ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-10512/11 от 26.09.2012 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6

Тел. 269-69-24, факс 269-69-45

www.novosib.arbitr.ru

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

03 октября 2012 года Дело № А45-10512/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2012 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Буровой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соппа О.Б., рассмотрев заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области

о признании недействительным решения №5 от 19.04.2011

При участии в судебном заседании представителей:

Заявителя: Истратов Ю.Н. по доверенности № 92 от 26.07.2012; Васина А.Е., по доверенности № 110 от 18.09.2012; Гусельникова В.А., по доверенности №103 от 23.08.2012;

заинтересованного лица: Балабанова В.С. по доверенности № 6 от 30.12.2011г.; Скрипко С.А. по доверенности № 4 от 30.12.2011.

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное предприятие «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» (далее – заявитель, налогоплательщик, предприятие ФГУП "РЧЦ СФО")обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области №5 от 19.04.2011г.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях.

Представители налогового органа требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

  Как следует из материалов дела, ФГУП "РЧЦ СФО" подана уточненная налоговая декларация за второй квартал 2010 года, в которой заявитель отразил в качестве операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) по коду 1010251 на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, денежные суммы, полученные от пользователей радиочастотного спектра по договорам на оказание услуг, в части 50%, подлежащих перечислению в федеральный бюджет на основании Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 года N 895 "Об утверждении положения об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 895) (т. 6 л.д. 2 - 12).

По указанной декларации и представленным документам Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой налоговым органом сделан вывод о том, что операции, заявленные ФГУП "РЧЦ СФО", как не подлежащие налогообложению НДС, таковыми не являются и должны облагаться налогом на добавленную стоимость.

По итогам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение N 5 от 19.04.2011 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Федерального государственного унитарного предприятия "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа", которым установлена неуплата заявителем НДС в размере 40 667 282 рублей за второй квартал 2010 года, а также ФГУП "РЧЦ СФО" привлечено к налоговой ответственности в связи с неуплатой НДС в соответствии со статьей 122 НК РФ в виде штрафа в размере 8 133 456 рублей, начислены пени по НДС в размере 1 355 245,97 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области №306 от 10.06.2011г. жалоба налогоплательщика на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.

  Считая решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области №5 от 19.04.2011г.незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта недействительным.

В обоснование заявленных требований налогоплательщик указывает на следующие обстоятельства:

- плата за использование радиочастотного спектра, перечисляемая в федеральный бюджет, не является платой за оказание каких-либо услуг, а подпадает под определение сбора, установленное п. 2 ст. 8 НК РФ, т.к. является обязательным взносом, уплата которого является одним из обязательных условий предоставления плательщику права использовать радиочастотный спектр;

- данный сбор является платой за право пользования природным ресурсом (радиочастотным спектром) и подлежит освобождению от обложения НДС на основании подпункта 17 пункта 2 ст. 149 НК РФ.

- ФГУП "РЧЦ СФО" является уполномоченным органом по взиманию указанной платы на основании Постановления   Правительства РФ от 06 августа 1998 г. N 895.

Кроме того, заявитель просит применить смягчающие ответственность обстоятельства, а именно, тяжелое финансовое положение предприятия, и уменьшить размер пени и штрафа, начисленных по оспариваемому решению.

Налоговый орган считает доводы налогоплательщика необоснованными, ссылаясь на то, что ФГУП "РЧЦ СФО" не является уполномоченным органом, предоставляющим организациям и физическим лицам какие-либо права, плата за использование радиочастотного спектра не подпадает по понятие «сбора», радиочастотный спектр не является природным ресурсом, прольготированная налогоплательщиком плата не является платежом за право пользования природным ресурсом, а является выручкой от оказания платных услуг. Таким образом, льгота, предусмотренная подпунктом 17 пункта 2 ст. 149 НК РФ, применена неправомерно, 50 % выручки подлежат перечислению в федеральный бюджет только после налогообложения их НДС.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также необходимую информацию.

Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

На основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

По мнению ФГУП "РЧЦ СФО" плата за использование радиочастотного спектра, подлежащая перечислению в Федеральный бюджет на основании Постановления Правительства РФ N 895, подпадает под льготу (освобождение от обложения НДС), поскольку соответствует признакам, установленным во второй части подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Диспозиция указанной нормы состоит из следующих признаков, наличие которых необходимо для предоставления льготы:

- плата взимается государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами

- плата взимается при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав

- плата относится к пошлинам или сборам (в том числе к платежам в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Заявитель считает, что ФГУП "РЧЦ СФО" является «иным уполномоченным органом» по взиманию указанной платы.

