АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело №А45-12331/2017
16 ноября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 ноября 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Храмышкиной М.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ремдорстрой» (ОГРН: <***>), г. Советский, Советский район, ХМАО-Югра,
к ассоциации Регионального отраслевого объединения работодателей «Строительное региональное партнерство» (ОГРН: <***>), г. Новосибирск,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - СРО «Союз строителей Югры» (ОГРН: <***>), г. Ханты-Мансийск,
Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (123242, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании незаконным решения о прекращении действия свидетельства оформленного протоколом № 406 от 17.01.2017, признании незаконным решения об исключении истца из числа членов СРО, оформленного протоколом №408 от 24.01.2017, признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не перечислении средств компенсационного фонда в СРО «Союз строителей Югры» в порядке, установленном ч. 13 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», об обязании перечислить 2 000 000 рублей средств компенсационного фонда,
при участии представителей:
ответчика – ФИО1 - доверенность от 18.05.2018, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Ремдорстрой» (далее – ООО «Ремдорстрой», истец) обратилось с иском к саморегулируемой организации Ассоциации региональное отраслевое объединение работодателей «Строительное региональное партнерство» (далее – СРО А «Строительное региональное партнерство», ответчик) о признании недействительными решений ассоциации, оформленных протоколами от 17.01.2017 № 406, от 24.01.2017 № 408, признании незаконным бездействия ассоциации, выразившегося в неперечислении средств компенсационного фонда в саморегулируемую организацию «Союз строителей Югры» (далее – СРО «Союз строителей Югры») и обязании ответчика перечислить взнос в компенсационный фонд в размере 2 000 000 рублей в СРО «Союз строителей Югры».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СРО «Союз строителей Югры» и Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство».
Решением от 08.11.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.03.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования ООО «Ремдорстрой» были удовлетворены. Суд признал решения СРО А «Строительное региональное партнерство», оформленные протоколами от 17.01.2017 № 406, от 24.01.2017 № 408 недействительными, признал незаконным бездействие СРО А «Строительное региональное партнерство», выразившееся в неперечислении средств оплаченного ООО «Ремдорстрой» компенсационного фонда в СРО «Союз строителей Югры», обязал СРО А «Строительное региональное партнерство» перечислить взнос в компенсационный фонд в размере 2 000 000 рублей в СРО «Союз строителей Югры».
Постановлением от 24.08.2018 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 08.11.2017 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.03.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении дела истец исковые требования поддержал, письменных и документальных пояснений с учетом постановления от 24.08.2018 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа суду не представил.
Ответчик в судебном заседании, а также письменным отзывом по делу отклонил требования истца, мотивируя тем, что требования истца не связаны с реализацией своего права на переход в другую СРО по месту своей регистрации по региональному принципу, поскольку такой переход не осуществлялся обществом; согласно общедоступным сведениям, отраженным в едином реестре членов СРО, размещенном на официальном сайте НОСТРОЙ («Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство») в сети Интернет, истец являлся членом СРО «Союз строителей Югры» с 06.11.2009, что также подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (том 1, л.д. 102, 106, 107, 119) и с 26.11.2010 является членом Ассоциации. Ответчик ссылается на разъяснения Правового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенные в письме от 10.01.2017 № 144-ОС/02, а также разъяснения Управления государственного строительного надзора Федеральной службы 4 А45-12331/2017 по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации, изложенные в письме от 09.02.2017 № 09-01-04/1455, в соответствии с которыми в случаях, когда юридическое лицо является членом двух СРО при прекращении членства в СРО, расположенной в месте, отличном от места регистрации указанного лица, перехода в другую СРО по месту регистрации не происходит, членские взносы и взносы в компенсационный фонд не возвращаются.
Кроме того, СРО А «Строительное региональное партнерство» сослалась на то, что 22.01.2018 исключена из государственного реестра СРО, в связи с чем средства компенсационного фонда подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения СРО в силу пункта 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ответчик не распоряжается средствами компенсационного фонда с даты исключения из реестра СРО, права на распоряжение указанными денежными средствами перешло к НОСТРОЙ.
СРО «Союз строителей Югры» в судебное заседание не явилась, отзыв по делу и доказательства, опровергающие требования истца, суду не представила.
Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» в судебное заседание не явилась, представила уточненные письменные пояснения по исковому заявлению ООО «Ремдорстрой».
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы ответчика, арбитражный суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 16.11.2010 (выписка из протокола № 33) ООО «Ремдорстрой» принято в члены СРО А «Строительное региональное партнерство».
