ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-11763/2018 от 18.06.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-11763/2018

18 июня 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Бутенко Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галухиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, Новосибирская область, с. Довольное (ИНН <***>) к 1) Администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области, с. Довольное (ИНН <***>), 2) индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, Новосибирская область, с. Довольное (ИНН <***>) о признании недействительным договора аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения № 2-2016 от 02.08.2016, применении последствий недействительности сделки

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – 1) прокуратура Доволенского района <...>) прокуратура Новосибирской области, г. Новосибирск

с участием представителей:

от истца: ФИО3, по доверенности от 01.02.2018, паспорт,

от ответчиков: 1) не явился, уведомлен, 2) не явился, уведомлен,

от третьего лица: ФИО4, по доверенности от 23.04.2018, служебное удостоверение, 2) ФИО4, по доверенности от 03.07.2017, служебное удостоверение,

установил:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к 1) Администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области (далее – администрация), 2) индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 с требованием о признании недействительным договора аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения № 2-2016 от 02.08.2016, применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ИП ФИО2 возвратить земельный участок с кадастровым номером 54:05:023001:2640 в государственную собственность.

Определением суда от 17.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена прокуратура Доволенского района Новосибирской области (далее – прокуратура).

Определением суда от 14.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена прокуратура Новосибирской области (далее – прокуратура Новосибирской области).

Администрация отзыва на исковое заявление не представила, представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

ИП ФИО2 также отзыва на исковое заявление не представила, представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Явившаяся в судебное заседание представитель истца поддержала изложенную процессуальную позицию по делу.

Третьи лица позиции по существу спора не высказали.

Суд в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 19.10.2016 он обратился в Администрацию Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении ему в аренду без торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 7 962 622 кв.м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Доволенский район, МО Доволенского сельсовета, кадастровый номер 54:05:023001:2640 (далее – земельный участок). Указанный участок был поставлен истцом на кадастровый учет, 26.05.2016 ему присвоен указанный кадастровый номер. Согласно ответу администрации № 838 от 16.11.2016 данный земельный участок был предоставлен другому арендатору. Между администрацией и ИП ФИО2 заключен договор аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения № 2-2016 от 02.08.2016 сроком на 49 лет, право аренды зарегистрировано в установленном порядке. Ссылаясь на положения статей 39.6, 39.14, 39.18 Земельного кодекса РФ, истец полагал, что заявление ФИО2 от 23.05.2016 и от 21.06.2016 не соответствует требованиям действующего законодательства (не указано место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность; не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов; отсутствуют документы, подтверждающие право заявителя на приобретение участка без проведения торгов). На дату обращения ФИО2 спорному земельному участку еще не был присвоен кадастровый номер (54:05:023001:2640), соответственно ФИО2 не могла указать его в заявлении. Ответами прокуратуры Новосибирской области № 7-803-2017 от 27.07.2017, прокуратуры Доволенского района № 31ж-2017 от 26.07.2017 подтверждены незаконные действия администрации при предоставлении спорного земельного участка в аренду ФИО2 Ссылаясь на указанные нарушения, истец просил признать недействительным договор аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения № 2-2016 от 02.08.2016, заключенный между администраций и ФИО2, а также применить последствия недействительности сделки.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, третьего лица, руководствуясь положениями статей 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению, при этом основывая свои выводы на следующем.

Судом установлено, что истец 19.10.2016 обратился в Администрацию Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области с заявлением вх. № 431 о предоставлении ему в аренду без торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 7 962 622 кв.м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Доволенский район, МО Доволенского сельсовета, кадастровый номер 54:05:023001:2640. В качестве основания предоставления земельного участка заявитель указал подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, а также Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Указанный участок был поставлен истцом на кадастровый учет, что подтверждается договором на выполнение кадастровых работ от 01.04.2016, актом сдачи-приемки работ от 26.05.2016, кадастровым паспортом земельного участка от 20.10.2016 № 54/201/16-516259. 26.05.2016 земельному участку был присвоен кадастровый номер 54:05:023001:2640. Согласно ответу администрации № 838 от 16.11.2016 данный земельный участок был предоставлен другому арендатору. Между администрацией и ИП ФИО2 заключен договор аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения № 2-2016 от 02.08.2016 сроком на 49 лет, право аренды зарегистрировано в установленном порядке. 23.05.2016 ФИО2 обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка сроком на 49 лет. В заявлении указан кадастровый номер земельного участка. Постановлением администрации от 02.08.2016 № 210 ФИО2 предоставлен в аренду указанный земельный участок сроком на 49 лет.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25.01.2017 № 54-0-1-121/4657/2017-113 (л.д.67-68), спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п. 8 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно положениям ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» сайт www.torgi.gov.ru определен в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из указанных положений закона следует, что заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в аренду от 23.05.2016 действительно не соответствует установленным земельным законодательством требованиям, а именно в нем не указано место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность; не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ оснований; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. К заявлению не приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение участка без проведения торгов. На дату обращения ФИО2 спорному земельному участку еще не был присвоен кадастровый номер (54:05:023001:2640), соответственно ФИО2 не могла указать его в заявлении. Указанное свидетельствует о допущенных администрацией нарушениях при предоставлении спорного земельного участка в аренду ИП ФИО2

