г. Новосибирск Дело № А45-1086/2021
21 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рыбиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санжиевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Автотранссиб» (ОГРН <***>), г. Барнаул 2) общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 - Тур» (ОГРН <***>), с. Чемал Алтайского края
к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии» (ОГРН <***>), г. Новосибирск
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) общества с ограниченной ответственностью «Правовой навигатор» (630032 <...>, ОГРН <***>), 2) общества с ограниченной ответственностью «Автовокзал-Северный» (630001 <...>, ОГРН <***>)
о взыскании в пользу общества с ограниченной ответственностью «Автотранссиб» (ОГРН <***>) 893 343, 75 руб. убытков, о взыскании в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 - Тур» (ОГРН <***>) 27 281, 25 руб. убытков
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: 1) ФИО2 (доверенность от 23.11.2020, диплом, паспорт), 2) ФИО3 (директор, приказ № 1 от 10.01.2021, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт), ФИО2 (доверенность от 23.11.2020, диплом, паспорт)
от ответчика: ФИО4 (доверенность № 1-02 от 01.02.2020, диплом, паспорт), ФИО5 (доверенность № 1-03 от 01.03.2021, учредитель, советник, паспорт)
от третьих лиц: не явились, извещены
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Автотранссиб» и общество с ограниченной ответственностью «ФИО1 - Тур» обратились в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии» при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Правовой навигатор», общества с ограниченной ответственностью «Автовокзал-Северный» о взыскании в пользу общества с ограниченной ответственностью «Автотранссиб» (ОГРН <***>) 893 343, 75 руб. убытков, о взыскании в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 - Тур» (ОГРН <***>) 27 281, 25 руб. убытков.
Ответчик отзывом на иск относительно удовлетворения исковых требований возражает, подробно излагая свои доводы в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Истцы, обосновывая иск, ссылается на то, что ООО «Автотранссиб» (истец, ОГРН <***>, г. Барнаул Алтайского края) осуществляет регулярные пассажирские перевозки более 15 лет (с 2005 года), в том числе и межобластные и межсубъектные (основной вид деятельности: 49.39.11 «Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении»), в том числе и по маршруту 900 (с.Чемал – г. Новосибирск) - два ежедневных отправления с автостанции с. Чемал и обратно в г. Новосибирск, при этом данный регулярный маршрут согласован истцом в установленном законом порядке Министерством транспорта Российской Федерации на период с 15.07.2016 по 15.07.2021, о чем имеется соответствующее свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (серия МТРФ №001413), копия которого имеется в материалах дела, а также имеется согласованная Карта маршрута рейса 900. В настоящее время истцом ООО «Автотранссиб» получено свидетельство серии МТРФ №007400, которое свидетельствует о бессрочном осуществлении перевозок истцом по маршруту регулярных перевозок 900 (с.Чемал – г. Новосибирск), регистрационный номер в Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок» 04.54.005, копия которого представлена в материалы дела, имеется карта маршрута 900.
ООО «ФИО1-Тур» является собственником вышеуказанной автостанции в с. Чемал, которая является начальным остановочным пунктом вышеуказанного маршрута (основной вид деятельности ООО «ФИО1-Тур»: 52.21.21 Деятельность автобусных станций). При этом размер комиссионного вознаграждения автостанции напрямую зависит от дохода перевозчика ООО «Автотранссиб» и составляет 15 % от суммы проданных билетов на рейс №900 "Новосибирск - Чемал", что подтверждается агентским договором 02/20 от 01.01.2020.
Истцы, обосновывая иск, ссылаются на то, что ответчик общество с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии» (далее - ООО «СРТ») незаконно осуществляло регулярные пассажирские перевозки в летний период 2020 года по маршруту перевозчика ООО «Автотранссиб» (с.Чемал – г. Новосибирск) под прикрытием чартерных пассажирских перевозок, при этом рейс 900 ответчиком согласован НЕ был, данный маршрут у данного перевозчика отсутствует (в «Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок» не зарегистрирован), также как и отсутствует карта маршрута, следовательно, ответчик не имел полномочий на осуществление регулярных пассажирских рейсов по данному маршруту в указанный период, в связи с чем истцы обратились с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исходит из того, что в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Суд, рассмотрев утверждения истцов, проанализировав доводы ответчика, сопоставив между собой представленные сторонами в материалы дела доказательства, обращает внимание на следующее.
