ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-13081/20 от 30.07.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                         Дело № А45-13081/2020

10 августа 2020 года

         Решение в виде резолютивной части принято 30 июля  2020 года

  Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2020 года

Арбитражный суд Новосибирской области  в составе судьи Морозовой Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (ИНН <***>) г. Новосибирск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Национальная почтовая служба Сибирь» (ИНН <***>) г. Новосибирск,

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 01.06.2020 по делу №АП-54/2/366),

без вызова представителей сторон,

установил:

управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее – заявитель, управление, Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлеченииобщества с ограниченной ответственностью «Национальная почтовая служба Сибирь» (далее – заинтересованное лицо, общество, ООО «НПС Сибирь»)  к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.06.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о рассмотрении искового заявления в порядке упрощенного производства.

Заинтересованное лицо отзывом на заявление, отзывом на возражения указывает на то, что обществом исполнена  обязанность о предоставлении сведений о базе  расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания надлежащим образом, в подтверждение факта  отправки представлена копия описи вложения и отчета об отслеживании почтового отправления  в адрес федерального агентства связи.  Датой отправки бандероли с документами (накладная № 1174163829) является 27.04.2020, то есть  обществом предоставлены соответствующие сведения своевременно. Кроме того, общество указывает на то, что административным органом   не надлежащим образом  направлено уведомление о времени и месте составления протокола  об административном правонарушении, поскольку генеральным директором общества является  не ФИО1, а ФИО2 В связи с тем, что уведомление  от 18.05.2020 № 6892-02/54 о составлении протокола об  административном правонарушении не было направлено в адрес законного представителя ООО «НПС Сибирь», общество считается не извещенным надлежащим образом о совершении данного процессуального действия.

Дело рассмотрено в порядке статей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

30.07.2020 судом вынесено решение в виде резолютивной части.

В связи с поступлением соответствующего ходатайства 03.08.2020 судом 10.08.2020 изготовлено мотивированное решение.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу из Федерального  агентства связи (Россвязь) поступила информация от 14.05.2020 № РШ-П33-3015 о неисполнении ООО «НПС Сибирь» обязанности предусмотренной частью 5 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

В результате рассмотрения данного обращения заявителем установлено, что ООО «Национальная почтовая служба Сибирь» является владельцем лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 143267 на оказание на телематических услуг связи (далее - лицензия № 143267).

В соответствии с пунктом 11 лицензионных требований, предусмотренных лицензией №143267, лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Порядок и форма предоставления Сведений определены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания», которое в свою очередь является федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Отсчет кварталов ведется с начала календарного года, первый квартал 2020 года календарно окончен 31.03.2020, следовательно, обязанность предоставить в Федеральное агентство связи сведения за 1 квартал 2020 года возникла у ООО «Национальная почтовая служба Сибирь» с 01.04.2020 по 30.04.2020. Согласно информации Федерального агентства связи, поступившей в Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу (вх. от 15.05.2020 № 73896), ООО «Национальная почтовая служба Сибирь» в нарушение требований пункта 1 Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания Сведения за 1 квартал 2020 года в Федеральное агентство связи в установленный срок не представлены.

Нарушение ООО «Национальная почтовая служба Сибирь» требований Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания влечет за собой нарушение пункта 11 лицензионных требований, предусмотренных лицензией № 143267.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

По данному факту ведущим специалистом-экспертом управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении от 01.06.2020 № АП-54/2/366.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ООО «НПС Сибирь» к административной ответственности.

Исследовав письменные материалы по делу, оценив доказательства и изучив доводы сторон, представленные в обоснование своих требований и возражений в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявление административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

   Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в области связи.

Объективной стороной правонарушения, является осуществление предпринимательской деятельности в области связи с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектом данного правонарушения является лицо, на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

На основании статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Пунктом 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что  лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

Пунктом 36 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ определено, что деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

В силу статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Основными принципами осуществления лицензирования являются: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации; 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования (статья 4 Закона № 99-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003  № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В развитие вышеуказанных положений Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» в перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, включены телематические услуги  связи (пункт 16).

В силу пункта 11 раздела I Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания телематические услуги  связи отнесено представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Частью 5 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

В целях контроля полноты и своевременности перечисления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания и в соответствии с Перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 утвержден Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

ООО «Национальная почтовая служба Сибирь» является владельцем лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 143267 на оказание на телематических услуг связи.

В соответствии с пунктом 11 лицензионных требований, предусмотренных лицензией №143267, лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Согласно пунктам 1, 2, 3 Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи Сведения по форме приведенной в приложении № 1 Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания (далее - Форма). В случае, если в течение отчетного квартала лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей. Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289. Лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, деятельность которого по оказанию услуг связи осуществлялась неполный отчетный период, представляет Сведения за тот период времени, в течение которого эта деятельность осуществлялась. В случае, если лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, не оказывает услуги, перечисленные в Форме, то заполнение соответствующих строк производится.

Отсчет кварталов ведется с начала календарного года, первый квартал 2020 года календарно окончен 31.03.2020, следовательно, обязанность предоставить в Федеральное агентство связи Сведения за 1 квартал 2020 года возникла у ООО «Национальная почтовая служба Сибирь» с 01.04.2020 по 30.04.2020.

Согласно информации Федерального агентства связи, поступившей в Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу (вх. от 15.05.2020 № 73896), ООО «Национальная почтовая служба Сибирь» в нарушение требований пункта 1 Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания Сведения за 1 квартал 2020 года в Федеральное агентство связи в установленный срок не представлены.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Факт не соблюдения обществом лицензионных требований и условий в полной мере подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Довод заинтересованного лица об исполнении обязанности  по предоставлению сведений о базе  расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, основанных на приложенных к отзыву документах, отклоняется судом ввиду следующего.

