия колхозом «Заря» обязательств по установлению на местности предупредительных и информационных знаков по периметру границ территории памятника природы регионального значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум», а также обязательств по охране соответствующих аншлагов, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В данном случае заинтересованным лицом в качестве доказательств, подтверждающих вину колхоза «Заря» в совершении вменяемого ему административного правонарушения, представлены паспорт памятника природы, положение о режиме особой охраны территории памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум» и охранное обязательство.
Вместе с тем охранное обязательство на государственный памятник природы областного назначения как неотъемлемая часть Постановления Главы Администрации Новосибирской области от 03.09.2003 № 603 «Об утверждении паспорта и положения о режиме особой охраны территории памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум»» является недействующим, поскольку Постановление Главы Администрации Новосибирской области от 03.09.2003 № 603 «Об утверждении паспорта и положения о режиме особой охраны территории памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум»» вместе с названным охранным обязательством утратило силу в связи с изданием Постановления Губернатора Новосибирской области от 16.11.2007 № 454 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов главы администрации (губернатора) Новосибирской области».
Каких-либо иных доказательств, объективно подтверждающих вину колхоза «Заря» в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суду не представлено.
Довод Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области о том, что земельный участок, на котором расположен памятник природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум», принадлежит колхозу «Заря», опровергается письмом администрации Татарского района Новосибирской области от 09.08.2011 № 855.
В названном письме администрация подтверждает, что земельный участок, на котором расположен памятник природы регионального значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум», не находится в собственности, владении и пользовании колхоза «Заря».
Кроме того, администрация сообщает, что земельный участок площадью 17 036 га, ранее был предоставлен колхозу «Заря» в постоянное бессрочное пользование согласно Государственному акту на право пользования землёй, выданному исполнительным комитетом Татарского района Совета народных депутатов от 14.04.1983 для ведения сельского хозяйства, и находился на момент его предоставления в государственной собственности.
В настоящее время указанный земельный участок разграничен на частную собственность, федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации.
Таким образом, доказательств того, что памятник природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум» расположен на землях, принадлежащих колхозу «Заря», а также того, что колхоз «Заря» принял на себя обязательства по охране предупредительных и информационных знаков данного памятника, административным органом не представлено.
Охранное обязательство как неотъемлемая часть Постановления Главы Администрации Новосибирской области от 03.09.2003 № 603 «Об утверждении паспорта и положения о режиме особой охраны территории памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум»» утратило силу.
Кроме того, исследование представленного заинтересованным лицом паспорта памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум» свидетельствует о следующем.
Согласно протоколу общего собрания рабочих и служащих Татарского лесхоза Новосибирской области от 13.02.2003, повесткой которого являлся вопрос «Об образовании памятников природы областного значения «Озёрно-болотный комплекс «Тайлаковский» и «Озёрно-займищный комплекс «Кучум»», единогласно было решено охранные обязательства по этим памятникам природы оформить на Татарское лесничество.
Пунктом 2 статьи 27 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы принимают на себя собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы.
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что собственником, владельцем или пользователем земельного участка, на котором расположен памятник природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум», колхоз «Заря» не является.
Каких-либо относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих принятие колхозом «Заря» обязательств по установлению и охране аншлагов территории памятника природы областного значения «Озёрно-займищный комплекс «Кучум», материалы дела об административном правонарушении не содержат. Не были таковые представлены и в процессе судебного разбирательства.
При таких условиях оснований для привлечения колхоза «Заря» к административной ответственности по вменяемому ему административному правонарушению у Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -
РЕШИЛ:
1. Заявленные колхозом «Заря» требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 26.05.2011 № 12 о привлечении колхоза «Заря» к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 211, статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СУДЬЯ В.А. ПОЛЯКОВА