АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630007, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск дело №А45-12048\ 2008
23\340
Резолютивная часть объявлена 07.10.2008г.
Полный текст решения изготовлен 10.10.2008г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи СЕЛЕЗНЕВОЙ М.М., при ведении протокола судьей СЕЛЕЗНЕВОЙ М.М., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ООО «Интерком» г. Новосибирск к Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска о признании недействительным решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска № 151/12 от 28 марта 2008г. в части доначисления налога на игорный бизнес.
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: ФИО1, дов. от 05.03.2008г.;
от заинтересованного лица: ГОЛОВ Р.М.Дов. 10.04.2008г.
У С Т А Н О В И Л :
Подлежит рассмотрение требование о признании недействительным решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска №151/12 от 28.03.2008г.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик ссылается на то, что оспариваемое решение не соответствует ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», так как ущемляет его право на налогообложения в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации, т.е. в 2003г.
Налоговый орган требования ООО «Интерком» считает незаконными и необоснованными, утверждая, что в данном случае льгота, предусмотренная ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», на заявителя не распространяется, и поскольку обязанность заявителя по уплате налога на игорный бизнес возникла в 2005г., то должна применяться ставка налога, действующая на момент возникновения налоговых правоотношений, т.е. в 2005г., а не в 2003г.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО «Интерком» было зарегистрировано в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска в качестве юридического лица 10.07.2003г.
Заявитель был поставлен на налоговый учет в МРИ ФНС России №7 по Кемеровской области в связи с открытием обособленного подразделения в г. Мариинске 27.01.2005г. с целью осуществления деятельности по организации игорного бизнеса.
В связи с прекращением деятельности в части данного обособленного подразделения заявитель был снят с налогового учета по месту нахождения обособленного подразделения, лицевые счета организации были переданы в ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска.
26 ноября 2007г. заявителем в ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за сентябрь 2005г., в которой сумма налога к уменьшению составила 105000 руб ., а также заявление о возврате излишне уплаченного налога.
Решением инспекции №151/12 от 28.03.2008г. установлено, что при подаче уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за сентябрь 2005г. ООО «Интерком» неправомерно применило ставку налога в размере 2250,0 руб. за каждый игровой автомат, установленную Законом Кемеровской области от 29.01.2003г. №1 «О внесении изменений в Закон Кемеровской области от 23.12.98г. №65-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области». По мнению инспекции, организации следовало исчислить налог на игорный бизнес в отношении игровых автоматов, зарегистрированных после 2004г., в соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 26.11.2003г. № 61-ОЗ «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» по ставке 6000 руб. за каждый игровой автомат.
В результате оспариваемым решением с заявителя был взыскан неуплаченный налог на игорный бизнес в сумме 75000,0 руб. и было отказано в привлечении заявителя к ответственности на основании п.1 ст. 109 НК РФ в связи с имеющейся переплатой по лицевому счету.
Рассмотрев обжалуемое решение налогового органа, суд признал его не соответствующим закону, при этом исходил из следующего.
На момент государственной регистрации заявителя (10.07.2003г.) действовал Закон Кемеровской области от 29.01.2003г. №1 «О внесении изменений в Закон Кемеровской области от 23.12.98г. №65-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области», статьей 1 которого ставка налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области за один игровой автомат была установлена 22,5 МРОТ, т.е. 2250 руб.
В дальнейшем ставка налога на игорный бизнес увеличивалась следующим образом:
1. с 01.01.2004г. ставка налога на игорный бизнес устанавливается в размере 6000 руб. в соответствии с Законом Кемеровской области от 26.11.2003г. № 61-ОЗ «Об установлении ставок налога на игорный бизнес»;
2. с 01.01.2005г. ставка налога на игорный бизнес устанавливается в размере 7500 руб. в соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 25.11.2004г. №83 «О внесении изменений в Закон Кемеровской области от 23.12.98г. №61-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области».
Заявитель является субъектом малого предпринимательства на основании ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), что налоговым органом не оспаривается.
На дату регистрации заявителя в налоговом органе в качестве юридического лица (10.07.2003г.) действовала статья 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», устанавливающая, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Данное правило, установленное ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», не содержит исключений в зависимости от даты начала осуществления хозяйствующим субъектом определенного вида деятельности. Следовательно, не может быть признано обоснованным возражение налогового органа о том, что заявитель начал осуществлять деятельность по организации игорного бизнеса позднее даты его государственной регистрации в качестве юридического лица, поскольку данное обстоятельства не установлено законом в качестве основания для отказа субъекту малого предпринимательства в применении закона, действовавшего на его момент государственной регистрации.
Суд принял во внимание ссылку налогоплательщика на Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003г. №11-П, разъяснившего, что норма, установленная ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» направлена на урегулирование налоговых правоотношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Ставка налога является одним из элементов налогообложения (в соответствии со ст. 17 НК РФ), ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности хозяйствующего субъекта ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Судом также приняты во внимание ссылки заявителя на статьи 8, 15, 34, 57 Конституции РФ, которые призваны обеспечить стабильные правовые условия хозяйствования, поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правого регулирования налоговых правоотношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
При вынесения решения суд, руководствуясь принципом единообразия в толковании и применении законодательства, принял во внимание ссылки заявителя и сложившуюся судебную практику: Определение ВАС РФ от 19.10.2007 N 12760/07 по делу N А42-7420/2006, Определение ВАС РФ №3597/07. Из приведенной судебной практики следует, что для применения ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» определяющим моментом является именно момент государственной регистрации юридического лица, а не момент постановки его на учет по месту нахождения обособленного подразделения, не момент выдачи лицензии или начала осуществления деятельности.
Таким образом, суд, исходя из буквального толкования ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», пришел к выводу, что к рассматриваемым правоотношениям по уплате налога на игорный бизнес за сентябрь 2005г. подлежит применению закон, действовавший на дату государственной регистрации ООО «Интерком», а именно, Закон Кемеровской области от 29.01.2003г. №1 «О внесении изменений в Закон Кемеровской области от 23.12.98г. №65-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области», статьей 1 которого ставка налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области за один игровой автомат была установлена 2250 руб.
На основании вышеизложенного оспариваемое решение ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска признано не соответствующим ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», ст. 1 Закон Кемеровской области от 29.01.2003г. №1 «О внесении изменений в Закон Кемеровской области от 23.12.98г. №65-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области».
Руководствуясь ст.167-170 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска № 151/12 от 28 марта 2008г. в части доначисления налога на игорный бизнес.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска в пользу ООО «Интерком» г. Новосибирск 2 000руб.госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение одного месяца со дня его принятия.
СУДЬЯ СЕЛЕЗНЕВА М.М.