ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-12690/14 от 30.09.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-12690/2014

06 октября 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 октября 2014 года

     Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокопенко О.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Изыскатель плюс", г. Новосибирск
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области, г.  Новосибирск

третье лицо: мэрия города Новосибирская в лице Главного управления архитектуры и градостроительства, г.Новосибирск, ООО ПКФ «Морепродукт К»

о признании незаконным решения № 54/14-74779 от 29.05.2014

при участии представителей сторон:

истца – Сапрыгин В.С. по доверенности от 19.04.2014, паспорт; Тарасова Н.В. по доверенности от 28.07.2014, паспорт

ответчика – Кравцов Е.В. по доверенности № 54/2013-01 от 28.01.2014, паспорт

третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен

                                                              установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Изыскатель плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ,  к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области о признании незаконным решение № 54/14-74779 от 29.05.2014, принятое ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области .

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: мэрия города;  ООО ПКФ «Морепродукт К».

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Мэрия города Новосибирска и  ООО ПКФ «Морепродукт К»  надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что не препятствует дальнейшему движению дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца и ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Общества с ограниченной ответственностью «Изыскатель Плюс» (далее-заявитель,ООО «Изыскатель Плюс») направило  вФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области  адрес  заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 28.03.2014 № 30-814679 общества с ограниченной ответственностью «Изыскатель Плюс» (ООО «Изыскатель Плюс»).

с заявлением от 28.03.2014 № 30-814679 о постановке на государственный кадастровый учет представлен в орган кадастрового учета - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования  был представлен  межевой план,подготовленный  в результате проведения кадастровых работ ООО «Изыскатель Плюс» в рамках заключенного договора подряда.

В представленном межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» кадастровым инженером указаны следующие сведения:

- в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утв. решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 № 1288, образуемые земельные участки относятся к территориальной зоне производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду (П-Г);

- в ходе выполнения работ установлено, что часть границ образуемых земельных участков 54:35:074310:107:ЗУ1, 54:35:074310:107:ЗУ2 пересекают границу территориальной зоны П-1. Указанное пересечение возникло в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106;

- исходя из п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основе которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом;

- границы территориальных зон П-1 и П-2 первоначально были сформированы с учетом местоположения границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106, после исправления ошибки в местоположении границ указанных земельных участков возникла кадастровая ошибка в местоположении границ территориальных зон П-1 и П-2.

В связи с изложенным, в данном разделе межевого плана кадастровым инженером органу кадастрового учета предложено осуществить кадастровый учет образуемых земельных участков и проанализировать сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости на предмет выявления кадастровой ошибки в местоположении границ территориальных зон П-1 и П-2.

Решением от 10.04.2014 № 54/14-51323 отдела кадастрового учета № 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области) по заявлению от 28.03.2014 № 30-814679 осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости приостановлено на основании п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

ООО «Изыскатель Плюс» в порядке устранения обстоятельств, указанных органом кадастрового учета в качестве причин для приостановления осуществления кадастрового учета в орган кадастрового учета представлен дополнительный пакет документов в электронной форме: дополненный раздел межевого плана « Заключение кадастрового инженера» - в частности приведены ссылки на ст. 40 Градостроительного кодекса РФ и на наличие несоответствия местоположения границ территориальных зон П-1 и П-2 требованиям градостроительного законодательства.

Решением № 54/14-57879 от 24.04.2014 орган кадастрового учета - отдел кадастрового учета № 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области) на основании п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости по заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 28.03.2014 № 30-814679 общества с ограниченной ответственностью «Изыскатель Плюс» (ООО «Изыскатель Плюс»).

ООО «Изыскатель Плюс» направило в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» письмо от 28.04.2014 № 01-06-1596/14 с обоснованием необходимости осуществления кадастрового учета земельных участков и с просьбой о принятия решения о необходимости исправления кадастровой ошибки с учетом требований градостроительного законодательства РФ, а также правоприменительной практики Минэкономразвития России.

В ответ на указанное письмо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области письмом от 26.05.2014 № 01-09-28444-1 сообщил, что для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков требуется предоставить документы, обосновывающие наличие кадастровой ошибки и подтверждающие признание кадастровой ошибки в границах территориальных зон органом, утвердившим границы территориальных зон.