Кроме того, при получении указанного заявления администрация в соответствии с вышеуказанными нормами земельного законодательства должна была обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Цель данного опубликования заключается в информировании иных лиц о предоставлении земельного участка в аренду. При этом иные лица (в частности, истец) вправе изъявить желание участвовать в аукционе по продаже права аренды такого земельного участка. В таком случае предоставление земельного участка в аренду осуществляется по результатам соответствующего аукциона. Как следует из материалов дела, указанные требования администрацией также нарушены.

В нарушение названных норм администрацией на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru извещение о предоставлении земельного участка опубликовано не было.

Суд соглашается с доводом истца о том, что указанные факты существенного нарушения процедуры предоставления земельного участка неизбежно повлияли на число участников торгов и результат определения их победителя.

Опубликование извещения лишь в муниципальной газете «Доволенский вестник» и на сайте администрации не способно, в отличие от официального сайта РФ, обеспечить информирование всех потенциально заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, неопубликование администрацией на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru извещения о предоставлении земельного участка в аренду нарушило права неопределенного круга лиц (в том числе истца) на предоставление указанного земельного участка.

Ответами прокуратуры Новосибирской области № 7-803-2017 от 27.07.2017, прокуратуры Доволенского района № 31ж-2017 от 26.07.2017 подтверждены незаконные действия администрации при предоставлении спорного земельного участка в аренду ФИО2

В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений части 3.1 статьи 70 Кодекса следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется предусмотренными ГК РФ способами, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений разделе I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

В данном случае администрацией были нарушены интересы неопределенного круга лиц – потенциальных участников аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, которые, обладая соответствующей информацией, могли бы принять участие в аукционе. Также нарушены публичные интересы, поскольку договор был заключен с единственным претендентом по начальной цене, хотя при проведении аукциона в соответствии с требованиями земельного законодательства цена могла быть выше, если бы участие в аукционе приняли иные хозяйствующие субъекты.

С учетом того, что извещение о предоставлении земельного участка не было опубликовано в установленном порядке, у администрации отсутствовали основания для заключения спорного договора аренды с ИП ФИО2

Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно пункту 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу положений п. 3, 4 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Заключение администрацией договора с нарушением установленной земельным законодательством процедуры привело к созданию преимущественных условий для одного лица и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:05:023001:2640.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. Согласно письму Администрации Доволенского района Новосибирской области от 20.03.2017 № 443 ИП ФИО1 с 2013 года обрабатывает спорный земельный участок (2014 год – черный пар, 2015 год – посеяны озимые культуры на земельном участке площадью 7962622 кв.м.; в 2016 году после уборки озимых культур земельный участок снова был обработан и был произведен посев озимых культур под урожай 2017 года). При таких обстоятельствах истец имеет право на обращение в арбитражный суд с требованием о признании договора аренды недействительной сделкой, поскольку его права непосредственно нарушается оспариваемым договором аренды.

При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчиков в равных долях.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным договор аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения № 2-2016 от 02.08.2016, заключенный между Администрацией Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области, с. Довольное (ИНН <***>) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, Новосибирская область, с. Довольное (ИНН <***>).

Применить последствия недействительности сделки, обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 возвратить земельный участок с кадастровым номером 54:05:023001:2640 в государственную неразграниченную собственность.

Взыскать с Администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области, с. Довольное (ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, Новосибирская область, с. Довольное (ИНН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, Новосибирская область, с. Довольное (ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, Новосибирская область, с. Довольное (ИНН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Е.И. Бутенко