ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1331/13 от 26.03.2013 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск Дело № А45-1331/2013

26 марта 2013 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тринит-Н», г. Новосибирск (ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2012 № 12991966

без вызова сторон.

Общество с ограниченной ответственностью «Тринит-Н» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2012 № 12991966 (далее - оспариваемое постановление).

Стороны надлежащим образом уведомлены о том, что дело принято к производству в порядке упрощенного производства, а также о сроках предоставления доказательств по делу.

Заявителем определение от 04.02.2013 было получено 11.02.2013, заинтересованным лицом 13.02.2013.

Представленные в установленные сроки документы размещены на официальном интернет ресурсе арбитражного суда в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заявитель в обоснование заявленных требований указал на отсутствие события и состава административного правонарушения (относительно отдельных объектов торговли расстояние определено от объекта который не является образовательным учреждением (общежитие не является образовательным учреждением), относительно отдельных объектов торговли заинтересованным лицом неверно определено расстояние до территории образовательной организации). Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, по основаниям, изложенным в отзыве, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.

04.09.2012 (вх. № 3811) заинтересованному лицу поступило обращение по факту нарушения обществом требований Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее – Закон № 87-ФЗ) в части несоблюдения положений о запрете розничной продажи табачных изделий на расстоянии менее чем сто метров от границ территории образовательной организации (учреждения).

В связи с получением указанной информации 01.11.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа, был произведен выход:

-по адресу: <...> место осуществления деятельности общества - торговый киоск, совмещенный с остановочным пунктом движения общественного транспорта «НИИЖТ» около дома 187, место осуществления деятельности общества, в порядке, предусмотренном статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлен протокол № 3811 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в котором было зафиксировано, что в торговом киоске общества, совмещенном с остановочным пунктом движения общественного транспорта «НИИЖТ» по адресу: <...> около дома 187, обществом производится розничная продажа табачных изделий, а именно сигареты: «Кент» стоимостью 60 рублей за единицу продукции (в количестве 3 штук); «Кент» стоимостью 65 рублей за единицу продукции (в количестве 3 штук); «Ява золотая классическая» стоимостью 33 рубля за единицу продукции (в количестве 2 штук); «Петр I» стоимостью 33 рубля за единицу продукции (в количестве 4 штук);

-по адресу: <...> место осуществления деятельности - торговый киоск, совмещенный с остановочным пунктом движения общественного транспорта «НИИЖТ» около дома 376, в порядке, предусмотренном статьей 27.8 КоАП РФ составлен протокол № 3811/1 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в котором было зафиксировано, что в торговом киоске общества, совмещенном с остановочным пунктом движения общественного транспорта «НИИЖТ» по адресу: <...> около дома 376, обществом производится розничная продажа табачных изделий, а именно сигареты: «Кент» стоимостью 60 рублей за единицу продукции (в количестве 3 штук); «Кент» стоимостью 65 рублей за единицу продукции (в количестве 3 штук); «Ява золотая классическая» стоимостью 33 рубля за единицу продукции (в количестве 2 штук); «Палл Малл» стоимостью 37 рублей за единицу продукции (в количестве 1 штуки); «Петр I» стоимостью 33 рубля за единицу продукции (в количестве 4 штук); «Винстон Блэк» стоимостью 47 рублей за единицу продукции (в количестве 3 штук).

При осмотре выявлен факт продажи табачных изделий, табачные изделия выставлены на витрине торговых киосков с наличием оформленных ценников, при этом на расстоянии менее чем в ста метрах от торговых киосков расположена территория образовательного учреждения (здание общежития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» (далее – образовательное учреждение, СГУПС)), местонахождение общежития: <...>.

Согласно ответа на запрос, полученного административным органом, от администрации Заельцовского района города Новосибирска (от 30.10.2012 № 9651) расстояние от границы территории образовательного учреждения до торгового киоска (расположенного по адресу: <...> около дома 187) составляет 13,5 м., до киоска (расположенного по адресу: <...> около д. 376) составляет 49 м. (замеры расстояния произведены с помощью программы «SAUMI Mapinfo»).

