АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
город Новосибирск
30 октября 2013 года Дело №А45-10750/2013
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2013 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судьи Свиридовой Г.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Малореновой Ю.В.,рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества Холдинговая компания "Новотранс", г Кемерово
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Новотранс", г. Кемерово,
о взыскании 459 592 руб. 41 коп., из них: 366 637 руб. 50 коп. – неосновательного обогащения, 57 869 руб. 37 коп. – расходов на устранение скрытых недостатков выполненных работ, 35 085 руб. 54 коп. – процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в судебном заседании представителей: от истца – Митина Михаила Николаевича (доверенность №0102-35к от 01.02.2011), от ответчика – Басова Игоря Львовича (доверенность №62 от 21.09.2012), от третьего лица – Митина Михаила Николаевича (доверенность №62 21.09.2012),
Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Новотранс" (далее по тексту – истец, ОАО ХК "Новотранс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее по тексту – ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 459 592 руб. 41 коп., из них: 366 637 руб. 50 коп. – неосновательного обогащения, 57 869 руб. 37 коп. – расходов на устранение скрытых недостатков выполненных работ, 42 284 руб.49 коп. – процентов за пользование чужими денежными средствами,
Определением от 25.06.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Новотранс" (далее по тексту – третье лицо, ООО ТК "Новотранс").
Представитель истца в судебное заседании поддерживает исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица также поддерживает исковые требования истца.
Ответчик отзывом и в судебном заседании исковые требования не признает как необоснованные.
Заслушав объяснения представителей истца, третьего лица и ответчика, рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
между ОАО ХК "Новотранс" (принципал) и ООО ТК "Новотранс" (агент) был заключен агентский договор № РВ-460-12/09 от 01.12.2009, согласно условиям которого, принципал поручает, а агент берет на себя обязательство организовывать текущие оцепочные ремонты подвижного состава от своего имени, но за счет принципала.
ОАО ХК "Новотранс" в рамках агентского договора наделило правом ООО ТК "Новотранс"подписывать от своего имени и в интересах принципала договоры на организацию проведения ремонтов подвижного состава принципала на территории Российской Федерации, стран СНГ и Балтии (п. 2.1.5.).
Между ООО ТК "Новотранс"(заказчик) и ОАО " РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по текущему цепочному ремонту грузовых вагонов от 05.02.2009 № Д-262В/НЮ, согласно условиям которого, ОАО "РЖД" приняло на себя обязательство производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, а заказчик обязуется оплатить указанный ремонт (пункт 1.1).
В рамках договорных отношений ОАО "РЖД" и ООО ТК "Новотранс", которое действуя от своего имени, но за счет принципала (истца), организовало текущий отцепочный ремонт 27-ти вагонов, принадлежащих истцу.
В рамках указанного ремонта ОАО "РЖД" произвело поставку 26-ти колесных пар.
В процессе эксплуатации указанных вагонов выявлено 27 случаев (отцепок), когда в течение гарантийного срока ответственности были обнаружены скрытые недостатки в выполненных работах по ремонту вагонов:
1) 01.10.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 58485160.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара№ 55450.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 58485160 13.04.2012 забракован ОАО "РЖД" и отцеплен от поезда на станции Смоленск Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по причине грения буксы колесной пары № 55450, передислоцирован ОАО "РЖД" в Эксплуатационное вагонное депо станции Смоленск ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонное депо станции Смоленск, составлен рекламационный акт от 28.04.2012 № 04/04. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Московский ВРЗ предприятие ОАО "РЖД".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 58485160 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 55450составила 25 132 руб. 20 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 810 руб. 62 коп.
2) 31.03.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 55817829.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 002783.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 55817829 06.04.2012забракован ОАО "РЖД" и отцеплен от поезда на станции Дема Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по причине грения буксы колесной пары № 002783,передислоцирован ОАО "РЖД" в Эксплуатационное вагонное депо станции Дема ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками донного депо станции Дема, составлен акт-рекламация от 06.04.2012 № 573. Согласно данному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Днепровский металлургический завод им. Дзержинского.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55817829 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 002783 составила 4 894 руб. 84 коп. без учета НДС. результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 615 руб. 83 коп.
3) 04.06.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 56056815. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 36293.
