ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-11693/16 от 18.10.2016 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-11693/2016

21 октября 2016 года

резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2016 года

решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой А.Ю. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, г Куйбышев к контрольному управлению Новосибирской области, г. Новосибирск о признании недействительными в части представление № 03-19-06 от 30.03.2016 и предписание № 03-21-04 от 01.04.2016

при участии представителей

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2016

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 01.07.2016, ФИО3 по доверенности от 29.09.2016 № 76, ФИО4 по доверенности от 15.12.2015 № 61

Администрация города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Контрольному управлению Новосибирской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными

- представления № 03-19-06 от 30.03.2016 в части требования о рассмотрении информации о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившиеся в нецелевом использовании денежных средств по нарушениям, указанным в пунктах 1.1, 1.3, и пункте 1.4 в оспариваемой части (по оплате труда муниципальных служащих сверх установленного норматива в сумме 2840 938 руб. 83 коп и по оплате труда лиц, замещающих должности, предусмотренные штатным расписанием в сумме 4 106 руб. 99 коп).

- предписания № 03-21-04 от 01.04.2016, выданное Контрольным управлением Новосибирской области в части требования принять меры к возмещению причиненного ущерба путем перечисления в бюджет Новосибирской области 739 116 руб. 53 коп и устранения нарушения, выразившегося в нецелевом использовании средств местного бюджета путем перечисления в бюджет города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области 2 845 045 руб. 82 коп.

Заявленные требования мотивированы незаконностью представления и предписания в оспариваемой части, поскольку, по мнению Администрации нарушений законодательства не допущено, нецелевого использования средств не установлено. Администрацией правомерно произведена оплата труда лиц в последний рабочий день, что соответствует трудовому законодательству. Денежные средства, выделенные из резервного фонда Правительства Новосибирской области, направлены МУП «Куйбышевжилкомхоз» и МКУ «ГСДХ» для возмещения непредвиденных расходов для обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения, и на предупреждение и ликвидацию чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивным таянием снега и выполнение комплекса работ по противопаводковым мероприятиям. Направление указанных денежных средств соответствует целям их выделения в соответствии с Распоряжением Правительства Новосибирской области. Нормативы формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности не превышены; положения п. 4 ст. 86, п 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации не нарушены.

Контрольное управление отзывом на заявление и представители в судебном заседании требования не признали. Считают, что Администрацией неправомерно произведена выплата заработной платы сотрудникам в день их увольнения, поскольку производить увольнение следовало накануне введения в действие нового штатного расписания, а не в день его введения в действие. При этом признает, что доначисление в размере 2350 руб. 96 коп неправомерно, в связи с чем сумма нецелевого использования составляет 1 756, 03 руб. Расходование денежных средств для обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения и объектов социальной сферы неправомерно, поскольку отсутствовала чрезвычайная ситуация, денежные средства направлены на погашение текущей задолженности по поставке угля. Не подтверждено наличие чрезвычайной ситуации, обусловленной весенним половодьем, в связи с чем направление денежных средств из резервного фонда, выделенных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуации является нецелевым использованием бюджетных средств. Администрацией допущено превышение количества ставок по должностям муниципальной службы, что привело к завышению норматива фонда оплаты труда.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Как следует из материалов дела, Контрольным управлением проведена плановая проверка Администрации по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В ходе проверки Контрольным управлением выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 29.01.2016.

По результатам рассмотрения акта проверки Контрольное управление выдало Администрации представление № 03-19-06 от 30.03.2016 и предписание от 01.04.2016 № 03-21-04.

Как следует из представления Администрации необходимо рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства и в течение 30 дней принять меры по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений, о результатах рассмотрения и принятых мерах информировать Контрольное управление

Согласно предписанию от 01.04.2016 Администрации предписано в течение 60 календарных дней принять меры к возмещению причиненного указанными нарушениями ущерба путем перечисления в бюджет Новосибирской области 1 276 646 руб. 53 коп, и устранить нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании средств местного бюджета путем перечисления в бюджет города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области – 2 955 122 руб. 66 коп.

