ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-12687/14 от 06.10.2014 АС Новосибирской области

Арбитражный  Суд Новосибирской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело №А45-12687/2014

07 октября 2014 года

            Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2014 года

            Арбитражный суд Новосибирской области в составе:

судьи  Векшенкова Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Изыскатель плюс» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области,

третьи лица: мэрия города Новосибирска, общество с ограниченной ответственностью ПКФ «Морепродукт К»

о признании решения от 29.05.2014 №54/14-74770 незаконным,

при участии представителей

заявителя Сапрыгина В.С., доверенность от 16.06.2014, паспорт,

заинтересованного лица Кравцова Е.В., доверенность №54/2013-01 от 28.01.2013, паспорт,

третьих лиц – не явились, извещены,

установил:

            24 марта 2014 года общество с ограниченной ответственностью «Изыскатель плюс» (далее- заявитель, общество) обратилось в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области (далее- заинтересованное лицо, учреждение) с заявлением №30-795616 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в связи с образованием трех земельных участков,кадастровые номера 54:35:074310:106, 54:35:074310:110 и 54:35:074310:111 и с заявлением №30-814679 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в связи с образованием путем раздела земельного участка, кадастровый номер 54:35:074310:107, по адресу: г. Новосибирск, ул. Декабристов, 247.

            04 апреля 2014 года решением заинтересованного лица №54/14-48693 осуществление кадастрового учета приостановлено на основании пунктов 5 и 6 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее- Закон №221-ФЗ) - заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

            29 мая 2013 года заинтересованное лицо вынесло решение №54/14-74770 об отказе в снятии приостановления, так как не устранены обстоятельства, которые послужили причиной для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 04.04.2014 №54/14-48693 и решения об отказе в снятии приостановления от 24.04.2014 №54/14-57864.

            Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к учреждению о признании незаконным решения от 29.05.2014 №54/14-74770 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета.

            По мнению заявителя, основаниями для признания решения незаконным являются: 1) представлены все необходимые документы для принятия решения, 2) каждый земельный участок находится в одной территориальной зоне, 3) в феврале 2014 года кадастровая ошибка была исправлена, не было оснований для приостановления кадастрового учета.

            Заинтересованное лицо в отзыве на заявление считает, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать, так как основания для приостановления имелись, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета.

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены мэрия города Новосибирска и общество с ограниченной ответственностью ПКР «Морепродукт К».

            В судебное заседание третьи лица не явились, извещены о времени и месте судебных разбирательств, дело рассмотрено в их отсутствии.

            В судебном заседании заявитель отказался от требований по восстановлению его прав и законных интересов, изложенных в пунктах 2 и 3 заявления, в связи с их устранением заинтересованным лицом.

  Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявление, подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

  По смыслу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) для признания решений органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на нее каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления вышеназванной деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятых оспариваемых решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия таких решений, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости.

Главой 3 названного закона установлены основания и порядок кадастрового учета, в том числе в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона №221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с частью 10 статьи 38 Закона №221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона №221-ФЗ заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Пунктом 1 статьи 23 указанного закона установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Возможность приостановления кадастрового учета предусмотрена статьей 26 Закона о государственном кадастре недвижимости.

 В соответствии со статьей 37 Закона №221-ФЗ результатом кадастровых работ является межевой план.

По статье 22 Закона №221-ФЗ необходимые для кадастрового учета документы предоставляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами является межевой план, а также иные документы, прямо предусмотренные в указанной статье федерального закона.

 На момент принятия решения от 29.05.2014 № 54/14-74770 об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета заявителем в орган кадастрового учета были представлены все документы для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе, межевой план.

Таким образом, Закон №221-ФЗ предусматривает для осуществления государственного кадастрового учета предоставление только межевого плана и соответствующего заявления о постановке на государственный кадастровый учет.

В представленном обществом межевом плане, необходимом для осуществления государственного кадастрового учета, надлежащим образом отражены сведения относительно границ образуемых земельных участков и территориальных зон.

