ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1326/2018 от 14.05.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                           Дело № А45-1326/2018

18 м ая 2018 года

резолютивная часть решения объявлена 14 мая  2018 года

решение в полном объеме изготовлено 18  мая 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Поповой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки институт физико-технических проблем севера им. В.П. Ларионова Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск к Сибирскому территориальному управлению Федерального агентства научных организаций Российской Федерации, г. Новосибирск о признании недействительным отказа  от 20.10.2017

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Ноговицын А.В. по доверенности от 17.01.2018, паспорт

заинтересованного лица: Авдеева А.С. по доверенности от 29.11.2017 № 39, паспорт

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт физико-технических проблем севера им. В.П. Ларионова Сибирского отделения Российской академии наук (далее по тексту – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением  к Сибирскому территориальному управлению Федерального агентства научных организаций Российской Федерации (далее по тексту – заинтересованное лицо, агентство) о признании недействительным отказа  от 20.10.2017  № 86-03-10/4772 в списании  особо ценного имущества – подъемного крана КС.

Заявленные требования мотивированы ссылкой на   подпункт «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ № 834 № 14.10.2010. Также учреждение ссылается на то, что заявитель с 2012 года ежегодно обращался в МВД  с заявлениями о факте хищения, по результатам проверки  которого вынесено постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела. Документы, необходимые для списания    - технический паспорт списываемого имущества, отсутствует, поскольку объект списания выпущен в 1985 году и за этот период  лица, ответственные за хранение документов, менялись. Относительно возмещения нанесенного ущерба, заявитель указывает, что первоначальная  стоимость объекта составляла 3 429 828,09 руб. На момент хищения износ составил 100%, остаточная стоимость  составила 0 руб. Отказ агентства в списании имущества считает необоснованным.  Списание данного  объекта не приведет к ухудшению условий осуществления заявителем  деятельности, предусмотренной уставом.

Агентство возражает относительно заявленных требований. В отзыве ссылается на то, что  причиной для списания  особо ценного имущества заявитель указал хищение, однако постановление об отказе в возбуждении уголовного дела  вынесено в связи с отсутствием события преступления. Обжаловано оно не было. Доказательств принятия мер по возмещению  нанесенного ущерба государству не приложено.  Основания для списания имущества  отсутствовали. Подробно изложено в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра федерального имущества от 09.10.2017 № 330/1 у Федерального государственного бюджетного учреждения науки институт физико-технических проблем севера им. В.П. Ларионова Сибирского отделения Российской академии наук на праве оперативного управления  имеется движимое имущество особой ценности – подъемный кран КС, инвентарный номер 000000001100, 1985 года выпуска,  первоначальная стоимость 3429828 руб.  Указанное имущество внесено в перечень 23.12.2013.

17.10.2017 заявитель направил  в Сибирское территориальное управление ФАНО России заявление о списании особо ценного имущества – подъемного краса КС в связи с хищением данного имущества.

Письмом от 20.10.2017 № 86-03-10/4772 Агентство отказано в списании данного имущества по причине непредставления документов: копии технического паспорта объекта особо ценного движимого имущества, копии постановления о возбуждении уголовного дела, копии постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие  принятие мер по защите интересов учреждения или возмещения причиненного ущерба; копии документов, подтверждающих факт возмещения нанесенного ущерба государству в случаях хищения имущества, причинения повреждений имуществу или его уничтожения.

Считая данный отказ незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

 Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к убеждению, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, ввиду следующего.              

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого бездействия государственных органов незаконным суд должен установить наличие двух условий в совокупности: бездействие государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 года N 834 (далее - Положение) определены особенности списания федерального имущества, в том числе основания для списания федерального имущества, необходимость и порядок согласования списания недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Согласно пункту 2 Положения под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

В силу пункта 3 Положения решение о списании федерального имущества принимается, в том числе в случае, если федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Подпунктом "б" пункта 4 Положения установлено, что решение о списании федерального имущества принимается в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений.

Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735 образовано Федеральное агентство научных организаций.  Во исполнение данного Указа  постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959 утверждено Положение о Федеральном агентстве научных организаций (далее - Положение о ФАНО России).

В соответствии с п. 5.3.1. Положения о ФАНО России, на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ФАНО России осуществляет функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.

На основании п. 6.9. Положения о Сибирском ТУ ФАНО России, утвержденного приказом ФАНО России от 07.07.2014 № 153 Сибирское ТУ ФАНО России реализует в отношении подведомственных Агентству организаций, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности Сибирского ТУ ФАНО России, в том числе, полномочия по списанию особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными государственными бюджетными учреждениями собственником или приобретенного федеральными государственными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества.

