АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-12427/2015
11 августа 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Емельяновой Г.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Западно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»
к Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому округу
о признании незаконным постановления от 05.06.2015 № 7155660164-03
установил:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Западно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому округу (далее по тексту – УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, управление, административный орган, заинтересованное лицо) от 05.06.2015 № 7155660164-03 о привлечении акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Западно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что вагонный участок Томск не является объектом транспортной инфраструктуры, а потому в обязанности общества не входит разработка Плана обеспечения транспортной безопасности данного объекта.
УГАН НОТБ СФО Ространснадзора не согласно с заявленными требованиями, считает постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны надлежащим образом уведомлены о том, что дело принято к производству в порядке упрощенного производства, а также о сроках предоставления доказательств по делу.
Представленные в установленные сроки документы размещены на официальном интернет ресурсе арбитражного суда в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 228 АПК РФ.
Как следует из материалов дела,в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в 2015 году от субъекта транспортной инфраструктуры АО «ФПК» поступил план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) железнодорожного транспорта - вагонный участок Томск (реестровый номер ЖДВ514009) Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» (адрес филиала: <...>). В связи с выявленными нарушениями порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности (далее -ТБ) объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее-Росжелдор) вынесено заключение об отказе в утверждении результатов оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ) ОТИ железнодорожного транспорта, о чем уведомлены субъекты транспортной инфраструктуры и специализированные организации.
При рассмотрении Заключения об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности (далее - План) объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) вагонного участка Томск представленным Западно-Сибирским филиалом АО «ФПК» в установленной сфере деятельности, утвержденного 07 апреля 2015 года и. о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта ФИО1, поступившего 05 мая 2015 года в отдел НОТБ УГАН НОТБ СФО Ространснадзора из Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, выявлено, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (вагонный участок Томск) разработан с нарушением приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 №34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее - Порядок) и приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 №43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее - Требования), а именно:
1.В п. 1, 3 Плана в нарушение п. 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и п. 5.5 Требований, в качестве подразделения транспортной безопасности привлекается охранная организация, не аккредитованная установленным порядком;
2.В п. 3 Плана в нарушение п. 3 Порядка, отсутствуют сведения об определении системы мер (численном составе сил обеспечения транспортной безопасности) для защиты ОТИ от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее-АНВ);
3.В п. 3 Плана в нарушение пунктов 5.6, 5.6.4 Требований, отсутствует «номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ»;
4.В п. 3 Плана в нарушение п.п. 3 п. 4 Порядка, отсутствуют сведения о назначенных лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
5.В п. 4, 7, 8, 10 Плана в нарушение п. 4 Порядка, графическая план-схема не является составной и неотъемлемой частью Плана ОТИ. Информация указанная в пунктах 4, 7, 10 Плана ОТИ о границе зоны транспортной безопасности ОТИ, месте размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности (далее - ПТБ) на ОТИ, месте размещения инженерных сооружений, месте размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности не соответствует информации, представленной в Приложении №13 Плана;
6.В п. 4 Плана в нарушение п. 5.25.2 Требований, не установлена конфигурация и границы зоны транспортной безопасности ОТИ;
7.В п. 4 Плана информация, представленная об установлении зоны свободного доступная, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности
ОТИ не соответствует информации, представленной в Приложении №8 «Порядка проверки документов...» Плана;
8.В п. 5 Плана информация, представленная об установлении критических элементов ОТИ не соответствует информации, представленной в п. 6 Плана;
9. В п. 6 Плана в нарушение п.п. 6 п. 4 Порядка и пунктов 5.30.1, 5.30.5, 5.30.12, 5.30.15 Требований в Положении о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ (Приложение №6) допущены нарушения правил выдачи и применения пропусков, а также допуска владельцев пропусков в зону транспортной безопасности ОТИ;
10. В п. 7 Плана в нарушение п.п. 7 п. 4 Порядка, отсутствует информация о местах расположения ПТБ на ОТИ;
11. В п. 7 Плана в нарушение п. 5.9 Требований, не предусмотрен порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
12. В п. 9 Плана в нарушение п. 6 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и п. 15.2-15.4, 16.3-16.6, 17.3-17.6 Требований, отсутствуют сведения о проведении досмотра, дополнительного и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
13. В п. 9 Плана в нарушение п. 15.8, 16.10, 17.10 Требований, отсутствуют сведения о времени передачи выявленных нарушителей, идентифицированных и распознанных предметов и веществ, с момента их выявления, группами быстрого реагирования представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел при 1, 2, 3 уровне безопасности;
14. В п. 9 Плана в нарушение п. 15.6, 16.8, 17.8 Требований не предусмотрен патрульный обход (объезд) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства;
15. В п. 9 Плана в Приложении №9 «Порядок реагирования...», в нарушение п. 5.6.9 Требований, не определены действия сил обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ) при реализации или попытке реализации «угрозы блокирования», «угрозы хищения», угрозы поражения отравляющими веществами» на ОТИ;
16. В п. 10 Плана в нарушение п.п. 10 п. 4 Порядка, отсутствуют сведения о составе систем и средств сигнализации, досмотра на ОТИ;
17. В п. 10 Плана в нарушение п. 5.24 Требований не предусмотрено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на ПТБ и контрольно-пропускных пунктах (далее-КПП) ОТИ;
