ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-10509/11 от 05.10.2011 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело № А45-10509/2011

05 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2011 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Тарасовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой О.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа»

к заинтересованному лицу - Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области

об оспаривании решения № 4 от 19.04.2011г.

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: Саватеев А.В. по доверенности от 15.09.2011г. № 86

от заинтересованного лица: Балабанова B.C. по доверенности № 50 от 05.07.2011, удостоверение, Боровлева Н.В. по доверенности № 23 от 31.12.2010, удостоверение, Паршукова И.В. по доверенности от 31.12.2010г. №24, Скрипко С.А. - по доверенности № 10 от 31.12.2010, удостоверение,


  УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» (далее по тексту ФГУП "РЧЦ СФО", заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 4 МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее по тексту ИФНС, налоговый орган) от 19.04.2011 г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
  В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Отзывом от 02.08.2011г. № 02-14/004509, поддержанным в судебном заседании представителями, налоговый орган требования заявителя не признал в полном объеме по мотивам, изложенным в отзыве, просит в удовлетворении заявления отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает предъявленные заявителем требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

ФГУП "РЧЦ СФО" была подана уточненная налоговая декларация за первый квартал 2010 года. В данной декларации налогоплательщик отразил в качестве операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) по коду 1010251 на основании подпункта 17 пункта 2 ст. 149 НК РФ, денежные суммы, полученные от пользователей радиочастотного спектра по договорам на оказание услуг, в части 50 %, подлежащих перечислению в федеральный бюджет на основании Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 895 «Об утверждении положения об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации» (далее – постановление Правительства № 895).

  (т. 10 л.д. 50-60)

По указанной декларации и представленным документам была проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой налоговым органом был сделан вывод о том, что операции, заявленные налогоплательщиком, как не подлежащие налогообложению НДС, таковыми не являются и должны облагаться налогом на добавленную стоимость.

По итогам камеральной проверки было вынесено решение № 4 МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области от 19.04.2011 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Федерального государственного унитарного предприятия "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа", которым была установлена неуплата налогоплательщиком НДС в размере 43 105 434 рублей за первый квартал 2010 г., также налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в связи с неуплатой НДС в соответствии со ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 8 168 166 рублей, начислены пени по НДС в размере 2 111557, 86 рублей.

Решение было вручено налогоплательщику 25.04.2011 года. На указанное решение в установленные законом сроки в порядке п.2. ст. 101.2 НК РФ налогоплательщиком была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган.

10 июня 2011 года УФНС по Новосибирской области своим решением № 306 утвердило Решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области от 19.04.2011 № 4, апелляционную жалобу оставило без удовлетворения.

Налогоплательщик не согласен с вынесенным Решением в части доначисления налога на добавленную стоимость и просит признать его недействительным по следующим основаниям:

- плата за использование радиочастотного спектра, перечисляемая в федеральный бюджет, не является платой за оказание каких-либо услуг, а подпадает под определение сбора, установленное п. 2 ст. 8 НК РФ, т.к. является обязательным взносом, уплата которого является одним из обязательных условий предоставления плательщику права использовать радиочастотный спектр;

- данный сбор является платой за право пользования природным ресурсом (радиочастотным спектром) и подлежит освобождению от обложения НДС на основании подпункта 17 пункта 2 ст. 149 НК РФ.

- ФГУП "РЧЦ СФО" является уполномоченным органом по взиманию указанной платы на основании Постановления   Правительства РФ от 06 августа 1998 г. N 895.

Налоговый орган считает доводы налогоплательщика необоснованными, ссылаясь на то, что ФГУП "РЧЦ СФО" не является уполномоченным органом, предоставляющим организациям и физическим лицам какие-либо права, плата за использование радиочастотного спектра не подпадает по понятие «сбора», радиочастотный спектр не является природным ресурсом, прольготированная налогоплательщиком плата не является платежом за право пользования природным ресурсом, а является выручкой от оказания платных услуг. Таким образом, льгота, предусмотренная подпунктом 17 пункта 2 ст. 149 НК РФ, применена неправомерно, 50 % выручки подлежат перечислению в федеральный бюджет только после налогообложения их НДС.

Суд считает доводы налогового органа обоснованными на основании следующего.

На основании п.п. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Данная норма содержит две группы объектов, освобожденных от налогообложения НДС:

- реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами

- пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Налогоплательщик полагает, что плата за использование радиочастотного спектра, подлежащая перечислению в федеральный бюджет на основании постановления Правительства РФ № 895, подпадает под льготу (освобождение от обложения НДС), так как соответствует признакам, установленным во второй части пп.17 п.2 ст.149 Налогового кодекса.

Диспозиция указанной нормы состоит из следующих признаков, наличие которых необходимо для предоставления льготы:

- плата взимается государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами

- плата взимается при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав

- плата относится к пошлинам или сборам (в том числе к платежам в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Заявитель считает, что ФГУП "РЧЦ СФО" является «иным уполномоченным органом» по взиманию указанной платы.