Суд отклоняет данный довод налогоплательщика по следующим основаниям.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).

На основании ст.22 Закона о связи регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (Государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.

Организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского назначения во исполнение решений государственной комиссии по радиочастотам осуществляются специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при федеральном органе исполнительной власти в области связи (Радиочастотная служба), Положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2005 г. N 279 "О радиочастотной службе" единая система радиочастотной службы включает в себя орган Федеральной службы по надзору сферы связи (Роскомнадзор), его территориальные органы и находящиеся в их ведении Федеральное государственное унитарное предприятие - Главный радиочастотный центр (г. Москва) и федеральные государственные унитарные предприятия - радиочастотные центры федеральных округов. Указанным Постановлением определены задачи, функции и полномочия радиочастотной службы.

Организация деятельности радиочастотной службы относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).

ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» является государственным коммерческим предприятием, не обладающим властными полномочиями государственного органа, с выделенной ему необходимой технической базой для осуществления технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот на территории РФ и оказания платных услуг в области связи.

Согласно уставу ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» создано в целях удовлетворения общественных потребностей, связанной с осуществлением организационных и технических мер по обеспечению использования радиочастот и получения прибыли. Согласно п.4.1 Устава оказание услуг в рамках осуществления уставной деятельности производится предприятием на возмездной основе.

Право на использование радиочастотного спектра на территории РФ предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без разрешения запрещено (п. 1 ст. 24 Закона о связи).

ФГУП «РЧЦ СФО» не предоставляет пользователям радиочастотного спектра никаких прав. Права на использование радиочастот предоставляет государственный орган - Роскомнадзор, поскольку именно данный орган принимает решение о выделении полос радиочастот и выдает разрешения на право их использования.

ФГУП «РЧЦ СФО» является подведомственным предприятием Роскомнадзора – администратора платы за использование радиочастотного спектра, являющегося общегосударственным ресурсом.

Согласно п.4 ст.23 Закона о связи для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая и ежегодная плата за его использование. Порядок взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 895 от 06.08.1998 г. (до вступления в силу названного Закона о связи) утверждено «Положение об оплате использования радиочастотного спектра» (далее – Положение), согласно которому плата устанавливается отдельно по каждому разрешению на использование радиочастотного спектра.

Если разрешение получено оператором связи не на конкурсной основе, то ежегодная плата для таких пользователей определяется в размере двукратного тарифа на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра.

Налогоплательщик считает, что плата за использование радиочастотного спектра подпадает под определение сбора, установленное п. 2 ст. 8 НК РФ, т.к. является обязательным платежом, уплата которого является одним из условий предоставления плательщику права использовать радиочастотный спектр. Кроме того, по мнению заявителя, данный сбор есть не что иное, как плата за право пользования природным ресурсом (радиочастотным спектром), поскольку п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 № 895 устанавливает, что радиочастотный спектр является исключительно общегосударственным ресурсом. Это подтверждается в частности, п. 28 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, в соответствии с которым при заполнении формы № 11 по строке 28 указывается «стоимость прочих природных ресурсов, например радиочастотного спектра.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что указанная плата является платежом в бюджет за право пользования природными ресурсами и относится к сборам, при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с п. 3 ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

В соответствии с правовыми подходами, выработанными Конституционным судом РФ на основе Конституции РФ, установить налог или сбор можно только законом или только путем прямого перечисления в нем существенных элементов налогового обязательства (Постановления Конституционного суда РФ № 9-П от 04.04.96 г. и № 16-П от 11.11.97 г.).

Пункт 1 ст. 1 НК РФ устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.

В проверяемый период налоговое законодательство РФ не содержало норм Налогового кодекса либо федеральных законов, устанавливающих «Сбор за право пользования радиочастотным спектром».

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 НК РФ органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Постановление Правительства РФ № 895, на которое ссылается налогоплательщик, не определяет понятие «платы за услуги по управлению использования радиочастотного спектра» в качестве сбора, не устанавливает его плательщиков и элементы обложения, а только устанавливает порядок распределения денежных средств, получаемых по договорам от оказания платных услуг Федеральными Государственными Унитарными Предприятиями – Радиочастотными центрами федеральных округов.

Следовательно, указанное Постановление Правительства РФ № 895 не является нормативным актом о введении сбора «Плата за пользование радиочастотного спектра».

