АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, каб. 317
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело №А45-13291/2008
52/326
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2008 года
Решение изготовлено в полном объеме 09 октября 2008 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Абаимовой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Новосибирской области
к ЗАО «Регион-ТВ»
о привлечении к административной ответственности
при участии представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.09.2008г.
заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 26.09.2008г.
В Арбитражный суд Новосибирской области поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Новосибирской области о привлечении ЗАО «Регион-ТВ» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указом Президента РФ от 12.03.2007 № 320 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) и Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) преобразованы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
В порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом произведена замена Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Новосибирской области на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Новосибирской области (далее – заявитель).
Заявленные требования мотивированы осуществлением обществом вещания продукции СМИ «ТВ-3 Россия» с нарушением лицензионных требований, установленных подпунктом 2.2 пункта 2 Приложения № 2 к Лицензии на осуществление телевизионного вещания ТВ № 10652 от 10.10.2006г.
В отзыве на заявление общество считает заявленные требования необоснованными, ссылаясь на отсутствие в его действиях вины в совершении правонарушения, поскольку, являясь вещателем (распространителем) средств массовой информации (телепрограмм) «ТВ-3 Россия», учредителем которого является ЗАО «Телеканал 27», расположенное в г. Москве, общество вправе выполнять только функции распространения, при этом определять содержание телепрограмм или как-то влиять на деятельность СМИ распространитель не имеет права. Не осуществить вещание телепрограмм «ТВ-3 Россия» на том основании, что она не соответствует процентному соотношению направлений вещаний телепрограммы, указанному в лицензии, будет означать приостановление или прекращение деятельности СМИ, что возможно в силу статьи 16 Закона РФ «О средствах массовой информации» только по решению учредителя или судом.
Общество полагает, что действующим законодательством о средствах массовой информации не урегулированы отношения, возникающие между редакцией и вещателем по формированию продукции средства массовой информации.
Кроме того, по мнению ЗАО «Регион ТВ» на момент рассмотрения дела в суде истек срок для привлечения общества к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административной ответственности.
Как следует из материалов дела, заявителем было проведено плановое мероприятие по проверке соблюдения условий лицензии на осуществление телевизионного вещания ТВ № 10652 и правил распространения телепрограмм ЗАО «Регион ТВ», по результатам которой составлен Акт от 20.08.2008г., в котором зафиксированные выявленные нарушения – фактическое процентное соотношение тематических направлений вещания продукции СМИ «ТВ-3 Россия», осуществляемое ЗАО «Регион ТВ» в период с 01.08.2008г. по 07.08.2008г., не соответствует процентному соотношению тематических направлений вещания, указанных в подпункте 2.2. пункта 2 Приложения № 2 к Лицензии на осуществление телевизионного вещания ТВ № 10652; трансляции культурно-просветительского, музыкального направлений вещаний СМИ «ТВ-3 Россия» в указанный период не установлено.
Полагая, что в действиях общество содержится состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заявителем в отношении общества был составлен Протокол об административном правонарушении от 20.08.2008г., послуживший основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под термином «лицензия» понимает специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности
Порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания установлен в Положении о лицензировании телевизионного и радиовещания в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 № 1359 (далее – Положение о лицензировании).
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации , зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.
В силу пункта 15 названного Положения о лицензировании лицензиат несет ответственность за осуществление своей вещательной деятельности в строгом соответствии с порядком, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
На основании Лицензии на осуществление телевизионного вещания от 10.10.2006 серия ТВ № 10652 ЗАО «Регион-ТВ» осуществляет распространение средств массовой информации «Регион» и «ТВ-3 Россия».
Согласно приложению № 2 к лицензии на осуществление телевизионного вещания от 10.10.2006 серия ТВ № 10652, обществу предоставлено право вещания СМИ «ТВ-3 Россия» по направлениям: телевидение по вопросам достижения мировой цивилизации в экономике бизнесе, науке, просвещении, культуре, социальных преобразованиях, мировых и региональных новостей (10%), культурно-просветительское (4%), детское (7%), музыкальное (6%), развлекательное (25%), художественные (игровые) кинофильмы (57%).
В ходе проверки заявителем установлены следующие фактические процентные соотношения тематических направлений вещания СМИ «ТВ-3 Россия»: телевидение по вопросам достижения мировой цивилизации в экономике бизнесе, науке, просвещении, культуре, социальных преобразованиях, мировых и региональных новостей (10, 6 %), культурно-просветительское (не установлено), детское (1,8%), музыкальное (не установлено), развлекательное (21, 1%), художественные (игровые) кинофильмы (66,5%).
Таким образом, заявителем было выявлено нарушение обществом лицензионных требований, соблюдение которых является обязательным в силу статьи 31 Закона о СМИ.
