ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1365/12 от 04.10.2012 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская,6

Именем Российской Федерации

Решение

10 октября 2012 года Дело №А45-1365/2012

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2012

Полный текст решения изготовлен 10.10.2012

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой О.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа», Новосибирск

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области

о признании недействительными решений № 13, № 14 и № 15 от 21.10.2011

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Истратов Ю.Н. по доверенности №92 от 26.07.2012, Гусельникова В.А. по доверенности №103 от 20.08.2012, Васина Л.Е. по доверенности №110 от 18.09.2012

заинтересованного лица: Боровлева Н.В. по доверенности №14 от 30.12.2011, Балабангова В.С. по доверенности №6 от 30.12.2011, Скрипко С.А. по доверенности №4 от 30.12.2011

Федеральное государственное унитарное предприятие «Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа», г. Новосибирск (далее по тексту ФГУП «РЧЦ СФО») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области о признании недействительными решений данного налогового органа, принятых 21.10.2011 за №№ 13, 14 и 15 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа» в части недоимки по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года в сумме 1650 рублей и пени 141 рубля 36 копеек, недоимки по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 в сумме 45300798 рублей, пени в сумме 3205093 рубля 85 копеек и штрафа в размере 3244367 рублей, недоимки по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года в сумме 391460 рублей, пени в сумме 14940 рублей 71 копейки и штрафа в размере 78292 рубля.

В судебном заседании представитель ФГУП «РЧЦ СФО» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнительных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

При этом, ФГУП «РЧЦ СФО» заявлено ходатайство об освобождении Предприятия от уплаты пени и снижении размера штрафных санкций, мотивируя тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 171 «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в РФ радиочастотного спектра и взимания такой платы» с 01.01.2012 плата пользователей за радиочастотный спектр поступает в доход федерального бюджета. Администратором поступлений платежей в доход федерального бюджета является Управление Роскомнадзора по Новосибирской области. С 01.01.2012 ФГУП «РЧЦ СФО» по договору с главным распорядителем средств федерального бюджета – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций из федерального бюджета получает денежные средства в виде субсидий на возмещение затрат радиочастотной службы, связанных с выполнением возложенных на ФГУП «РЧЦ ФСО» функций, которые подлежат расходованию согласно бюджетной классификации. Средства, полученные от иной коммерческой деятельности, осуществляемой ФГУП недостаточны для погашения задолженности как по налогам, пени и штрафам за период, предшествующий введению нового порядка финансирования ФГУП. При этом, Заявитель пояснил, что начисленный налог в настоящее время полностью уплачен, денежных средств, полученных от иной коммерческой деятельности, которая не субсидируется из федерального бюджета, на уплату пени и штрафа не имеется.

Представители налогового органа в судебном заседании требования ФГУП «РЧЦ» не признали по мотивам, изложенным в отзыве и в дополнениях к отзыву, приобщенным к материалам дела.

В отношении ходатайства об освобождении от уплаты пени, начисленной за неуплату налога на добавленную стоимость в установленные сроки, считают данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку отсутствует законное обоснование заявленного ходатайства. В отношении штрафных санкций налоговый орган считает, что Заявитель не доказал, что собственных средств недостаточно для погашения задолженности по пени и штрафу.

Лицами, участвующими в деле, в порядке статьи 70 АПК РФ достигнуто соглашение об обстоятельствах, не требующих дальнейшего доказывания, которое оформлено в письменной форме. Данное соглашение судом принято и приобщено к материалам дела.

Суд, рассмотрев заявление ФГУП «РЧЦ СФО», изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области проведены камеральные налоговые проверки Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа» налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2, 3 и 4 кварталы 2010 года, представленные в налоговый орган 10.06.2011

По результатам проверки 22.09.2011 составлены акты за № 21, 22 и 23 и 21.10.2011 приняты решения с учетом возражений, представленных ФГУП на акты проверки «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа за № 13, 14 и 15.