Довод заявителя о том, что общежитие, расположенное в границах территории (земельного участка) образовательного учреждения, не является образовательным учреждением (не имеет соответствующей лицензии, не ведет образовательный процесс), не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1), образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В силу пункта 4 статьи 12 Закона № 3266-1, к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона № 3266-1, общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. 27.09.2011 СГУПС выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности регистрационный № 1921.

Пунктом 16 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71 установлено, что в состав высшего учебного заведения входят кафедры и факультеты, высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру (адъюнктуру), интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные базы практик, учебные театры, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, физкультурно-спортивные клубы и другие структурные подразделения.

При этом общежитие являющееся частью имущественного комплекса образовательного учреждения и его структурным подразделением не относится к категории лиц обладающих правоспособностью (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)) и самостоятельно осуществляющих свою деятельность, то есть заявитель, ошибочно приравнивает «общежитие» к субъектам гражданских прав.

Кроме того, в соответствии с Примерным положением о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, студенческое общежитие предназначено для временного проживания и размещения:

- на период обучения иногородних студентов, аспирантов, докторантов, ординаторов, интернов, обучающихся по очной форме обучения;

- на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации аспирантов, докторантов, обучающихся по заочной форме обучения;

- абитуриентов на период прохождения вступительных испытаний.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что хотя непосредственно учебный процесс в помещениях общежития не ведется (письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 26.12.2012 № 3629/30), но студенческие общежития предназначены для обеспечения учебного процесса, и являются необходимым условием для его проведения.

09.11.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа, был произведен выход по адресу: <...> место осуществления деятельности общества - торговый киоск, совмещенный с остановочным пунктом движения общественного транспорта «Магазин Чемпион» около дома 157 в порядке, предусмотренном статьей 27.8 КоАП РФ составлен протокол № 4070 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в котором было зафиксировано: в торговом киоске общества, совмещенном с остановочным пунктом движения общественного транспорта «Магазин Чемпион» по адресу: <...> около дома 157, обществом производится розничная продажа табачных изделий, а именно сигареты: «Петр I», золотая серия, стоимостью 33 рубля за единицу продукции (в количестве 4 штук); «Винстон» стоимостью 44 рубля за единицу продукции (в количестве 4 штук); «Мальборо» стоимостью 65 рублей за единицу продукции (в количестве 7 штук); «Парламент» стоимостью 75 рублей за единицу продукции (в количестве 5 штук).

09.11.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа, был произведен выход по адресу: <...> место осуществления деятельности общества - торговый киоск, совмещенный с остановочным пунктом движения общественного транспорта «Магазин Чемпион» около д. 157/1, в порядке, предусмотренном статьей 27.8 КоАП РФ составлен протокол № 4070/1 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в котором было зафиксировано: в торговом киоске общества, совмещенном с остановочным пунктом движения общественного транспорта «Магазин Чемпион» по адресу: <...> около д. 157/1, обществом производится розничная продажа табачных изделий, а именно сигареты: «Донской табак» стоимостью 26 рублей за единицу продукции (в количестве 3 штук); «LD» стоимостью 31 рубль за единицу продукции (в количестве 3 штук); «Кисс» стоимостью 33 рубля за единицу продукции (в количестве 3 штук); «Море» стоимостью 30 рублей за единицу продукции (в количестве 3 штук); «Петр I» стоимостью 33 рубля за единицу продукции (в количестве 5 штук).

При осмотре выявлен факт продажи табачных изделий, табачные изделия выставлены на витрине торговых киосков с наличием оформленных ценников, при этом на расстоянии менее чем в ста метрах от торговых киосков расположена территория образовательной организации (общество с ограниченной ответственностью «АвтоЛИДЕР» (далее – образовательная организация, ООО «АвтоЛИДЕР»), лицензия на право ведения образовательной деятельности от 28.12.2011 № 6420), место ведения образовательной деятельности: <...>.