Суд отклоняет данный довод налогоплательщика по следующим основаниям.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).

На основании ст.22 Закона о связи регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (Государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.

Организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского назначения во исполнение решений государственной комиссии по радиочастотам осуществляются специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при федеральном органе исполнительной власти в области связи (Радиочастотная служба), положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2005 г. N 279 "О радиочастотной службе" единая система радиочастотной службы включает в себя орган Федеральной службы по надзору сферы связи (Роскомнадзор), его территориальные органы и находящиеся в их ведении Федеральное государственное унитарное предприятие - Главный радиочастотный центр (г. Москва) и федеральные государственные унитарные предприятия - радиочастотные центры федеральных округов. Указанным Постановлением определены задачи, функции и полномочия радиочастотной службы.

Организация деятельности радиочастотной службы относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).

ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» является государственным коммерческим предприятием, не обладающим властными полномочиями государственного органа, с выделенной ему необходимой технической базой для осуществления технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот на территории РФ и оказания платных услуг в области связи.

Согласно уставу ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» создано в целях удовлетворения общественных потребностей, связанной с осуществлением организационных и технических мер по обеспечению использования радиочастот и получения прибыли. Согласно п.4.1 Устава оказание услуг в рамках осуществления уставной деятельности производится предприятием на возмездной основе.

Право на использование радиочастотного спектра на территории РФ предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без разрешения запрещено (п. 1 ст. 24 Закона о связи).

ФГУП «РЧЦ СФО» не предоставляет пользователям радиочастотного спектра никаких прав. Права на использование радиочастот предоставляет государственный орган - Роскомнадзор, поскольку именно данный орган принимает решение о выделении полос радиочастот и выдает разрешения на право их использования.

ФГУП «РЧЦ СФО» является подведомственным предприятием Роскомнадзора – администратора платы за использование радиочастотного спектра, являющегося общегосударственным ресурсом.

Таким образом, ФГУП «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» не является уполномоченным органом, предоставляющим организациям и физическим лицам какие-либо права.

Согласно п.4 ст.23 Закона о связи для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая и ежегодная плата за его использование. Порядок взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 895 от 06.08.1998 г. (до вступления в силу названного Закона о связи) утверждено «Положение об оплате использования радиочастотного спектра» (далее – Положение), согласно которому плата устанавливается отдельно по каждому разрешению на использование радиочастотного спектра.

Если разрешение получено оператором связи не на конкурсной основе, то ежегодная плата для таких пользователей определяется в размере двукратного тарифа на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра.

Налогоплательщик считает, что плата за использование радиочастотного спектра подпадает под определение сбора, установленное п. 2 ст. 8 НК РФ, т.к. является обязательным платежом, уплата которого является одним из условий предоставления плательщику права использовать радиочастотный спектр. Кроме того, по мнению заявителя, данный сбор есть не что иное, как плата за право пользования природным ресурсом (радиочастотным спектром), поскольку п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 № 895 устанавливает, что радиочастотный спектр является исключительно общегосударственным ресурсом. Это подтверждается в частности, п. 28 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, в соответствии с которым при заполнении формы № 11 по строке 28 указывается «стоимость прочих природных ресурсов, например радиочастотного спектра.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что указанная плата является платежом в бюджет за право пользования природными ресурсами и относится к сборам, при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с п. 3 ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

В соответствии с правовыми подходами, выработанными Конституционным судом РФ на основе Конституции РФ, установить налог или сбор можно только законом или только путем прямого перечисления в нем существенных элементов налогового обязательства (Постановления Конституционного суда РФ № 9-П от 04.04.96 г. и № 16-П от 11.11.97 г.).

Пункт 1 ст. 1 НК РФ устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.

В настоящее время, налоговое законодательство РФ не содержит норм Налогового кодекса либо федеральных законов, устанавливающих «Сбор за право пользования радиочастотным спектром».

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 НК РФ органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Постановление Правительства РФ № 895, на которое ссылается налогоплательщик, не определяет понятие «платы за услуги по управлению использования радиочастотного спектра» в качестве сбора, не устанавливает его плательщиков и элементы обложения, а только устанавливает порядок распределения денежных средств, получаемых по договорам от оказания платных услуг Федеральными Государственными Унитарными Предприятиями – Радиочастотными центрами федеральных округов.

Следовательно, указанное Постановление Правительства РФ № 895 не является нормативным актом о введении сбора «Плата за пользование радиочастотного спектра».

Законодательно взимание платы (сбора) за пользование общегосударственного ресурса - радиочастотного спектра определено с 01.01.12 г..Постановлением Правительства РФ № 171 от 16.03.2011 г. утверждены «Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы». Правила, утвержденные данным документом, вступают в силу с 1 января 2012 года. Именно с этого момента определен государственный орган, уполномоченный на взимание данной платы - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Методика расчета платы до настоящего времени не разработана.