18. В п. 11 Плана в нарушение п.п. 11 п. 4 Порядка, отсутствуют сведения о местах размещения и составе инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;
19. В п. 13 Плана в нарушение п.п. 13 п. 4 Порядка и п.5.25.5 Требований, отсутствуют сведения о местах размещения КПП на границе зоны транспортной безопасности (далее- ТБ) ОТИ;
20. В п. 9 Плана в Приложении №10 «Порядок информирования...», в нарушение п. 5.38, 5.39 Требований, не предусмотрено информирование уполномоченных подразделений МВД обо всех выявленных, распознанных и идентифицированных предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ или ограничены для перемещения в зону ТБ ОТИ, физических лицах или материальных объектов в случае выявления связи данных лиц и объектов с совершением или подготовкой АНВ;
21. В п. 9 Плана и в Приложении №10 Плана «Порядка информировани....» в нарушение п. 6 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», не предусмотрены мероприятия об информировании уполномоченных подразделений ФСБ и МВД в случае идентификации оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода в зону транспортной безопасности ОТИ;
22. В п. 20 Плана в нарушение п. 7, 8 статьи 11.2 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», для проведения учений и тренировок субъектом транспортной инфраструктуры осуществляется формирование и использование тест-предметов и тест-объектов, использование которых предусмотрено органами государственного контроля(надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями ФСБ и (или) МВД РФ или уполномоченных подразделений указанных органов при проведении проверок субъектов транспортной инфраструктуры;
23. В плане в нарушение п. 5.6, 5.6.1-5.6.3, 5.6.5-5.6.12 Требований, не приняты (не утверждены) внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к Плану.
29.05.2015 административным органом, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ №7155660164-01.
05.06.2015 УГАН НОТБ СФО Ространснадзора вынесено постановление в отношении акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Западно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с вынесенным в отношении него постановлением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 11.15.2. КоАП РФ, нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В пункте 5 данной статьи указано, что под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, объекту транспортной инфраструктуры вагонного участка Томск - структурного подразделения Западно-Сибирского филиала АО "ФПК" присвоена третья категория по транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Следовательно, общество является лицом ответственным за разработку плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вагонного участка Томск - структурного подразделения Западно-Сибирского филиала АО "ФПК".
Между тем, перечень объектов транспортной инфраструктуры установлен в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Федеральным законом от 03 февраля 2014 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» внесены существенные изменения в пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», в новой редакции которого установлен закрытый перечень объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона №16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя:
а)железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
б)метрополитены;
в)тоннели, эстакады, мосты;
г)морские терминалы, акватории морских портов;
д)порты, которые расположены во внутренних водных путях (...), судоходные гидротехнические сооружения;
е)расположенные во внутренних морских водах (...) искусственные острова, установки, сооружения;
ж)аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
з)участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных
путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие
функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и
оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Таким образом, согласно п.5 ст.1 закона «О транспортной безопасности», ни вагонный участок Томск - структурное подразделения Западно-Сибирского филиала АО "ФПК", а также ни одно из зданий и сооружений участка, указанных в Плане, в связи принятием изменений в закон «О транспортной безопасности» на момент вынесения обжалуемого постановления не являлись объектом транспортной инфраструктуры (ОТИ).
Ссылка заинтересованного лица на то, что Вагонный участок Томск включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, отклоняется судом поскольку, согласно разъяснениям Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от 16.03.2015г. №Р-Сиб-05-06-378 о том что, нормативными актами РФ порядок исключения ОТИ из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в настоящее время не установлен, и принятие решения по внесению каких-либо изменений в Реестр возможно после вступления в силу такого акта.
Кроме того, согласно апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21.04.2015г. по делу №33-1302/2015 установлено, в связи с изменением редакции п.5 ст.1 закона «О транспортной безопасности» что Вагонный участок Томск не является объектом транспортной инфраструктуры, поскольку не определен Правительством Российской Федерации как иное обеспечивающее функционирование транспортного комплекса здание, сооружение или оборудование.
Согласно новой редакции п.5 с. 1 Федерального закона от 03.02.2014 №15-ФЗ, объектами транспортной инфраструктуры являются: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море; исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
При таких данных в настоящее время Вагонный участок Томск не является объектом транспортной инфраструктуры, поскольку не определен Правительством Российской Федерации как иное обеспечивающее функционирование транспортного комплекса здание, сооружение, устройство или оборудование, а потому не подлежит государственной охране.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, потерпевшего, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В связи с этим, суд полагает, что представленные в материалы дела доказательства не являются достаточным основанием для подтверждения события и состава вменяемого акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" в лице Западно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»
В связи с недоказанностью административным органом наличия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, оспариваемое постановление о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому округу от 05.06.2015 № 7155660164-03 о привлечении к административной ответственности акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Западно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» с назначением административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу.
Судья | Г.М. Емельянова |