Решением № 13 от 21.10.2011 ФГУП начислен налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года в размере 1650 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 141 рубль 36 копеек.

Решением № 14 от 21.10.2011 ФГУП начислен налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года в размере 43300798 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 3205093 рубля 85 копеек и предприятие привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3244367 рублей.

Решением № 15 от 21.10.2011 предприятию начислен налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года в сумму 391460 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 14940 рублей 71 копейка, ФГУП также привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 78292 рубля.

Налогоплательщик с решениями налогового органа не согласился, обратился с апелляционными жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, в которых просил отменить решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области в части начисления налога на добавленную стоимость и соответствующей пени и штрафа по данному налогу.

Решением УФНС России по Новосибирской области № 736 от 12.12.2011 апелляционные жалобы ФГУП «РЧЦ СФО» оставлены без удовлетворения, решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам утверждены, что послужило основанием для обращения ФГУП «РЧЦ СФО» с заявлением в Арбитражный суд в порядке статьи 198 АПК РФ.

Налогоплательщик не согласен с вынесенными решениями в части доначисления налога на добавленную стоимость и просит признать их недействительными по следующим основаниям:

- плата за использование радиочастотного спектра, перечисляемая в федеральный бюджет, не является платой за оказание каких-либо услуг, а подпадает под определение сбора, установленное пунктом 2 статьи 8 НК РФ., т.к. является обязательным взносом, уплата которого является одним из обязательных условий предоставления плательщику права использовать радиочастотный спектр;

- данный сбор является платой за право пользования природным ресурсом (радиочастотным спектром) и подлежит освобождению от обложения НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

- ФГУП "РЧЦ СФО" является уполномоченным органом по взиманию указанной платы на основании Постановления   Правительства РФ от 06 августа 1998 г. N 895.

Налоговый орган считает доводы налогоплательщика необоснованными, ссылаясь на то, что ФГУП "РЧЦ СФО" не является уполномоченным органом, предоставляющим организациям и физическим лицам какие-либо права, плата за использование радиочастотного спектра не подпадает по понятие «сбора», радиочастотный спектр не является природным ресурсом, прольготированная налогоплательщиком плата не является платежом за право пользования природным ресурсом, а является выручкой от оказания платных услуг. Таким образом, льгота, предусмотренная подпунктом 17 пункта 2 ст. 149 НК РФ, применена неправомерно, 50 % выручки подлежат перечислению в федеральный бюджет только после налогообложения их НДС.

Суд считает доводы налогового органа обоснованными на основании следующего.

Согласно статье 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также необходимую информацию.

Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

На основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

По мнению ФГУП "РЧЦ СФО" плата за использование радиочастотного спектра, подлежащая перечислению в Федеральный бюджет на основании Постановления Правительства РФ N 895, подпадает под льготу (освобождение от обложения НДС), поскольку соответствует признакам, установленным во второй части подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Диспозиция указанной нормы состоит из следующих признаков, наличие которых необходимо для предоставления льготы:

- плата взимается государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами ;

- плата взимается при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав;

- плата относится к пошлинам или сборам (в том числе к платежам в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Заявитель считает, что ФГУП "РЧЦ СФО" является «иным уполномоченным органом» по взиманию указанной платы.

Суд отклоняет данный довод налогоплательщика по следующим основаниям.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).

На основании статьи 22 Закона о связи регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (Государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.

Организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского назначения во исполнение решений государственной комиссии по радиочастотам осуществляются специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при федеральном органе исполнительной власти в области связи (Радиочастотная служба), Положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2005 г. N 279 "О радиочастотной службе" единая система радиочастотной службы включает в себя орган Федеральной службы по надзору сферы связи (Роскомнадзор), его территориальные органы и находящиеся в их ведении Федеральное государственное унитарное предприятие - Главный радиочастотный центр (г. Москва) и федеральные государственные унитарные предприятия - радиочастотные центры федеральных округов. Указанным Постановлением определены задачи, функции и полномочия радиочастотной службы.