В соответствующем разделе «Заключение кадастрового инженера» представленного межевого плана надлежащим образом отражены обстоятельства, свидетельствующие и подтверждающие воспроизведение в государственном кадастре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальных зон, т.е. кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 26 Закона №221-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, в случае если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной  зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости или если образуется земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Как следует из материалов дела, заявитель проводил кадастровые работы по перераспределению трех земельных участков, кадастровые номера 54:35:074310:106, 54:35:074310:110 и 54:35:074310:111.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером  54:35:074310:107 внесены в государственный  кадастр недвижимости  26.11.20008,  что следует из кадастровой выписке, по состоянию на дату определения и внесения сведений о границах территориальных зон П-1 и П-2, т.е. на дату утверждения Правил землепользования и застройки г. Новосибирска решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 (в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 26.06.2013 № 898), сведения о границах местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106  уже содержали ошибки, в феврале 2014 года в результате проведения кадастровых работ данная кадастровая ошибка в местоположении указанных смежных земельных участков была выявлена кадастровым инженером, в связи с этим был составлен межевой план в целях исправления кадастровой ошибки, содержащий обоснование такой ошибки. Органом кадастрового учета на основании данного межевого плана принято решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении местоположения границ данных земельных участков. Данное решение было согласовано органом местного самоуправления, т.е. была признана кадастровая ошибка в местоположении границ земельных участков.

Исправление указанной кадастровой ошибки в определении границ местоположения земельных участков привело к тому, что по сведениям государственного кадастра недвижимости территориальная зона пересекает границу земельного участка и соответственно земельный участок с кадастровым номером 54:35:074310:106 исходя из сведений государственного кадастра недвижимости находится в двух территориальных зонах, что противоречит нормам Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, в связи с тем, что границы территориальных зон были сформированы по ранее существовавшим ошибочным границам земельных участков, соответственно границы территориальных зон также были сформированы с ошибками.

В связи с указанными обстоятельствами кадастровым инженером в разделе «Заключение кадастрового инженера» указаны сведения о наличии кадастровых ошибок, обусловленных выявленными и исправленными кадастровыми ошибками в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106 и обоснованно сделан вывод о необходимости проведения органом кадастрового учета анализа на предмет выявления кадастровой ошибки в определении местоположения границ территориальных зон, утвержденных в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Новосибирска решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288.

Кроме того, в дополнение к межевому плану заявителем представлены справки от 16.05.2014 № 30.12-7782/15, 30.12-7781/15 главного управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Новосибирска подтверждающие, что земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106 находятся в разных территориальных зонах, что свидетельствует об отсутствии пересечения границ территориальных зон и земельных участков и о наличии в связи с этим кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, поскольку по сведениям государственного кадастра недвижимости такие пересечения границ имеют место быть, а также свидетельствует, что органом местного самоуправления уже была исправлена кадастровая ошибка.

В соответствии с требованиями части 5 статьи 28 Закона №221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованных лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Таким образом, орган кадастрового учета в данном случае был обязан принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, а также в связи с наличием кадастровой ошибки в определении местоположения границ территориальных зон дополнительно принять решение о необходимости устранения данной кадастровой ошибки, поскольку основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренные пунктов 6 и 7 части 2 статьи 26 Закона № 221-ФЗ у органа кадастрового учета отсутствовали.

Истребование органом кадастрового учета каких-либо дополнительных документов для осуществления государственного кадастрового учета в частности документов, подтверждающих признание кадастровой ошибки органом, утвердившим границы территориальных зон, не предусмотрено в составе необходимых документов, указанном в статье 22 Закона № 221-ФЗ.

Довод   учреждения об  обязанности  заявителя представлять ему  документы, подтверждающие признание факта наличия кадастровой ошибки в местоположении границ между зонами П-1 и П-2 органом, утвердившим Правила землепользования и застройки, суд считает не основанным на нормах действующего законодательства. В законодательстве РФ отсутствует требование  об обязательном приложении документа, содержащего  признание ошибки в  местоположении территориальных зон  органом, утвердившим  границы указанных зон.

 Информацию, подтверждающую наличие кадастровой ошибки орган кадастрового учета имел возможность запросить и получить в уполномоченном органе местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, в состав межевого плана, в том числе по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, в случае необходимости дополнительно обосновать результаты кадастровых работ, включается раздел «Заключение кадастрового инженера», в связи с чем заявителем в представленный межевой план был включен данный раздел, обосновывающий выявление кадастровой ошибки в местоположении границ территориальных зон. Вместе с тем, законодательство РФ не содержит обязанности кадастрового инженера представлять какие-либо документы, обосновывающие наличие кадастровой ошибки и ее признание органом, утвердившим границы территориальной зоны, поскольку исходя из вышеизложенного достаточно наличие обоснованного раздела межевого плана. При этом приведение в данном разделе в качестве обоснования наличия кадастровой ошибки иной информации или информации в иной форме, например, отличной от информации, запрашиваемой органом кадастрового учета в данном случае, не может являться основанием для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

 Аналогичной позиции придерживается также  Минэкономразвитие России в письме от 12.03.2014 № ОГ-Д23-1534, на которое ссылается заинтересованное лицо в оспариваемом решении.