02.10.2011 при ремонте вагона № 56056815 ООО "КВРП "Новотранс" была монтирована колесная пара № 36293 и установлена под вагон № 54893912.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 54893912 19.042012 забракован ОАО " РЖД" и отцеплен от поезда на станции Бекасово-Сорт. Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по причине грения буксы колесной пары № 36293, передислоцирован ОАО "РЖД" в Эксплуатационное вагонное депо станции Бекасово ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Бекасово, составлен рекламационный акт от 24.04.2012 № 45. Согласно казанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Барабинск Предприятие ОАО "РЖД".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 54893912 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 36293 составила 4 670 руб. 47 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс ".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 573 руб. 69 коп.
4) 02.04.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Инская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 56056955. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 664784.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56056955 9.04.2012 забракован ОАО "РЖД " и отцеплен от поезда на станции Бекасово-Сорт. Лосковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по причине грения буксы колесной пары № 664784, передислоцирован ОАО "РЖД" в Эксплуатационное вагонное депо станции Бекасово ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Бекасово, составлен рекламационный акт от 24.04.2012 № 45. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Инская предприятие ОАО "РЖД".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56056955 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 664784 составила 4 064 руб. 12 коп. без учета НДС. результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 484 руб. 31 коп.
5. 25.02.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 52988789. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 132 916512.
10.03.2012 при ремонте вагона № 52988789 ООО "КВРП "Новотранс" была демонтирована колесная пара № 132 916512 и установлена под вагон № 52317898.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 52317898 4.2012 забракован ОАО "РЖД " и отцеплен от поезда на станции Брянск-Льговский, Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по причине грения буксы колесной пары 132 916512, передислоцирован ОАО "РЖД" в Эксплуатационное вагонное депо станции Брянск ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками энного депо Брянск, составлен рекламационный акт от 18.04.2012 № 415. Согласно данному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Люблино предприятие ОАО "РЖД".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 52317898 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 132 916512 составила 16719 руб. 16 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 632 руб. 21 коп.
6) 11.10.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 56191554. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 61968.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56191554 05.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Бекасово-Сорт. Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары 61968, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции ФИО3 «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками зонного депо Бекасово, составлен рекламационный акт от 03.06.2012 № 215. Согласно казанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Кандалакша предприятие ОАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56191554 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 61968 составила 17 936 руб. 56 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 989 руб. 46 коп.
7) 02.05.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 56756349. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 1175 73716.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56756349 13.05.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Вязьма Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 1175 716, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Смоленск АО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Смоленск, составлен рекламационный акт от 03.06.2012 № 215. Согласно казанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Кандалакша предприятие ОАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56756349 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 1175 73716 составила 13 140 руб. 55 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 448 руб. 47 коп.
8) 05.04.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Алтайская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 58337940. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 30954.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 58337940 ,05.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Витебск Белорусской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 30954, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Витебск для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Витебск, составлен рекламационный акт от 14.05.2012. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Алтайский ВСЗ.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 58337940 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 30954 составила 8 878 руб. 42 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 746 руб. 71 коп.
9. 05.05.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Инская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 55392765. В объеме
данного ремонта поставлена колесная пара № 1175 18210.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 55392765 14.05.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Вязьма Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 1175 8210, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Смоленск ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Смоленск, составлен рекламационный акт от 24.05.2012 № 59/05-В. Согласно казанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Барабинск предприятие ОАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55392765 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 1175 18210 составила 7 939 руб. 39 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 875 руб. 15 коп.
10) 09.01.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 52345139.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 71509.
09.06.2011 при ремонте вагона № 52345139 ООО «КВРП «Новотранс» была смонтирована колесная пара № 71509 и установлена под вагон № 56378672.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56378672 19.06.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Юдино Горьковской дислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Юдино ОАО Д» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Юдино, составлен рекламационный акт от 30.05.2012 № 2252. Согласно данному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Сарепта предприятие ОАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56378672 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 71509 составила 14 149 руб. 45 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 569 руб. 41 коп.
11) 07.10.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 53140885. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 517.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 53140885 5.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Пенза-3 Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 517, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Пенза ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками зонного депо Пенза, составлен рекламационный акт от 10.06.2012 № 598. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Сызрань ОАО «ВРК-1».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 53140885 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 517 составила 2 896 руб. 76 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 321 руб. 30 коп.