На основании вышеизложенного, до вступления в силу указанного Положения, «плата за право пользования радиочастотным спектром» не является платежом публичного характера, а уплачивается юридическими лицами на договорной основе с ФГУП «РЧЦ СФО».

Следовательно, довод налогоплательщика о том, что плата за использование радиочастотного спектра попадает под определение сбора, необоснован.

Что касается утверждения ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» о том, что плата за использование радиочастотного спектра является платежом в бюджет за право пользования природными ресурсами, то данная позиция не соответствует положениям Федерального закона «Об охране окружающей среды». 

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природные ресурсы по признакам их происхождения подразделяются на 6 основных типов, в том числе: ресурсы недр, водные, лесные, земельные, биологические.

Следовательно, плата за использование радиочастотного спектра не является платежом за право пользования природными ресурсами, поскольку понятие «Общегосударственный ресурс» не является тождественным понятию «Природный ресурс» в силу физической основы радиочастотного спектра.

Ссылка Заявителя на порядок заполнения форм федерального статистического наблюдения, в соответствии с которым при заполнении формы № 11 по строке 28 указывается «стоимость прочих природных ресурсов, например, радиочастотного спектра», не может быть принята судом ввиду следующего:

Указанную форму заполняют юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, органами государственного управления и местного самоуправления, в которой отражаются все основные фонды, учитываемые на счете по учету основных средств.

В соответствии с Указаниями по заполнению формы № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» строки 26-28 являются справочными, по которым отражаются все материальные непроизводственные активы (не только природные ресурсы), к которым в том числе, относится радиочастотный спектр.

Согласно п. 28 Указаний по строкам 26 28 указывается на конец отчетного года балансовая стоимость природных ресурсов, являющихся материальными непроизведенными активами, которые в состав основных фондов (произведенных активов) в статистическом учете не включаются и в строке 01 не учитываются.

К природным ресурсам в статистике относятся экономические активы естественного происхождения, не являющиеся результатом человеческой деятельности, т.е. не воспроизводимые или воспроизводимые без прямого вмешательства человека, естественным путем, на которые могут быть установлены права собственности и которые способны приносить экономические выгоды своим владельцам. К ним относятся: земля; минеральные и энергетические запасы; некультивируемые биологические ресурсы, относящиеся к растительному и животному миру; водные подземные и поверхностные ресурсы; прочие природные ресурсы.

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" для передачи и (или) приема радиоволн предназначены радиоэлектронные технические средства, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.

Таким образом, радиочастотный спектр является совокупностью радиочастот, создаваемых посредством человеческой деятельности с применением технических средств и, следовательно, не может являться природным ресурсом.

Подтверждением того обстоятельства, что плата за пользование радиочастотным спектром не является сбором и не относится к платежам за пользование природным ресурсами является тот факт, что данная плата не отражается в статьях доходов федерального бюджета, на которых группируются доходы от использования природных ресурсов.

Согласно п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса РФ(БК РФ) бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании п. 7 ст. 20 БК РФ код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (действующие в проверяемый период) утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.

Согласно данному Приказу классификация доходов бюджетов (приложение 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 4, п. 5 ст. 20 БК РФ подгруппа «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» (КБК 0001070000000000000) отнесена к группе налоговых доходов бюджета РФ.

Приложение 1 к Приказу № 150н содержит перечень платежей, относящихся к подгруппе «Налоги, сборы и платежи за пользование природным ресурсами».

При этом, Приказом № 150н (Приложение 6) главным администратором доходов бюджета - платежей за пользование природными ресурсами, определена Федеральная налоговая служба РФ.

Плата за пользование радиочастотным спектром в данном перечне отсутствует.

Таким образом, доводы налогоплательщика о том, что радиочастотный спектр является природным ресурсом, а плата за использование радиочастотного спектра является платежом за право пользования природными ресурсами, не основаны на нормах законодательства РФ.

Как установлено в судебном заседании , заявитель перечислял часть платы в федеральный бюджет по Коду бюджетной классификации (КБК) 00011301250010000130.

Код бюджетной классификации 00011301250010000130 «Плата пользователей радиочастотным спектром» отнесен к подгруппе «Доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства».

Согласно Приложению 6 к Указаниям № 150н главным администратором доходов бюджета по коду 00011301250010000130 «Плата пользователей радиочастотным спектром» определена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ФГУП «Радиочастотный центр» в перечне администраторов доходов бюджета (Приложение № 6 к Указаниям №150н) отсутствует.

Перечисление налогоплательщиком 50 % платы, получаемой за пользование радиочастотным спектром, в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 00011301250010000130, относящемуся к подгруппе «Доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства», полностью согласуется с материалами дела и подтверждает тот факт, что указанная плата по своей юридической природе является выручкой от оказания на договорной основе платных услуг.