Согласно ответа на запрос, полученного административным органом, от администрации Заельцовского района города Новосибирска (от 20.12.2012 № 11885), расстояние от границы территории здания, где расположено ООО «АвтоЛИДЕР» до торгового киоска общества, расположенного по адресу: <...> около дома 157 составляет 81 м., до торгового киоска общества, расположенного по адресу: <...> около дома 157/1 составляет 52 м. (замеры расстояния произведены с помощью программы «SAUMI Mapinfo»).

Довод заявителя о том, что границы территории ООО «АвтоЛИДЕР» определяются арендуемой площадью помещений в здании административного назначения «Дом проектных институтов» по адресу: <...>, то есть расстояние от образовательной организации должно измеряться от границы арендуемого помещения, с учетом протяженности коридоров здания, лестничных маршей, до выхода из здания определенного в установленном порядке (заключение общества с ограниченной ответственностью научно-производственный центр «СЕЛАР» шифр 539-38.11.12) не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.

Методика определения 100-метровой зоны от границ территории образовательного учреждения (организации) до места осуществления торговли не определена ни Законом № 87-ФЗ, ни каким-либо иным нормативным правовым актом, в связи с этим следует руководствоваться буквальным содержанием используемого в законе термина «расстояние», то есть - кратчайший путь от одной точки до другой (по прямой линии). Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для учащихся законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара в радиусе стометровой зоны от любой точки границы территории образовательных учреждений (организаций). При этом границы территории образовательной организации в данном случае определяются исходя из положений статьи 652 ГК РФ, и ограничиваются границами земельного участка здания (комплекса помещений, зданий) которые обеспечивают осуществление учебного процесса, в данном случае аренда образовательной организацией отдельного помещения в административном здании, предполагает использование кроме самого арендуемого помещения, мест общего пользования здания, земельного участка на котором расположено здание, соответствующих ресурсоснабжающих коммуникаций здания.

В связи с выявлением вышеуказанных обстоятельств, уполномоченным должностным лицом административного органа с участием уполномоченного представителя заявителя, были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 КоАП РФ (20.11.2012 №№ 3811, 3811/1, 27.11.2012 №№ 4070, 4070/1), в которых зафиксированы вышеуказанные обстоятельства.

29.12.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа, без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (определение от 27.12.2012 № 08/22607, получено обществом 28.12.2012) рассмотрено дело об административном правонарушении вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной статьёй 14.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, при рассмотрении дела не было установлено обстоятельств отягчающих и (или) смягчающих административную ответственность, а также обстоятельств указывающих на малозначительность административного правонарушения.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в суд.

Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм действующего законодательства, заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 14.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона № 87-ФЗ, запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.

Факт реализации табачных изделий в торговых киосках общества, расположенных на расстоянии менее чем сто метров (13,5 м., 49 м., 52 м., 81 м.) от территории образовательного учреждения и образовательной организации, подтверждается материалами дела.

Доводы заявителя о том, что замер расстояния от торговых киосков до границ территории СГУПС и ООО «АвтоЛИДЕР», не проводился ни администрацией Заельцовского района Новосибирской области, ни заинтересованным лицом, а информация о расстоянии, полученная административным органом в ходе проведения проверки от администрации Заельцовского района города Новосибирска носит справочный характер и не может являться доказательством по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами заинтересованного лица в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока (статьи 23.13, 23.49, 28.3 КоАП РФ). Квалификация административного правонарушения соответствует нормам статьи 14.2 КоАП РФ. Избранная заинтересованным лицом мера ответственности, применена в пределах санкции, установленной статьёй 14.2 КоАП РФ, штраф установлен в минимальном размере, с учетом обстоятельств по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек, оснований для признания административного правонарушения малозначительным, не имеется.

Таким образом, исходя из содержания норм статей 211 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ А.В.Хорошилов