ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-106/2021 от 28.04.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-106/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 мая 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетниковой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Энергетик" (ОГРН: <***>,  ИНН: <***>), сельсовет Мичуринский к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск, третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью  «Новосибирская городская сетевая компания» (ИНН <***>); 2) Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства» (ИНН <***>) о признании  незаконными бездействие УФАС по Новосибирской области, выраженное в отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении действий ООО «НГСК» по технологическому присоединению ГКУ НСО «УКС»,

при участии представителей:

заявителя: ФИО1, доверенность № 11-Д-21 от 16.03.2021, паспорт,  диплом; ФИО2, директор (приказ от 12.10.2020), паспорт, ФИО3, доверенность № 25-Доверенность21 от 28.04.2021, паспорт,

заинтересованного лица: ФИО4, доверенность № СГ/17778 от 29.12.2020, паспорт, диплом,

ООО «Новосибирская городская сетевая компания»: ФИО5, доверенность № 77 от 31.12.2020, паспорт, диплом

ГКУ НСО «Управление капитального строительства»: не явился, извещен,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Энергетик" (далее – заявитель, предприятие, ФГУП «Энергетик») обратилось в арбитражный суд с заявлением, измененным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия, выраженного в отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неправомерных действий ООО «НГСК» по технологическому присоединению ГКУ НСО «УКС»; об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; об обязании возбудить дело об административном правонарушении в отношении ООО «НГСК», заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – антимонопольный орган, Новосибирское УФАС России).

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Новосибирская городская сетевая компания», Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства».

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что действия антимонопольного органа, выраженные в отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении действий ООО «НГСК» неправомерными, а выводы контролирующего органа противоречащими фактическим обстоятельствам и представленным ФГУП «Энергетик» доказательствам.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором решение Новосибирского УФАС России, выразившееся в отказе в возбуждении дела (ответ от 31.08.2020г № 02-11837) и определение от 31.08.2020г об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, законными, обоснованными и не подлежащими признанию недействительными.

ООО «Новосибирская городская сетевая компания» представило отзыв на заявление, в котором указывает, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.

ГКУ НСО «Управление капитального строительства» в своем отзыве указывает, что к компетенции антимонопольного органа не относится установление наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, а также контроль соблюдения сетевыми организациями Правил устройства электроустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 242), ГОСТа 14209-85, в части требований о максимальной разрешенной нагрузке объектов электросетевого хозяйства, просит отказать ФГУП «Энергетик» в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ГКУ НСО «Управление капитального строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, при таких обстоятельствах заявление рассмотрено в его отсутствие по правилам ч.3 статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ФГУП «Энергетик» с жалобой на действия ООО «НГСК» по нарушению Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, путем заключения с ГКУ НСО «УКС» договора об осуществлении технологического присоединения с максимальной мощностью 292,69 кВт при отсутствии у ООО «НГСК» переоформленных документов о технологическом присоединении и технической возможности технологического присоединения.

На основании пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела в отношении указанных лиц в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В связи, с чем Новосибирским УФАС России письмом от 31.08.2020г № 02-11837 дан ответ на обращение ФГУП «Энергетик».

Также, 31.08.2020 Новосибирским УФАС России вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Заявитель, не согласившись с принятым решением, действиями заинтересованного лица, обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд не находит их подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании ч.5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Определением от 31.08.2020г Новосибирским УФАС России отказано ФГУП «Энергетик» в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с ч.4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Соответственно, исходя из нормы, установленной ч.4 ст. 30.1 КоАП РФ, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подлежит обжалованию в течение десяти суток со дня его вручения или получения.

Заявление в арбитражный суд Новосибирской области о признании незаконным указанного определения подано ФГУП «Энергетик» 11.01.2021г.

Довод заявителя о том, что в действиях ООО «НГСК» содержится нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 и ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» судом отклонен ввиду следующего.

Порядок технологического присоединения к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Согласно п. 3, 4 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с договором аренды № 224/2019 от 01.11.2019, заключенным между ООО «НГСК» и ООО «Новосибирский квартал», ТП-258, а также РП-10, ТП-247, ТП-257, ТП-258, ТП-235 по адресу: НСО, Новосибирский район, р.п. Краснообск, были переданы в аренду ООО «НГСК» для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, эксплуатации и технического обслуживания, на срок до 31.12.2025.

