630007, город Новосибирск, улица Кирова, 3
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2007г. Дело № А45-12215/07-57/176
г. Новосибирск
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Хорошиловым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «ГРАНИТ», г. Новосибирск
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району города Новосибирска, г. Новосибирск
третье лицо: Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Железнодорожному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа
при участии представителей:
от заявителя: Белова Л.М. по доверенности от 09.09.2007г.;
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 09.01.2007г. № 9;
от третьего лица: не явился, извещен.
Общество с ограниченной ответственностью строительная компания «ГРАНИТ» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд в заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Новосибирска (далее – налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) недействительным и обязании ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска возвратить сумму переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в накопительной части 32680 рублей и компенсировать судебные расходы.
В процессе судебного разбирательства заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования и просит суд признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска от 29.08.2007г. № 475 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания «ГРАНИТ» в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, недействительным, и в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов - обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска произвести возврат Обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания «ГРАНИТ» суммы излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 32 100 рублей 00 копеек. Уточнение предмета заявленных требований судом принято.
В обоснование своих требований заявитель указал на следующие обстоятельства:
-при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховой части (код бюджетной классификации 18210202010061000160), была допущена ошибка в платежном документе, неверно указан код бюджетной классификации, вместо вышеуказанного кода, указан – 18210202020061000160, в результате чего денежные средства в размере 32 100 рублей поступили в качестве страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, на накопительную часть трудовой пенсии;
-21.08.2007г. заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) ошибочно уплаченной суммы, 29.08.2007г. налоговым органом вынесено решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) ошибочно уплаченной суммы.
Заявитель, ссылаясь на нормы статей 2; 25 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсионном страховании), статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Налоговый орган, не оспаривая обстоятельств, на которые ссылается заявитель, заявленные требования не признал со ссылкой на нормы статей 3; 9; 25, 26 Закона о пенсионном страховании, статей 8; 78 НК РФ.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства:
-заявителем при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховой части (код бюджетной классификации 18210202010061000160), была допущена ошибка в платежном документе, неверно указан код бюджетной классификации, вместо вышеуказанного кода, указан – 18210202020061000160, в результате чего денежные средства в размере 32 100 рублей поступили в качестве страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, на накопительную часть трудовой пенсии;
-21.08.2007г. заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) ошибочно уплаченной суммы, 29.08.2007г. налоговым органом вынесено решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) ошибочно уплаченной суммы.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Суд, исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в процессе судебного разбирательства, считает заявленные требования законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона о пенсионном страховании контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о пенсионном страховании предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, иных оснований для возврата органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов законодательством не установлено.
Законом о пенсионном страховании не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи, с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 НК РФ.
Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (далее Закон о бюджетной классификации), к полномочиям администратора в соответствии со статьей 2 Закона о бюджетной классификации относятся, в том числе полномочия по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Закону о бюджетной классификации) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, следовательно, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации должен осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 НК РФ, и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета или возврата.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у него отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
На основании вышеизложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Заявитель обратился с заявлением о взыскании с налогового органа судебных издержек в сумме 3000 рублей из них 2000 рублей государственной пошлины, 1000 рублей расходы, понесенные заявителем на оплату юридических услуг.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьёй 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Проанализировав, представленные заявителем документы, суд считает обоснованным довод заявителя о наличии связи понесенных им расходов на оплату юридических услуг ИП ФИО3 с рассмотрением данного дела в арбитражном суде.
Так, согласно договору от 10.09.2007г. об оказании юридических услуг, данные услуги включали в себя:
- составление искового заявления;
- подготовка нормативной базы к заявлению.
Факт произведенной оплаты за данные услуги подтверждается фискальным чеком от 10.09.2007г.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу удовлетворить требования заявителя об оплате судебных издержек по оплате услуг представителя в сумме 1000 рублей.
Учитывая, что статья 110 АПК РФ, не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты госпошлины, при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с налогового органа подлежит взысканию госпошлина в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 106, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска от 29.08.2007г. № 475 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания «ГРАНИТ» в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии недействительным.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска произвести возврат Обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания «ГРАНИТ» (630099, <...>, ОГРН <***> ИНН <***>) суммы излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 32 100 рублей 00 копеек.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска в пользу Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «ГРАНИТ» (630099, <...>, ОГРН <***> ИНН <***>) судебные расходы в размере 3000 рублей из них, 2000 рублей расходы по оплате государственной пошлины, 1000 рублей расходы на оплату услуг представителя.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительные листы.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
СУДЬЯ А.В. Хорошилов