Законодательно взимание платы (сбора) за пользование общегосударственного ресурса - радиочастотного спектра определено с 01.01.12 г.. Постановлением Правительства РФ № 171 от 16.03.2011 г. утверждены «Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы». Правила, утвержденные данным документом, вступают в силу с 1 января 2012 года. Именно с этого момента определен государственный орган, уполномоченный на взимание данной платы - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

На основании вышеизложенного, до вступления в силу указанного Положения, «плата за право пользования радиочастотным спектром» не является платежом публичного характера, а уплачивается юридическими лицами на договорной основе с ФГУП «РЧЦ СФО».

Следовательно, довод налогоплательщика о том, что плата за использование радиочастотного спектра попадает под определение сбора, необоснован.

Что касается утверждения ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» о том, что плата за использование радиочастотного спектра является платежом в бюджет за право пользования природными ресурсами, то данная позиция не соответствует положениям Федерального закона «Об охране окружающей среды». 

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природные ресурсы по признакам их происхождения подразделяются на 6 основных типов, в том числе: ресурсы недр, водные, лесные, земельные, биологические.

Следовательно, плата за использование радиочастотного спектра не является платежом за право пользования природными ресурсами, поскольку понятие «Общегосударственный ресурс» не является тождественным понятию «Природный ресурс» в силу физической основы радиочастотного спектра.

Ссылка Заявителя на порядок заполнения форм федерального статистического наблюдения, в соответствии с которым при заполнении формы № 11 по строке 28 указывается «стоимость прочих природных ресурсов, например, радиочастотного спектра», не может быть принята судом ввиду следующего:

Указанную форму заполняют юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, органами государственного управления и местного самоуправления, в которой отражаются все основные фонды, учитываемые на счете по учету основных средств.

В соответствии с Указаниями по заполнению формы № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» строки 26-28 являются справочными, по которым отражаются все материальные непроизводственные активы (не только природные ресурсы), к которым в том числе, относится радиочастотный спектр.

Согласно п. 28 Указаний по строкам 26 - 28 указывается на конец отчетного года балансовая стоимость природных ресурсов, являющихся материальными не произведенными активами, которые в состав основных фондов (произведенных активов) в статистическом учете не включаются и в строке 0-1 не учитываются.

К природным ресурсам в статистике относятся экономические активы естественного происхождения, не являющиеся результатом человеческой деятельности, т.е. не воспроизводимые или воспроизводимые без прямого вмешательства человека, естественным путем, на которые могут быть установлены права собственности и которые способны приносить экономические выгоды своим владельцам. К ним относятся: земля; минеральные и энергетические запасы; некультивируемые биологические ресурсы, относящиеся к растительному и животному миру; водные подземные и поверхностные ресурсы; прочие природные ресурсы.

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" для передачи и (или) приема радиоволн предназначены радиоэлектронные технические средства, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.

Таким образом, радиочастотный спектр является совокупностью радиочастот, создаваемых посредством человеческой деятельности с применением технических средств и, следовательно, не может являться природным ресурсом.

Подтверждением того обстоятельства, что плата за пользование радиочастотным спектром не является сбором и не относится к платежам за пользование природным ресурсами является тот факт, что данная плата не отражается в статьях доходов федерального бюджета, на которых группируются доходы от использования природных ресурсов.

Согласно п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании п. 7 ст. 20 БК РФ код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (действующие в проверяемый период) утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.

Согласно данному Приказу классификация доходов бюджетов (приложение 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 4, п. 5 ст. 20 БК РФ подгруппа «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» (КБК 0001070000000000000) отнесена к группе налоговых доходов бюджета РФ.

Приложение 1 к Приказу № 150н содержит перечень платежей, относящихся к подгруппе «Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами».

При этом, Приказом № 150н (Приложение 6) главным администратором доходов бюджета - платежей за пользование природными ресурсами, определена Федеральная налоговая служба РФ.

Плата за пользование радиочастотным спектром в данном перечне отсутствует.

Таким образом, доводы налогоплательщика о том, что радиочастотный спектр является природным ресурсом, а плата за использование радиочастотного спектра является платежом за право пользования природными ресурсами, не основаны на нормах законодательства РФ.

Как установлено в судебном заседании, заявитель перечислял часть платы в федеральный бюджет по Коду бюджетной классификации (КБК) 00011301250010000130.

Код бюджетной классификации 00011301250010000130 «Плата пользователей радиочастотным спектром» отнесен к подгруппе «Доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства».

Согласно Приложению 6 к Указаниям № 150н главным администратором доходов бюджета по коду 00011301250010000130 «Плата пользователей радиочастотным спектром» определена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ФГУП «Радиочастотный центр» в перечне администраторов доходов бюджета (Приложение № 6 к Указаниям №150н) отсутствует.