Приказами № 770-ЭЭ от 19.12.2018 и № 689-ЭЭ от 17.12.2019 Департамента по тарифам Новосибирской области для ООО «НГСК» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Таким образом, ООО «НГСК» является сетевой организацией и в силу положений Правил технологического присоединения обязано заключать с заявителями договоры об осуществлении технологического присоединения.

Заявка ГКУ НСО «УКС» на технологическое присоединение строительных механизмов объекта «Школа в р.п. Краснообск», расположенных по адресу: Новосибирский район, МО р.п. Краснообск, р.п. Краснообск, с максимальной мощностью 292,69 кВт, поступила в ООО «НГСК» 20.01.2020.

Новая школа в Краснообске строится в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и государственной программы «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы».

Национальные проекты реализуются в России в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Учитывая вышеизложенное, а также то, что ООО «НГСК» с момента заключения договора аренды № 224/2019 от 01.11.2019 является собственником вышеуказанного электросетевого оборудования, ООО «НГСК» с ГКУ НСО «УКС» был заключен Договор об осуществлении технологического присоединения с Приложением № 1 - техническими условиями № 197-258-2020 от 10.03.2020, до момента оформления между ООО «НГСК» и ФГУП «Энергетик» актов об осуществлении технологического присоединения по объектам электрохозяйства в соответствии с пп. «в» п. 59 Раздела VIII Правил технологического присоединения, которым предусмотрено право заявителя в рамках договора (в период его действия), собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Правила технологического присоединения не предусматривают какие-либо конкретные сроки обращения в сетевую организацию за переоформлением документов о технологическом присоединении. Кроме того, Правилами технологического присоединения не предусмотрено такое основание для отказа сетевой организации заявителю в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, как непереоформление сетевой организацией актов об осуществлении технологического присоединения в соответствии с пп. «в» п. 59 Раздела VIII Правил.

Согласно п. 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

Согласно абз. 2 п. 41 Правил технологического присоединения, Сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае, если сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями.

В соответствии с п. 7 Технических условий № 197-258-2020, точка присоединения объекта к электрическим сетям ООО «НГСК» - РУ-0,4 кВ ТП-258 ООО «НГСК» - максимальная мощность 292,69 кВ.

Согласно информации, представленной ООО «НГСК», в соответствии с контрольными замерами нагрузки, проведенными специалистами ООО «НГСК» в декабре 2019, нагрузка на секциях Т-1 и Т-2 ТП-258 позволяет осуществить технологическое присоединение объекта без превышения значений максимальных мощностей присоединяемых и присоединенных объектов, определенных обязательными требованиями (бланк контрольных замеров прилагается к ответу на запрос).

Таким образом, если ООО «НГСК» заключило договор технологического присоединения в рамках существующей максимальной мощности, обращение за увеличением максимальной мощности во ФГУП «Энергетик» не требуется.

Из вышеизложенного следует, что ООО «НГСК», являясь сетевой организацией, заключило с ГКУ НСО «УКС» на основании поступившей от потребителя заявки Договор об осуществлении технологического присоединения № 197-258-2020/ТП от 10.03.2020 г. в соответствии со своей компетенцией, установленной Правилами технологического присоединения.

В силу Правил технологического присоединения определение технических условий, в том числе, точек присоединения, источников питания, относится к компетенции сетевой организации, заключающей договор с заявителем.

К компетенции антимонопольного органа не относится установление наличия/отсутствия технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, а также контроль соблюдения сетевыми организациями Правил устройства электроустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 242), ГОСТа 14209-85, в части требований о максимальной разрешенной загрузке объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, по результатам рассмотрения обращения ФГУП «Энергетик» в действиях ООО «НГСК» правомерно не установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, Правил технологического присоединения. Правовые основания для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 9.21 КоАП РФ также отсутствуют.

Доводы ФГУП «Энергетик» о незаконном перераспределении максимальной мощности, принадлежащей потребителям физическим лицам – собственникам помещений в МКД №232 документально не подтверждены.

ФГУП «Энергетик» не представлены доказательства как снижения максимальной мощности МКД №232, так и снижения качества энергоснабжения МКД №232.

Новые основания, приведенные в уточнении к заявлению от 26.04.2021г. не являлись предметом рассмотрения в антимонопольном органе и не влияют на законность действий вынесенного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Иные доводы заявителя направлены на разрешение хозяйственных отношений между сетевыми организациями и подлежат разрешению в общеисковом порядке.

С учетом изложенного, оценив фактические обстоятельства и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу ч. 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                       Е.А. Нахимович