Для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п.5 ст.38 НК РФ).

Реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе (п.1 ст.39 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 07.07.2003 «О связи» (с последующими изменениями) радиочастотный спектр включает в себя следующие категории полос радиочастот: преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка; преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения; совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения.

Перечень услуг связи, оказываемых с использованием на платной основе радиочастотного спектра, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.1998 № 552 «О введении платы за использование радиочастотного спектра» (с последующими изменениями и дополнениями) включает:

1. Услуги подвижной радиотелефонной связи.

2. Услуги сотовой радиотелефонной связи.

3. Услуги подвижной радиосвязи.

4. Услуги персонального радиовызова.

5. Услуги персонального радиовызова с уплотнением каналов ОВЧ ЧМ сети.

6. Услуги персональной глобальной спутниковой связи.

7. Услуги по распределению телевизионных программ с использованием систем типа MMDS, LMDS и MVDS.

Из изложенного следует, что плата за использование радиочастотного спектра взимается за услуги связи по предоставлению и распределению радио-, телефонной, спутниковой связи, радиовызовов, телевизионных программ.

Суд поддерживает выводы налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении, принятом по результатам камеральной налоговой проверки, о том, что заявленные налогоплательщиком в декларации как не подлежащие налогообложению НДС суммы, представляют собой 50 % платы за оказание услуг (управление радиочастотным спектром), взимаемой ФГУП «РЧЦ СФО» на основе договоров с юридическими лицами, для которых оплата за использование полос радиочастотного спектра, установлена в размере двойного тарифа на основании Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 № 895 «Об утверждении положения об оплате использования радиочастотного спектра».

Налоговый орган обоснованно указал, что в проверяемом периоде налогоплательщик оказывал услуги по регулированию использования радиочастотного спектра на территории Сибирского федерального округа в рамках двухсторонних договоров на выполнение работ или оказания услуг, заключенных с одной стороны ФГУП «РЧЦ СФО» (Исполнитель) и с другой стороны, юридическими лицами (Заказчики). Указанный вывод сделан инспекцией из анализа договоров, заключенных налогоплательщиком с заказчиками на предоставление услуг управления радиочастотным спектром, представленных налогоплательщиком в ходе проведения выездной налоговой проверки и исследованных судом в судебном заседании.

Согласно предмету договоров, заключенных до 03.03.2005 г., Исполнитель (ФГУП «РЦ по СФО») предоставляет Владельцу услуги в рамках функций по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств (п.1.1. договоров).

В соответствии с п.2.1. договоров в целях обеспечения постоянной эксплутационной готовности выделенного радиочастотного ресурса, Исполнитель обязуется:

- осуществлять работы по поиску и устранению радиопомех, возникших в зоне действия РЭС Владельца;

- проводить периодические измерения параметров излучений РЭС...;

- проводить работы по учету РЭС, радиочастот и сигналов опознавания Владельца;

- формировать и вести региональную базу данных частотных присвоений и РЭС Владельца на территориях их действия в пределах Сибирского федерального округа.

В соответствии с пунктом 2.2.6. договоров Владелец обязуется осуществлять своевременно и в полном объеме платежи в соответствии с разделом договора.

Оплата за работы по п.2.1.1 договоров производится ежегодно (поквартально равными долями) в течение 10-ти банковских дней с момента получения счета Владельцем.

Согласно предмету договоров, заключенных после 03.03.2005, Исполнитель (ФГУП «РЧ СФО») предоставляет Заказчику услуги в рамках функций по регулированию использования радиочастотного спектра, возложенных на радиочастотную службу…(п.1.1 договоров).

В целях обеспечения постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса для его использования Исполнитель обязуется оказывать услуги (п.2.1.1 – 2.1.2. договоров) :

- по обеспечению надлежащего использование РЭС и ВЧ-устройств Заказчика…;

-по осуществлению постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного спектра;

- по проведению измерений (оценки) и контроля параметров излучений его РЭС от действующих норм, стандартов и регламентов, и необходимости приведения их в соответствие условиям выданных разрешительных документов;

- по уведомлению Заказчика, в случае отклонения параметров излучений его РЭС от действующих норм, стандартов и регламентов, и необходимости приведения их в соответствие условиям выданных разрешительных документов;

- оформлять документы, определяющие условия использования радиочастот и РЭС Заказчика на основании учетных данных федеральной и региональной баз данных и в соответствии с действующими нормативно-техническим документами государственных органов исполнительной власти.

По указанным выше услугам, оплата производится ежегодно (поквартально равными долями либо иной период) в течение 10-ти банковских дней с момента предъявления счета.

По результатам выполненных работ, сторонами подписывались акты сдачи-приемки оказанных услуг и ФГУП «РЧЦ СФО» (Исполнитель) в адрес Заказчиков выставлял счета фактуры на всю сумму оказанных услуг.

