ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-12399/16 от 14.12.2016 АС Новосибирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-12399/2016

20 декабря 2016 года

резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2016 года

полный текст решения изготовлен 20 декабря 2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серовой А.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Акционерного общества «Агентство специального снабжения», г. Новосибирск и заявление общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Эталон», г. Новосибирск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск

третьи лица: 1) акционерное общество «СИБЭКО», г. Новосибирск; 2) общество с ограниченной ответственностью «АльфаСтройОбъект», г.Новосибирск

о признании недействительным решения УФАС № от 22.04.2016 и предписания № 26 от 22.04.2016

В судебном заседании участвуют представители:

заявителя: 1) ФИО1 по доверенности №33 от 27.07.2016, паспорт; 2) ФИО2 по доверенности от 18.05.2016, паспорт;

заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности №СГ/2 от 11.01.2016, удостоверение;

третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен.

Акционерное общество «Агентство специального снабжения» (далее по тексту- АО «АСС») обратилось с заявлением в арбитражный суд Новосибирской области о признании недействительным решения Управления Федеральной службы по Новосибирской области (далее по тексту- УФАС по НСО) от 22.04.2016 и предписание № 26 от 22.04.2016, выданное УФАС по НСО в части предписания организатору процедуры АО «АСС» аннулировать открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз.способа (извещение № 31603342082 на сайте zakupki.gov.ru).

Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Эталон» (далее по тексту- ООО «СК «Эталон») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Новосибирской области о признании недействительным решения УФАС по НСО от 22.04.2016.

Акционерное общество «Агентство специального снабжения» в ходе рассмотрения дела уточнила заявленные требования, просит признать недействительным только предписание № 26 от 22.04.2016, выданное Управлением Федеральной антимонопольной службой по Новосибирской области в части предписания организатору процедуры АО «АСС» аннулировать открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз.способа (извещение № 31603342082 на сайте zakupki.gov.ru).

Уточнение требований АО «АСС» судом принято в порядке статьи 49 АПК РФ.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество «СИБЭКО» (далее по тексту – АО «СИБЭКО»); общество с ограниченной ответственностью «АльфаСтройОбъект» (далее по тексту ООО «АльфаСтройОбъект»).

В обоснование заявленных требований АО «АСС» ссылается на то, что между АО «СИБЭКО» и АО «АСС» заключен агентский договор от 30.12.2015 года № 81 на организацию и проведение конкурентных процедур.

В рамках действующего Агентского договора Заказчиком процедуры АО «СИБЭКО» Агенту АО «АСС» было подано поручение № 455 (наименование лота «Выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска»), поручение содержало, в том числе, дополнительные требования к участникам закупки.

АО «АСС» была подготовлена Документация о закупке, дополнительные требования вошли в документацию о закупке в качестве Приложения № 4.

В соответствии с указанным выше Агентским договором полученные от участников заявки были направлены Заказчику на Техническую экспертизу.

Согласно техническому заключению по лоту № 455 заявка ООО «АльфаСтройОбъект» не соответствует пункту 1.10 дополнительных требований к участникам закупки - Наличие опыта оказания аналогичных услуг по восстановлению благоустройства после ремонта подземных коммуникаций (водопровод, канализация, тепловые сети, электрические сети) и локальному (ямочному) ремонту за последние 3 года.

ООО «СК «Эталон» в ходе рассмотрения дела заявленные требования о признании недействительным решения УФАС по НСО поддержало по основаниям, изложенным в заявлении.

Рассмотрев заявления АО «Агентства специального снабжения» и ООО «СК «Эталон», заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

20.02.2016 года АО «АСС» поместило извещение № 31603342332 на сайте www.zakupki.gov.ru о проведении запроса предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз. способа.

Документация о закупке от 23.03.2016 года содержит, в том числе, раздел «Дополнительные требования к участнику закупки».

В соответствии с пунктом 1.9 указанного раздела установлено требование о наличии денежных средств на счете с выпиской из банка не менее 25 % от стоимости договорной цены на момент предоставления коммерческого предложения. В случае если участник заявляется одновременно на несколько закупочных процедур, наличие денежных средств на счете с выпиской из банка должно составлять не менее 25 % от стоимости договорной цены на каждую закупочною процедуру. Подтверждающими документами являются копия справки из налогового органа об открытых расчетных счетах, справки из обслуживающих банков об отсутствии расчетных документов, неисполненных в связи с недостаточностью средств на счете.