Не оспаривая факт нарушения, общество ссылается на отсутствие в его действиях вины, по причине отсутствия у него установленной законом возможности влиять на содержание телепрограмм или деятельность ЗАО «Телеканал 27».
Данные доводы не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 приложения № 1 к Лицензии серии ТВ № 10652 вещание осуществляется с соблюдением законодательства РФ в соответствии с заявленной программной концепцией и условиями осуществления вещания.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании для получения лицензии должно быть представлено, в том числе, заявление по форме, устанавливаемой Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию.
Из пункта 11 заявления установленной формы (сайт Россвязькомнадзора www.rsoc.ru) одним из документов, прилагаемых к заявлению, является программная концепция вещания по установленной форме. В случае использования заявителем программ нескольких СМИ (в данном случае ЗАО «Регион ТВ» использует программу собственно СМИ – «Регион» и СМИ сетевой программы «ТВ-3 Россия») процентное соотношение направлений вещания сетевого партнера заявитель вправе запросить непосредственно у сетевого партнера (пояснения к заполнению бланка «Программная концепция вещания»).
Таким образом, у общества существавола возможность определить процентные соотношения тематических направлений вещания сетевого партнера в соответствии с его программой.
Доказательств, того, что ЗАО «Регион ТВ» запрашивало у «ТВ-3 Россия» процентное соотношение направлений вещания, общество в материалы дела не представило.
Как следует из материалов дела, распространение СМИ «ТВ-3 Россия» осуществляется обществом на основании Договора № 1000/94 от 16.08.2004г., заключенного с ЗАО «Телеканал 27», предметом которого является предоставление ЗАО «Телеканал 27» обществу неисключительного права на однократный показ Программных блоков ТВ3 на территории г. Новосибирска и населенных пунктов, указанных в Приложении № 1 к договору, по эфирному частотному каналу общества, указанному в Приложении № 1 к договору, в соответствии с сеткой вещания, указанной в Приложении № 2 к договору, за вознаграждение.
Вместе с тем, в Лицензии серии ТВ № 10652 указывается определенное процентное соотношение направлений вещания СМИ сетевой телепрограммы «ТВ-3 Россия», заявленное лицензиатом при получении лицензии на вещание, а не указывается, что ЗАО «Регион ТВ» вещает телепрограмму «ТВ-3 Россия» в соответствии и на условиях сетевого Договора № 1000/94 от 16.08.2004г., заключенного с ЗАО «Телеканал 27».
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что у общества имелась возможность для соблюдения лицензионных правил, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем действия ЗАО «Регион ТВ» образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ссылка общества на то, что соблюдение установленного в лицензии процентного соотношения направлений вещания невозможно, ввиду указания в лицензии 109%, не может служить основанием для освобождения общества от ответственности, поскольку, несмотря на допущенную лицензирующим органом арифметическую ошибку, в ходе проверки было выявлено, что трансляция культурно-просветительского, музыкального направлений вообще не осуществлялась, что является нарушением лицензионных условий, вне зависимости от размеров установленных процентов.
При проверке судом соблюдения заявителем процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, нарушений не установлено.
Доводы общества об истечении срока для привлечения общества к ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно частей 1, 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
По мнению общества, поскольку в ходе проверки был исследован определенный период деятельности – с 01.08.2008г. по 07.08.2008г., следовательно, срок для привлечения общества к ответственности истек 07.10.2008г.
Как следует из материалов дела, 20.08.2008г. заявителем была проведена плановая проверка соблюдения обществом условий лицензии на осуществление телевизионного вещания ТВ № 10652 и правил распространения телепрограмм. В ходе проведения указанной проверки было выявлено нарушение лицензионных требований в период с 01.08.2008г. по 07.08.2008г. Следовательно, именно в этот момент (то есть 20.08.2008) выявлено совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, срок давности привлечения общества к административной ответственности в данном случае необходимо исчислять со дня обнаружения правонарушения, то есть с момента проведения проверки.
Следовательно, на момент рассмотрения спора по существу (08.10.2008) предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
При назначении наказания суд, учитывая смягчающие обстоятельства – привлечение общества к ответственности впервые, считает возможным определить размер штрафа в минимальном размере 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 01.10.2008г. по 08.10.2008г.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь ЗАО «Регион-ТВ», находящееся по адресу: <...>, офис 207а, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
ИНН <***>, КПП 5407011001
Получатель – УФК Минфина России по Новосибирской области (Управление Россвязькомнадзора по Новосибирской области)
Счет получателя – 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск
БИК – 045004001
Код доходов бюджетной классификации – 08511690040040000140
ОКАТО 50401000000
Назначение платежа – административный штраф
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Т.В.Абаимова