ООО «Изыскатель Плюс» в порядке устранения обстоятельств, указанных органом кадастрового учета в качестве причин для приостановления осуществления кадастрового учета представил в орган кадастрового учета дополнительный пакет документов в электронной форме:  дополненный раздел межевого плана «Заключение кадастрового инженера» - в частности указаны ссылки на справки от 16.05.2014 № 30.12-7782/15, 30.12-7781/15 главного управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Новосибирска подтверждающие, что земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106 находятся в разных территориальных зонах, что свидетельствует об отсутствии пересечения границ территориальных зон и земельных участков и о наличии в связи с этим кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости; копии указанных справок от 16.05.2014 № 30.12-7782/15, 30.12-7781/15 главного управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Новосибирска.

Решением № 54/14-74779 от 29.05.2014 отделом  кадастрового учета № 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области) на основании п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости по заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 28.03.2014 № 30-814679 общества с ограниченной ответственностью «Изыскатель Плюс» (ООО «Изыскатель Плюс»).

Согласно  данного  решения  в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости. В описательно-мотивировочной части решения № 54/14-74779 от 29.05.2014 указано, что согласно ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» образуемые участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям к земельным участкам.

Государственный кадастр недвижимости содержит сведения о территориальных зонах, для которых в Правилах землепользования и застройки г. Новосибирска, утв. Решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 (в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 26.06.2013 № 898) определены границы и установлены градостроительные регламенты.

При внесении сведений о характерных точках границ земельного участка, указанных в представленном ООО «Изыскатель Плюс» в форме электронного документа межевом плане (файл GKUZU_4b416b0a-4744-4344-4375-a861-6d5665ab6bl.xml) установлено, что границы образуемого земельного участка: 54:35:074310:107:ЗУ1 пересекают границы нескольких территориальных зон, а именно: зоны коммунальных и складских объектов (далее - П-2), зоны производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду (далее - П-1).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Данное обстоятельство, по мнению заинтересованного лица, свидетельствует о наличии в межевом плане нарушения ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с несоответствием требованиям вышеуказанных норм градостроительного законодательства РФ.

Также , органом кадастрового учета отмечено, что в разделе представленного ООО «Изыскатель Плюс» межевого плана «Заключение кадастрового инженера» приведены сведения о наличии кадастровых ошибок в местоположении границ территориальных зон П-1 и П-2, обусловленных выявленной и исправленной кадастровой ошибкой в местоположении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 54:35:074310:107.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

По сведениям государственного кадастра недвижимости местоположение границ исходного земельного участка с кадастровым номером 54:35:074310:107 изменено в связи с исправлением кадастровой ошибки уже после внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах территориальных зон.

Орган кадастрового учета также в обоснование своей позиции относительно наличия основания для приостановления осуществления кадастрового учета ссылается на письмо Министерства экономического развития РФ от 12.03.2014 № ОГ-Д23-1534, в котором в качестве рекомендации для обоснования наличия кадастровой ошибки государственный орган предлагает в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» приводить результаты проведенного анализа, в результате которого сделан вывод о возможном наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границы территориальной зоны, с приложением документов, содержащих признание такой ошибки органом, утвердившим границы территориальной зоны.

 Также  в решении указано, что в составе межевого плана отсутствуют документы, содержащие признание кадастровой ошибки в границах территориальных зон П-1 и П-2 органом, утвердившим границы территориальных зон, т.е. Советом депутатов г. Новосибирска, поскольку именно он утвердил границы территориальных зон.ООО «Изыскатель Плюс» не устранены обстоятельства, которые послужили причиной для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 10.04.2014 № 54/14-51323 и решения об отказе в снятии приостановления от 24.04.2014 № 54/14-57879.

 Указанные обстоятельства явились  основанием  принятия    оспариваемого решения № 54/14-74779 от 29.05.2014 о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку.

ООО «Изыскатель Плюс», считая данное решение незаконным ,нарушающим его права,  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд находит требования истца подлежащими удовлетворению  ввиду нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта в соответствии со статьей 198 АПК РФ необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия его закону или иному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов именно того лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости.

Главой 3 названного закона установлены основания и порядок кадастрового учета, в том числе в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 10 ст. 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о государственном кадастре недвижимости заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Пунктом 1 статьи 23 указанного закона установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Возможность приостановления кадастрового учета предусмотрена статьей 26 Закона о государственном кадастре недвижимости.