Не согласившись с нарушениями, указанными в оспариваемом представлении, предписании - в пунктах 1.1., 1.3 в полном объеме и частично с нарушениями, указанными в пункте 1.4, а именно в нецелевом использовании денежных средств, выразившихся в направлении

- субвенции, полученной в соответствии с Законом Новосибирской области от 11.12.2005 №345-03 «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области» из областного бюджета Новосибирской области, на осуществление расходов по оплате труда лиц, занимающих должности специалистов комиссии по делам несовершеннолетних, не предусмотренные штатным расписанием. Сумма нецелевого использования - 1965,33 руб. (пункт 1.1 представления и пункт 1.1 предписания)

- денежных средств, полученных из резервных фонда Правительства Новосибирской области, на осуществление расходов по оплате текущей поставки угля для обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения и объектов социальной сферы, не относящихся к непредвиденным расходам. Сумма нецелевого использования – 360 000 руб. (пункт 1.3 представления и пункт 1.3 предписания)

- денежных средств, полученных из резервного фонда Правительства Новосибирской области, на осуществление расходов по оплате муниципальным казенным учреждением города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Городская служба дорожного хозяйства» текущих расходов по содержанию дорог и территории за счет средств выделенных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайной ситуации. Сумма нецелевого использования – 377 151 руб. 20 коп. (пункт 1.3 представления и пункт 1.3 предписания)

- денежных средств бюджета города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, на осуществление расходов по оплате труда лиц, занимающих должности, не предусмотренные штатным расписанием. Сумма нецелевого использования - 4106.99 руб. (пункт 1.4 представления и пункт 1.4 предписания) Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Оценив, представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к убеждению, что требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Порядок осуществления Контрольным управлением Новосибирской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок) установлен постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 601-п.

Подпунктом 6 пункта 17 Порядка должностные лица контрольного управления, уполномоченные на проведение контрольных мероприятий, также наделены правом выдавать представления, предписания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, Контрольное управление, являясь органом внутреннего финансового контроля, наделено полномочиями по составлению и выдаче представлений, предписаний объектам контроля в ходе осуществления контрольных мероприятий.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В статье 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

Из материалов дела, акта проверки, Представления, Предписания в оспариваемой части следует, что с Администрации вменено нецелевое использование денежных средств.

По нарушению, выразившемуся в оплате труда лиц, замещающих должности, предусмотренные штатным расписанием, в сумме 1965, 33 рублей из областного бюджета, 4 106 руб. 99 коп из местного бюджета (пункты 1.1, и п. 1.4 в соответствующей части оспариваемых актов).

Из акта проверки следует, что Контрольным управлением установлено, что согласно Распоряжениями Администрации от 29.10.2014 № 244-р, от 20.03.2015 № 63-р, от 06.08.2015 № 208-р с 31.12.2014, 20.03.2015, 06.08.2015 из штатного расписания были исключены должности главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ведущего специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; заместителя начальника управления права, экономики и имущественных отношений; заместителя начальника управления архитектуры, строительства и ЖКХ-начальника отдела строительства. Должности были исключены, в связи с сокращением численности штата.

При этом Администрацией произведены расчеты по оплате труда лиц за последний рабочий день, который совпадал с днем ввода нового штатного расписания, в котором должность была исключена.

Контрольное управление пришло к выводу, что Администрацией неправомерно произведены расходы по оплате труда лиц, занимающих должности, не предусмотренные штатными расписаниями, в общей сумме 6 072 руб. 32 коп (1 965 руб. 33 коп - областной бюджет, местный бюджет – 4 106 руб. 99 коп), что является нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 1.1, 1.4 (л. д. 35 том 1)).

Суд считает данные выводы необоснованными ввиду следующего.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 3 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).

Из п. 4 Письма Роструда от 29.07.2009 N 2263-6-1 следует, что при сокращении численности или штата работников организации новое штатное расписание, как правило, утверждается до начала предупреждения работников об увольнении и вводится в действие не позднее того дня, с которого работники подлежат увольнению в связи с проведением мероприятий по сокращению численности или штата работников.