Перечисление налогоплательщиком 50 % платы, получаемой за пользование радиочастотным спектром, в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 00011301250010000130, относящемуся к подгруппе «Доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства», полностью согласуется с материалами дела и подтверждает тот факт, что указанная плата по своей юридической природе является выручкой от оказания на договорной основе платных услуг.

Для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п.5 ст.38 НК РФ).

Реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе (п.1 ст.39 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 07.07.2003 «О связи» (с последующими изменениями) радиочастотный спектр включает в себя следующие категории полос радиочастот: преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка; преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения; совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения.

Перечень услуг связи, оказываемых с использованием на платной основе радиочастотного спектра, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.1998 № 552 «О введении платы за использование радиочастотного спектра» (с последующими изменениями и дополнениями) включает:

1. Услуги подвижной радиотелефонной связи.

2. Услуги сотовой радиотелефонной связи.

3. Услуги подвижной радиосвязи.

4. Услуги персонального радиовызова.

5. Услуги персонального радиовызова с уплотнением каналов ОВЧ ЧМ сети.

6. Услуги персональной глобальной спутниковой связи.

7. Услуги по распределению телевизионных программ с использованием систем типа MMDS, LMDS и MVDS.

Из изложенного следует, что плата за использование радиочастотного спектра взимается за услуги связи по предоставлению и распределению радио-, телефонной, спутниковой связи, радиовызовов, телевизионных программ.

Суд поддерживает выводы налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении, принятом по результатам камеральной налоговой проверки, о том, что заявленные налогоплательщиком в декларации как не подлежащие налогообложению НДС суммы, представляют собой 50 % платы за оказание услуг (управление радиочастотным спектром), взимаемой ФГУП «РЧЦ СФО» на основе договоров с юридическими лицами, для которых оплата за использование полос радиочастотного спектра, установлена в размере двойного тарифа на основании Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 № 895 «Об утверждении положения об оплате использования радиочастотного спектра».

Налоговый орган обоснованно указал, что в проверяемом периоде налогоплательщик оказывал услуги по регулированию использования радиочастотного спектра на территории Сибирского федерального округа в рамках двухсторонних договоров на выполнение работ или оказания услуг, заключенных с одной стороны ФГУП «РЧЦ СФО» (Исполнитель) и с другой стороны, юридическими лицами (Заказчики). Указанный вывод сделан инспекцией из анализа договоров, заключенных налогоплательщиком с заказчиками на предоставление услуг управления радиочастотным спектром, представленных налогоплательщиком в ходе проведения налоговой проверки и исследованных судом в судебном заседании.

Согласно предмету договоров, представленных в материалы дела, Исполнитель обязуется, в том числе, оказывать Заказчику услуги по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств радиорелейной связи и/или беспроводного доступа, принадлежащих Заказчику на территории Сибирского федерального округа; а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги по действующим ценам исполнителя, на условиях и в сроки, установленные договорами. В целях обеспечения постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса Исполнитель обязуется осуществлять работы по поиску и устранению радиопомех, возникших в зоне действия РЭС Владельца, проводить периодические измерения параметров излучений РЭС, проводить работы по учету РЭС, радиочастот и сигналов опознавания Владельца, формировать и вести региональную базу данных частотных присвоений и РЭС Владельца на территориях их действия в пределах Сибирского федерального округа; Владелец обязуется осуществлять своевременно и в полном объеме платежи; оплата за работы производится ежегодно (поквартально равными долями) в течение 10-ти банковских дней с момента получения счета Владельцем.

По результатам выполненных работ, сторонами подписывались акты сдачи-приемки оказанных услуг и ФГУП «РЧЦ СФО» (Исполнитель) в адрес Заказчиков выставлял счета фактуры на всю сумму оказанных услуг.

Наименование услуг, указанных в актах и счетах-фактурах, соответствует предмету договоров - выполнение работ по управлению использованием радиочастотного спектра.

В актах сдачи-приемки оказанных услуг, выставляемых ФГУП «РЧЦ СФО» в адрес заказчиков, стороны подтверждают, что оказанные услуги удовлетворяют условиям и требованиям Заказчика по объему и качеству.

У Заказчиков акты сдачи-приемки оказанных услуг и счета-фактуры являются первичными документами для подтверждения понесенных расходов в целях налогообложения прибыли и возмещения налога на добавленную стоимость.

Расчеты с покупателями и заказчиками услуг, в полной сумме заключенных договоров, производились на расчетный счет ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу», открытый в коммерческом банке. Для денежных средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, отдельного счета в управлении Федерального казначейства либо иного транзитного счета налогоплательщиком открыто не было.

Согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Поскольку полномочия собственника имущества ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» осуществляет Роскомнадзор и Росимущество, во исполнение данной нормы закона, утвержден п. 4.5 Устава ФГУП «РЧЦСФО», в соответствии с которым предприятие обязано перечислять в Федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов, в порядке, в размере и в сроки, которые определяются Правительством РФ.

В полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия, норма п. 5 Положения № 895 определяет прядок расходования полученных денежных средств государственным предприятием, а так же процент и сроки уплаты в бюджет части прибыли, подлежащий перечислению в федеральный бюджет РФ.

На основании вышеизложенного, ФГУП «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» является государственным коммерческим предприятием, не обладающим полномочиями государственного органа, и оказывает платные услуги в области связи. Перечисление в федеральный бюджет части полученного дохода, производится после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Как установлено материалами дела (п.1.10 Устава ФГУП «РЧЦ СФО») предприятие имеет семь филиалов: в Иркутской области, Омской области, Томской области, Алтайском крае, в Кемеровской области, В Красноярском крае и в Республике Хакасия.

В рамках осуществления уставной деятельности ФГУП «РЧЦ СФО» заключало договоры на выполнение работ по управлению использованием радиочастотного спектра, регулированию использования радиочастот и радиоэлектронных средств.

Договоры на оказание услуг заключались как от имени головной организации, так и от имени филиалов.

Денежные средства, поступающие на расчетные счета филиалов на основе договоров, в дальнейшем перечислялись на расчетный счет головной организации единым платежом (без выделения суммы подлежащей перечислению в бюджет и указания наименования пользователя радиочастотного спектра).

Из анализа расчетного счета ФГУП «РСЦ СФО» установлено, что денежные средства от филиалов поступали в адрес головной организации также посредством перечисления остатков на расчетных счетах филиалов согласно дополнительным соглашениям к договору банковского счета (дополнительные соглашения представлены налогоплательщиком в ходе судебного заседания – т. 8 л.д. 18-24).

Таким образом, суммы выручки с НДС и без НДС аккумулировались на одном расчетном счете налогоплательщика в коммерческом банке, где представляли собой единую обезличенную сумму остатков денежных средств.

У Исполнителя – ФГУП «РЧЦ СФО» выручка, полученная по договорам оказания услуг по управлению радиочастотным спектром, отражалась следующим образом:

50 % выручки от реализации по актам оказанных услуг отражалась по методу начисления, в доходах от реализации при исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Остальная часть услуг указывалась в первичных документах без учета НДС. Учет данной части выручки по методу начисления не велся. В бухгалтерском и налоговом учете ФГУП «РЧЦ СФО» суммы, указанные в актах и счетах-фактурах без НДС, отсутствуют.

В связи с отсутствием надлежащего бухгалтерского и налогового учета суд не имеет возможности проверить правильность определения налогоплательщиком части платы за пользование радиочастотным спектром, включенной в налоговую декларацию за 2 квартал 2010 года по коду льготы 1010251 и освобожденной от налогообложения.

Согласно п. 4 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, установлено, что декларация составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика.

Нормой п. 4 ст. 170 НК РФ определено, что если организация осуществляет деятельность (операции), как облагаемую НДС, так и освобождаемую от налогообложения, она обязана вести раздельный учет НДС в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Согласно п. 4 ст. 149 НК РФ, в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

В постановлении от 08.06.2010 N 1650/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подчеркнул, что обоснование права на применение льготы по НДС в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 23 и пункта 4 статьи 149 НК РФ лежит на налогоплательщике: налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.

Из системного толкования вышеизложенных норм налогового законодательства следует, что для подтверждения права применения налоговой льготы по НДС, на основании п.17 ст.149 НК РФ, заявленной в налоговой декларации за 2 квартал 2010 года, налогоплательщик должен подтвердить отражение на счетах бухгалтерского учета операций в хронологической последовательности, основанием для которых являются первичные документы по получению платы за использование радиочастотного ресурса, в разрезе плательщиков - контрагентов.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 149 НК РФ обоснование права на применение льготы по НДС лежит на налогоплательщике.

В рамках проведения камеральной проверки за 2 квартал 2010 года в соответствии со статьями 31, 88, 93 НК РФ налоговым органом, в адрес ФГУП «РЧЦСФО» были выставлены требования от 11.08.2010г. и от 31.01.2011г. о предоставлении документов, в том числе документов, подтверждающих ведение раздельного учета по осуществлению как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению операций.

В ответ на требования ФГУП «РЧЦ СФО» направил в адрес инспекции копии книги продаж, копии счетов-фактур, итоговый реестр счетов-фактур. Документы, подтверждающие ведение раздельного учета налогоплательщиком по требованию не были представлены, что отражено в акте камеральной проверки.