12) 13.04.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 56928500. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 511618.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56928500 1.04.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Агрыз Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 511618, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Агрыз ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Агрыз, составлен рекламационный акт от 31.05.2012 № 968. Согласно казанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Кавказская ОАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56928500 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 511618 составила 13 261 руб. 05 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 1 622 руб. 82 коп.
13) 07.06.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 55195093.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 76079.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 55195093 34.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Дружинино Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 76079, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Свердловск ОАО КД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Свердловск-Сорт., составлен рекламационный акт от 01.06.2012 № 982. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Ярославль-Главный (ОАО «РЖД»).
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55195093 в результате кружения неисправной колесной пары № 76079 составила 20 643 руб. 58 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 2 370 руб. 14 коп.
14) 11.05.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 52245198.
объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 154816.
В пути следования по железно дорожным путям общего пользования вагон № 52245198 19.05.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Бекасово-Сортировочный Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 154816, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Бекасово ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Бекасово, составлен рекламационный акт от 28.05.2012 № 203. Согласно казанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Бензин (ОАО ВРК-2»).
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 52245198 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 154816 составила 11 507 руб. 97 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 1 102 руб. 37 коп.
15) 29.01.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 55381958.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 315379 (815379).
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 55381958 12.05.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Бекасово-Сортировочный Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 315379 (815379), передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Бекасово ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Бекасово, составлен рекламационный акт от 21.05.2012 № 149. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Болотная ЗАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55381958 в результате обнаружения неисправностей № 315379 (815379) составила 17 795 руб. 86 коп. без учета НДС.
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 1 704 руб. 70 коп.
16) 18.03.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 55178081.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 265.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 55178081 14.05.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Зюрзя Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 265, передислоцирован ОАО «РЖД» в Ремонтное вагонное депо станции Красноуфимск для ведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Красноуфимск, составлен акт-рекламация от 24.05.2012 № 120. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Пермь-Сортировочная ВКМ (ОАО «РЖД»).
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55178081 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 265 составила 36 035 руб. 30 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 2 758 руб. 20 коп.
17) 30.06.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 56379886.
объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 20527.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56379886 09.06.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Агрыз Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 20527, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Агрыз для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Агрыз, составлен рекламационный акт от 29.06.2012 № 1404. Согласно казанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Алтайский ВСЗ.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56379886 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 20527 составила 13 693 руб.81 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 1 528 руб. 29 коп.
18) 26.05.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 56653157.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 565532.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56653157 2.06.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Зюрзя Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 565532, передислоцирован ОАО «РЖД» в Вагонное ремонтное депо станции Красноуфимск для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Красноуфимск, составлен акт-рекламация от 19.06.2012 № 31. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Вагонное депо Омск-Сорт. ОАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56653157 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 565532 составила 12 955 руб. 65 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 985 руб. 71 коп.
19) 03.04.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Белово Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 56756661.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56756661 .06.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Валуйки Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине обрыв сварного шва стойки, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо Валуйки для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками гонного депо Валуйки, составлен акт-рекламация от 05.06.2012 № 1047. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Эксплуатационное вагонное депо Белово ОАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56756661 в результате обнаружения неисправности составила 4 281 руб. 97 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 473 руб. 96 коп.
20) 28.01.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 56758378.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 0029 109655 79.
03.01.2012 при ремонте вагона № 56758378 ООО «КВРП «Новотранс» была демонтирована колесная пара № 0029 109655 79 и установлена под вагон № 56057771.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56057771 14.06.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Инская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 0029 0965579, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Инская ) ОА0 «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Инская, составлен рекламационный акт от 18.06.2012 № 1924. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Белово предприятие ОАО «РЖД»).
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56057771 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 0029 109655 79 составила 13 155,81 руб. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 1 471 руб. 26 коп.
21) 30.08.2010 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 55102669.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 27 143378.
13.11.2011 при ремонте вагона № 55102669 ООО «КВРП «Новотранс» была демонтирована колесная пара № 27 143378 и установлена под вагон № 55112692.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон №55112692 25.06.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Вязьма Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 27 143378, дислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Смоленск ОАО Д» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками данного депо Смоленск, составлен рекламационный акт от 06.07.2012 № 112/06-В. Согласно данному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо Омск-Сортировочный (предприятие ОАО «РЖД»).
