ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-11177/2022 от 24.05.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г . Новосибирск                                                                  Дело № А45-11177/2022

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2022 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного предприятия города Новосибирска «Новосибгортранс», г. Новосибирск

к Западно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск

об отмене постановления от 13.04.2022  №002609,

при участии представителей:

заявителя: ФИО1, доверенность № 24 от 22.04.2022, паспорт, диплом,

административного органа: ФИО2, доверенность № 16 от 23.05.2022, удостоверение, паспорт,

установил:

муниципальное казенное предприятие города Новосибирска «Новосибгортранс» (далее – заявитель, предприятие, МКП "НГТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 13.04.2022 №002609, административный орган: Западно-Сибирское Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В своем заявлении Предприятие просит учесть тяжелое материальное положение, возможные негативные последствия (вместо оплаты текущей задолженности предприятие будет вынуждено оплатить штраф), которые повлекут дополнительную нагрузку на бюджет города Новосибирска; социальную направленность предприятия, убыточное материальное положение, назначить административное наказание ниже низшего предела, установленного санкцией статьи.

Административный орган в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено по существу после окончания предварительного судебного заседания и перехода в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В ходе рейдовых мероприятий, в 09 час 30 мин,  в 10 час 48 мин 21.02.2022, в 10 час 05 мин 24.02.2022 по адресу: <...>, на основании решения о проведении постоянного рейда Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора №12/2 от 27.12.2021г. при осуществлении государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте инспектором отдела автодорожного надзора по Новосибирской области Западно-Сибирского МУГАДН проведен надзор в отношении транспортных средств, принадлежащих МКП «НГТ».

В ходе надзора выявлено осуществление перевозки пассажиров и багажа по межрегиональному регулярному маршруту «г.Новосибирск - г. Барнаул» при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, чем нарушены ч.2 ст. 17, ст.35, ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно.

21.02.2022 в 09 час 30 мин в отношении автобуса Кинг Лонг XMQ6127C регистрационный знак <***>, под управлением водителя ФИО3, осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту: «г.Новосибирск - г.Барнаул». По результатам надзора составлен акт постоянного рейда №468/2 от 21.02.2022, протокол осмотра транспортного средства №468/2 от 21.02.2022. В ходе осмотра автобуса водителем представлен один лист договора фрахтования части транспортного средства от 21.02.2022. В договоре указаны реквизиты фрахтовщика МКП «ПАТП-4» (прежнее наименование лица). Фрахтователь в договоре не указан.

Согласно данному договору фрахтования: маршрут перевозки «г. Новосибирск - г, Барнаул», место и время подачи транспортного средства: <...> в 09:00, <...> в 09:44. <...> в 10.20, дата отправления 21.02.2022.

К договору прилагались сведения о стоимости провоза багажа. На правой стороне кузова автобуса размещена табличка «Заказной». Внутри автобуса размещена следующая информация: Сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Наименование, адрес, телефон перевозчика МКП «ПАТП-4», фамилия, имя, отчество водителя. Правила пользования наземным пассажирским транспортом.

Посадка в автобус осуществлялась сотрудником остановочного пункта при предъявлении пассажиром маршрутной квитанции.

21.02.2022 в 10 час 48 мин в отношении автобуса НЕФА35299-17-42 регистрационный знак E885CE154. под управлением водителя ФИО4, осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту: «г. Новосибирск - г. Барнаул».

По результатам надзора составлен акт постоянного рейда №469/2 от 21.02.2022, протокол осмотра транспортного средства №469/2 от 21.02.2022.

В ходе осмотра автобуса водителем представлен один лист договора фрахтования части транспортного средства от 21.02.2022. В данном договоре указаны реквизиты фрахтовщика МКП «ПАТП-4» (его наименование, адрес, телефон, ОГРН, ИНН, электронный адрес). Фрахтователь в договоре не указан. Согласно данному договору фрахтования: маршрут перевозки «г. Новосибирск - - г. Барнаул», место и время подачи транспортного средства: г. Новосибирск. Гусинобродское шоссе, 37/2 в 09:20, <...> в 10:05, <...>. 52Б в 10:46. г. Искитим. Южный микрорайон, 54 в 11:20, дата отправления 21.02.2022. К договору прилагались сведения о стоимости провоза багажа. В верхней части лобового стекла автобуса размещена табличка «Заказной». Внутри автобуса размещена следующая информация: Сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Наименование, адрес, телефон перевозчика МКП «ПАТП-4». Выписка из правил пользования наземным пассажирским транспортом. Схема междугородных и международных маршрутов, обслуживаемых МКП ПАТП-4. Перечень остановочных пунктов по г. Новосибирску.