ООО «Автотранссиб» (истец, ОГРН <***>, г. Барнаул Алтайского края) осуществляет регулярные пассажирские перевозки более 15 лет (с 2005 года), в том числе и межобластные и межсубъектные (основной вид деятельности: 49.39.11 «Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении»), в том числе и по маршруту 900 (с.Чемал – г. Новосибирск) - два ежедневных отправления с автостанции с. Чемал и обратно в г. Новосибирск, при этом данный регулярный маршрут согласован истцом в установленном законом порядке Министерством транспорта Российской Федерации на период с 15.07.2016 по 15.07.2021, о чем имеется соответствующее свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (серия МТРФ №001413), копия которого имеется в материалах дела, а также имеется согласованная Карта маршрута рейса 900. В настоящее время истцом ООО «Автотранссиб» получено свидетельство серии МТРФ №007400, которое свидетельствует о бессрочном осуществлении перевозок истцом по маршруту регулярных перевозок 900 (с.Чемал – г. Новосибирск), регистрационный номер в Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок» 04.54.005, копия которого представлена в материалы дела, имеется карта маршрута 900.
ООО «ФИО1-Тур» является собственником вышеуказанной автостанции в с. Чемал, которая является начальным остановочным пунктом вышеуказанного маршрута (основной вид деятельности ООО «ФИО1-Тур»: 52.21.21 Деятельность автобусных станций). В судебном заседании руководитель ООО «ФИО1-Тур» пояснил, что ООО «ФИО1-Тур», являясь собственником вышеуказанной автостанции в с. Чемал, которая является начальным остановочным пунктом вышеуказанного маршрута, содержит ее круглый год и оплачивает заработную плату кассиру и другим работникам, а также уплачивает налоги (вне зависимости от времени года (в летний период доход выше, в зимний – минимальный) вне зависимости от размера получаемого дохода. При этом размер комиссионного вознаграждения автостанции напрямую зависит от дохода перевозчика ООО «Автотранссиб» и составляет 15 % от суммы проданных билетов на рейс №900 "Новосибирск - Чемал", что подтверждается агентским договором 02/20 от 01.01.2020.
Причиной обращения истцов в арбитражный суд явилось обстоятельство того, что ответчик общество с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии» незаконно осуществляло регулярные пассажирские перевозки в летний период 2020 года по маршруту перевозчика ООО «Автотранссиб» (с.Чемал – г. Новосибирск) под прикрытием чартерных пассажирских перевозок, при этом рейс 900 ответчиком согласован НЕ был, данный маршрут у данного перевозчика отсутствует (в «Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок» не зарегистрирован), также как и отсутствует карта маршрута, следовательно, ответчик не имел полномочий на осуществление регулярных пассажирских рейсов по данному маршруту в указанный период.
Однако, начиная с 09.07.2020, не согласовав данный маршрут в установленном законом порядке и в нарушение требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, ООО «Сибирские ресурсосберегающие технологии» открыло ежедневный рейс 900 (владельцем которого является истец ООО «Автотранссиб») из Чемала в Новосибирск с отправлением в 08 часов 30 минут и в Чемал из Новосибирска в 20 час 30 минут и осуществлением автобусами большой вместимости ежедневного движения по указанному маршруту по расписанию (каждый день в одно и то же время), при этом посадка и высадка пассажиров на остановочных пунктах маршрута (с.Чемал – г. Новосибирск) рейса 900, чему имеется подтверждение, в том числе соответствующие объявления в соцсетях (02.07.2020), в том числе и в группе «ВКонтакте» (что подтверждается протоколом осмотра доказательств, удостоверенных в нотариальном порядке), в которых предлагалось пассажирам покупать билеты на автобусы ответчика по тарифам аналогичным тарифам истца в кассах и на сайте nsk.avtokzal.ru. и после чего ответчик незаконно осуществлял регулярные рейсы до 18.08.2020, при этом использовали транспортные средства большой вместимости (Неоплан, госномер К 279 НН 124, цвет серый, Голден Драгон, госномер Н988 ЕЕ 154, цвет белый), кроме того ответчик взимал с пассажиров стоимость провоза багажа по тарифам аналогичным тарифам истца ООО «Автотранссиб», что предусмотрено только на регулярных рейсах перевозки пассажиров.