В данном случае штатное расписание было введено в действие не позднее дня увольнения сотрудников, расходы произведены и должны были быть произведены в соответствии с ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ на оплату труда сотрудников, в связи с чем соответствовали целям использования бюджетных средств.

В дополнительных письменных пояснениях от 03.10.2016 и в судебном заседании представители Контрольного управления признали правомерность произведенных расходов Администрации по должности заместителя начальника управления права, экономики и имущественных отношений (2350 руб. 96 коп), следовательно, сумма нецелевого использования местного бюджета должна быть указана в пунктах 1.4 оспариваемых актов в размере 1756 руб. 03 коп, а не 4 106 руб. 99 коп.

Учитывая изложенное, суд пришел к убеждению, что требование заявителя в данной части обоснованы и подлежат удовлетворению.

По нарушению, выразившемуся в направлении денежных средств, полученных из резервного фонда Правительства Новосибирской области на осуществление расходов по оплате текущей поставки угля; на предотвращение и ликвидацию чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 № 483-рп «О выделении средств» министерству жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области из Резервного фонда выделены 1 300 000, 00 руб. для предоставления межбюджетных трансфертов Куйбышевскому району (на топливно – энергетические ресурсы) для обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения и объектов социальной сферы.

На основании распоряжения Администрации Куйбышевского района от 26.12.2014 № 938-р «О распределении денежных средств из резервного фонда Правительства Новосибирской области» 360 000 выделены г. Куйбышеву.

Основанием для выделения средств из Резервного фонда являлось решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Куйбышева, Куйбышевского района Новосибирской области от 04.12.2014 № 8/1 «О нехватки топлива для бесперебойной работы котельных».

Администрация Куйбышевского района заключила с Администрацией города Куйбышева Соглашение № 141 от 26.12.2014 (л.д. 55 том 2).

Предметом указанного Соглашения является взаимодействие сторон при получении и расходовании Администрацией межбюджетных трансфертов в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области № 483-рп от 25.12.2014 в целях возмещения непредвиденных расходов в текущем финансовом году для обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения и объектов социальной сферы города.

Распоряжением Администрации г. Куйбышева от 30.12.2014 № 331-р «О направлении денежных средств» определено направить Жилкомхозу средства резервного фонда в сумме 360 000,00 руб. на возмещение расходов в текущем финансовом году за топливно – энергетические ресурсы, для бесперебойного теплоснабжения населения и объектов социальной сферы города.

По Соглашению от 26.12.2014, заключенному между Администрацией и Жилкомхозом (далее – Соглашение от 26.12.2014) о передаче финансовых средств Администрация передала финансовые средства Жилкомхозу в размере 360 000,00 руб.

Согласно назначению платежа, указанному в платежном поручении № 869244 от 31.12.2014 средства перечислены МУП «Куйбышевжилкомхоз» для возмещения непредвиденных расходов для обеспечения теплоснабжения (л.д. 60 том 2).

По результатам проверки представленных документов, Контрольное управление пришло к выводу, что в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 – ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ Администрацией не были осуществлены мероприятия по подготовке к отопительному сезону.

Согласно п. 5.1. Договора поставки от 25.10.2011 № NTKO-У1-14/01-2012 на приобретение угля с НТК, в случае нарушения сроков оплаты Поставщик имеет право, помимо взыскания неустойки приостановить последующую поставку угля до полного погашения суммы задолженности.

Контрольным управлением установлено, что имелась кредиторская задолженность Жилкомхоза перед Новосибирской топливной компанией. Письменное предупреждение (уведомление) от Жилкомхоза и НТК о прекращении поставки топлива или ограничении подачи тепловой энергии потребителям г. Куйбышева в период отопительного сезона не поступало. График поставки угля в отопительном сезоне 2014/2015 года НТК не нарушался, в связи с чем угроза возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной ограничением или приостановлением подачи тепловой энергии в отопительном сезоне 2014/2015 годов отсутствовала. Поскольку угроза возникновения чрезвычайной ситуации отсутствовала, Контрольное управление пришло к выводу о нецелевом использовании денежных средств.

Суд, находит обоснованным довод заявителя о том, что отсутствует нецелевое использование денежных средств, поскольку факт передачи и получения МУП «Куйбышев - жилкомхоз» 360 000 руб. для обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения и объектов социальной сферы, Контрольным управлением не оспаривается.