 Согласно пункту 11 Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи Сведения по форме, приведенной в приложении № 1 Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания.

Отсчет кварталов ведется с начала календарного года, первый квартал 2020 года календарно окончен 31.03.2020, следовательно, обязанность предоставить в Федеральное агентство связи Сведения за 1 квартал 2020 года возникла у ООО «НПС Сибирь» с 01.04.2020 по 30.04.2020.

Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289 (пункт 2 Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания).

Письмо Федерального агентства связи, поступившего в Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу 15.05.2020 (исх. от 14.05.2020 № РШ-ПЗЗ-3015) подтверждает факт не предоставления сведений на 01.05.2020 ООО «НПС Сибирь».

Из представленных обществом документов судом не усматривается, что опись вложения в Россвязь соответствует отчёту об отслеживании, в описи вложения отсутствует  дата ее составления.  Из  копии накладной № 1174163829 не усматривается, что обязанность по предоставлению сведений в резерв универсального обслуживания исполнено ООО «НПС Сибирь», так как  отправителем по данной корреспонденции является ООО «Айдиэм групп», из данной накладной нельзя сделать вывод о дате ее составления, так как дата ее составления нечитаемая. Кроме того, в указанной накладной  получателем указано  в разделе  компания – ФАС, в разделе  ФИО – Федеральное агентство связи, приемная, в разделе адрес – г. Москва, Николоямский пер, 3а, стр.2. При этом согласно трек-номеру заказа по отслеживанию по накладной № 174163829 корреспонденция вручена по адресу - а/я ФАС, Москва, 06.05.2020, не указанному в накладной.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления сведений в резерв универсального обслуживания не предусматривает возможность направления сведений на а/я Россвязи.

При этом, договор между ООО «Айдиэм групп» и ООО «НПС Сибирь» подтверждает факт оказание услуг почтовой связи (прием, обработка, пересылка и доставка (вручение) почтовых отправлений, а не на направление сведений в резерв универсального обслуживания.

Таким образом, доказательств того, что ООО «НПС Сибирь» при осуществлении лицензируемого вида деятельности были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение лицензионных требований, в материалы дела  не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что управлением  доказано наличие в действиях общества события вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу осуществления лицензируемого вида деятельности на ООО «НПС Сибирь» возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.

Поскольку в материалы дела обществом не представлены доказательства того, им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, то в действиях общества содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.

Выявленное административное правонарушение свидетельствует об отсутствии со стороны лицензиата надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным требованиям.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, общество не приняло всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным наличие в действиях ООО «НПС Сибирь» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Доводы заявителя о том, что общество не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте  составления протокола, поскольку в уведомлении указан генеральный директор ООО «НПС Сибирь» ФИО1, а не ФИО2, судом отклоняется ввиду следующего.

Уведомление от 18.05.2020 № 6892-02/54 о составлении протокола  об административном  правонарушении  направлено  Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу по адресу общества, указанному в выписке из единого государственного реестра юридических лиц – 630049, <...> этаж. В качестве доказательств отправки представлен список  № 140 внутренних почтовых отправлений от 19.05.2020 (штриховой  почтовый идентификатор  80054748669961). На представленной копии почтового конверта, адресат указан – ООО «Национальная почтовая служба Сибирь». Аналогичная информация содержится в отчете сформированном на официальном сайте  Почты России, где получателем указано – ООО «Национальная почтовая служба Сибирь».

Согласно пункту 6  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года № 343.

Такая позиция  направлена  на пресечение возможности уклонения от административной  ответственности путем неполучения корреспонденции и последующей неявки  на  составление административного протокола и на рассмотрение административного дела.

Согласно статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (часть 3 статьи 25.15 КоАП РФ).

Согласно пункту  34 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» почтовые отправления разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителем) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80084748669961, 19.05.2020 присвоен трек-номер, 21.05.2020 отправление прибыло в место вручение, 29.05.2020 осуществлен возврат отправителю из-за  истечения срока хранения, 01.06.2020 вручено адресату.

С учетом изложенного, неполучение лицом, привлекаемым к административной ответственности, уведомления административного органа о составлении протокола об административном правонарушении, направленное по адресу его места регистрации, нельзя расценивать в качестве ненадлежащего извещения.

На дату составления протокола об административном правонарушении административный орган располагал  сведениями о надлежащем извещении ООО ООО «НПС Сибирь» о времени и месте совершения данного процессуального действия.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

Оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности судом не усматривается.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с названным Кодексом.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «НПС Сибирь» (ИНН <***>) является малым предприятием,  включенным в реестр 01.08.2016.

В рассматриваемом случае, исходя из фактических обстоятельств дела, суд учитывает, что данных, свидетельствующих о привлечении к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений в материалах дела не имеется, вменяемое правонарушение не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба.

Вменяемое правонарушение не подпадает под исключения замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные частью 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Таким образом, учитывая статус субъекта административного правонарушения, объективную сторону совершенного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, суд приходит к выводу о возможности назначить ООО «НПС Сибирь» наказание, заменив административный штраф, предусмотренный санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, на предупреждение.

Вопрос по распределению судебных расходов по государственной пошлине судом не разрешается, поскольку в силу статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Национальная почтовая служба Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***> дата регистрации 29.02.2016, место нахождения: 630049, <...> этаж 1) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание  в виде предупреждения.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Л.Н. Морозова