Посадка в автобус осуществлялась сотрудником остановочного пункта при предъявлении пассажиром маршрутной квитанции.

24.02.2022 в 10 час 05 мин в отношении автобуса Кинг Лонг XMQ6127C регистрационный знак <***>, под управлением водителя ФИО5, осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту: «г. Новосибирск - г. Барнаул». По результатам надзора составлен акт постоянного рейда №470/2 от 24.02.2022, протокол осмотра транспортного средства №470/2 от 24.02.2022. В ходе осмотра автобуса водителем представлен один лист договора фрахтования част транспортного средства от 24.02.2022. В данном договоре указаны реквизиты фрахтовщика МКП «ПАТП-4» (его наименование, адрес, телефон, ОГРН, ИНН, электронный адрес). Фрахтователь в договоре не указан. Согласно данному договору фрахтования: маршрут перевозки «г. Новосибирск - - г. Барнаул», место и время подачи транспортного средства: <...> в 09:20, <...> в 10:05, <...>. 52Б в 10:46, <...> в 11:20, дата отправления 24.02.2022. К договору прилагались сведения о стоимости провоза багажа. На правой стороне кузова автобуса размешена табличка «Заказной». Внутри автобуса размещена следующая информация: Сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Наименование, адрес, телефон перевозчика МКП «ПАТП-4». Правила пользования наземным пассажирским транспортом. Схема междугородных и международных маршрутов, обслуживаемых МКП «ПАТП-4».

Посадка   пассажиров   в   автобус   и   размещение   багажа   осуществлялась   сотрудником остановочного пункта при предъявлении пассажиром маршрутной квитанции.

Все три договора фрахтования, представленные водителями от21.02.2022 и 24.02.2022, содержат следующие условия.

П. 1.1. Настоящий договор является не публичным и безотзывным предложением МКП «ПАТП-4», в лице заместителя директора ФИО6, действующего на основании доверенности, именуемое в дальнейшем «Фрахтовщик»

П. 1.2. Фактом принятия условий настоящего договора является факт полной оплаты услуг по настоящем) договору (акцепт) Фрахтователя. Оплата означает, что Фрахтователь согласен со всеми положениями настоящего договора без условий и оговорок. Фактом подтверждения оплаты является маршрутная квитанция.

П. 1.3. Экземпляр настоящего договора, заверенный печатью и подписью руководителя Фрахтовщика, находится у Фрахтовщика. Соглашаясь с условиями настоящего договора Фрахтователь соглашается с тем, что в случае возникновения спора, в качестве доказательства принимается текст настоящего Договора, а также все изменения к настоящему Договору, утвержденные на день оплаты, согласно п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ.

П. 2.9. Пассажиры, указанные в списке настоящего договора, одновременно являются стороной договора фрахтования части транспортного средства.

П. 5.1. Стоимость договора рассчитывается, исходя из количества занимаемых Фрахтователем мест (частей) транспортного средства, и составляет: до 720 руб. (в зависимости от дальности поездки). Фотокопии договоров и маршрутных квитанций прилагаются.

Данные договоры, согласно пункту 1.3, находятся у фрахтовщика, то есть до сведения лиц (потенциальных пассажиров) не доводятся, не размещены в помещении Кассово-диспетчерского пункта по адресу: <...> на интернет-сайте nskavtovokzal.ru. Список пассажиров к договорам не прилагался.

Маршрутные квитанции, на основании которых осуществлялась посадка пассажиров в автобусы, содержат следующие реквизиты: наименование, серия и номер; наименование организации, выдавшей квитанцию; зона действия билета; дата отправления; время отправления: дата прибытия; время прибытия; место; сумма; дата продажи; время продажи. Данные реквизиты соответствуют обязательным реквизитам билета типа №1 - разового билета для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления, предусмотренным пунктами 1 и 2 приложения к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства России от 01.10.2020 №1586 и пунктом 28 указанных правил. Проезд пассажиров по такому билету осуществляется по маршрутам регулярных перевозок. Фактически, продаваемые пассажирам проездной документ «Маршрутная квитанция», является билетом.

