ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-10732/16 от 07.11.2016 АС Новосибирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск Дело № А45-10732/2016

18 ноября 2016 года

  резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2016 года

полный текст решения изготовлен 18 ноября 2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серовой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1, г. Новосибирск

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области

о признании недействительным решения МИФНС № 16 по НСО от 10.02.2016 о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО «СибЖилСтройИнвест».

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: не явился (извещен)

заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности № 113 от 10.10.2016

ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Новосибирской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 10.02.2016 о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО «СибЖилСтройИнвест». Обязать регистрирующий орган исключить запись о ликвидации ООО «СибЖилСтройИнвест», восстановить запись о регистрации ООО «СибЖилСтройИнвест» в качестве юридического лица.

В обоснование заявленных требований Заявитель ссылается на положение подпункта «а» пункта 1 статьи 23 ФЗ № 129-ФЗ, согласно которому в государственной регистрации ликвидации юридического лица должно быть отказано в случае не представления необходимых документов, в данном случае ликвидационного баланса, поскольку ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения о задолженности, следовательно, подлежит признанию не представленным. При этом Заявитель ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ № 7075/11 от 13.10.2011.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 заявлено ходатайство о привлечении в качестве второго ответчика ликвидатора ООО «СибЖилСтройИнвест» ФИО3.

Судом Заявителю предложено сформулировать требования к ликвидатору и уточнить заявленные требования к МИФНС РФ № 16 по НСО в соответствии со статьей 198 АПК РФ.

Требования суда, изложенные в определениях от 19.09.2016 и от 10.10.2016, Заявителем не выполнены.

В связи с тем, что требования к ликвидатору ООО «СибЖилСтройИнвест» ФИО1 не сформулированы, в удовлетворении ходатайства о привлечении ликвидатора ФИО3 в качестве второго ответчика отказано.

Налоговый орган заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев заявление ФИО1, заслушав представителя налогового органа, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «СибЖилСтройИнвест» с заявлением о ликвидации юридического лица.

Для государственной регистрации представлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора с приложением решения единственного участника от 11.11.2015.

Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, регистрирующим органом 20.11.2015 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 6155476405166 о принятии ООО «СИБЖИЛСТРОИИНВЕСТ» решения о ликвидации и назначении ликвидатора.

Сообщение Общества о ликвидации опубликовано в официальном журнале «Вестник государственной регистрации» № 47 (559) Часть-1 от 02.12.2015, в соответствии с которым требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 (двух) месяцев с момента опубликования настоящего сообщения.

В последующем 03.02.2016, Обществом для государственной регистрации представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (вх. № 3133А), в связи с чем, регистрирующим органом 10.02.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2165476185147 о составлении ликвидируемым юридическим лицом промежуточного ликвидационного баланса.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в соответствии со ст. 21 Закона № 129-ФЗ, Обществом 03.02.2016, представлены следующие документы (вх. № 3134А):

- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, подписанное ликвидатором ООО «СИБЖИЛСТРОИИНВЕСТ» ФИО3;

- решение № 3 единственного участника ООО «СИБЖИЛСТРОИИНВЕСТ» от 03.02.2016, которым утвержден ликвидационный баланс;

- документ об оплате государственной пошлины от 03.02.2016 на сумму 800, 00 рублей;

- ликвидационный баланс.

Учитывая то, что документы, представленные Обществом для государственной регистрации соответствовали требованиям Закона № 129-ФЗ, а также то, что основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ у регистрирующего органа отсутствовали, Инспекцией 10.02.2016 принято решение №  3134А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «СИБЖИЛСТРОИИНВЕСТ» в связи с его ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2165476185290.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что требования, заявленные к регистрирующему органу, удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с за­явлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного само­управления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненорма­тивный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предприниматель­ской и иной экономической деятельности.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненорма­тивных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незакон­ными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда граж­данину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восста­новлен судом. Однако заявитель не ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока, доказательств, свидетельствующих о том, что срок для обращения с заявлением пропущен по уважительным причинам, не представлено.

О том, что ФИО1 знала о принятом решении о государственной регистра­ции свидетельствуют и доводы заявления. Так, заявитель указывает дату публикации Об­ществом сведений о ликвидации, заявителем было направлено требование погасить задол­женность в размере 904 881 рубль в пределах срока для предъявления требования кредито­ров.

Пропуск срока для обжа­лования ненормативного правового акта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18306/10 по делу № А72-1883/2010.

По существу заявленных требований суд считает, что требования необоснованные и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Однако, в нарушение положений ст. 198, 199 АПК РФ Заявителем не указано какие нормы права нарушены именно регистрирующим органом при принятии решения о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «СИБЖИЛСТРОЙИНВЕСТ» в связи с его ликвидацией.

Заявитель считает, что поскольку ликвидация юридического лица осуществлена с нарушением порядка ликвидации, установленного статями 61-64 ГК РФ, а именно, ликвидатором представлен ликвидационный баланс, не отражающий действительного имущественного положения юридического лица и его расчеты с кредиторами, то решение Инспекции о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией является незаконным.

Однако, Заявителем не учтено, что при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие (налоговые) органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на "обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации лицо, в отношении которого, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ, установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Таким образом, фактически Закон № 129-ФЗ исходит из презумпции достоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации. При этом согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Законом № 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ).

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлен статьей 63 ГК РФ и статье 22 Закона № 129-ФЗ, в соответствии с которой после завершения процесса ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные статьей 21 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с частью 9 статьи 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (часть 5 статьи 63 ГК РФ).