Обществом оплачен целевой взнос в компенсационный фонд ответчика в размере 2 000 000 рублей (платежные поручения от 15.11.2010, от 02.05.2012).
14.11.2016 ООО «Ремдорстрой» направило ответчику уведомление о добровольном прекращении членства в СРО А «Строительное региональное партнерство» с 01.07.2017 в целях последующего перехода в СРО «Союз строителей Югры» по месту регистрации общества и перечисления внесенного взноса в компенсационный фонд Ассоциации в соответствии с пунктом 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ).
29.12.2016 истец направил ответчику заявление о перечислении ранее внесенного взноса в компенсационный фонд СРО на расчетный счет третьего лица, предоставил выписку из протокола заседания правления СРО «Союз строителей Югры» от 22.12.2016 в подтверждение принятия решения о приеме общества в члены СРО «Союз строителей Югры».
Решением заседания совета Ассоциации (протокол № 406 от 17.01.2017) с 17.01.2017 действие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0182.08-2010-<***>-С-223 обществу прекращено; решением заседания совета Ассоциации от 24.01.2017 (протокол № 408) прекращено членство общества с 24.01.2017 в Ассоциации в связи с отсутствием у общества соответствующего свидетельства о допуске, указано на невозврат взноса в компенсационный фонд обществу.
Указывая на недействительность принятых Ассоциацией решений, оформленных протоколами № 406, № 408, неисполнение ответчиком обязанности по перечислению взноса в компенсационный фонд СРО «Союз строителей Югры», ООО «Ремдорстрой» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) для юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено право добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, а именно:
юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение. При этом при приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства, подлежащие перечислению в соответствии с настоящей частью, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации.
Указанное положение введено в целях реализации требований пункта 1 части 3 статьи 55.4 и части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.
Согласно статье 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации одной из основных функций национальных объединений саморегулируемых организаций является ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, форма которого утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Форма единого реестра утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 114 «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций».
В едином реестре отражены сведения как о саморегулируемых организациях, так и о членах саморегулируемых организаций (в том числе, регистрационный номер члена саморегулируемой организации и дата его регистрации в реестре членов саморегулируемой организации; дата и основания прекращения членства в саморегулируемой организации; об обеспечении имущественной ответственности члена; о размере компенсационного фонда, внесенного строительной организацией при вступлении в саморегулируемую организацию).
Данные сведения являются общедоступными и размещены на официальном сайте НОСТРОЙ в телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://reestr.nostrov.ru/
Согласно информации официального сайта НОСТРОЙ, размещенной в карточке истца (общества с ограниченной ответственностью «Ремдорстрой», ИНН <***>) Единого реестра членов СРО:
- истец с 06.11.2009 г. по настоящее время является членом саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» (регистрационный номер члена в реестре - 73).
Указанное обстоятельство также подтверждается имеющимися в деле материалами, а именно: выпиской из Единого реестра членов СРО (том 1, л.д. 102, 106, 107), кроме того, третье лицо по делу - саморегулируемая организация «Союз строителей Югры» прямо указывает, что истец является его членом согласно представленному заявлению от 13.10.2009 (том 1, л.д. 119);
- дата регистрации в реестре Саморегулируемой организации Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Строительное региональное партнерство» - 16.11.2010; дата прекращения членства - 24.01.2017.
Заявление ООО «Ремдорстрой» как о принятии в члены, так и о прекращении членства в Саморегулируемой организации Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Строительное региональное партнерство» подано истцом в период его членства в другой саморегулируемой организации.
На тот момент законодательство не содержало запрета на пребывания в нескольких саморегулируемых организациях одного вида.
Так, согласно части 7 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 г. № 320-ФЗ) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из указанных в статье 55.3 настоящего Кодекса видов саморегулируемых организаций при условии соблюдения требования, установленного частью 2 статьи 55.8 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 г. № 320-ФЗ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
То есть до вступления в законную силу Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ допускалось двойное членство в саморегулируемых организациях, но при условии отсутствия дублирования определённых видов работ, указанных в свидетельствах о допуске.
В тоже время ООО «Ремдорстрой» в своем заявлении указывает, что оно было принято в членство новой региональной саморегулируемой организацией (СРО «Союз строителей Югры») 22.12.2016 на основании заявления (том 1, л.д. 11), что подтверждается выпиской из протокола постоянно действующего коллегиального органа СРО № 210 от 22.12.2016 (том 1, лист дела 32).