Организация деятельности радиочастотной службы относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).

ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» является государственным коммерческим предприятием, не обладающим властными полномочиями государственного органа, с выделенной ему необходимой технической базой для осуществления технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот на территории РФ и оказания платных услуг в области связи.

Согласно уставу ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» создано в целях удовлетворения общественных потребностей, связанной с осуществлением организационных и технических мер по обеспечению использования радиочастот и получения прибыли. Согласно п.4.1 Устава оказание услуг в рамках осуществления уставной деятельности производится предприятием на возмездной основе.

Право на использование радиочастотного спектра на территории РФ предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без разрешения запрещено (пункт 1 статьи 24 Закона о связи).

ФГУП «РЧЦ СФО» не предоставляет пользователям радиочастотного спектра никаких прав. Права на использование радиочастот предоставляет государственный орган - Роскомнадзор, поскольку именно данный орган принимает решение о выделении полос радиочастот и выдает разрешение на право их использования.

ФГУП «РЧЦ СФО» является подведомственным предприятием Роскомнадзора – администратора платы за использование радиочастотного спектра, являющегося общегосударственным ресурсом.

Согласно пункту 4 статьи 23 Закона о связи для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая и ежегодная плата за его использование. Порядок взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 895 от 06.08.1998 г. (до вступления в силу названного Закона о связи) утверждено «Положение об оплате использования радиочастотного спектра» (далее – Положение), согласно которому плата устанавливается отдельно по каждому разрешению на использование радиочастотного спектра.

Если разрешение получено оператором связи не на конкурсной основе, то ежегодная плата для таких пользователей определяется в размере двукратного тарифа на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра.

Налогоплательщик считает, что плата за использование радиочастотного спектра подпадает под определение сбора, установленное пунктом 2 статьи 8 НК РФ, т.к. является обязательным платежом, уплата которого является одним из условий предоставления плательщику права использовать радиочастотный спектр. Кроме того, по мнению заявителя, данный сбор есть не что иное, как плата за право пользования природным ресурсом (радиочастотным спектром), поскольку пункт 2 Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 № 895 устанавливает, что радиочастотный спектр является исключительно общегосударственным ресурсом. Это подтверждается в частности, п. 28 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, в соответствии с которым при заполнении формы № 11 по строке 28 указывается «стоимость прочих природных ресурсов, например радиочастотного спектра.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что указанная плата является платежом в бюджет за право пользования природными ресурсами и относится к сборам, при этом исходит из следующего.

Согласно статье 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

В соответствии с правовыми подходами, выработанными Конституционным судом РФ на основе Конституции РФ, установить налог или сбор можно только законом или только путем прямого перечисления в нем существенных элементов налогового обязательства (Постановления Конституционного суда РФ № 9-П от 04.04.96 г. и № 16-П от 11.11.97 г.).

Пункт 1 статьи 1 НК РФ устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.

В проверяемый период налоговое законодательство РФ не содержало норм Налогового кодекса либо федеральных законов, устанавливающих «Сбор за право пользования радиочастотным спектром».

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 НК РФ органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Постановление Правительства РФ №895, на которое ссылается налогоплательщик, не определяет понятие «платы за услуги по управлению использования радиочастотного спектра» в качестве сбора, не устанавливает его плательщиков и элементы обложения, а только устанавливает порядок распределения денежных средств, получаемых по договорам от оказания платных услуг Федеральными Государственными Унитарными Предприятиями – Радиочастотными центрами федеральных округов.

Следовательно, указанное Постановление Правительства РФ № 895 не является нормативным актом о введении сбора «Плата за пользование радиочастотного спектра».

Законодательно взимание платы (сбора) за пользование общегосударственного ресурса - радиочастотного спектра определено с 01.01.12. Постановлением Правительства РФ № 171 от 16.03.2011 утверждены «Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы». Правила, утвержденные данным документом, вступают в силу с 1 января 2012 года. Именно с этого момента определен государственный орган, уполномоченный на взимание данной платы - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

На основании вышеизложенного, до вступления в силу указанного Положения, «плата за право пользования радиочастотным спектром» не является платежом публичного характера, а уплачивается юридическими лицами на договорной основе с ФГУП «РЧЦ СФО».