Стоимость договора для проезда по маршруту - ЖД Вокзал <...> - Барнаула, пл. Победы, 12 составляет 720 рублей (прилагаются фотокопия маршрутных квитанций: серия 5406085406 номер 321394 - к Акту постоянного рейда №468 2 от 21.02.2022, серия 5406085406 номер 323649 - к Акту постоянного рейда №469/2 от 21.02.2022. серия 5406165406 номер 93003 - к Акту постоянного рейда №470/2 от 24.02.2022).

Стоимость провоза багажа составляет - 20% от стоимости договора для проезда по маршруту - ЖД Вокзал <...> - Барнаула, пл. Победы. 12 составляет 144 руб. (прилагаются фотокопии маршрутных квитанций на багажное место серим 5406085406 номер 323650 - к Акту постоянного рейда №469/2 от 21.02.2022, серия 540608S406 номер 323649 - к Акту постоянного рейда №469/2 от 21.02.2022, серия 5406165406 номер 93001 - к Акту постоянного рейда №470/2 от 24.02.2022).

С использованием сервиса сайта ООО «Автовокзал Главный», размещенного в сети интернет (https://nskavtovokzal.ru) пассажиру предлагается купить «Билет». Переименование билета в маршрутную квитанцию не изменяет фактического значения данного документа как «Разового именного билета», как документа, свидетельствующего о заключении договора перевозки пассажиров на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок, оформляемых в соответствии с ч.1, ч.2, ч.3 ст.20 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" ч.1. ч.2 ст.786 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

1. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

2. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади, устанавливается правилами перевозок пассажиров.

3. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

Согласно п. 27 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1586 (далее Правила № 1586) – проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Пунктом 35 Правил установлено, что продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов. Продажа маршрутных квитанций для проезда в указанных автобусах проводилась в Кассово-диспетчерском пункте, расположенном по адресу. 630004. <...> вместе с продажей билетов и на другие автобусы, осуществляющие регулярные перевозки.

В помещении вышеуказанного Кассово-диспетчерского пункта на информационном экране 21.02.2022 размещалась информация - «Отправление - 09:00; Рейс - Новосибирск ЖД Вокзал Барнаул АВ: статус Продажа; (фотография, приложена к Акту постоянного рейда №468/2 от 21.02.2022), а также информация: «Отправление - 10:05; Рейс - Новосибирск ЖД Вокзал - Барнаул АВ; статус Продажа; (фотография, приложена к Акту постоянного рейда №469/2 от 21.02.2022). 24.02.2022 в помещении вышеуказанного Кассово-диспетчерского пункта на информационном экране размещалась информация - «Отправление - 10:05; Рейс - Новосибирск ЖД Вокзал Барнаул АВ: статус Продажа; (фотография, приложена к Акту постоянного рейда №470//2 от 24.02.2022).

Скриншоты страниц с интернет-сайта nskavtovokzal.ru, подтверждающие наличие функции по приобретению билетов любым желающим, имеются в материалах дела.

В соответствии с п.3 Правил № 1586 - регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

На сайте ООО «Автовокзал Главный» в сети Интернет (https://nskavtovokzal.ru) размещены сведения об осуществлении ежедневно перевозок пассажиров по маршруту: рейс №0. время отправление - 09:00, 21.02.2022, место посадки: <...>, время прибытия: 13:40 (Барнаул), цена 720 рублей, перевозчик: МКП ПАТП-4г. Новосибирск.

На сайте ООО «Автовокзал Главный» в сети Интернет размещены сведения об осуществлении ежедневно перевозок пассажиров по маршруту: рейс №0. время отравление - 10:05, 21.02.2022, место посадки: <...>, время прибытия: 14:40 (Барнаул), цена 720 рублей, перевозчик: МКП ПА 111 4г. Новосибирск.