Наименование услуг, указанных в актах и счетах-фактурах, соответствует предмету договоров - выполнение работ по управлению использованием радиочастотного спектра.

В актах сдачи-приемки оказанных услуг, выставляемых ФГУП «РЧЦ СФО» в адрес заказчиков, стороны подтверждают, что оказанные услуги удовлетворяют условиям и требованиям Заказчика по объему и качеству.

У Заказчиков акты сдачи-приемки оказанных услуг и счета-фактуры являются первичными документами для подтверждения понесенных расходов в целях налогообложения прибыли и возмещения налога на добавленную стоимость.

Расчеты с покупателями и заказчиками услуг, в полной сумме заключенных договоров, производились на расчетный счет ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу», открытый в коммерческом банке. Для денежных средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, отдельного счета в управлении Федерального казначейства либо иного транзитного счета налогоплательщиком открыто не было.

Согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Поскольку полномочия собственника имущества ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» осуществляет Роскомнадзор и Росимущество, во исполнение данной нормы закона, утвержден п. 4.5 Устава ФГУП «РЧЦСФО», в соответствии с которым предприятие обязано перечислять в Федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов, в порядке, в размере и в сроки, которые определяются Правительством РФ.

В полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия, норма п. 5 Положения № 895 определяет прядок расходования полученных денежных средств государственным предприятием, а так же процент и сроки уплаты в бюджет части прибыли, подлежащий перечислению в федеральный бюджет РФ.

На основании вышеизложенного, ФГУП «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» является государственным коммерческим предприятием, не обладающим полномочиями государственного органа, и оказывает платные услуги в области связи. Перечисление в федеральный бюджет части полученного дохода, производится после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Как установлено материалами дела (п.1.10 Устава ФГУП «РЧЦ СФО») предприятие имеет семь филиалов: в Иркутской области, Омской области, Томской области, Алтайском крае, в Кемеровской области, В Красноярском крае и в Республике Хакасия.

В рамках осуществления уставной деятельности ФГУП «РЧЦ СФО» заключало договоры на выполнение работ по управлению использованием радиочастотного спектра, регулированию использования радиочастот и радиоэлектронных средств.

Договоры на оказание услуг заключались как от имени головной организации, так и от имени филиалов.

Денежные средства, поступающие на расчетные счета филиалов на основе договоров, в дальнейшем перечислялись на расчетный счет головной организации единым платежом (без выделения суммы подлежащей перечислению в бюджет и указания наименования пользователя радиочастотного спектра).

Из анализа расчетного счета ФГУП «РСЦ СФО» установлено, что денежные средства от филиалов поступали в адрес головной организации также посредством перечисления остатков на расчетных счетах филиалов согласно дополнительным соглашениям к договору банковского счета (дополнительные соглашения представлены налогоплательщиком в ходе судебного заседания – т. 12 л.д. 59-66).

Таким образом, суммы выручки с НДС и без НДС аккумулировались на одном расчетном счете налогоплательщика в коммерческом банке, где представляли собой единую обезличенную сумму остатков денежных средств.

У Исполнителя – ФГУП «РЧЦ СФО» выручка, полученная по договорам оказания услуг по управлению радиочастотным спектром, отражалась следующим образом:

50 % выручки от реализации по актам оказанных услуг отражалась по методу начисления, в доходах от реализации при исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Остальная часть услуг указывалась в первичных документах без учета НДС. Учет данной части выручки по методу начисления не велся. В бухгалтерском и налоговом учете ФГУП «РЧЦ СФО» суммы, указанные в актах и счетах-фактурах без НДС, отсутствуют.

В связи с отсутствием надлежащего бухгалтерского и налогового учета суд не имеет возможности проверить правильность определения налогоплательщиком части платы за пользование радиочастотным спектром, включенной в налоговую декларацию за 1 квартал 2010 года по коду льготы 1010251 и освобожденной от налогообложения.

Согласно п. 4 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, устанавлено, что декларация составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика.

Нормой п. 4 ст. 170 НК РФ определено, что если организация осуществляет деятельность (операции), как облагаемую НДС, так и освобождаемую от налогообложения, она обязана вести раздельный учет НДС в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Согласно п. 4 ст. 149 НК РФ, в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

В постановлении от 08.06.2010 N 1650/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подчеркнул, что обоснование права на применение льготы по НДС в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 23 и пункта 4 статьи 149 НК РФ лежит на налогоплательщике: налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.

Из системного толкования вышеизложенных норм налогового законодательства следует, что для подтверждения права применения налоговой льготы по НДС, на основании п.17 ст.149 НК РФ, заявленной в налоговой декларации за 1 квартал 2010 года, налогоплательщик должен подтвердить отражение на счетах бухгалтерского учета операций в хронологической последовательности, основанием для которых являются первичные документы по получению платы за использование радиочастотного ресурса, в разрезе плательщиков - контрагентов.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 149 НК РФ обоснование права на применение льготы по НДС лежит на налогоплательщике.