В ходе судебного разбирательства, налогоплательщиком, в качестве подтверждения ведения раздельного учета, представлена в материалы дела карточка счета 76.86 «Расчеты по целевым сборам», в которой отражено поступление денежных средств на расчетный счет ФГУП «РЧЦ СФО» в головную организацию (в качестве контрагентов поименованы филиалы предприятия и головная организация с отражением записи «прочие поступления от текущей деятельности»), а также перечисление налогоплательщиком платежей в адрес Роскомнадзора ( т. 7 л.д. 52-120).

Исследовав указанные документы, суд считает, что они не подтверждают ведения налогоплательщиком раздельного учета, не соответствует нормам законодательства о бухгалтерском учете.

При анализе представленного налогоплательщиком налогового (бухгалтерского) регистра по счету 76.86 установлено, что порядок ведения данного субсчета не соответствует требованиям законодательства и установленным правилам ведения бухгалтерского учета. В данном регистре отсутствует учет по методу начисления средств, указанных в актах приемки-сдачи выполненных работ и счетах-фактурах без налога на добавленную стоимость. Суммы целевого сбора, предъявленные к оплате пользователям радиочастотного спектра, в карточке счета 76.86 не отражались.

Таким образом, из указанного регистра, не представляется возможным установить сумму обязательств пользователей по конкретным актам выполненных работ, а также за каких пользователей, за какой период и в какой сумме производится перечисление в федеральный бюджет.

Следовательно, содержание регистра «карточка счета 76.86» противоречит нормам ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и не может являться основанием для подтверждения суммы льготы по налогу на добавленную стоимость.

Довод налогоплательщика о том, что раздельный учет велся в книгах продаж несостоятелен, поскольку Книга продаж не является регистром бухгалтерского учета, в котором отражается состояние расчетов с бюджетом по НДС.

Кроме того, в Книге продаж учет поступления денежных средств от клиентов в разрезе каждой счета-фактуры не велся. При отсутствии учета поступления денежных средств от каждого пользователя радиочастотного спектра невозможно проверить, все ли счета-фактуры отражены в Книге продаж, а, следовательно, все ли начисленные суммы НДС включены в налоговую декларацию.

Довод налогоплательщика о том, что ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» в рамках Постановления № 895 действует не как участник гражданско – правовых отношений с плательщиками, а получает и перечисляет средства «транзитом», несостоятелен, поскольку в указанном Постановлении не определены полномочия радиочастотной службы действовать в интересах и от имени Российской Федерации. ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» не является налоговым агентом в отношении указанных сумм.

Указанная позиция налогового органа подтверждается фактическими обстоятельствами: учет 50 % части выручки без НДС в разрезе пользователей радиочастотным спектром на предприятии не велся, ФГУП «РЧЦ СФО» перечислял денежные средства на счета Роскомнадзора единым платежом, при этом не представляется возможным установить, за какого конкретно пользователя и какой период уплачены суммы в бюджет.

Поскольку персонифицировать денежные средства, перечисленные в федеральный бюджет, в разрезе пользователей радиочастотного спектра не представляется возможным, довод налогоплательщика о том, что он «транзитом» перечислял денежные средства в бюджет, не соответствует материалам дела.

В своем заявлении Общество ссылается на то, что, применяя освобождение от НДС, предприятие руководствовалось не только нормами ст. 149 НК РФ, но и официальными разъяснениями уполномоченных органов, в частности Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации», а также письмом МНС РФ от 27.12.1999 № 03-4-09/46 «О налоге на добавленную стоимость». Также налогоплательщик указывает, что в проверяемом периоде по порядку оформления документов и исчисления НДС руководствовался Письмом Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009 .

Оценку письменным разъяснениям Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах дал сам Минфин РФ в своем письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 «Разъяснения положений налогового законодательства в части статьи 34.2 НК РФ» в котором указал, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Следует отметить, что Приказ МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 признан утратившим силу Приказом ФНС РФ от 12.12.2005 № САЭ-3-03/665@, письмо МНС РФ от 27.12.1999 № 03-4-09/46 официально не опубликовано.

Кроме того, на основании п.35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» к разъяснениям по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, указанным в п.п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

По указанным основаниям несостоятельна ссылка налогоплательщика на письмо Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009, в котором указан порядок оформления первичных документов и учета платы пользователей радиочастотного спектра, поскольку данный орган не является уполномоченным государственным органом, в компетенцию которого входит право давать разъяснения в области законодательства о налогах и сборах.