На сайте ООО «Автовокзал Главный» в сети Интернет размешены сведения об осуществлении ежедневно перевозок пассажиров но маршруту: рейс №0. время отравление 09:00. 22.02.2022. местор посадки: <...>, время прибытия: 13:40 (Барнаул), цена 720 рублей, перевозчик: МКП «ПАТП-4» г. Новосибирск.

Скриншоты страниц сайта ООО «Автовокзал - Главный» с вышеуказанной информацией за 21.02.2022, 24.02.2022 представлены в материалы дела. Размещение сведений о расписании движения автобусов и предоставление возможности приобрести билет любым способом (в кассово-диспетчерском пункте или в сети интернет) фактически свидетельствует о Публичном договоре-оферты фрахтования, не смотря на то, что в представленных водителями договорах указано «Не является публичной офертой». Размещение сведений о продаже билетов сайте автовокзала «Новосибирский автовокзал-Главный» https://nskavtovokzal.ru должно рассматриваться всеми заинтересованными лицами как публичное предложение (оферта) со стороны Фрахтовщика заключить договор присоединения к настоящему Договору в соответствии со ст. 437 ГК РФ.

В связи с тем, что, проездной документ (маршрутную квитанцию) может приобрести любой пассажир, а договор фрахтования части транспортного средства имеется только у фрахтовщика и ни каким способом до фрахтователя не доводится, его наличие у водителей автобусов при осуществлении перевозки носит формальный характер.

МКП «НГТ» (МКП «ПАТП-4») 21.02.2022 и 24.02.2022 осуществляло перевозку пассажиров и багажа по межрегиональному регулярному маршруту «Новосибирск - Барнаул» при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, чем нарушило ч.10 ст.4. ст. 17, ст.35, ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом В Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тем самым МКП «НГТ» совершило административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - Использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

В ходе производства по делу об административном правонарушении, согласно определению об истребовании сведений, МКП «НГТ» расписание движения по маршруту Новосибирск Барнаул не представило, объяснив его отсутствие перевозкой по договору фрахтования. При этом на сайте ООО «Автовокзал Главный» в сети Интернет размещены сведения о деталях рейсов №0 (Расписание) по маршруту «Новосибирск Ж/Д Вокзал - Барнаул», которые включают в себя наименование пунктов остановки (ФИО7, ФИО8, ФИО9 пгт ОП. Черепаново пов., Безменово пов., Тальменка пов., Сибирский пов., Барнаул), время прибытия на каждый пункт и время отправления от пунктов остановки.

Информация о продаже билетов предоставлялась пассажирам с использованием сервиса сайта ООО «Автовокзал Главный», размещенного в сети Интернет (https://nskavtovokzal.ru). На сайте указывается дата и время отправления рейса №0, место посадки Новосибирск «ЖД Вокзал», количество свободных мест, стоимость билета 720 руб. и предлагается выбрать место. Наглядная информация размещается в кассово-диспетчерском пункте остановочного пункта Вокзал Новосибирск-Главный, которая включает в себя дату отправления, время отправления, рейс «Новосибирск ЖД Вокзал - Барнаул АВ, статус «Продажа». Снимок экрана с сайта и фотография электронного табло имеются в материалах дела.

В соответствии с определением об истребовании сведений МКП «НГТ» представило копии документов:

- Путевой лист№88130 от 21.02.2022, договор фрахтования части транспортного средства от 21.02.2022 со временем отправления от ОП «ЖД Вокзал» в 9:00, список пассажиров в количестве 22 человек на дату отправления 21.02.2022 на транспортном средстве гос. номер <***>;

-Путевой лист№88131 от 21.02.2022, договор фрахтования части транспортного средства от 21.02.2022 со временем отправления от ОП «ЖД Вокзал» в 10:05, список пассажиров в количестве 10 человек на дату отправления 21.02.2022 на транспортном средстве гос. номер <***>;

- Путевой лист№88570 от 24.02.2022, договор фрахтования части транспортного средства от 24.02.2022 со временем отправления от ОП «ЖД Вокзал» в 09:00, список пассажиров в количестве 9 человек на дату отправления 24.02.2022 на транспортном средстве гос. номер <***> со временем отправления в 10:05. Во всех трёх списках пассажиров указаны номера мест в автобусе.