В рамках проведения камеральной проверки за 1 квартал 2010 года в соответствии со статьями 31, 88, 93 НК РФ налоговым органом, в адрес ФГУП «РЧЦСФО» было выставлено требование № 5148 от 23.04.2010 г. о предоставлении документов . в том числе документы, подтверждающие ведение раздельного учета по осуществлению как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению операций.

В ответ на требование, письмом № 5148 от 23.04.2010 ФГУП «РЧЦ СФО» направил в адрес инспекции копии книги продаж, копии счетов-фактур, итоговый реестр счетов-фактур. Документы, подтверждающие ведение раздельного учета налогоплательщиком по требованию не были представлены., что отражено в акте камеральной проверки. (т. 1 л.д. 13).

В ходе судебного разбирательства, налогоплательщиком, в качестве подтверждения ведения раздельного учета, представлена в материалы дела карточка счета 76.86 «Расчеты по целевым сборам», в которой отражено поступление денежных средств на расчетный счет ФГУП «РЧЦ СФО» в головную организацию (в качестве контрагентов поименованы филиалы предприятия и головная организация с отражением записи «прочие поступления от текущей деятельности»), а также перечисление налогоплательщиком платежей в адрес Роскомнадзора.

( т. 11 л.д. 85-142).

Исследовав указанный документ, суд считает, что он не подтверждает ведения налогоплательщиком раздельного учета, не соответствует нормам законодательства о бухгалтерском учете.

Согласно п.1 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

На основании ст. 8 Закона о бухгалтерском учете основными требованиями к ведению бухгалтерского учета являются:

- ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

- своевременная регистрация на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий всех хозяйственных операций.

Статьей 10 Закона о бухгалтерском учете установлено, что хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Согласно Приказу об учетной политики предприятия на 2010 год от 31.12.2009 г. № 436 ( пункт 21) организация обязана «учитывать целевой сбор по постановлению № 895 обособленно от собственных доходов на счете 76.86». ( т. 11 л.д. 26-30).

Согласно Приказу Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами. По счету отражаются суммы начисленных обязательств, и суммы поступивших (уплаченных) платежей. Сальдо по счету отражает состояние расчетов организации с контрагентами.

Аналитический учет по счету 76 ведется по каждому предъявленному (полученному) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому дебитору и кредитору.

При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, по не оплаченным в срок расчетным документам, авансам полученным, выданным.

При анализе представленного налогоплательщиком налогового (бухгалтерского) регистра по счету 76.86 установлено, что порядок ведения данного субсчета не соответствует требованиям законодательства и установленным правилам ведения бухгалтерского учета. В данном регистре отсутствует учет по методу начисления средств, указанных в актах приемки-сдачи выполненных работ и счетах-фактурах без налога на добавленную стоимость. Суммы целевого сбора, предъявленные к оплате пользователям радиочастотного спектра в карточке счета 76.86 не отражались.

Таким образом, из указанного регистра, не представляется возможным установить сумму обязательств пользователей по конкретным актам выполненных работ, а также за каких пользователей, за какой период и в какой сумме производится перечисление в федеральный бюджет.

Следовательно, содержание регистра «карточка счета 76.86» противоречит нормам ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и не может являться основанием для подтверждения суммы льготы по налогу на добавленную стоимость.

В ходе судебного заседания представитель налогоплательщика (бухгалтер) пояснила, что операции по счету 76.86 не отражают начислений по выставленным актам приемки-передачи оказанных услуг и состояние расчетов с пользователями радиочастотного спектра. Учет в данной части на предприятии отсутствует. Данные по субсчету 76.86 не соответствуют налоговой декларации по НДС. Декларация составлялась только на основании данных Книги продаж.

Помимо прочего, в рабочем плане счетов ФГУП «РЧЦ СФО» (Приложение №1 к Приказу об учетной политике) субсчет 76.86 отсутствует. При этом, в учетной политике ФГУП «РЧЦ СФО» не предусмотрено другого субсчета для расчетов с пользователями радиочастотного спектра.

(т. 12 л.д. 47-54).

Таким образом, в бухгалтерском учете ФГУП «РЧЦ СФО» отсутствует учет необлагаемых налогом на добавленную стоимость операций.

Дополнительно, в ходе судебного процесса, налогоплательщиком была представлена таблица «Информация об оплате счетов по состоянию на 15.04.2010 (включительно). Указанная информация, как пояснил представитель налогоплательщика в судебном заседании, ежеквартально направлялась в адрес Роскомнадзора во исполнение Распоряжения № 05 от 07.05.2009 г. и подтверждает ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.

(т. 12 л.д. 17-22).