Не опровергнуты Контрольным управлением доводы Администрации о том, что по состоянию на 03.12.2014г. запасы угля МУП «Куйбышев-жилкомхоз» составляли 144,114 тонн, исходя из среднесуточного потребления 13,3 тонны, данное количество угля в муниципальных котельных хватило бы лишь на 10 суток.

Отсутствие письменных предупреждений о прекращении поставки угля не свидетельствует о том, что отсутствовала угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Решение Комиссии о предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области принято уполномоченными лицами от 04.12.2014, исходя из доклада директора МУП «Куйбышев-жилкомхоз» о недостаточности топлива и отсутствием денежных средств для обеспечения бесперебойной работы котельных.

Суд находит обоснованным доводы Администрации, что отсутствие денежных средств подтверждается и обращением ФНС России в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании МУП «Куйбышевжилкомхоз» несостоятельным (банкротом), введением впоследствии процедуры банкротства – наблюдения, конкурсного производства (дело № А45-26498/2014). По состоянию на 31.12.2014 г. задолженность предприятия перед бюджетом, зарплатой составляла 70 729 100 руб. При такой наличии задолженности проведение оплаты ООО МУП «Куйбышев-жилкомхоз» по договору поставки было направлено именно на предупреждение чрезвычайной ситуации, в целях предотвращения отсутствия подачи тепла в детские сады и школы заречной части города Куйбышева, что позволило обеспечить бесперебойную работу котельных в отопительный период.

По нарушению о нецелевом использовании 377 151 руб. 20 коп, полученных из резервного фонда Правительства Новосибирской области на проведение комплекса работ по противопаводковым мероприятиям.

Как следует из Акта проверки, Контрольным управлением установлено, что денежные средства в сумме 377 151 руб. 20 коп были перечислены Администрацией муниципальному казенному учреждению города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Городская служба дорожного хозяйства» (далее – Дорожная служба).

Дорожная служба произвела расходы по оплате горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) на сумму 377 151,20 руб. (платежное поручение от 28.03.2014 № 150445), подтверждающего оплату ГСМ обществу с ограниченной ответственностью «Сибгаз» (далее - Сибгаз)

Оценив представленные путевые листы за период с февраля по март 2014 года, в которых указано о работе в выходные в связи с производственной необходимостью, а не причины, требующие выполнение неотложных работ для предотвращения чрезвычайных ситуаций, Контрольное управление пришло к выводу, что Дорожной службой выполнялись работы, связанные с обычной уставной деятельностью. Поскольку акт выездной Комиссии ЧС Администрации, в котором обозначены улицы города Куйбышева, объекты, на которых складывалась чрезвычайная ситуация, для ликвидации которых выполнялись работы по очистке от снега дорог и проездов местного значения и искусственных сооружений не представлено, Контрольное управление пришло к выводу, что отсутствовала чрезвычайная ситуация, в связи с чем не подтверждена целесообразность выделения денежных средств из Резервного фонда, денежные средства фактически Администрацией использованы для осуществления текущей деятельности Дорожной службы, то есть не по целевому назначению, в нарушение требований ст.38, ст.162, ст. 306.4 БК РФ.

Как следует из представленного в материалы дела Прогноза Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о высших уровнях половодья, сроках вскрытия рек Новосибирской области в 2014 году, подготовленного в апреле 2014 г.

Из Распоряжения от 25.03.2014г. №104-рп Правительства Новосибирской области, вынесенного на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новосибирской области от 21.02.2014г. №13, в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с интенсивным таянием снега, для выполнения комплекса работ по противопаводковым мероприятиям Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области были выделены Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области для предоставления межбюджетных трансфертов на финансирование комплекса работ по противопаводковым мероприятиям.

Выделенные в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 25.03.2014г. № 104-рп бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Новосибирской области в сумме 377 151,20 руб. Администрацией города были направлены МКУ «ГСДХ» на возмещение затрат по проведению противопаводковых мероприятий в целях снижения риска возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивным таянием снега.