Положения статей 64, 64.1 ГК РФ устанавливают, что, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Таким образом, действующим законодательством о государственной регистрации установлен порядок ликвидации юридического лица, который учитывает интересы его кредиторов и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.

На момент принятия оспариваемого решения о государственной регистрации, регистрирующий орган располагал заявлением о государственной регистрации ликвидации ООО «СИБЖИЛСТРОЙИНВЕСТ» по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором, в соответствии с подпункте «а» пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ подтверждалось, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами.

Какая-либо информация о наличии неисполненных ликвидируемым юридическим лицом обязательств, а также о том, что порядок ликвидации ООО «СИБЖИЛСТРОЙИНВЕСТ» ликвидатором данного юридического лица не соблюден, и, в представленном ликвидационном балансе содержатся недостоверные сведения, в Инспекцию не поступала.

При условии представления в регистрирующий орган соответствующего заявления о государственной регистрации и документов, необходимых для государственной регистрации, удовлетворяющих требованиям действующего законодательства о государственной регистрации, и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган обязан в срок, установленный статьей 8 Закона № 129-ФЗ, принять решение о государственной регистрации и внести в ЕГРЮЛ соответствующую запись.

Кроме того, как уже выше было отмечено, действующее законодательство о государственной регистрации не предусматривает обязанности регистрирующего органа выявлять кредиторов ликвидируемого юридического лица, данная обязанность возложена законом на ликвидатора такого общества.

В соответствии с частью 5 статьи 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Инспекцией надлежащим образом исполнена обязанность по информированию участников гражданского оборота о юридическом лице ООО «СИБЖИЛСТРОИИНВЕСТ», в отношении которого представлены документы для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с его ликвидацией, в том числе о представлении документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятом решении, о ликвидации, назначении ликвидатора, составлении промежуточного ликвидационного баланса, для государственной регистрации прекращения деятельности указанного юридического лица в связи с его ликвидацией, а также о результатах их рассмотрения путем размещения сведений в информационном ресурсе в сети Интернет и на web-сайте Управления ФНС России по Новосибирской области: www.nalog.ru.

Данное обстоятельство свидетельствует о возможности, предоставленной Инспекцией кредиторам, до государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица уведомить регистрирующий орган о наличии неисполненных у ликвидатора юридического лица обязательств, с приложением документов, свидетельствующих о предъявлении таких требований в адрес ликвидационной комиссии и нарушении последним требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 ФЗ № 127-ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)».

Представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что регистрирующим органом своевременно приняты необходимые меры по информированию участников гражданского оборота о ликвидации ООО «СИБЖИЛСТРОЙИНВЕСТ» с целью исключения нарушения законных прав и интересов кредиторов в случае наличия таковых, в связи с чем,  в связи с чем,  решение о государственной регистрации № 3134А принято регистрирующим органом в соответствии с действующим законодательством РФ о государственной регистрации.

Из содержания ст. 34 АПК РФ следует, что сторонами в арбитражном процессе являются участники спорного материального правоотношения. Таким образом, обращение за судебной защитой с указанием в качестве единственного ответчика конкретного субъекта предполагает наличие у истца убеждения о том, что его права и законные интересы нарушены именно этим лицом.

Вместе с тем, Инспекция, как ответчик, лишена в данном судебном деле давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, в связи с тем, что данные вопросы не обращены к Инспекции, и связаны с действиями другого лица, а именно ликвидатора ООО «СИБЖИЛСТРОЙИНВЕСТ» ФИО3.

Заявитель в ходе рассмотрения дела заявлял ходатайство о привлечении в качестве соответчика ликвидатора ФИО3. Для рассмотрения данного ходатайства судом было предложено Заявителю сформулировать требование к ликвидатору, однако Заявителем не был указан предмет спора к ликвидатору, в связи с чем ходатайство о привлечении ликвидатора в качестве соответчика судом было отклонено.

В рассматриваемом случае, ликвидатор ООО «СИБЖИЛСТРОЙИНВЕСТ», как участник спорного материального правоотношения должен быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика и оспариваться заявителем должны именно действия ликвидатора по совершению процедуры ликвидации указанного Общества, в том числе и потому, что решение регистрирующего органа является следствием указанных, возможно неправомерных, действий ликвидатора.

В связи с чем, суд считает, что государственный регистратор не может являться ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В соответствии со статьей 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Инспекция, участвуя в данном деле в качестве третьего лица, в случае удовлетворения требования истца о признании незаконными действий ликвидатора по совершению процедуры ликвидации, в том числе и по предоставлению в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения, в рамках восстановления нарушенного права истца, исполнит указанное решение суда путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Таким образом, в случае, если заявитель считает, что ликвидатором ООО «СИБЖИЛСТРОИИНВЕСТ» не были соблюдены нормы о порядке ликвидации юридического лица, в связи с тем, что им искажены данные ликвидационного баланса, представленного в регистрирующий орган, не отражено требование ФИО1 к ООО «СИБЖИЛСТРОИИНВЕСТ» в ликвидационном балансе, что подтверждается доводами заявителя, изложенными в настоящем заявлении, данное обстоятельство является совокупностью условий для возложения на ликвидатора ООО «СИБЖИЛСТРОИИНВЕСТ» обязанности по возмещению убытков, понесенных заявителем из-за ликвидации указанного юридического лица.

Таким образом, ФИО1 вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением к ликвидатору общества - ФИО3 о взыскании убытков.

Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2012 г. N 9632/12.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, на основании вышеизложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

В.Н. Юшина