Таким образом, внесение или не внесение обществом в представленный межевой план дополнительных сведений, обосновывающих наличие кадастровой ошибки в раздел «Заключение кадастрового инженера» не может являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

Довод учреждения на то, что  заявитель должен был должен был довести до мэрии города Новосибирска сведения  о необходимости исправления местоположения границ территориальных зон П-1 и П-2, прежде чем преобразовывать исходный земельный участок с кадастровым номером 54:35:074310:106, который располагается, по мнению заинтересованного лица,  в двух территориальных зонах не принимается судом, поскольку на момент  обращения  заявителя  в учреждение  земельный участок к кадастровым номером  54:35:074310:107 отнесен к  зоне производственных объектов  с различными  нормативами  воздействия на окружающую среду (П-1), а земельный участок, кадастровый номер 54:35:074310:106, - к зоне П-2. Данное  обстоятельство    заинтересованным лицом не опровергнуто.

Мэрия города Новосибирска на момент возникновения спорной ситуации уже устранила кадастровую ошибку в местоположении границ территориальных зон П-1 и П-2, но не внесла сведения об этом в государственный кадастр недвижимости, и необходимость принятия дополнительного решения заинтересованным лицом об исправлении кадастровой ошибки отсутствовала.

Заявитель   не  должен нести неблагоприятные последствия  для себя в связи с имевшейся, исправленной и  по существу признанной   кадастровой ошибкой.

Пунктами 3, 5 статьи 10 Закона №221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

В силу требований пункта 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (статья 15 Закона №221-ФЗ); исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Выполнение указанных кадастровых процедур согласно пункту 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости сопровождается принятием решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); о снятии с учета объекта недвижимости; о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона №221-ФЗ орган государственной власти в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.

Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (ч. 2 статьи 17 Закона N 221-ФЗ).

Таким образом, внесение сведений в реестр объектов недвижимости обусловлено одним из следующих обстоятельств: принятием решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, выявлением ошибок в государственном кадастре недвижимости, информационным взаимодействием между органами кадастрового учета и органами государственной власти, органами местного самоуправления.

При этом в любом случае орган кадастрового учета должен принять решение о внесении соответствующих сведений, изменений в территориальные зоны в соответствии с  Правилами землепользования и застройки г. Новосибирска (в редакции Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 26.02.2014 №1047) в государственный кадастр недвижимости.

Отсутствие несвоевременности  направления сведений, отсутствие надлежащего взаимодействия  со стороны  мэрии г. Новосибирска не свидетельствует о  правомерности оспариваемого решения.

  В данном случае   бездействие органа кадастрового учета по не исправлению кадастровой ошибки значение не имеет поскольку предметом спора не является, на момент    подачи заявления и принятия оспариваемого решения имелись  принятые Правила землепользования и застройки г. Новосибирска, устранившие кадастровую ошибку.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 221-ФЗ на государственные бюджетные учреждения, наделенные полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушением данных требований. В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 учреждение наделено полномочиями органа кадастрового учета.

В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 221-ФЗ решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технически план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Оспариваемым решением нарушены  права и законные интересы заявителя, поскольку данное решение незаконно возлагало  на общество обязанность предоставить органу кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета не предусмотренные законом документы, препятствуя  предпринимательской деятельности в области проведения кадастровых работ,  общество вынуждено нести риск неисполнения имеющегося  в материалах дела договора подряда с  третьими лицом на проведение кадастровых работ  и риск ответственности перед заказчиком проведения кадастровых работ за предоставление результата кадастровых работ - межевого плана.

В настоящее время, как следует из пояснений сторон, по заявлению заявителя   в сентябре 2014 года  заинтересованным  лицом устранены  нарушения  прав заявителя , осуществлен  кадастровый  учете и поставлены на  кадастровый учет   4 земельных участка, образуемые в результате раздела   земельного участка 54:35:074310:107,в связи с чем заявитель не   просит обязать   устранить нарушения его прав и интересов, первоначально изложенные  в   пунктах 2 и 3 заявления, в связи с чем в порядке статьи 201 АПК РФ    суд  считает необходимым на указание    в резолютивной части   на   удовлетворение требования о признании незаконным  оспариваемого решения, поскольку на момент  обращения  заявителя  за судебной защитой, в т.ч. на момент рассмотрения дела, оно не  отменено,  не соответствовало нормам Закона №221-ФЗ.

Оценив имеющиеся доказательства по делу в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для принятия оспариваемого решения, а потому требования заявителя подлежат удовлетворению.    

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь статьями 110,  167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

признать незаконным решение №54/14-74770 от 29.05.2014 федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области,

взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Изыскатель Плюс» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.  

Судья                                                                         Д.В. Векшенков