В пункте 2 Распоряжения Правительства Новосибирской области от 25.03.2014 № 104-рп указан виды работ по противопаводковым мероприятиям:

- по очистке снега дорог и проездов местного значения и искусственных сооружений на них;

- по подготовке гидротехнических сооружений к прохождению паводковых вод и очистке подъездов к ним;

- по подготовке к приему талых вод дождеприемников, расчистке водоотводных каналов, труб, ливневой канализации, коллекторов и их выпусков;

- по уборке и вызову снега от объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры (котельные, тепловые пункты, объекты водоснабжения).

Доказательств, что проводились иные работы, или данные работы не проводились, материалы дела не содержат.

На основании вышеизложенного, исходя из понятия нецелевого использования бюджетных средств, данного в п.1 ст.306.4 БК РФ, передача Администрацией денежных средств в размере 377 151, 20 рублей МКУ «Городская дорожная служба» в качестве возмещения затрат по комплексу работ, связанных с противопаводковыми мероприятиями, не является нецелевым использованием денежных средств, так как денежные средства израсходованы на цели, указанные в Распоряжении Правительства Новосибирской области от 25.03.2014 № 104-рп.

Фактически выводы Контрольного управления о нецелевом использовании денежных средств как по направлению денежных средств на обеспечение бесперебойной работы котельных в отопительный сезон, так и по противо-паводковым работам сводятся к отсутствию угрозы чрезвычайной ситуации, следовательно, отсутствии необходимости выделения денежных средств для обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения и объектов социальной сферы, и проведения противопаводковых мероприятий, недостатками в оформлении документов.

Поскольку Администрации вменены нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании денежных средств, предметом доказывания является правомерность расходования денежных средств, направление их на цели, на которые они выделены. При этом правомерность выделения денежных средств субъектом не подлежит доказыванию по настоящему делу. Постановления Правительства Новосибирской области о выделении денежных средств на предотвращение чрезвычайной ситуации являются действующими, не отменены. Постановления принимались на основании решения органа, Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новосибирской области, уполномоченного определять наличие или отсутствие угрозы чрезвычайной ситуации.

Как пояснил в судебном заседании 12.10.2016 представитель Контрольного управления, вопросами проверки являлось правильность расходования денежных средств, а не условия выделения, получения денежных средств.

При таких обстоятельствах, учитывая понятие нецелевого использования бюджетных средств, указанного в п.1 ст.306.4 БК РФ, суд пришел к убеждению, что перечисление Администрацией денежных средств в размере 360 000 рублей МУП «Куйбышевжилкомхоз» по соглашению от 26.12.2014 г., направлении денежных средств Дорожной службе на проведение противопаводковых мероприятий не является нецелевым использованием денежных средств, поскольку они направлены на достижение целей, указанных в Постановлениях Правительства Новосибирской области, в связи с чем заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

По нарушению о направлении средств бюджета города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области на осуществление расходов по оплате труда муниципальных служащих Администрации г. Куйбышев сверх установленного норматива. Сумма нецелевого использования 2 840 938 руб. 83 коп.

Как следует из акта проверки, Контрольное управление установило, что по состоянию на 01.01.2014 штатная численность сотрудников администрации составляла 65,75 единиц, в том числе муниципальных служащих –48,5 штатных единиц, с годовым фондом оплаты труда 18 775 381,63 руб., в том числе по муниципальным служащим – 15 380 728,00 руб.

В течение 2014 - 2015 годов распоряжениями администрации (от 11.03.2014 № 76-р, от 07.08.2014 № 193-р, от 11.08.2014 № 197-р, от 29.10.2014 № 244-р, от 20.03.2015 № 63-р, от 30.04.2015 № 120-р, от 30.06.2015 № 175-р, от 06.07.2015 № 179-р, от 06.08.2015 № 208-р) в утвержденные штатные расписания вносились изменения, в связи с чем менялась штатная численность сотрудников администрации и соответственно фонд оплаты труда. По состоянию на 11.08.2014 общая штатная численность сотрудников составляла 68,75 единиц, на 13.10.2014 – 63,75 единицы, на 31.12.2014 – 64,75 единицы, на 01.05.2015 – 62,75 единицы, на 06.07.2015 – 63,75 единицы, на 06.08.2015 – 62,75 единицы.