Таким образом, ответчик, используя реквизиты рейса ООО «Автотранссиб» (рейса 900) через своих агентов продавал билеты физическим лицам (пассажирам, неопределенному кругу лиц) на маршрут ООО «Автотранссиб» (маршрут №900 " Чемал - Новосибирск") и под видом маршрута ООО «Автотранссиб» №900 "Чемал - Новосибирск", но на другое время, осуществлял регулярные перевозки пассажиров и их багажа в с. Чемал и обратно в Новосибирск в указанный летний период, при чем рейсы–«двойники» были поставлены ответчиком непосредственно перед рейсами истца ООО «Автотранссиб» - за 1 час до законного отправления, то есть фактически ответчик незаконно забирал пассажиров законного перевозчика – истца по настоящему иску ООО «Автотранссиб», тем самым ООО «Сибирские ресурсосберегающие технологии» своими неправомерными действиями как недобросовестный перевозчик нанесло истцам значительный экономический ущерб (убытки), из которых: 893 343, 75 руб. – убытки ООО «Автотранссиб» (перевозчика), 27 281, 25 руб. – убытки ООО «ФИО1 - Тур» (автостанции).
В связи с чем, последовало сначала претензионное обращение к ответчику с требованием в досудебном порядке выплатить причиненные истцам убытки, а затем обращение в суд с настоящим иском.
В отзыве на иск ответчик не признает исковые требования, сослался на обстоятельство об изменении конечного остановочного пункта маршрута 900 – АВ г. Новосибирск и на соответствующие действия владельца конечного остановочного пункта – ООО «Автовокзал-Главный» (ОГРН <***>, г. Новосибирск), в результате чего, ответчик приходит к выводу о незаконности маршрута 900, осуществляемого обществом с ограниченной ответственностью «Автотранссиб», а, следовательно, о том, что ответчик не мог нанести убытки своими действиями данному истцу.
Федеральный законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В соответствии со ст. 3 ч.1 п.4 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ч.1 п.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.
В соответствии со ст. 3 ч.1 п.9 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании.
В соответствии со ст. 3 ч.1 п.10 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании.
В соответствии со ст. 3 п.11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ конечный остановочный пункт - последний остановочный пункт, который указан в расписании.
В соответствии со ст. 3 ч.1 п.15 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ рейс - путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт.
В соответствии со ст.3 ч.1 п.16 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В соответствии со ст.3 ч.1 п.17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии со ст.3 ч.1 п.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В соответствии со ст.3 ч.1 п.19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии со ст.3 ч.1 п.20 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии со ст.3 ч2 п.20 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок отменяется в случае прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту в порядке, предусмотренном статьей 29 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство; вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства; обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства; окончание срока действия данного свидетельства; вступление в силу предусмотренного статьей 18 настоящего Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам; принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд; принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием.
Таким образом, в ч.1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ указаны основания прекращения или приостановления действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Данный перечень является закрытым.
При этом ни в одном из вышеуказанных пунктов ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ не имеется такого основания для прекращения или приостановления действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как изменение отправочного (конечного) пункта регулярного рейсового маршрута (то есть то, на что ссылается в своих возражениях ответчик).
Более того, вопреки доводам ответчика, маршрут 900 остался неизменным: Чемал - Новосибирск - Чемал, так как изменения внутри маршрута – не делают маршрут незаконным.
Истец ООО «Автотранссиб» осуществляет регулярные пассажирские перевозки более 15 лет, в том числе и межобластные и межсубъектные (основной вид деятельности: 49.39.11 «Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении»), в том числе и по маршруту 900 (с.Чемал – г. Новосибирск) - два ежедневных отправления с автостанции с. Чемал в 10 часов 30 минут и обратно из Новосибирска в 22-15, при этом данный регулярный маршрут был согласован в установленном законом порядке Министерством транспорта Российской Федерации на период с 15.07.2016 по 15.07.2021, о чем имеется соответствующее свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (серия МТРФ №001413), представленное в материалы дела. Истец ООО «Автотранссиб» обратился в Министерство транспорта Российской Федерации в установленный законом срок (22.04.2020) с соответствующим заявлением об изменении конечного остановочного пункта маршрута 900 (на Ш. Гусинобродское, д.37/2). В данной части требования закона истцом ООО «Автотранссиб» соблюдено в полном объеме. В настоящее время истцом ООО «Автотранссиб» получено свидетельство серии МТРФ №007400, которое свидетельствует о бессрочном осуществлении перевозок истцом по маршруту регулярных перевозок 900 (с.Чемал – г. Новосибирск), регистрационный номер в Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок» 04.54.005, копия которого представлена в материалы дела, имеется карта маршрута 900.