 В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результатом кадастровых работ является межевой план.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимые для кадастрового учета документы предоставляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами является межевой план, а также иные документы, прямо предусмотренные в указанной статье федерального закона.

На момент принятия решения от 29.05.2014 № 54/14-74779 об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета ООО «Изыскатель Плюс» в орган кадастрового учета были представлены все документы для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в частности, межевой план.

Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает для осуществления государственного кадастрового учета предоставление только межевого плана и соответствующего заявления о постановке на государственный кадастровый учет.

В представленном ООО «Изыскатель Плюс» межевом плане, необходимом для осуществления государственного кадастрового учета надлежащим образом отражены сведения относительно границ образуемых земельных участков и территориальных зон.

В соответствующем разделе «Заключение кадастрового инженера» представленного межевого плана надлежащим образом отражены обстоятельства, свидетельствующие и подтверждающие воспроизведение в государственном кадастре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальных зон, т.е. кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, в случае если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной  зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости или если образуется земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером  54:35:074310:107 внесены в государственный  кадастр недвижимости  26.11.20008,  что следует из кадастровой выписке, по состоянию на дату определения и внесения сведений о границах территориальных зон П-1 и П-2, т.е. на дату утверждения Правил землепользования и застройки г. Новосибирска решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 (в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 26.06.2013 № 898), сведения о границах местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106  уже содержали ошибки, в 2014 году в результате проведения кадастровых работ данная кадастровая ошибка в местоположении указанных смежных земельных участков была выявлена кадастровым инженером, в связи с этим был составлен межевой план в целях исправления кадастровой ошибки, содержащий обоснование такой ошибки. Органом кадастрового учета на основании данного межевого плана принято решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении местоположения границ данных земельных участков. Данное решение было согласовано органом местного самоуправления, т.е. была признана кадастровая ошибка в местоположении границ земельных участков.

Исправление указанной кадастровой ошибки в определении границ местоположения земельных участков привело к тому, что по сведениям государственного кадастра недвижимости территориальная зона пересекает границу земельного участка и соответственно земельный участок с кадастровым номером 54:35:074310:107 исходя из сведений государственного кадастра недвижимости находится в двух территориальных зонах, что противоречит нормам Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, в связи с тем, что границы территориальных зон были сформированы по ранее существовавшим ошибочным границам земельных участков, соответственно границы территориальных зон также были сформированы с ошибками.

В связи с указанными обстоятельствами кадастровым инженером в разделе «Заключение кадастрового инженера» указаны сведения о наличии кадастровых ошибок, обусловленных выявленными и исправленными кадастровыми ошибками в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106 и обоснованно сделан вывод о необходимости проведения органом кадастрового учета анализа на предмет выявления кадастровой ошибки в определении местоположения грани территориальных зон, утвержденных в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Новосибирска решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288.

Кроме того, в дополнение к межевому плану ООО «Изыскатель Плюс» представлены справки от 16.05.2014 № 30.12-7782/15, 30.12-7781/15 главного управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Новосибирска подтверждающие, что земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:074310:107 и 54:35:074310:106 находятся в разных территориальных зонах, что свидетельствует об отсутствии пересечения границ территориальных зон и земельных участков и о наличии в связи с этим кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, поскольку по сведениям государственного кадастра недвижимости такие пересечения границ имеют место быть, а также свидетельствует, что органом местного самоуправления уже была исправлена кадастровая ошибка.

В соответствии с требованиями п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованных лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Таким образом, орган кадастрового учета в данном случае был обязан принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, а также в связи с наличием кадастровой ошибки в определении местоположения границ территориальных зон дополнительно принять решение о необходимости устранения данной кадастровой ошибки, поскольку основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренные п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» у органа кадастрового учета отсутствовали.

Истребование органом кадастрового учета каких-либо дополнительных документов для осуществления государственного кадастрового учета в частности документов, подтверждающих признание кадастровой ошибки органом, утвердившим границы территориальных зон, не предусмотрено в составе необходимых документов, указанном в ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Доводы   учреждения об  обязанности  заявителя представлять ему  документы, подтверждающие признание факта наличия кадастровой ошибки в местоположении границ между зонами П-1 и П-2 органом, утвердившим Правила землепользования и застройки, суд считает не основанным на нормах действующего законодательства. В законодательстве РФ отсутствует требование  об обязательном приложении документа, содержащего  признание ошибки в  местоположении территориальных зон  органом, утвердившим  границы указанных зон.