Правительство Российской Федерации распоряжением от 30.12.2013 N 2591-р утвердило соответствующий перечень организаций, подведомственных ФАНО, в который включен заявитель.

В соответствии с пунктом 1 перечня документов, представляемых подведомственными федеральному агентству научных организаций федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями для согласования списания особо ценного движимого имущества (приложение № 2 к приказу Федерального агентства научных организаций от 05.05.2016) (далее по тексту Перчень) представляются документы:

- сопроводительное письмо с указанием всех прилагаемых документов, причин списания, перечень объектов особо ценного движимого имущества;

-  копия распорядительного акта Учреждения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества, копия протокола заседания Комиссии о невозможности и (или) нецелесообразности использования объекта особо ценного движимого имущества и принятия решения о его списании;

- технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания особо ценного движимого имущества,

- копия инвентарной карточки учета предлагаемого к списанию федерального имущества,

- техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов особо ценного движимого имущества, скрепленные печатью (при наличии) технического эксперта;

- выписка (или копия выписки) из реестра федерального имущества, подтверждающая внесение объекта в указанный реестр в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества";

- информация, подтверждающая наличие или отсутствие обременений, установленных в отношении списываемого объекта (объектов) особо ценного движимого имущества, в том числе о процедурах исполнительного производства организации, если такие введены;

- оформленный Комиссией акт о списании.

Согласно пункту 2 Перечня в случае списания автотранспортных средств, помимо документов, перечисленных в пункте 1 Перечня, представляются:

- копия технического паспорта автотранспортного средства.

- копия свидетельства о государственной регистрации автотранспортного средства.

- сведения о прохождении последнего технического осмотра.

Из пункта  4  Перечня следует, что в случае списания особо ценного движимого имущества в результате хищения или нанесения ущерба, кроме перечисленных в пункте 1 Перечня документов, дополнительно прилагаются:

- копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов Учреждения или возмещению причиненного ущерба.

- копия приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников Учреждения), допустивших повреждение объекта особо ценного движимого имущества.

- копии документов, подтверждающих факт возмещения нанесенного ущерба государству, в случаях хищения имущества, причинения повреждений имуществу или его уничтожения (взыскание ущерба с виновных лиц, если таковые установлены компетентными органами или самой организацией, за которой имущество закреплено, либо страховое покрытие убытков, если имущество было застраховано).

В соответствии со ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Ущерб в результате уничтожения имущества определяется в размере стоимости полностью уничтоженного (утраченного) исходя из его оценочной стоимости.

В случае возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, точный размер фактического ущерба необходимо установить в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 153-ФЗ).

В статье 7 Закона № 153-ФЗ указано, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Таким образом, размер причиненного материального ущерба оценивается в виде рыночной стоимости.

Доказательств проведения оценки имущества, возмещения ущерба  государству не представлено.

Поскольку учреждением при  обращении в  агентство  в сопроводительном письме указана причина  списания транспортного средства являющегося особо ценным движимым имуществом, его хищение, то учреждению  необходимо было  приложить  дополнительно  в соответствии с п. 4 Перечня  копию постановления о возбуждении уголовного дела, копии постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов Учреждения или возмещению причиненного ущерба, копию приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников Учреждения), допустивших повреждение объекта особо ценного движимого имущества, копии документов, подтверждающих факт возмещения нанесенного ущерба государству, в случаях хищения имущества.

Вместе с тем, учреждением   было приложено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 12.12.2012. При этом основанием для отказа в возбуждении уголовного дела  явилось отсутствие события  преступления. Поскольку данное постановление не было обжаловано заинтересованными лицами,  суд соглашается с доводом агентства о  непринятии  учреждением мер по защите интересов Учреждения или возмещению причиненного ущерба.

Довод заявителя о том, что он неоднократно обращался  с заявлениями по факту хищения, правового значения в данном случае не имеет, поскольку по результатам обращений органами МВД  выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного  дела в  связи с отсутствием события преступления.

Порядок списания федерального особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, либо федерального движимого имущества определен в  Положении об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834, с учетом Приказа Федерального Агентства научных организаций  от 5 мая 2016 г. № 19-н «Об утверждении перечней документов, необходимых для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за организациями, подведомственными федеральному агентству научных организаций». Не соблюдение установленных требований является основанием для отказа  в принятии  полномочным органом решения об отказе в списании особо ценного имущества – подъемного крана КС.

Учитывая изложенное,  оснований для удовлетворения требования  Федерального государственного бюджетного учреждения науки институт физико-технических проблем севера им. В.П. Ларионова Сибирского отделения Российской академии наук не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

         В удовлетворении заявленных требований отказать.

         Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

         Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

         Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

     Судья                                                                                          И.В. Попова