Однако, исходя из содержания данной выписки из протокола № 210 от 22.12.2016, истцом было подано заявление на внесение изменений в свидетельство о допуске как уже действующему члену СРО «Союз строителей Югры». Любые изменения вносятся в раннее выданные свидетельства всем действующим членам в связи с добавление/сокращение видов работ, изменениями КПП, сменой руководителя организации и т.п.
Таким образом, из анализа имеющихся в материалах дела документов суд приходит к выводу, что ООО «Ремдорстрой» было принято в членство СРО «Союз строителей Югры» именно 06.11.2009 - этот факт подтвержден документами, которые уже содержатся в материалах настоящего дела, и никакого перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации истцом не осуществлялся.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Ремдорстрой» суду не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спора и прекращения членства в СРО А «Строительное региональное партнерство», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.
Согласно разъяснений Правового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо № 144-ОС/02 от 10 января 2017 г.), а также разъяснений Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации (письмо № 09-01-04/1455 от 9 февраля 2017 г.) в случае, когда юридическое лицо/индивидуальный предприниматель является членом двух саморегулируемых организаций (по месту регистрации и в месте, отличном от места регистрации), при прекращении членства юридического лица/ индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации, расположенной в месте, отличном от места регистрации указанных лиц, перехода в другую саморегулируемую организацию по месту их государственной регистрации, а также вступления в члены новой саморегулируемой организации не происходит.
Соответственно перевод взноса, предусмотренного частью 13 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, не представляется возможным и истцу, добровольно прекратившему членство в саморегулируемой организации, расположенной в месте, отличном от места его регистрации, применяется общее правило, установленное частью 4 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Указанный подход в судебной практике подтверждается Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2018 № Ф06-32242/2018 по делу № А55-21427/2017, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2018 № Ф05-13641/2018 по делу № А41-70473/2017, Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.02.2018 № Ф10-5056/2017 по делу № А62-7196/2016.
Кроме того суд отмечает, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации (Ростехнадзор) принято решение, оформленное приказом от 22.01.2018 г. № СП-11, об исключении во внесудебном порядке сведений об ответчике -Саморегулируемая организация Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Строительное региональное партнерство» из государственного реестра саморегулируемых организаций, что подтверждается сведениями, опубликованными в Едином реестре саморегулируемых организаций на официальном сайте НОСТРОЙ, а также Уведомлением №00-06-05/141 от 23.01.2018.
Согласно части 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 17 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 данной статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций» от 08.09.2015 № 643/пр (далее -Приказ Минстроя России от 08.09.2015 № 643/пр) утверждён Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (далее - Порядок).
На основании пункта 17 Порядка перечисление зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере уплаченного такими лицами взноса в компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей саморегулируемой организации.
Таким образом, в связи с тем, что ответчик исключен из реестра саморегулируемых организаций и более не распоряжается денежными средствами компенсационного фонда, права на распоряжение денежными средствами компенсационного фонда перешли к Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация -общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ).
Учитывая то обстоятельство, что ООО «Ремдорстрой» 03.07.2016 года - на момент вступления в силу части 5 и части 13 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ состоял в членстве Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры», то есть состоял в СРО по месту своего нахождения, у него не возникло права на перечисление средств компенсационного фонда ввиду фактической невозможности применения к нему процедуры перевода членства по своему месту нахождения. Право на перевод средств компенсационного фонда предусмотрено только для членов СРО, которые на момент вступления в законную силу части 5 и части 13 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ не состоят в членстве СРО по месту своему нахождения.
Согласно части 13 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ (в редакции, действовавшей до принятия закона Федерального закона от 18.06.2017 № 126-ФЗ, то есть на момент подачи ООО «Ремдорстрой» уведомлений о прекращении членства и заявления о перечислении средств компенсационного фонда) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение...».
Таким образом, право на подачу заявления на перечисление взноса в компенсационный фонд связан исключительно с целями перехода в другую саморегулируемую организацию и норма части 13 статьи 3.3. указанного закона коррелируется с пунктом 1 части 5 статьи 3.3. указанного закона.
При этом право перечисления взноса и начало течения срока, в течение которого взнос должен быть перечислен неразрывно связано с датой предоставления документов, подтверждающих прием в члены новой саморегулируемой организации. Однако, истцом такой документ не был предоставлен ответчиком.