 Информацию, подтверждающую наличие кадастровой ошибки орган кадастрового учета имел возможность запросить и получить в уполномоченном органе местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, в состав межевого плана, в том числе по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, в случае необходимости дополнительно обосновать результаты кадастровых работ, включается раздел «Заключение кадастрового инженера», в связи с чем, ООО «Изыскатель Плюс» в представленный межевой план был включен данный раздел, обосновывающий выявление кадастровой ошибки в местоположении границ территориальных зон. Вместе с тем, законодательство РФ не содержит обязанности кадастрового инженера представлять какие-либо документы, обосновывающие наличие кадастровой ошибки и ее признание органом, утвердившим границы территориальной зоны, поскольку исходя из вышеизложенного достаточно наличие обоснованного раздела межевого плана. При этом приведение в данном разделе в качестве обоснования наличия кадастровой ошибки иной информации или информации в иной форме, например, отличной от информации, запрашиваемой органом кадастрового учета в данном случае, не может являться основанием для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

 Аналогичной позиции придерживается также  Минэкономразвитие России в письме от 12.03.2014 № ОГ-Д23-1534, на которое ссылается заинтересованное лицо в решении от 29.05.2014 № 54/14-74770.

Таким образом, внесение или не внесение ООО «Изыскатель Плюс» в представленный межевой план дополнительных сведений, обосновывающих наличие кадастровой ошибки в раздел «Заключение кадастрового инженера» не может являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

Факт того, что орган кадастрового учета Правила землепользования и застройки г.Новосибирска не разрабатывал и не утверждал, а так же не наделен полномочиями вносить изменения в указанные Правила, не свидетельствует  о необоснованности требований заявителя.  Ссылки учреждения на то, что  заявитель должен был должен был довести до Мэрии г.Новосибирскасведения  о необходимости исправления местоположения границ территориальных зон П-1 и П-2, прежде чем преобразовывать исходный земельный участок с кадастровым номером 54:35:074310:107, который располагается в двух территориальных зонах, а в случае, если доводы заявителя были бы найдены мэрией города Новосибирска  обоснованными, то в порядке установленном ст.37 Градостроительного кодекса РФ и главой 6 Правил землепользования и застройки г.Новосибирска, орган наделенный соответствующими полномочиями привел бы в соответствие требованиям действующего законодательства местоположение границ территориальных зон П-1 и П-2 с тем, чтобы исходный земельный участок с кадастровым номером 54:35:074310:107 полностью вошел в территориальную зону П-1 не принимаются судом, поскольку на момент  обращения  заявителя  в ФГБУ   Правила землепользования и застройки г.Новосибирска, утв. Решением Совета депутатов  города Новосибирска от 24.06.2009 №1288 (в ред. 26.02.2014 №1047) земельный участок к кадастровым номером  54:35:074310:107 отнесен к  зоне производственных объектов  с различными  нормативами  воздействия на окружающую среду (П-1), что следует из  письма  Департамента строительства и  архитектуры  мэрии г.Новосибирска  от 23.07.2014 №30.07-9205/13. Данное  обстоятельство    заинтересованным лицом не опровергнуто.

Как указывает   заинтересованное лицо,  в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Новосибирска (в редакции Решения Совета депутатов г.Новосибирска от 26.02.2014 №1047), которые были внесены в государственный кадастр недвижимости , местоположение границ территориальных зон П-1 и П-2 было исправлено, что обеспечивает полное вхождение земельного участка с кадастровым номером 54:35:074310:107 в границы территориальной зоны П-1. Мэрия г.Новосибирска в момент возникновения спорной ситуации уже устранила кадастровую ошибку в местоположении границ территориальных зон П-1 и П-2, но не внесла сведения об этом в государственный кадастр недвижимости, и необходимость принятия дополнительного решения филиалом об исправлении кадастровой ошибки отсутствовала.