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55112692 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 27 143378 составила 27 202,41 руб. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 2 624 руб. 47 коп.
22) 30.08.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 56378151.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 0093 25543 76.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56378151 26.06.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Барабинск Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 193 25543 76, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции некая ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Смоленск, составлен рекламационный акт от 29.06.2012 № 2167. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на вагонное депо ВКМ Тайга предприятие ОАО «ВРК-1».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56378151 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 0093 25543 76 составила 30 179 руб. 87 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 3 278 руб. 29 коп.
23) 16.06.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 53796645.
объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 3359.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 53796645 Ю.07.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Орехово-Зуево Лосковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары №3359, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Орехово-Зуево ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Орехово-Зуево, составлен рекламационный акт от 23.07.2012 № 1033. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Алтайский ВСЗ.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 53796645 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 3359 составила 7 821 руб.18 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 790 руб. 43 коп.
24) 19.06.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 55196786.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 0029 497420 94.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 55196786 37.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Агрыз Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 0029 497420 94, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Агрыз .0 «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Агрыз, составлен рекламационный акт от 20.08.2012 № 1617. Согласно данному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Вагонное депо Нижнеудинск предприятие ОАО «РЖД».
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55196786 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 0029 497420 94 составила 28 451 руб. 12 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 2 484 руб. 14 коп.
25) 29.10.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 59716431.
объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 225860.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 59716431 17.07.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Дружинино Свердловской слезной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 225860, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Свердловск-Сортировочный ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Свердловск-Сортировчный, составлен рекламационный акт от 24.09.2012 № 741. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Вагонное депо Барабинск (предприятие ОАО «РЖД»).
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 59716431 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 225860 составила 32 728 руб.78 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 2 730 руб. 13 коп.
26) 05.04.20 1 2 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 53398343.
В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 44472.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 53398343 17.07.2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Бекасово-Сортировочный Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары 1° 44472, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Бекасово ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Бекасово, составлен рекламационный акт от 24.07.2012 № 108. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Алтайский ВСЗ.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 53398343 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 44472 составила 10 395 руб. 43 коп. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 995 руб. 80 коп.
27) 19.06.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 55381818. В объеме данного ремонта поставлена колесная пара № 12949.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 55381818 .2012 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по причине грения буксы колесной пары № 19, передислоцирован ОАО «РЖД» в Эксплуатационное вагонное депо станции Входная ОАО «РЖД» для проведения восстановительного ремонта.
В результате указанной отцепки вагона было проведено расследование работниками вагонного депо Бекасово, составлен рекламационный акт от 09.08.2012 № 6863. Согласно указанному акту вина в возникновении неисправности отнесена на Алтайский ВСЗ.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55381818 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 12949 составила 23 975,16 руб. без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК «Новотранс».
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 2 296 руб. 62 коп.
ООО «ТК «Новотранс» уступило право (требование) ОАО «ХК «Новотранс», после чего истец обратился к ответчику с претензиями: №№ 1532ХК/08, 1533ХК/08, 1534ХК/08, 1535ХК/08 от 20.08.2012, №№ 1662ХК/09 от 05.09.2012, №1699ХК/09 от 11.09.2012, 1700ХК/09 от 11.09.2012, №№ 1760ХК/09, 1761ХК/09, 1762ХК/09, 1766ХК/09, от 18.09.2012, №№1771ХК/09, 1772 от 20.09.2012, №№ 1894ХК/10 от 03.09.2012, №№ 1895ХК/10, 1900ХК/10 от 03.10.2012, №1980ХК/10 от 08.10.2012, №1981ХК/10 от 18.10.2012, №2052ЗК/11 от 02.11.2012, №2071ХК/11 от 12.11.2012, №№2198ХК/12, 2199ХК/12, 2200ХК/12 от 10.12.2012, №№2279ХК/12, 2280ХК/12, №2281ХК/12, 2282ХК/12 от 25.12.2012, с просьбой возместить понесенные расходы. Ответчик оставил претензии без ответа, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Новосибирской области.