При этом, п. 1.5 указанного распоряжения № 05 от 07.05.2009 г. устанавливает форму «Отчет о перечисленных ФГУП «Радиочастотный центр» денежных средствах в доход федерального бюджета». (т. 11 л.д. 54-56, т. 12). Необходимо отметить, что данный документ в рамках проведения проверки, а так же на стадии возражений и апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщиком не представлялся.

Указанный документ также не может являться документом, подтверждающим ведение раздельного учета. В ходе судебного заседания представитель налогоплательщика подтвердила, что содержание таблицы «Информация об оплате счетов» не соответствует данным первичных учетных документов ФГУП «РЧЦ СФО» (выставленным счетам-фактурам), на основании которых налогоплательщиком заявлена льгота по налогу, и не подтверждает данные налоговой декларации по НДС за налоговый период 1 квартал 2010 года.

Довод налогоплательщика о том, что раздельный учет велся в книгах продаж несостоятелен, поскольку Книга продаж не является регистром бухгалтерского учета, в котором отражается состояние расчетов с бюджетом по НДС.

Кроме того, в Книге продаж учет поступления денежных средств от клиентов в разрезе каждой счет-фактуры не велся. При отсутствии учета поступления денежных средств от каждого пользователя радиочастотного спектра невозможно проверить, все ли счета-фактуры отражены в Книге продаж, а следовательно, все ли начисленные суммы НДС включены в налоговую декларацию.

Согласно п. 26 Учетной политики ФГУП «РЧЦ СФО» счетам - фактурам филиалов присваивались номера с индексами обособленного подразделения. Как установлено в ходе проведения камеральной налоговой проверки, филиалы самостоятельно вели журналы продаж, которые являются разделами общей по организации книги продаж.

Согласно ст. 16 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ), в том числе при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Таким образом, книга продаж является документом, содержащим расшифровку реквизитов счетов-фактур, необходимых для подтверждения налогооблагаемой базы по НДС.

При этом, раздельный учет налогооблагаемых и необлагаемых налогом операций ведется на счетах бухгалтерского учета, данные синтетических регистров по которым переносятся в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость.

Довод налогоплательщика о том, что ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» в рамках Постановления № 895 действует не как участник гражданско – правовых отношений с плательщиками, а получает и перечисляет средства «транзитом», несостоятелен, поскольку в указанном Постановлении не определены полномочия радиочастотной службы действовать в интересах и от имени Российской Федерации. ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» не является налоговым агентом в отношении указанных сумм.

Указанная позиция налогового органа подтверждается фактическими обстоятельствами: учет 50 % части выручки без НДС в разрезе пользователей радиочастотным спектром не предприятии не велся, ФГУП «РЧЦ СФО» перечисляет денежные средства на счета Роскомнадзора единым платежом, при этом не представляется возможным установить, за какого конкретно пользователя и какой период, уплачены суммы в бюджет.

Поскольку персонифицировать денежные средства, перечисленные в федеральный бюджет, в разрезе пользователей радиочастотного спектра не представляется возможным, довод налогоплательщика о том, что он «транзитом» перечислял денежные средства в бюджет, не соответствует материалам дела.

В своем заявлении Общество ссылается на то, что, применяя освобождение от НДС, предприятие руководствовалось не только нормами ст. 149 НК РФ, но и официальными разъяснениями уполномоченных органов, в частности Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации», а также письмом МНС РФ от 27.12.1999 № 03-4-09/46 «О налоге на добавленную стоимость».Также налогоплательщик указывает, что в проверяемом периоде по порядку оформления документов и исчисления НДС руководствовался Письмом Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009 .

Оценку письменным разъяснениям Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах дал сам Минфин РФ в своем письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 «Разъяснения положений налогового законодательства в части статьи 34.2 НК РФ» в котором указал, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Следует отметить, что Приказ МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 признан утратившим силу Приказом ФНС РФ от 12.12.2005 № САЭ-3-03/665@, письмо МНС РФ от 27.12.1999 № 03-4-09/46 официально не опубликовано.

Кроме того, на основании п.35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» к разъяснениям по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, указанным в п.п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

По указанным основаниям несостоятельна ссылка налогоплательщика на письмо Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009, в котором указан порядок оформления первичных документов и учета платы пользователей радиочастотного спектра, поскольку данный орган не является уполномоченным государственным органом, в компетенцию которого входит право давать разъяснения в области законодательства о налогах и сборах.

При этом Пункт 8 Письма Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009 г. содержит указание оформлять Акты оказанных услуг по управлению использования радиочастотного спектра с учетом сумм, направляемых в доход федерального бюджета и на возмещение затрат радиочастотной службы с учетом налога на добавленную стоимость.

Приказом МАП России от 11.05.2001 N513 утверждены прейскуранты тарифов на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра. Согласно примечанию к прейскурантам для организаций налог на добавленную стоимость взимается сверх установленных тарифов.