- Агентский договор №6/08-21 от 24.08.2021 с ООО «Автовокзал-Главный» на заключение договоров фрахтования.

В соответствии с п. 1.1 договора ООО «Автовокзал-Главный» (Агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению Перевозчика юридические и фактические действия по заключению договоров фрахтования места в транспортном средстве на заказные рейсы Перевозчика по заявкам перевозчика, от имени и за счет перевозчика.

В соответствии с п. 2.3.3. агентского договора Агент обязан информировать пассажиров о стоимости и наличии свободных мест на заказных рейсах, времени и местах посадки пассажиров, прибытии и отправлении автобусов. Как указывалось выше, данное информирование осуществлялось путем размещения информации на сайте ООО «Автовокзал - Главный» в сети Интернет (https://nskavtovokzal.ru). а также в помещении Кассово-диспетчерского пункта на информационном экране по адресу: <...>.

Согласно п. 4.3. Агентского договора перевозчик уплачивает штраф в случае прибытия к месту подачи транспортного средства без соответствующей экипировки (указателей маршрута и отсутствие или несоответствие нумерации мест в автобусе). Данный пункт договора также подтверждает организацию перевозки как регулярной. Требование о наличии указателей маршрута и нумерации мест предписано пунктом 17 и подпунктом «б» пункта 24 раздела II. «Регулярные перевозки пассажиров и багажа» Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1.10.2020 N 1586. В представленных при проведении осмотра автобусов маршрутных квитанциях места указаны. Фотокопии маршрутных квитанций имеются в материалах дела.

Таким образом, перевозки, осуществляемые Предприятием под видом перевозок по заказу являются регулярными.

Согласно онлайн-реестру маршрутов, размещенному в открытом доступе на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» (https://220fz.rosavtotransport.ru/assets/search) у МКП «НГТ» свидетельство на осуществление перевозки по маршруту «г. Новосибирск - г. Барнаул».

Что свидетельствует о систематическом осуществлении МКП «НГТ» регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту «<...> (ОП «Вокзал «Новосибирск-Главный») г. Барнаул», не включенному в Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, который был установлен МКП «НГТ» произвольно (не зарегистрирован в установленном порядке), что нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Сделав вывод о нарушение перевозчиком МКП «НГТ» требований ч.10 ст. 4, ст. 17, ст. 35, ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ, что могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.2022 ЮЛ-А №002609.

По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении, 13.04.2022 государственным инспектором Западно-Сибирского МУГАДН вынесено постановление по делу об административном правонарушении о признании муниципального казенного предприятия города Новосибирска "Новосибгортранс" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса, а именно, использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения является порядок использовании автобуса, трамвая или троллейбуса.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным

Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (п. 3 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать граждане-водители, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Осуществление регулярных перевозок любого вида возможно только при наличии карты маршрута регулярных перевозок, под которой понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

Согласно п.42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 -проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Пунктом 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, установлено, что продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов.

Исходя из ч. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозкой, осуществляемой коммерческой организацией, признается перевозка транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор характеризуется следующими условиями: заключенный коммерческой организацией и устанавливающий обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (перевозка транспортом общего пользования).

В соответствии с ч. 2 ст. 426 ГК РФ, одним из условий перевозки транспортом общего пользования (публичного договора) является одинаковая для всех пассажиров цена услуги.

Пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что карта маршрута регулярных перевозок является документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Согласно ч.10 ст. 4 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 № 220-ФЗ - в течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов багажа по заказу г. Новосибирск от 17.08.2021 г. (согласно п. 1.5 срок действия с 01.09.2021 по 31.12.2021 гг.) и договор фрахтования части транспортного средства от 09.11.2021 г. где согласно п. 1.1 договор является не публичным, к данным договорам Управление относится критически, представленные договора противоречат друг другу, тем самым нарушается порядок осуществления перевозки пассажиров.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 №259-ФЗ, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что карта маршрута регулярных перевозок является документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Согласно ч.10 ст. 4 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 № 220-ФЗ - в течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.