Из совокупности указанных обстоятельств следует, что истец не имеет права на перечисление его взноса в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию, в которой он состоял на дату 03.07.2016 (на момент вступления в силу части 5 и части 13 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ).
В настоящем деле основание прекращения членства не влияет на право истца на перевод средств компенсационного фонда в другую саморегулируемую организацию, в которой он состоял по месту своего нахождения.
В соответствии с частью 5 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма определяет несколько вариантов добровольного прекращения членства:
добровольное прекращение членства в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию (формулировка «в том числе» предполагает отдельный вариант прекращения членства);
- добровольное прекращение членства в общем порядке, предусмотренном пунктом 1 частью 1 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (редакция, действующая на момент подачи ООО «Ремдорстрой» уведомлений о прекращении членства и заявления о перечислении средств компенсационного фонда), то есть без перехода в другую саморегулируемую организацию.
Таким образом, член уже состоящий в составе саморегулируемой организации по своему месту нахождения вправе подать только уведомление о прекращении членства в общем порядке, то есть без последующего перехода в другую саморегулируемую организацию, ввиду фактической невозможности осуществления данной процедуры перехода.
В свою очередь, истец направил в адрес ответчика уведомление о прекращении членства (вх. № 01-06МФ/16-754а от 28.11.2016 г.), в котором указывает, что просит прекратить членство с 01.07.2017.
После этого Истец вновь направил уведомление о прекращении членства (вх. №01-06МФ/16-948 от 19.12.2016 г.) в котором указывает, что просит прекратить членство с 21.12.2016. При этом в данном уведомлении истец в нарушение вышеперечисленных норм указывает, что прекращает свое членство в СРО А «Строительное региональное партнерство» в целях перехода в новую саморегулируемую организацию по месту своего нахождения, что не соответствовало действительности.
При проверке членства ООО «Ремдорстрой» обнаружено, что данная организация состоит в членстве Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» по своему месту нахождения с 06.11.2009, что противоречит содержанию части 5 и части 13 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ.
Учитывая то обстоятельство, что на момент подачи уведомления о прекращении членства ООО «Ремдорстрой» уже состояло в членстве Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры», то СРО А «Строительное региональное партнерство» не имело права прекратить членство ООО «Ремдорстрой» по основанию «в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своего нахождения».
При этом в отношении ООО «Ремдорстрой» проводилась плановая проверка, по результатам которой согласно выписке из протокола заседания Дисциплинарной комиссии СРО А «Строительное региональное партнерство» от 17.01.2017 г. № 281 применена мера дисциплинарного воздействия в виде рекомендации Совету СРО А «Строительное региональное партнерство» прекратить в полном объёме действие Свидетельства о допуске ко всем видам работ, ввиду не соблюдения правил саморегулирования (п.п. 3.2. п. 3 Требований к страхованию гражданской ответственности членами СРО), а также Стандарта 1.01-2015 «Условия членства» СРО А «Строительное региональное партнерство».
На основании решения Дисциплинарной комиссии СРО А «Строительное региональное партнерство» от 17.01.2017 г. № 281 Совет СРО А «Строительное региональное партнерство» принял решение об исключении из членства ООО «Ремдорстрой» в связи с отсутствием свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ согласно п.п. 5 п. 2, п. 3 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия решения), которое оформлено протоколом от 24.01.2017 г. № 408.
Таким образом, прекращение действия свидетельства о допуске и последующее исключение из членства СРО А «Строительное региональное партнерство» осуществлялось в связи с допущенными нарушениями ООО «Ремдорстрой» внутренних документов СРО, что послужило основанием для применения мер дисциплинарного воздействия.
Необходимо отметить, что истец не оспаривал допущенные им нарушения, которые привели к применению мер дисциплинарного воздействия.
На основании вышеизложенного, прекращение членства в СРО А «Строительное региональное партнерство» осуществлено в соответствии с законодательством и внутренними документами саморегулируемой организации.
При указанных обстоятельствах требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску, а также по кассационной жалобе, относятся на истца.
В связи с тем, что истцом была уплачена государственная пошлина в большем размере, чем требуется, истцу возвращается из федерального бюджета 15 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ремдорстрой» из федерального бюджета 15 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Взыскатьсобщества с ограниченной ответственностью «Ремдорстрой» в пользуассоциации Регионального отраслевого объединения работодателей «Строительное региональное партнерство» 3 000 рублей судебных расходов по кассационной жалобе.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья М.И. Храмышкина