При этом Пункт 8 Письма Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009 г. содержит указание оформлять Акты оказанных услуг по управлению использования радиочастотного спектра с учетом сумм, направляемых в доход федерального бюджета и на возмещение затрат радиочастотной службы с учетом налога на добавленную стоимость.

Приказом МАП России от 11.05.2001 N513 утверждены прейскуранты тарифов на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра. Согласно примечанию к прейскурантам для организаций налог на добавленную стоимость взимается сверх установленных тарифов.

Также несостоятельна ссылка заявителя на то, что оформление первичных документов и учет поступивших по договорам сумм оплаты ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» осуществлял в соответствии с:

-Приказом Главгоссвязьнадзора России № 62 от 18.08.1998.

-Письмом ГНИ РФ № 03-4-09/46 от 25.01.1999

Приказом Главгоссвязьнадзора России № 62 от 18.08.1998 года определен порядок оформления счета-фактуры на плату за использование радиочастотного спектра. В описаниях бухгалтерских проводок, указанных в приложении 2 к приказу, суммы НДС входят как в сумму оплаты по утвержденному тарифу в соответствии с прейскурантом так и в сумму целевого сбора равную 50% платы за услугу, в размере однократного тарифа.

При этом, ссылка налогоплательщика на указанные выше документы несостоятельна, поскольку данные документы адресованы государственному органу службы Госсвязьнадзора, и не относятся к деятельности коммерческой организации - ФГУП «РЧЦСФО», поскольку Постановление Правительства РФ №1002 от 25.12.2000 «О государственной радиочастотной службе РФ» вступило в силу с 01.04.2001, в связи с чем «Положение о службе Госсвязьнадзора РФ» № 1156 от 15.11.1993 утратило силу.

Согласно п. 3 ст. 111, обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

- выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Аналогичное правило изложено в п. 8 ст. 75 НК РФ относительно не начисления пени.

При наличии указанных обстоятельств налогоплательщик освобождается от уплаты пени и штрафа. Однако, вышеперечисленные разъяснения не отвечают признакам, указанным в статьях 111, 75 НК РФ.

Официальные разъяснения уполномоченного органа о порядке налогообложения операций по оказанию услуг управления использования радиочастотного спектра Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) довело до Министерства Связи России письмом № 03 - 1 - 07/2917/17 от 03.10.2003 г. «О налогообложении налогом на добавленную стоимость услуг по использованию радиочастотного спектра». В соответствии с указанными разъяснениями уполномоченного органа, при осуществлении операций по реализации услуг по управлению использованием радиочастотного спектра, предприятия обязаны исчислять сумму налога от стоимости оказанных услуг и уплачивать ее в установленном законом порядке независимо от того, что часть стоимости (платы) за оказанные услуги перечисляется в дальнейшем в доход федерального бюджета.

Таким образом, данным документом, устанавливающим порядок формирования платы по использованию радиочастотного спектра, определено взимание НДС со всей суммы получаемых от пользователей радиочастотного спектра денежных средств, независимо от их дальнейшего распределения.

На основании вышеизложенного выводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по НДС в отношении 50 % платы за использование радиочастотного спектра являются обоснованными.

Довод налогоплательщика о том, что отношения между предприятием и пользователями радиочастотного спектра по получению оспариваемых сумм (плата в федеральный бюджет) не является платой за оказание услуг, не обоснован, поскольку в рамках договоров с пользователями радиочастотного спектра, ФГУП «РЧЦ СФО» осуществлял возмездное оказание услуг, перечень которых указан в договоре, расценки на которые определены Приказом МАП России от 11.05.2001 № 513.

Правоотношения, возникшие между ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» и его заказчиками в связи с заключением и исполнением обязательств по договорам регулируются главой 39 (возмездное оказание услуг) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Операции по реализации услуг в силу ст. 146 НК РФ являются объектом налогообложения НДС. Перечисление в федеральный бюджет части полученного дохода, должно было производиться после уплаты налогов и других обязательных платежей, начисленных на всю сумму доходов, полученных от реализации услуг.

Поскольку ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» реализовывало услуги без учета налога на добавленную стоимость, оно должно было в спорный период определять налоговую базу в порядке, предписанном пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров с применением ставки налога 18%.

Исходя из положений ст.ст.23, 56 и 80 НК РФ следует, что обязанность доказывания правомерности применения льготы по налогообложению возлагается на налогоплательщика путем представления в налоговый орган всех необходимых документов, подтверждающих его право на льготу. ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу», таких доказательств ни в рамках проверки, ни к апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган, ни в суд не представил, в связи с чем, выводы налогового органа о неправомерном применении льготы, установленной пп.17. п.2 ст.149 НК РФ, являются обоснованными.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим, к ним могут быть отнесены обстоятельства, признанные судом таковыми, и суд в соответствии со ст. ст. 2, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.