Также несостоятельна ссылка заявителя на то, что оформление первичных документов и учет поступивших по договорам сумм оплаты ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» осуществлял в соответствии с:

-Приказом Главгоссвязьнадзора России № 62 от 18.08.1998.

-Письмом ГНИ РФ № 03-4-09/46 от 25.01.1999

Приказом Главгоссвязьнадзора России № 62 от 18.08.1998 года определен порядок оформления счета-фактуры на плату за использование радиочастотного спектра. В описаниях бухгалтерских проводок, указанных в приложении 2 к приказу, суммы НДС входят как в сумму оплаты по утвержденному тарифу в соответствии с прейскурантом так и в сумму целевого сбора равную 50% платы за услугу, в размере однократного тарифа. Текст данного приказа был опубликован в №1 журнала «Связьинформ» за 1999 год.

При этом, ссылка налогоплательщика на указанные выше документы несостоятельна, поскольку данные документы адресованы государственному органу службы Госсвязьнадзора, и не относятся к деятельности коммерческой организации - ФГУП «РЧЦСФО», поскольку Постановление Правительства РФ №1002 от 25.12.2000 «О государственной радиочастотной службе РФ» вступило в силу с 01.04.2001, в связи с чем «Положение о службе Госсвязьнадзора РФ» № 1156 от 15.11.1993 утратило силу.

Согласно п. 3 ст. 111, обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

- выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Аналогичное правило изложено в п. 8 ст. 75 НК РФ относительно неначисления пени.

При наличии указанных обстоятельств налогоплательщик освобождается от уплаты пени и штрафа. Однако, вышеперечисленные разъяснения не отвечают признакам, указанным в статьях 111, 75 НК РФ.

Официальные разъяснения уполномоченного органа о порядке налогообложения операций по оказанию услуг управления использования радиочастотного спектра Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) довело до Министерства Связи России письмом № 03 - 1 - 07/2917/17 от 03.10.2003 г. «О налогообложении налоговом на добавленную стоимость услуг по использованию радиочастотного спектра». В соответствии с указанными разъяснениями уполномоченного органа, при осуществлении операций по реализации услуг по управлению использованием радиочастотного спектра, предприятия обязаны исчислять сумму налога от стоимости оказанных услуг и уплачивать ее в установленном законом порядке независимо от того, что часть стоимости (платы) за оказанные услуги перечисляется в дальнейшем в доход федерального бюджета.

Таким образом, данным документом, устанавливающим порядок формирования платы по использованию радиочастотного спектра, определено взимание НДС со всей суммы получаемых от пользователей радиочастотного спектра денежных средств, независимо от их дальнейшего распределения.

На основании вышеизложенного выводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по НДС в отношении 50 % платы за использование радиочастотного спектра являются обоснованными.

Довод налогоплательщика о том, что отношения между предприятием и пользователями радиочастотного спектра по получению оспариваемых сумм (плата в федеральный бюджет) не является платой за оказание услуг, не обоснован, поскольку в рамках договоров с пользователями радиочастотного спектра, ФГУП «РЧЦ СФО» осуществлял возмездное оказание услуг, перечень которых указан в договоре, расценки на которые определены Приказом МАП России от 11.05.2001 № 513.

Правоотношения, возникшие между ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» и его заказчиками в связи с заключением и исполнением обязательств по договорам регулируются главой 39 (возмездное оказание услуг) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по взысканию задолженности Радиочастотными центрами Федеральных округов с организаций – пользователей радиочастотного спектра: №№ А20-3025/2010, А55-14833/2010, А06-2949/2011.

Операции по реализации услуг в силу ст. 146 НК РФ являются объектом налогообложения НДС. Перечисление в федеральный бюджет части полученного дохода, должно было производиться после уплаты налогов и других обязательных платежей, начисленных на всю сумму доходов, полученных от реализации услуг.

Поскольку ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу», реализовывало услуги без учета налога на добавленную стоимость, оно должно было в спорный период определять налоговую базу в порядке, предписанном пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров с применением ставки налога 18%.

Исходя из положений ст.ст.23, 56 и 80 НК РФ следует, что обязанность доказывания правомерности применения льготы по налогообложению возлагается на налогоплательщика путем представления в налоговый орган всех необходимых документов, подтверждающих его право на льготу. ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу», таких доказательств ни в рамках проверки ни к апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган, ни в суд не представил, в связи с чем, выводы налогового органа о неправомерном применении льготы, установленной пп.17. п.2 ст.149 НК РФ, являются обоснованными. Оснований для признания оспариваемого решения недействительным у суда не имеется.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с другой стороны.

С учетом изложенного, судебные расходы в виде уплаченной госпошлины относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Меры по обеспечению иска, принятые определением арбитражного суда от 29.06.2011 г., отменить.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой апелляционный арбитражный суд (г. Томск) в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа ( г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции.

Судья С.В.Тарасова