Довод ответчика о том, что он осуществлял не регулярные, а заказные (фрахтовые) перевозки пассажиров, рассмотрен судом.
При этом ответчик не отрицает, что продажа билетов по межобластному маршруту № 900 Чемал – Новосибирск - Чемал осуществлялась следующими способами: электронным - через агента ООО «Правовой Навигатор» и через кассу ООО "АВТОВОКЗАЛ-СЕВЕРНЫЙ" как за наличный, так и безналичный расчет, о чем указано в проданных билетах, представленных в материалы дела.
При этом и агент ответчика (ООО «Правовой Навигатор» ИНН <***>) (третье лицо) и касса «Автовокзала – Северный» ИНН <***> (третье лицо) - ежедневно в указанный летний период осуществляли продажу электронных билетов и билетов через кассу на рейсы на автобусы, выполняемые ответчиком ООО «СРТ» по межобластному маршруту № 900 Чемал- Новосибирск- Чемал, при этом продажа билетов за период с 09.07.2020 по 18.08.2020 осуществлялась, начиная с 02.07.2020 (предварительная продажа за 7 дней) по 18.08.2020 (последний день, когда ответчик неправомерно осуществлял последний рейс по маршруту ООО «Автотранссиб»), копии билетов имеется в материалах настоящего дела.
При этом во всех проданных билетах (и электронных, и за наличный, и за безналичный расчет) указано сообщение «межобластное, рейс № 900 "Чемал - Новосибирск", а процедура продажи пассажирам билетов ничем НЕ отличалась от продажи билетов на регулярные рейсы в розницу, выполняемые другим перевозчиком - истцом ООО «Автотранссиб», при этом билеты были идентичны билетам истца ООО «Автотранссиб», а цена провоза пассажира у ответчика - 1 826, 70 руб. - практически совпадала со стоимостью пассажира провоза у истца ООО «Автотранссиб» - 1 875 руб., кроме того, ответчик взимал с пассажиров стоимость провоза багажа, что предусмотрено только при регулярных перевозках пассажиров.
ИФНС по Ленинскому району г. Новосибирска представило в материалы дела информацию, содержащуюся в фискальных отчетах оператора фискальных данных (OFD) по операциям, осуществленным безналичным способом в отношении ООО «Правовой навигатор» ИНН <***> о 6 000 (шести тысячах) фискальных операций по продаже билетов за указанный период (июль-август 2020 года).
Таким образом, ответчик, не имея на то каких-либо оснований, нарушал закон и интересы истца, указывал в билетах именно рейс № 900 Чемал-Новосибирск-Чемал, то есть рейс, согласованный уполномоченным органом – Министерством транспорта РФ - с другим перевозчиком – с истцом ООО «Автотранссиб», то есть все реквизиты рейса ООО «Автотранссиб» 900.
В отзыве ответчик, указывая на чартерные поездки по маршруту, ссылается на заключенный между ним и ООО "АВТОВОКЗАЛ-СЕВЕРНЫЙ" договор №2020/19 от 04.06.2020, при этом согласно п. 1.5 договора от №2020/19 от 04.06.2020 пассажир допускается в транспортное средство при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира и посадочного талона (маршрутной квитанции).
Маршрутная квитанция (электронный билет, посадочный талон) и чартерный договор – два взаимоисключающих основания для перевозки пассажиров (то есть либо билет, либо чартерный договор), этим отличаются регулярные перевозки от чартерных.
Договор фрахтования (или чартера) – это договор о предоставлении того или иного транспорта для организации перевозок. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров или грузов регулируется статьей 787 ГК РФ.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что на один и тот же рейс продавались билеты как ООО «Автовокзалом – Северный», так и ООО «Правовой Навигатор», однако не может быть двух фрахтователей на один и тот же рейс.