Осуществление регулярных перевозок любого виде возможно только при наличии карты маршрута регулярных перевозок, под которой понимается документ, содержащий сведения 0 маршруте регулярных перевозок и транспортом средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 масти I статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 1.V07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

В части 3 статьи 35 Закон № 220-ФЗ предусмотрено, что водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Следовательно, карта маршрута регулярных перевозок является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок но соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 220-ФЗ понятия "маршрут регулярных перевозок", остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

В статье 2 Закона № 259-ФЗ даны следующие определения понятиям:  - маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

- остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

Согласно онлайн-реестру маршрутов, размещенному в открытом доступе на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» (https://220fz.rosavtotransport.ru/assets/search) у МКП «НГТ» свидетельство на осуществление перевозки по маршруту «г. Новосибирск - г. Барнаул».

Вышеуказанные документы и сведения, свидетельствуют о систематическом осуществлении МКП «НГТ» регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту «<...> (ОП «Вокзал «Новосибирск-Главный») - г. Барнаул», не включенному в Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, который был установлен МКП «НГТ» произвольно (не зарегистрирован в установленном порядке), что нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Согласно пункту 20 статьи 3 Закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

В силу части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является своего рода разрешительным документом, позволяющим осуществлять регулярные перевозки пассажиров. В связи с чем отсутствие такого документа у лица является грубым нарушением действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств уже представляет собой деятельность, создающую повышенную опасность для окружающих из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

Нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Данная позиция отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 310-ЭС19-10668 по делу № А14-345/2018.

Сам по себе характер совершенного правонарушения (осуществление регулярных перевозок в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок, наличие которой является обязательным) свидетельствует о пренебрежительном отношении МКП «НГТ» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а следовательно, о наличии существенной угрозы охраняемым правоотношениям.

МКП «НГТ», являясь профессиональным участником рассматриваемых правоотношений в сфере перевозок пассажиров (согласно сведениям, указанным в ЕГРЮЛ основным видом его деятельности является Регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, имеет лицензию от 15.05.2019 №АК-54-000439 на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами) и не мог не знать о том. что использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса только при наличии карты маршрута регулярных перевозок является его прямой обязанностью в силу требований действующего законодательства.

Тем самым Предприятие совершило административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд приходит к выводу о том, что действия Предприятия, образует объективную сторону административного правонарушения по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Указанные выводы со ссылками на соответствующие доказательства в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения законодательства, в материалы дела не представлено. При этом доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем считает, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.

Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем приведены описание события и основания привлечения к ответственности.

В тоже время, арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела учитываются следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П указал, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Соответственно, предусматривая для совершивших административные правонарушения юридических лиц административные наказания в виде административного штрафа и тем самым ограничивая гарантированные Конституцией Российской Федерации право частной собственности, предполагающее наличие находящейся под судебной защитой возможности иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.

Исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, арбитражный суд считает, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей не будет отвечать идеям справедливости и гуманизма и не будет являться адекватным с учетом обстоятельств, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.

Соответствующее положение закреплено в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, и при условии, что имеются исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Иными словами, для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ недостаточно установить, что санкция нормы статьи Особенной части КоАП РФ устанавливает минимальный размер штрафа 200 000 руб. и более; органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, или судом также должны быть выявлены обстоятельства, которые, по мнению такого органа или суда, являются исключительными и свидетельствуют о возможности индивидуализации наказания путем его смягчения до размера ниже низшего предела, предусмотренного санкцией.

При этом из изложенного выше следует, что при применении положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, суд, учитывая положения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (о том, что размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ), самостоятельно, по своему собственному убеждению, основанному на всестороннем и полном анализе и оценке совокупности представленных в материалах дела доказательств, содержащих сведения об обстоятельствах совершения правонарушения, определяет размер штрафа, который, по мнению суда, является соразмерным совершенному правонарушению, отвечает целям административного наказания и потому подлежит назначению в данном конкретном случае.

Суд первой инстанции, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4- П и руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, посчитал возможным назначить административное наказание ниже низшего предела, установленного санкциями ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Оснований для освобождения ответчика от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление от 13.04.2022  №002609 вынесенное Западно - Сибирским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта изменить в части административного наказания, определить размер административного штрафа по указанному постановлению в размере 150 000 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                              Е.А. Нахимович