Указанные доводы  учреждения  не опровергают незаконности оспариваемого решения, заявитель   не  должен нести неблагоприятные последствия  в связи с имевшейся, исправленной и  по существу признанной   кадастровой ошибкой.

Пунктами 3, 5 статьи 10 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

В силу требований пункта 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (статья 15 Закона о кадастре недвижимости); исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Выполнение указанных кадастровых процедур согласно пункту 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости сопровождается принятием решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); о снятии с учета объекта недвижимости; о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости орган государственной власти в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.

Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (ч. 2 статьи 17 Закона N 221-ФЗ).

Таким образом, внесение сведений в реестр объектов недвижимости обусловлено одним из следующих обстоятельств: принятием решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, выявлением ошибок в государственном кадастре недвижимости, информационным взаимодействием между органами кадастрового учета и органами государственной власти, органами местного самоуправления.

При этом в любом случае орган кадастрового учета должен принять решение о внесении соответствующих сведений, изменений в территориальные зоны в соответствии с  Правилами землепользования и застройки г.Новосибирска (в редакции Решения Совета депутатов г.Новосибирска от 26.02.2014 №1047 в государственный кадастр недвижимости.

Отсутствие несвоевременность  направления сведений ,отсутствие надлежащего взаимодействия  со стороны  Мэрии г.Новосибирска не свидетельствует о  правомерности оспариваемого решения.

  В данном случае   бездействие органа кадастрового учета по не исправлению кадастровой ошибки значение не имеет поскольку предметом спора не является, на момент    подачи заявления и принятия оспариваемого решения имелись  принятые Правила землепользования и застройки г.Новосибирска (в редакции Решения Совета депутатов г.Новосибирска от 26.02.2014 №1047, устранившие кадастровую ошиибку.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на государственные бюджетные учреждения, наделенные полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушением данных требований. В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области наделен полномочиями органа кадастрового учета.

В соответствии с ч. 10 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технически план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:1)        в качестве индивидуального предпринимателя;  2)в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. Представленный межевой план был составлен и представлен кадастровым инженером Большаковым Вадимом Владимировичем (квалификационный аттестат кадастрового инженера от 29.12.2010 серия А № 00000115), состоящим в штате работников ООО «Изыскатель Плюс» на основании трудового договора.

Оспариваемым Решением № 54/14-74779 от 29.05.2014 органа кадастрового учета нарушены  права и законные интересы ООО «Изыскатель Плюс», поскольку данное решение незаконно возлагало  на ООО «Изыскатель Плюс» обязанность предоставить органу кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета не предусмотренные законом документы, препятствуя  предпринимательской деятельности в области проведения кадастровых работ,  ОО «Изыскатель Плюс» вынуждено нести риск неисполнения имеющегося  в материалах дела договора подряда с  ООО ПКФ «Морепродукт К» на проведение кадастровых работ  и риск ответственности перед заказчиком проведения кадастровых работ за предоставление результата кадастровых работ - межевого плана.

В настоящее время, как следует из пояснений сторон, по заявлению заявителя   в сентябре 2014 года  заинтересованным  лицом- ФГБУ ФКП Росреестра в лице  филиала по НСО устранены  нарушения  прав заявителя , осуществлен  кадастровый  учете и поставлены на  кадастровый учет   4 земельных участка, образуемые в результате раздела   земельного участка 54:35:074310:107,в связи с чем заявитель не   просит обязать   устранить нарушения его прав и интересов, первоначально изложенные  в   п.2,3  искового заявления, в связи с чем в порядке ст.201 АПК РФ    суд  считает необходимым на оказание    в резолютивной части   на   удовлетворение требования о признании недействительным  оспариваемого решения, поскольку на момент  обращения  заявителя  за судебной защитой, в т.ч. на момент рассмотрения дела , оно не  отменено,  являлось не соответствовало п.2 ст.26 Закона о кадастре ,оснований  для   вывода о наличии 2 территориальных зон  в отношении    вышеназванного   земельного участка на момент принятия  оспариваемого решения не имелось. Оснований для отказа в иске  суд не находит. Госпошлина по правилам ст.110 АПК РФ относится на  заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным решение № 54/14-74779 от 29.05.2014, принятое ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области по заявлению ООО «Изыскатель плюс».

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии» в пользу ООО «Изыскатель плюс» государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

       После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

      Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.

Судья

И.А. Рубекина