ООО «СРТ» как перевозчик осуществляло именно регулярные перевозки и именно эти правоотношения (выполнение обществом с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии» регулярных перевозок с. Чемал - г. Новосибирск, автовокзал Северный (АС) - третье лицо), прикрывали сделки – договор №2020/19 от 04.06.2020, заключенный между ответчиком и ООО "АВТОВОКЗАЛ-СЕВЕРНЫЙ», которые являются между собой аффилированными лицами (один из учредителей ООО "АВТОВОКЗАЛ-СЕВЕРНЫЙ» - ФИО4, которая является представителем ответчика ООО «СРТ» по настоящему делу – супруга учредителя ответчика ООО «СРТ» ФИО5, информация об этом имеется в выписках из ЕГРЮЛ, которые имеются в деле).
Таким образом, ответчик при проверках уполномоченными органами предъявлял договор фрахтования, предъявил он этот договор и в суд, однако при выполнении этих рейсов у ООО «СРТ» и пассажиров возникали совершенно другие правоотношения, которые несли совершенно другие последствия как для пассажиров, так и для перевозчика, а именно: незаконное выполнение регулярных перевозок пассажиров по маршруту, который полностью совпадал с маршрутом «Чемал – Новосибирск» и рейсом 900 (согласованным истцом рейсом), более того ответчик незаконно использовал и указывал в продаваемых билетах реквизиты рейса ООО «Автотранссиб», то есть рейса, согласованного уполномоченным органом – Министерством транспорта Российской Федерации - с другим перевозчиком – с истцом ООО «Автотранссиб».
В связи с вышеизложенным, с учетом требований закона и фактических обстоятельств дела, суд к представленному ответчиком договору относится критически.
Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ и приказом №594-Д от 28.12.2017 Министерства регионального развития Республики Алтай (действующим до 13.08.2020) перевозчик должен был согласовать подобные чартерные перевозки за 10 дней до начала их осуществления, а место посадки-высадки пассажиров не должно быть ближе 1000 м от реестровой автостанции, в данном же случае эти условия соблюдены не были, и согласование не было получено. Таким образом, перевозки по маршруту, выполняемые ответчиком, носили незаконный характер.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии» является перевозчиком, нарушающим права и законные интересы ООО «Автотранссиб» и ООО «ФИО1-Тур».
Данный довод истцов основан на документально подтвержденных фактах, а именно: постоянной продаже ООО «СРТ» билетов в указанный летний период 2020 года (в том числе электронными билетами, чеками, объявлениями в социальных сетях об открытии данного маршрута с 09.07.2020), которые имеются в материалах дела, а также непосредственно самими регулярными перевозками пассажиров и багажа ООО «СРТ» по указанному маршруту в указанный период: имеются доказательства о привлечении ООО «СРТ» в указанный период к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ в связи с незаконностью данных регулярных перевозок (ответы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13.08. 2020 №275 и от 17.08.2020 №976 – имеются в материалах дела).
В материалы дела налоговым органом представлены приходные кассовые чеки, согласно которым ответчик взимал с пассажиров стоимость провоза багажа, а также применял детский и взрослый тариф, а также осуществлял предварительные продажи, что предусмотрено только при регулярных перевозках пассажиров.
Кассовые чеки /Приход июль-август 2020 года были распечатаны истцами из базы данных)(имеется в материалах дела в виде файла ОFD.ru – 1 файл приложение к ответу на запрос ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска от 29.04.2021) фискальных отчетов оператора фискальных данных (OFD) по операциям, осуществленным безналичным способом в отношении ООО «Правовой навигатор» ИНН <***>, предоставленных ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска за период с 09.07.2020 по 18.08.2020 по поставщику ООО «СРТ» (ответчику), данные платежные документы предусматривали отдельные тарифы для разных категорий граждан (детский - 928, 35 руб. и взрослый билет - 1 826,70 руб.), до разных пунктов назначения, на багаж – 359, 34 руб., а также предусматривали условия возврата билетов и были предоставлены истцами в количестве на 60 листах в суд как приложение к «Письменным пояснениям от 15.06.2021», но ошибочно были названы билетами, а в действительности это приходные кассовые чеки, предоставленные ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска, поэтому на них и не указан номер рейса (кассовым чеком это не предусмотрено, предусмотрено только билетом).
Правоотношения по перевозке пассажиров регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам представляют собой регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (данный факт документально подтвержден в отношении указанного перевозчика (ответчика)), перевозки осуществляются по расписанию, с заходом в остановочные пункты, по маршрутам регулярных перевозок (ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), не являются перевозками по заказу в порядке ст. 38 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как осуществляются более трех раз в течение одного месяца (в случае ответчика - ежедневно в период с 02.07.2020 по 18.08 2020).