Возникшие правоотношения сторон регулируются нормами главы 37Гражданского кодекса Российской Федерации и общими положениями об обязательствах.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право заказчика потребовать от подрядчика возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Согласно пункту 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Как следует из материалов дела, ответчик поставил 15 указанных выше колесных пар в рамках исполнения обязательств по договору, впоследствии в указанных колесных парах были обнаружены недостатки.
Положениями статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Пунктом 4.1.1. договора предусмотрено, что подрядчик обязуется произвести текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту, утвержденному ОАО «РЖД» 02.09. 1997 № РД 32 ЦВ-056-97 и других нормативных документов МПС России и ОАО «РЖД».
Согласно пункту 15 указанного Руководства вагонное депо, производившее отцепочный ремонт вагонов, несет гарантийную ответственность за их прочность и исправность при соблюдении Правил эксплуатации вагонов до следующего планового вида ремонта.
Гарантийная ответственность по ремонту колесных пар регулируются Указанием МПС повышении качества формирования, ремонта и освидетельствования колесных пар, монтажа ревизии буксовых узлов вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.» от 11.1998 № К-1316у (далее по тексту - Указание МПС).
На основании пункта 1 Указания МПС РФ № К-1316у от 18.11.1998 «О повышении качества формирования, ремонта и освидетельствования колесных пар, монтажа и ревизии буксовых узлов вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм» ответственность за качество формирования, ремонта и освидетельствования колесных пар, монтажа и ревизии буксовых узлов несут ремонтные заводы, вагоноколесные мастерские и вагонные депо при условии соблюдения правил их эксплуатации и хранения:
при полном освидетельствовании колесных пар - до следующего полного освидетельствования (подпункт б);
при промежуточной ревизии буксовых узлов за выполнение работ, предусмотренной этой ревизией - до следующей полной или промежуточной ревизии (подпункт д).
Подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, в соответствии с пунктом 5 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475).
Устранение недостатков ремонта вагонов №№ 58337940, 55178081, 56653157 (8,16,18 случаи) осуществлено не в депо ОАО «РЖД», тем самым истец понес расходы в сумме 57 869 руб. 37 коп., которые в силу статей 475, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возмещены ответчиком.
Вина ответчика в некачественно выполненных ремонтах подтверждается имеющимися в материалах дела актах-рекламациях, в которых характер дефекта и причина его возникновения установлены ответственной комиссией в установленном порядке.
Поскольку ответчиком документально подтверждена оплата расходов на устранение дефектов, выявленных в период гарантийного срока по ремонту вышеуказанных вагонов, исковые требования в размере 57 869 руб. 37 коп., являются обоснованными и правомерными.
Пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены виды требований, которые может предъявить заказчик при ненадлежащем качестве подрядных работ, а именно: требования о безвозмездном устранении недостатков, о соразмерном уменьшении цены работы, о возмещении своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Из смысла названной нормы следует, что требование о возмещении своих расходов может заявлено заказчиком подрядчику в случае, если заказчик самостоятельно, в том числе и путем привлечения третьих лиц, устранил недостатки, допущенные подрядчиком, и понес в связи с этим расходы.
У заказчика не было оснований предъявлять к ответчику требования, связанные с ненадлежащим качеством работ по договору подряда, предусмотренные пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как подрядчик сам выявил недостатки, устранил их и признал свою вину. Спор о качестве данных работ отсутствует.
Поскольку неисправность возникла в период гарантийного срока по вине подрядчика, последний обязан был устранить ее безвозмездно.
При указанных обстоятельствах требование о взыскании неосновательного обогащения в размере 366 637 руб. 50 коп., возникшего у ОАО "РЖД" в связи с получением оплаты за работы, подлежащие выполнению безвозмездно (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт оплаты нашел свое документальное подтверждение и сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате в установленный срок, истец согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно произвел расчет процентов на сумму 42 284 руб. 49 коп.
Расчёт процентов проверен арбитражным судом, признан правильным.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167- 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Новосибирской области
Р Е Ш И Л:
взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества Холдинговая компания "Новотранс" (ОГРН <***>) 466 791 руб. 36, из них 366 637 руб. 50 коп. – неосновательного обогащения, 57 869 руб. 37 коп. – расходов на устранение скрытых недостатков выполненных работ, 42 284 руб.49 коп. – процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 11 664 руб.52 коп. – расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 671 руб. 30 коп. государственной пошлины.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Г.В. Свиридова