На основании п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей названного Кодекса.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции", санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Постановления Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, материального положения налогоплательщика) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства, смягчающим ответственность, принадлежит суду.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 1069-О-О, законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19 часть 1, статья 55 части 2 и 3 Конституции Российской Федерации).

Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственность лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В компетенцию арбитражного суда входит установление обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, так как приведенный в пункте 1 статьи 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность налогоплательщика.

Приказом Роскомнадзора от 29.12.2011 №2010 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат радиочастотной службы, связанных с выполнением возложенных на нее функций (далее – Правила).

Согласно п.5 Правил предоставление субсидии осуществляется на основании договоров, заключенных главным распорядителем средств федерального бюджета с получателями субсидий.

ФГУП «РЧЦ СФО» предоставлен договор «О предоставлении субсидии на возмещение затрат предприятия радиочастотной службы, связанных с выполнением возложенных функций» от 21.02.2012г. №03 (далее- Договор).

В соответствии с ч.1 Договора, главный распорядитель средств федерального бюджета Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), предоставляет предприятию субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.2011 №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 годов». Затраты на возмещение которых предоставляются субсидии перечислены в ч. 1.2 Договора, что соответствует перечню расходов, указанных в п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий. Среди затрат, подлежащих возмещению из средств федерального бюджета, указаны обязательные платежи в бюджет.

В письме от 09.02.2012 № 01ИО-02806 Роскомнадзор сообщил заявителю, что оплату судебных издержек, штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов) следует производить из внебюджетных источников (собственных средств предприятия), либо за счет средств лиц, допустивших возникновение данных обязательств.

Как указывает, заявитель убыток предприятия по итогам 1 полугодия 2012 года составил 95 381 тыс. руб., что подтверждается отчетом о прибылях и убытках. Недоимка по НДС, пени и штрафу оплачена заявителем в сумме 533 641 284 руб. 10 коп. На текущий момент задолженность по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафам предприятия за 2010-2011 годы составляет 319 022 507 руб. 20 коп. Остаток собственных средств (без учета филиалов) на расчетных счетах по состоянию на 20.09.2012 составляет 127 798 625,22 руб., средств субсидий из федерального бюджета – 249 122 748,87 руб., остатки средств на расчетных счетах филиалов – 395 397,70 руб., средств субсидий – 2 464 065,31 руб.

Кроме того, как указывает заявитель, 12.09.2012г. между Роскомнадзором и ФГУП «РЧЦ СФО» подписано дополнительное соглашение о снижении размера субсидий, выделяемых ФГУП «РЧЦ СФО» на 2012 год на сумму 197 129 200 руб. При условии полного погашения недоимок, штрафов и пеней объем собственных средств на счетах окажется недостаточным, и в целях погашения задолженности будет обращено взыскание на средства субсидий, выделяемые на 3-4 кварталы 2012 года из федерального бюджета на содержание предприятия, что лишит предприятие возможности выполнять возложенные на него функции. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о тяжелом финансовом положении предприятия.

Суд, исследовав и оценив характер и обстоятельства совершенного предприятием правонарушения, учитывая организационно-правовую форму предприятия и выполняемые функции, а также принимая во внимание тяжелое финансовое положение заявителя, приходит к выводу о возможности снижения размера штрафных санкций по п.1 ст. 122 НК РФ, снизив его в 12 раз до 677 788 руб., что соответствует требованиям справедливости и соразмерности наказания.

Требование налогоплательщика о снижении пени удовлетворению не подлежит, так как налоговое законодательство не содержит норм о возможности снижения начисленных налоговым органом за несвоевременную уплату налогоплательщиком налога пеней при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.

Таким образом, решение налогового органа № 5 от 19.04.2011г. в части взыскания штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 7 455 668 руб. не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежит признанию недействительным.

В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 19.09.2012г. до 26.09.2012г.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области от 19.04.2011 г. № 5 в части привлечения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 7 455 668 руб.

В остальной части требований заявителю отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» расходы по оплате госпошлины в сумме 4000 руб. 00 коп.

Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Отменить обеспечительные меры, наложенные определением суда от 29.06.2011 в виде приостановления действия решения от 19.04.2011 №5 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области, в части доначисления пени по НДС в сумме 1 355 245 руб.97 коп. и штрафа в сумме 8 133 456 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья А.А.Бурова