Билет, проданный в розницу и чартерный договор – два взаимоисключающих документа-основания для провоза пассажиров и багажа.
Кроме того, на каждую чартерную перевозку по каждому отправлению заключается отдельный договор, и каждая перевозка оплачивается отдельно фрахтователем перевозчику, при этом ответчик не доказал такой факт получения оплаты заказных поездок в указанный период, что указывает на прикрытие регулярных перевозок заказными.
Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ и приказом №594-Д от 28.12.2017 Министерства регионального развития Республики Алтай (действующим до 13.08.2020) перевозчик должен был согласовать подобные чартерные перевозки за 10 дней до начала их осуществления, а место посадки-высадки пассажиров не должно быть ближе 1000 м от реестровой автостанции, в данном же случае ответчиком эти условия соблюдены не были и согласование не было ответчиком получено.
Таким образом, перевозки по маршруту Новосибирск-Чемал- Новосибирск, выполняемые ответчиком, носили незаконный характер.
Однако при выполнении этих рейсов у ООО «СРТ» и пассажиров возникали совершенно другие правоотношения, которые несли совершенно другие последствия как для пассажиров, так и для перевозчика, а именно: выполнение регулярных перевозок пассажиров по маршруту, который совпадал с маршрутом «Чемал – Новосибирск» (был внутри этого маршрута), которое было незаконным.
Факт осуществления ответчиком пассажирских перевозок по спорному маршруту в указанный период зафиксирован административными органами. Имеющиеся постановления о привлечении ответчика к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, вопреки доводам ответчика, не свидетельствуют о выполнении ответчиком заказной перевозки. Ответчик осуществлял деятельность, аналогичную той, которой занимался истец, но под видом заказных перевозок, без оформления соответствующих разрешительных документов. Ответчик не опроверг достоверность сведений, представленных истцами, в том числе электронных билетов с указанием реквизита рейса 900, объявления об открытии маршрута Новосибирск-Чемал) (приложение №5 к протоколу осмотра нотариусом доказательств от 15.12.2020) в соцсетях и о расписании движения автобусов, по сути дублирующем расписание движения автобусов истца ООО «Автотранссиб».
Противоправность действий ответчика по отношению к истцам заключается в том, что он осуществлял предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
При этом ответчик не мог не знать о наличии на рынке правомерно действующего конкурента – истца ООО «Автотранссиб», который имеет разрешительные документы и тем самым ограничивает себя соответствующими обязательствами, регламентированными Законом № 220-ФЗ (движение конкретных транспортных средств по согласованному с уполномоченными органами графику в любое время года, обязанности остановки на всех остановочных пунктах, провоз льготных категорий пассажиров, а также прохождения контроля за осуществлением регулярных перевозок и пр.), в то время как ответчик, действуя под прикрытием чартерной сделки, освободил себя от таких публичных обязанностей, тем самым получая преимущество перед другим участником рынка (истцом ООО «Автотранссиб»).
В судебном заседании представитель истца указал, что количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, ограничено сезонностью (товарный рынок пассажирских перевозок по рассматриваемому маршруту является эластичным (сезонным): летний период является туристическим сезоном и количество пассажиропотока в этот период возрастает, соответственно, увеличивается и выручка от продажи билетов, а затем в осенне-зимне-весенний период значительно падает, а каждый год в период с середины февраля до середины марта фактически истцы работают в убыток, и только полученная прибыль в летний период, ее аккумулирование дает возможность законному перевозчику и автостанции (истцам) весь год держаться «на плаву», сохранить маршрут и рабочие места, для этого он продолжает ежедневные рейсы в нелетний период, но уже со значительно меньшим количеством пассажиров).
При этом законный перевозчик ООО «Автотранссиб» имеет необходимую материальную базу, в том числе и достаточное количество в своем автопарке автобусов большой вместимости, чтобы перевезти пассажиров, следовавших по маршруту с. Чемал-Новосибирск и обратно, то есть истец имел реальную возможность перевезти всех незаконно перевезенных ответчиком пассажиров по указанному маршруту, что подтверждается справкой о количестве имеющихся автобусов, в том числе зарезервированных для осуществления в летний период дополнительных и заказных автобусов по данному маршруту.
Следовательно, незаконное изъятие ответчиком части пассажиров привело к тому, что конкурент, работающий на данном маршруте по утвержденному расписанию (истец ООО «Автотранссиб»), был лишен этих пассажиров и понес убытки в виде недополученной прибыли.