В соответствии с частью 2.1 Конкурсной документации к оценке не допускаются участники конкурентной процедуры, в том числе, при несоответствии участника требованиям Документации, в том числе, при непредставлении участником подтверждающих документов.

Таким образом, несоответствие участника конкурентной процедуры требованию о наличии опыта в соответствии с пунктом 1.10 Дополнительных требований к участнику является основанием для недопуска к участию в конкурентной процедуре.

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «АльфаСтройОбъект» на действия организатора торгов АО «АСС» и заказчика процедуры АО «СИБЭКО» при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз. способа (извещение № 31603342082 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

По мнению Заявителя, нарушены основные положения Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и нормы Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" неправомерным отклонением заявки на участие в конкурентной процедуре открытого запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу части 2 статьи 2 Закона о закупках должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Общие антимонопольные требования к торгам содержаться в Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-Ф3).

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона № 135-Ф3 понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-Ф3 при проведении торгов, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В этой связи необходимо учитывать, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.

ООО «АльфаСтройОбъект» были в полном объеме выполнены условия пункта 1.10 Дополнительных требований к участнику закупки (приложение к Документации о закупке), а именно - приложена справка по установленной форме (Приложение № 4) с предоставлением списка компаний заказчиков и ген.подрядчиков с их координатами и копии первых и последних листов договоров. Также в справке (приложение № 4) были указаны объемы работ, в том числе, 3 договора, подразумевающие площадь покрытия одного выполненного объекта от 1м2 до 30 м2 и широкой территориальной разбросанностью в пределах города Новосибирска, но не менее 70 объектов на каждый заключенный договор, с суммой каждого договора не менее 25% начальной (максимальной) стоимости лота.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Установленный пунктом 1.10 Дополнительных требований к участнику закупки (приложение к Документации о закупке) перечень документов был ООО «АльфаСтройОбъект» приложен.

Перечень документов, подтверждающих требование, разработан самим Организатором процедуры и в данном пункте, как и в конкурсной документации, отсутствуют какие-либо иные требования о предоставлении участником документов, подтверждающих наличие опыта.

Однако, согласно протоколу № 984 открытого запроса предложений по поручению № 454 от 19.02.2016 года для АО «СИБЭКО» от 30.03.2016 года заявка ООО «АльфаСтройОбъект» была отклонена.

ООО «АльфаСтройОбъект» считает, что действиями организатора процедуры по отклонению заявки на участие в запросе предложений были существенно нарушены права и законные интересы ООО «АльфаСтройОбъект».

Комиссия УФАС по НСО рассмотрела жалобу ООО «АльфаСтройОбъект», принимая во внимание возражения АО «СИБЭКО» и АО «АСС», 22.04.2016 приняла решение, согласно которому признала жалобу ООО «АльфаСтройОбъект» на действия организатора торгов АО «АСС» и заказчика процедуры АО «СИБЭКО» при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска (извещение № 31603342332 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной и выдала организатору АО «АСС» и заказчику процедуры АО «СИБЭКО» предписание № 26 от 22.04.2016, предписав совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов. С целью устранения нарушения необходимо аннулировать открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска АО «АСС» считает решение УФАС по НСО.

Не согласившись с принятым решением и предписанием АО «АСС» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения УФАС по НСО от 22.04.2016 и предписание № 26 от 22.04.2016, выданное Управлением Федеральной антимонопольной службой по Новосибирской области в части предписания организатору процедуры АО «АСС» аннулировать открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз.способа (извещение № 31603342082 на сайте zakupki.gov.ru).

В ходе рассмотрения дела, заявленные требования АО «АСС» были уточнены. В связи с исполнением АО «СИБЭКО» (заказчик) предписания УФАС по НСО, АО «АСС» обжалует предписание только в части предписания организатору процедуры АО «АСС» аннулировать открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз.способа (извещение № 31603342082 на сайте zakupki.gov.ru).

С настоящим делом, объединено в одно производство дело А45-14329/2016, которое возбуждено по заявлению ООО «СК «Эталон» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о признании недействительным решения от 22.04.2016, согласно которому жалоба ООО «АльфаСтройОбъект» признана обоснованной, выдано предписание на аннулирование открытого запроса предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз.способа (извещение № 31603342082 на сайте zakupki.gov.ru).