По состоянию на 01.10.2015 общая штатная численность сотрудников администрации составила 65,5 единиц, в том числе муниципальных служащих – 48,5 штатных единиц, с годовым фондом оплаты труда 17 752 276,55 руб., в том числе по муниципальным служащим – 14 536 989,92 руб.

Контрольное управление указывает, что в нарушение постановления Администрации Новосибирской области от 28.12.2007 №206-па «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, занимающих муниципальные должности, действующие на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления Новосибирской области» в утвержденных штатных расписаниях администрации количество штатных единиц по определенным должностям превышает установленный норматив численности муниципальных служащих, определяемый по Методике определения нормативов формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности, действующих на постоянной основе, муниципальных служащих Новосибирской области, утвержденной казанным Постановлением.

Администрация, оспаривая нарушение в данной части указывает, что нарушение нормативов формирования расходов на оплату труда не допущено, отклонение от положений Методики определения нормативов формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности не является нарушением, поскольку Методика имеет рекомендательный характер. Норматив установлен на расходы по оплате труда и содержание, и не был превышен.

Суд, удовлетворяя требования Администрации в данной части исходит из следующего.

В силу части 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 136 БК РФ муниципальные образования, являющиеся получателями межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации и имеющие уровень дотационности свыше 10 процентов, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Порядок расчета, установления и величина указанных нормативов определяется органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно в рамках реализации их бюджетных полномочий в части установления условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, закрепленных статьей 8 Кодекса.

Постановлением Администрации Новосибирской области от 28.12.2007 №206-па «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, занимающих муниципальные должности, действующие на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления Новосибирской области» утверждены:

- нормативы формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности, действующих на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления в Новосибирской области;

- методика определения нормативов формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности, действующих на постоянной основе, муниципальных служащих Новосибирской области (далее – Методика).

Пунктом 3 указанного Постановления рекомендовано органам местного самоуправления в Новосибирской области при формировании расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности, действующих на постоянной основе, муниципальных служащих руководствоваться Методикой.

Норматив формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности, действующих на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов муниципального самоуправления города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, составляет 33 436 663, 20 коп, исходя из расчета 751, 20 руб. на одного жителя муниципального образования г. Куйбышев.

Согласно акту проверки от 29.01.2016 Контрольным управлением установлено, что фактические расходы на содержание органов местного самоуправления и на оплату труда муниципальных служащих составили 32 818 108, 40, то есть не превысили установленный норматив, в связи с чем нецелевое использование денежных средств отсутствует.

Ссылка Контрольного управления на превышение количества должностей в проверяемый период, определяемой в соответствии с Методикой, судом не принимается, поскольку указание на применение Методики при формировании расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности, носит рекомендательный характер, что следует из пункта 3 Постановления № 206-па.

Учитывая изложенное, предписание и представление в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и интересы Администрации, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

Вопрос по судебным расходам судом не разрешается, поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 197-201, Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ

Заявленные Администрацией города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области требования удовлетворить.

Признать недействительными представление № 03-19-06 от 30.03.2016, выданное Контрольным управлением Новосибирской области в части требования о рассмотрении информации о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившиеся в нецелевом использовании денежных средств по нарушениям, указанным в пунктах 1.1, 1.3, и пункте 1.4 в оспариваемой части (по оплате труда муниципальных служащих сверх установленного норматива в сумме 2840 938 руб. 83 коп и по оплате труда лиц, замещающих должности, предусмотренные штатным расписанием в сумме 4 106 руб. 99 коп).

Признать недействительным предписание № 03-21-04 от 01.04.2016, выданное Контрольным управлением Новосибирской области в части требования принять меры к возмещению причиненного ущерба путем перечисления в бюджет Новосибирской области 739 116 руб. 53 коп и устранения нарушения, выразившегося в нецелевом использовании средств местного бюджета путем перечисления в бюджет города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области 2 845 045 руб. 82 коп.

Обязать Контрольное управление Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья И.В. Попова