Таким образом, ответчик допустил нарушение в обычных условиях гражданского оборота. Если убытки, возмещения которых требует кредитор, являются обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и убытками, доказанными кредитором, предполагается (пункт 5 постановления от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
В период с 09.07.2020 по 18.08 2020 (в течение 43 дней) ООО «Сибирские ресурсосберегающие технологии» под видом заказных автобусных рейсов осуществляло из г. Новосибирска регулярные перевозки по маршруту ООО «Автотранссиб» (маршруту №900 " Чемал - Новосибирск") и под видом маршрута ООО «Автотранссиб» "Чемал - Новосибирск" регулярных перевозок в с. Чемал и обратно, при этом рейсы ответчик ставил непосредственно перед рейсами истца ООО «Автотранссиб», то есть фактически ответчик незаконно забирал пассажиров законного перевозчика – истца ООО «Автотранссиб», тем самым ООО «Сибирские ресурсосберегающие технологии» своими неправомерными действиями как недобросовестный перевозчик нанесло истцам значительный экономический ущерб (убытки в виде упущенной выгоды): 893 343, 75 руб. – убытки ООО «Автотранссиб» (перевозчика), 27 281, 25 руб. – убытки ООО «ФИО1 - Тур» (автостанции).
В соответствии с ответом №ЗИТ-900 от 23.04.2021 ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации (117105 <...> (корпус ФИО6) и предоставлением информации на запрос суда о количестве перевезенных пассажиров по межобластному маршруту Чемал-Новосибирск-Чемал в период с 09.07.2020 по 18.08.2020 (перевозчик общество с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии») установлено, что ответчик перевез в указанный период 394 пассажира, следовавших по маршруту «Новосибирск-Чемал» и 97 пассажиров, следовавших по межобластному маршруту «Чемал - Новосибирск», а всего 491 пассажира.
В связи с чем, истцы обоснованно положили в основу расчета цены иска данные, предоставленные ответчиком, которые он ранее представил в ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в соответствии с требованиями законодательства РФ (ст.11 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ), и, соответственно, эти же данные уполномоченное лицо ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации предоставил в суд 23.04.2021 (ответ на запрос суда), а именно: данные о количестве перевезенных ответчиком ООО «СРТ» пассажиров по межобластному маршруту Чемал-Новосибирск-Чемал за период с 09.07.2020 года по 18.09.2020 в количестве 491 пассажира.
При расчете истцы взяли стоимость провоза пассажира по маршруту 900 в размере 1 875 руб. (несмотря на то, что стоимость билета Новосибирск-Чемал в продаваемых ответчиком билетах была указана как 1 826, 70 руб.), так как 1 875 руб. упущенная выгода истцов, исходя из существующего тарифа истца ООО «Автотранссиб», а именно такую сумму недополучил истец ООО «Автотранссиб» за каждый непроданный билет каждому пассажиру, неправомерно перевезенного ответчиком ООО «СРТ» из 491.
Отсюда расчет убытков истцов в виде упущенной выгоды следующий:
1 875 руб.*394 пассажира = 738 750 руб., где 1 875 руб. – стоимость билета Новосибирск-Чемал ООО «Автотранссиб», 394-количество неправомерно перевезенных ответчиком пассажиров за период с 09.07.2020 по 18.08.2020 , следовавших по маршруту из Новосибирска в Чемал.
2) 1 875 руб. *97 пассажиров = 181 875 руб., где 1 875 руб. – стоимость билета Чемал – Новосибирск, 97 - количество неправомерно перевезенных ответчиком пассажиров за период с 09.07.2020 по 18.08.2020, следовавших по маршруту из Чемала в Новосибирск.
3) 738 750 руб. + 181 875 руб. = 920 625 руб. – общий размер убытков истцов за указанный период, из которых:
181875 руб. *15 %= 27 281, 25 руб. – убытки ООО «ФИО1 -Тур» за период с 09.07.2020 по 18.08.2020, где 15%-комиссионное вознаграждение автостанции от суммы непроданных билетов.
738 750 руб. + 154 593,75 руб. (т.к. 181 875 руб.-27 281,25 руб.= 893 343, 75 руб. – прямые убытки ООО «Автотранссиб» за период с 09.07.2020 по 18.08.2020 по маршруту (с.Чемал – г. Новосибирск) рейс 900 (без учета суммы стоимости провоза багажа, а также стоимости провоза пассажиров, посадка-высадка, которых осуществлялась ответчиком по пути следования маршрута).