Обжалуя решение антимонопольного органа, ООО «СК «Эталон» считает необоснованным выводы УФАС по НСО, что заявка ООО «СК Эталон» не соответствовала ряду требований Документации о закупке и должна была быть отклонена.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает уточненные требования АО «АСС» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В отношении требования ООО «СК «Эталон» суд считает, что требования необоснованные и удовлетворению не подлежат.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу части 2 статьи 2 Закона о закупках должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Общие антимонопольные требования к торгам содержаться в Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-Ф3).

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона № 135-Ф3 понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-Ф3 при проведении торгов, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В этой связи необходимо учитывать, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из конкурсной документации, участник закупки при подготовке конкурсной заявки должен приложить документы, перечисленные в пункте 1.10 Дополнительных требований к участнику закупки (приложение к Документации о закупке).

Согласно пункту 1.10 Дополнительных требований к участнику закупки участник предоставляет справку по установленной форме Приложение № 4, предоставив список компаний заказчиков (ген.подрядчиков) с их координатами и копии первых и последних листов договоров, тем самым подтверждает соответствие установленному пунктом 1.10 Дополнительных требований к участнику закупки требованию о наличии опыта оказания аналогичных услуг по восстановлению благоустройства после ремонта подземных коммуникаций (водопровод, канализация, тепловые сети, электрические сети) и локальному (ямочному) ремонту за последние 3 года. При этом должно быть не менее 3-х договоров, подразумевающих площадь покрытия одного выполненного объекта от 1 кв.м. до 30 кв.м. и широкой территориальной разбросанностью в пределах г. Новосибирска, но не менее 70 объектов на каждый заключенный договор. С суммой каждого договора не менее 25% начальной (максимальной) стоимости лота.

Согласно пункту 6.1. Приложения № 7 к Положению о закупке товаров, работ, услуг АО «СИБЭКО» рассмотрение заявок на участие в запросе предложений (запросе цен) производится Организатором процедуры после окончания срока подачи заявок в рамках отборочного и оценочного этапов.

Также из раздела 2 Документации о закупке следует, что рассмотрение заявок на участие в запросе предложений включает отборочную стадию (пункт 2.1.) и стадию оценки и сопоставления заявок (пункт 2.2.).

В рамках отборочной стадии Организатор процедуры проверяет соответствие поданных участниками заявок требованиям закупочной документации (пункт 6.3.2 Приложения № 7 к Положению о закупке товаров, работ, услуг АО «СИБЭКО» и раздел 2 Документации о закупке). В случае если заявка участника запроса предложений (запроса цен) или сам участник не отвечают какому-либо из обязательных требований, указанных в закупочной документации и в пункте 5.1. Положения, данная заявка отклоняется (пункт 6.3.4. Приложения № 7 к Положению о закупке товаров, работ, услуг АО «СИБЭКО» и раздел 2 Документации о закупке).

ООО «АльфаСтройОбъект» были в полном объеме выполнены условия пункта 1.10 Дополнительных требований к участнику закупки (приложение к Документации о закупке), а именно - приложена справка по установленной форме (Приложение № 4) с предоставлением списка компаний заказчиков и ген.подрядчиков с их координатами и копии первых и последних листов договоров. Также в справке (приложение № 4) были указаны объемы работ, в том числе, 3 договора, подразумевающие площадь покрытия одного выполненного объекта от 1кв.м. до 30 кв.м. и широкой территориальной разбросанностью в пределах города Новосибирска, но не менее 70 объектов на каждый заключенный договор, с суммой каждого договора не менее 25% начальной (максимальной) стоимости лота.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Установленный пунктом 1.10 Дополнительных требований к участнику закупки (приложение к Документации о закупке) перечень документов был ООО «АльфаСтройОбъект» приложен. Перечень документов, подтверждающих требование, разработан самим Организатором процедуры и в данном пункте, как и в конкурсной документации, отсутствуют какие-либо иные требования о предоставлении участником документов, подтверждающих наличие опыта.

Однако, согласно протоколу № 970 открытого запроса предложений по поручению № 455 от 19.02.2016 для АО «СИБЭКО» от 30.03.2016 года заявка ООО «АльфаСтройОбъект» была отклонена.

В соответствии с пунктом 1.9 указанного раздела установлено требование о наличии денежных средств на счете с выпиской из банка не менее 25 % от стоимости договорной цены на момент предоставления коммерческого предложения. В случае если участник заявляется одновременно на несколько закупочных процедур, наличие денежных средств на счете с выпиской из банка должно составлять не менее 25 % от стоимости договорной цены на каждую закупочною процедуру. Подтверждающими документами являются копия справки из налогового органа об открытых расчетных счетах, справки из обслуживающих банков об отсутствии расчетных документов, неисполненных в связи с недостаточностью средств на счете.

При этом справка из налогового органа об открытых расчетных счетах содержит следующую информацию:

- список доступных счетов;

- различные регистрационные данные, а также идентификационные сведения;

- валюта, в которой были зарегистрированы счета;

- наименования финансовых или кредитных организаций, которые оформили счет.

Из указанной справки не представляется возможным установить остаток денежных средств на счете.

Справка из обслуживающих банков об отсутствии расчетных документов, неисполненных в связи с недостаточностью средств на счете, содержит информацию об отсутствии задолженностей, а не об остатке денежных средств на счете.

Таким образом, документы, которые необходимо представить в соответствии с пунктом 1.9 Дополнительных требований к участнику, не соответствуют требованию, установленному этим пунктом. Следовательно, отсутствует информация о том, какой документ необходимо представить участнику, чтобы подтвердить соответствие своей заявки пункту 1.9 Дополнительных требований к участнику.

В соответствии с пунктом 1.10 Дополнительных требований к участнику установлено требование о наличии опыта оказания аналогичных услуг по восстановлению благоустройства после ремонта подземных коммуникаций (водопровод, канализация, тепловые сети, электрические сети) и локальному (ямочному) ремонту за последние 3 года. Не менее 3-х договоров подразумевающих площадь покрытия одного выполненного объекта от 1кв.м. до 30 кв.м. и широкой территориальной разбросанностью в пределах г. Новосибирска, но не менее 70 объектов на каждый заключенный договор, с суммой каждого договора не менее 25% начальной (максимальной) стоимости лота.

Опыт работы необходимо подтвердить справкой по установленной форме Приложение № 4, предоставив список компаний заказчиков (ген. подрядчиков) с их координатами и копии первых и последних листов договоров.

Указанная формулировка не позволяет достоверно определить требования заказчика к опыту: должен ли быть непрерывный опыт выполнения работ на протяжении трех лет (при этом не менее трех договоров, отвечающих остальным условиям), либо у заявителя может быть опыт выполнения работ по трем договорам, выполненным три года назад. Кроме того, не раскрыто понятие «широкая территориальная разбросанность», что также ведет к необъективности оценки заявок.

В соответствии с частью 2.1 Конкурсной документации к оценке не допускаются участники конкурентной процедуры, в том числе, при несоответствии участника требованиям Документации, а также при непредставлении участником подтверждающих документов.

Таким образом, несоответствие участника конкурентной процедуры требованию о наличии опыта в соответствии с пунктом 1.10 Дополнительных требований к участнику является основанием для недопуска к участию в конкурентной процедуре.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Требование о наличии опыта в соответствии с пунктом 1.10 Дополнительных требований к участнику, полностью исключает возможность участия в конкурентной процедуре организаций, не соответствующих данному требованию.

Таким образом, Организатор конкурентной процедуры, установив указанное требование, как условие допуска к закупке, необоснованно ограничил круг потенциальных участников конкурентной процедуры, имеющих опыт менее трех лет либо опыт выполнения работ на объектах площадью свыше 30 кв.м. или в пределах территории, которая не отвечает требованию о «широкой разбросанности».

Исходя из изложенного, Новосибирским УФАС России установлено в действиях Организатора закупки по установлению в пункте 1.10 Дополнительных требований к участнику обязательного требования о наличии у участника опыта оказания аналогичных услуг по восстановлению благоустройства после ремонта подземных коммуникаций (водопровод, канализация, тепловые сети, электрические сети) и локальному (ямочному) ремонту за последние 3 года (не менее 3-х договоров подразумевающих площадь покрытия одного выполненного объекта от 1 кв.м. до 30 кв.м. и широкой территориальной разбросанностью в пределах г. Новосибирска, но не менее 70 объектов на каждый заключенный договор, с суммой каждого договора не менее 25% начальной (максимальной) стоимости лота) нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, определенного пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что подтверждается судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.12.2013 года № Ф03-6078/2013 по делу № А73- 6180/2013, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 года № 13АП-17263/2015 по делу № А56-25525/2015, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2013 года № Ф09-6268/13 по делу № А71-11660/2012).

Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС в рамках рассмотрения жалобы были рассмотрены заявки участников, признанных соответствующими требованиям документации и приглашенных на переторжку.