В соответствии со ст.19 ч.1. Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии со ст.19 ч.2. Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В соответствии со ст.19 ч.3. Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
При этом правоотношения по перевозу пассажиров и багажа регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ, согласно которому регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам представляют собой регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (данный факт документально подтвержден в отношении указанного перевозчика (ответчика)), перевозки ответчиком по факту осуществлялись строго по расписанию, с заходом в остановочные пункты, по маршруту регулярных перевозок (рейс 900) (ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), то есть в действительности не являлись перевозками по заказу в порядке ст. 38 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, так как осуществлялись более трех раз в течение одного месяца (в случае ответчика - ежедневно в летний период 2020 года с 09.07.2020 по 18.08.2020).
ООО «ФИО1-Тур» является собственником автостанции в с. Чемал, которая является начальным остановочным пунктом вышеуказанного маршрута (основной вид деятельности ООО «ФИО1-Тур»: 52.21.21 Деятельность автобусных станций), которую необходимо содержать круглый год и оплачивать заработную плату кассиру и другим работникам, а также уплачивать налоги (вне зависимости от времени года, и соответственно, вне зависимости от размера получаемого дохода). При этом размер комиссионного вознаграждения автостанции напрямую зависит от дохода перевозчика ООО «Автотранссиб» и составляет 15 % от суммы проданных билетов на рейс №900 "Новосибирск - Чемал", что подтверждается агентским договором 02/20 от 01.01.2020, копия которого представлена в материалы дела.
ООО «Автотранссиб» имеет возможность ежедневно задействовать от 3 до 5 автобусов пассажировместимостью 120-215 мест для выполнения дополнительных и заказных рейсов, в подтверждение чего в материалы дела предоставлена Справка ООО «Автотранссиб» от 30.08.2021 о наличии автопарка большой вместимости.
Таким образом, ООО «Автотранссиб» имело реальную возможность перевозки 8364 пассажиров регулярными рейсами по маршруту №900 «Чемал-Новосибирск» в период с 09.07.2020 по 18.08.2020.
Следовательно, ООО «Автотранссиб» могло, но НЕ перевезло в период с 09.07.2020 по 18.08.2020 – 2 823 пассажира, т.к. 8 364 -5 541=2 823 (где 8 364 -потенциально возможных перевезенных пассажиров за указанный период, 5 541 – перевезенных пассажиров за указанный период=2 823 неперевезенных пассажира), из которых 491 не перевезены по вине ответчика ООО «СРТ».
Довод ответчика о невозможности осуществления истцом дополнительных рейсов рассмотрен судом.
Из представленных истцом ООО «Автотранссиб» сведений, а также сведений, представленных в суд ответчиком ООО «СРТ» в виде ответа ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о предоставлении информации №ЗИТ-1692 от 22.07.2021, следует, что загрузка регулярных рейсов по маршруту № 900 была неполной, так как вместо 8 364 пассажиров регулярными рейсами ООО «Автотранссиб» перевез в указанный период лишь 5 541 пассажира, в том числе по вине ответчика ООО «СРТ».
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанной статьи лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанной статьи лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
При этом одной из основных задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
В силу статьи 2, части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает условия для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, что необходимо для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов других участников гражданских и иных правоотношений.
При рассмотрении настоящего дела судом в порядке части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств, ответчик извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, что позволяло ответчику совершить процессуальные действия (в том числе ознакомиться с материалами дела; ходатайствовать о фальсификации доказательств либо подать иные процессуальные заявления; предоставить дополнительные доказательства, опровергающие доводы истца).
Исходя из принципа состязательности судопроизводства риск наступления последствий несовершения ответчиком процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов лежит на нем (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения статей 15, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии» (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Автотранссиб» (ОГРН <***>) 893 343, 75 руб. убытков, 20 867 руб. государственной пошлины.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Автотранссиб» (ОГРН <***>) 9 875 рублей излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирские ресурсосберегающие технологии» (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 - Тур» (ОГРН <***>) 27 281, 25 руб. убытков, 2 000 руб. государственной пошлины.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1 - Тур» (ОГРН <***>) 3 316 рублей излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А.Рыбина