Согласно Протоколу № 984 открытого запроса предложений по поручению № 454 от 19.02.2016 года для АО «СИБЭКО» от 30.03.2016 года на переторжку были допущены следующие участники: ООО «СК Эталон», ООО «СоюзДорСтрой», ООО «СДК», ООО «РегионСтрой-А».

Лучшим признано предложение ООО «СК Эталон».

При рассмотрении жалобы ООО «АльфаСтройОбъект» Комиссией УФАС по НСО были установлены следующие нарушения при допуске заявок к участию в закупках.

ООО «СК Эталон» подавала заявки на участие одновременно в четырех процедурах:

- открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз. способа (Левый берег) (извещение № 31603342042 на сайте www.zakupki.gov.ru) – цена предложения 9 250 000,00 руб.

- открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз. способа (извещение № 31603342082 на сайте www.zakupki.gov.ru) – цена предложения 9 300 000,00 руб.

- открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз. способа (извещение № 31603342089 на сайте www.zakupki.gov.ru) – цена предложения 9500000,00 руб.

- открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска (извещение № 31603342332 на сайте www.zakupki.gov.ru) – цена предложения 9 490 000,00 руб.

Все заявки были поданы в один день – 04.03.2016 года.

В соответствии с пунктом 1.9 Дополнительных требований к участнику установлено требование о наличии денежных средств на счете с выпиской из банка не менее 25 % от стоимости договорной цены на момент предоставления коммерческого предложения. В случае если участник заявляется одновременно на несколько закупочных процедур, наличие денежных средств на счете с выпиской из банка должно составлять не менее 25 % от стоимости договорной цены на каждую закупочною процедуру.

Следовательно, ООО «СК Эталон» должно было подтвердить наличие на счете организации на момент предоставления коммерческого предложения денежных средств в размере 9385000,00 рублей.

К заявке ООО «СК Эталон» приложено письмо АО «Банк Акцепт», в соответствии с которым остаток денежных средств на счете ООО «СК Эталон» на 18.02.2016 года составляет 5 128 626,48 рублей.

Согласно сведениям об открытых счетах в кредитных организациях, представленным ИФНС России по Заельцовскому району города Новосибирска, организация имеет также расчетный счет в ПАО «Банк Уралсиб». Справка из указанного банка в составе заявки отсутствует.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2 Дополнительных требований к участнику в случае, если спецтехника находится в собственности, предоставляются на собственные транспортные средства ПТС и копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на спецтехнику.

В соответствии со Справкой о материально-технических ресурсах ООО «СК Эталон», у организации находится в собственности 15 единиц технических средств, однако, подтверждающих документов организацией не представлено.

Также в соответствии с пунктом 1.8 Дополнительных требований к участнику необходимо подтвердить наличие кадровых ресурсов, которые будут привлечены к выполнению работ:

- не менее 2х - руководителей имеющих высшее образование и стаж работы в области строительства не менее 1 года;

- не менее 4х - по специальности бухгалтер, производитель работ, сметчик, инженер ПТО имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 1 года (либо не менее 6 специалистов по указанным специальностям имеющих среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 1 года).

Подтверждающими документами являются:

- справка по установленной форме Приложение № 1,

-выписка из штатного расписания по каждой из перечисленных должностей, с   указанием должности и образования;

- приказ о назначении ответственного лица за производство работ.

Выписка из штатного расписания, представленная ООО «СК Эталон», не содержит информацию об образовании специалистов, не отражает стаж работы специалистов.

В соответствии с пунктом 1.10 Дополнительных требований к участнику необходимо подтвердить наличие опыта оказания аналогичных услуг по восстановлению благоустройства после ремонта подземных коммуникаций (водопровод, канализация, тепловые сети, электрические сети) и локальному (ямочному) ремонту за последние 3 года. Не менее 3-х договоров подразумевающих площадь покрытия одного выполненного объекта от 1м2 до 30м2 и широкой территориальной разбросанностью в пределах г. Новосибирска, но не менее 70 объектов на каждый заключенный договор, с суммой каждого договора не менее 25% начальной (максимальной) стоимости лота. Подтвердить опыт работы необходимо справкой по установленной форме Приложение №4, предоставив список компаний заказчиков (ген. подрядчиков) с их координатами и копии первых и последних листов договоров.

ООО «СК Эталон» подтвердило опыт за три года, однако информация, содержащаяся на первых и последних листах договоров, представленных ООО «СК Эталон», не позволяют установить соответствие договоров требованиям Дополнительных требований к участникам, в частности не представляется возможным установить количество объектов по каждому договору, площадь покрытия одного выполненного объекта, а также их территориальное расположение.

Таким образом, заявка ООО «СК Эталон» не соответствовала ряду требований Документации о закупке, должна была быть отклонена.

Выводы, изложенные в решение УФАС ПО НСО от 22.04.2016, которое оспаривается ООО «СК «Эталон», данным лицом не опровергнуты в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, Новосибирское УФАС России установило нарушение Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления в документации о закупке ограничивающих конкуренцию требований, а также в части организации оценки соответствия поступивших заявок участников конкурентных процедур требованиям закупочной документации.

Решением Новосибирского УФАС России не установлена необоснованность отклонения заявки ООО «АльфаСтройОбъект».

АО «АСС» согласилось с обоснованностью выводов УФАС по НСО о допущенных нарушениях в Документации, однако считает неправомерным выдачу предписания организатору запроса предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз. способа в части требования аннулирования открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз.способа (извещение № 31603342082 на сайте zakupki.gov.ru), поскольку в соответствии с п. 2.2.10. договора, Агент (АО «АСС») обязан соблюдать Положение о закупке товаров, работ, услуг Принципала (АО «СИБЭКО»), размещенное на сайте Принципала в сети Интернет (далее - Положение).

Согласно требованию Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положение о закупках АО «СИБЭКО» утверждено и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с п.п. 14 п. 3.2.3 Положения, правом принимать решения об отмене итогов закупочной процедуры наделен только заказчик процедуры - АО «СИБЭКО.

Уточненные требования просит удовлетворить.

Согласно положению ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Поскольку, в рассматриваемом агентском договоре существует определенная специфика - АО «АСС» является специализированной закупочной организацией, а существующий агентский договор нацелен на выполнение функций АО «АСС» по организации закупочных процедур в рамках 223-ФЗ, сделка (заключение договора по результатам торгов) происходит не между АО «АСС» и третьим лицом, а между АО «СИБЭКО» и третьим лицом, т.е. АО «АСС» - агент по договору занимается только организацией проведения процедуры, выполняя операционную функцию, при этом, самостоятельно не разрабатывая и не устанавливая какие-либо требования в отношении проводимой процедуры, что подтверждается четким разграничением прав и обязанностей Агента и Принципала (раздел 2 «Права и Обязанности сторон» Агентского договора № 81 от 30.12.2015 г.).

Пункт 1.2. Агентского договора № 81 от 30.12.2015 г. при этом четко формулирует, что «права на результаты процедуры принадлежат Принципалу».

Следовательно, беря во внимание специфику предмета - проведение конкурентных процедур, применение принципа «приобретает права и становится обязанным агент» некорректно и не отражает суть действующего между АО «АСС» и АО «СИБЭКО» агентского договора, а также не вписывается в функционал АО «АСС» как Организатора процедуры.

В соответствии с п. 2.2.10. договора, Агент (АО «АСС») обязан соблюдать Положение о закупке товаров, работ, услуг Принципала (АО «СИБЭКО»), размещенное на сайте Принципала в сети Интернет (далее - Положение).

Согласно требованию Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положение о закупках АО «СИБЭКО» утверждено и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с п.п. 14 п. 3.2.3 Положения, правом принимать решения об отмене итогов закупочной процедуры наделен только заказчик процедуры - АО «СИБЭКО».

Следовательно, предписываемое действие должно считаться неисполнимым по следующему основанию:

Отсутствие реальной возможности у привлекаемого к ответственности лица совершить предписываемое действие в указанный срок и указанным образом.

АО «АСС» не имело прав на совершение действий по аннулированию процедуры, поскольку только АО «СИБЭКО» наделено полномочиями и возможностью аннулировать процедуру, а потому уточненные требования АО «АСС» подлежат удовлетворению. При этом судом учтено, что Заказчиком АО «СИБЭКО» предписание УФАС по НСО исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В отношении требований акционерного общества «Агентства специального снабжения».

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание № 26 от 22.04.2016 , выданное Управлением Федеральной антимонопольной службой по Новосибирской области в части предписания организатору процедуры АО «АСС» аннулировать открытый запрос предложений на выполнение работ по восстановлению благоустройства города Новосибирска после аварийного ремонта тепловых сетей и хоз.способа (извещение № 31603342082 на сайте zakupki.gov.ru).

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в пользу Акционерного общества «Агентства специального снабжения», г. Новосибирск 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В отношении требований общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Эталон» о признании недействительным решения УФАС по НСО от 22.04.2016.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

В.Н. Юшина