Следовательно, довод налогоплательщика о том, что плата за использование радиочастотного спектра попадает под определение сбора, необоснован.

Что касается утверждения ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» о том, что плата за использование радиочастотного спектра является платежом в бюджет за право пользования природными ресурсами, то данная позиция не соответствует положениям Федерального закона «Об охране окружающей среды». 

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природные ресурсы по признакам их происхождения подразделяются на 6 основных типов, в том числе: ресурсы недр, водные, лесные, земельные, биологические.

Следовательно, плата за использование радиочастотного спектра не является платежом за право пользования природными ресурсами, поскольку понятие «Общегосударственный ресурс» не является тождественным понятию «Природный ресурс» в силу физической основы радиочастотного спектра.

Ссылка Заявителя на порядок заполнения форм федерального статистического наблюдения, в соответствии с которым при заполнении формы № 11 по строке 28 указывается «стоимость прочих природных ресурсов, например, радиочастотного спектра», не может быть принята судом ввиду следующего:

Указанную форму заполняют юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, органами государственного управления и местного самоуправления, в которой отражаются все основные фонды, учитываемые на счете по учету основных средств.

В соответствии с Указаниями по заполнению формы № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» строки 26-28 являются справочными, по которым отражаются все материальные непроизводственные активы (не только природные ресурсы), к которым в том числе, относится радиочастотный спектр.

Согласно пункту 28 Указаний по строкам 26 - 28 указывается на конец отчетного года балансовая стоимость природных ресурсов, являющихся материальными не произведенными активами, которые в состав основных фондов (произведенных активов) в статистическом учете не включаются и в строке 0-1 не учитываются.

К природным ресурсам в статистике относятся экономические активы естественного происхождения, не являющиеся результатом человеческой деятельности, т.е. не воспроизводимые или воспроизводимые без прямого вмешательства человека, естественным путем, на которые могут быть установлены права собственности и которые способны приносить экономические выгоды своим владельцам. К ним относятся: земля; минеральные и энергетические запасы; некультивируемые биологические ресурсы, относящиеся к растительному и животному миру; водные подземные и поверхностные ресурсы; прочие природные ресурсы.

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" для передачи и (или) приема радиоволн предназначены радиоэлектронные технические средства, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.

Таким образом, радиочастотный спектр является совокупностью радиочастот, создаваемых посредством человеческой деятельности с применением технических средств и, следовательно, не может являться природным ресурсом.

Подтверждением того обстоятельства, что плата за пользование радиочастотным спектром не является сбором и не относится к платежам за пользование природным ресурсами является тот факт, что данная плата не отражается в статьях доходов федерального бюджета, на которых группируются доходы от использования природных ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 18 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании пункта 7 статьи 20 БК РФ код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (действующие в проверяемый период) утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.

Согласно данному Приказу классификация доходов бюджетов (приложение 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 20 БК РФ подгруппа «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» (КБК 0001070000000000000) отнесена к группе налоговых доходов бюджета РФ.

Приложение 1 к Приказу № 150н содержит перечень платежей, относящихся к подгруппе «Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами».

При этом, Приказом № 150н (Приложение 6) главным администратором доходов бюджета - платежей за пользование природными ресурсами, определена Федеральная налоговая служба РФ.

Плата за пользование радиочастотным спектром в данном перечне отсутствует.

Таким образом, доводы налогоплательщика о том, что радиочастотный спектр является природным ресурсом, а плата за использование радиочастотного спектра является платежом за право пользования природными ресурсами, не основаны на нормах законодательства РФ.

Как установлено в судебном заседании, заявитель перечислял часть платы в федеральный бюджет по Коду бюджетной классификации (КБК) 00011301250010000130.

Код бюджетной классификации 00011301250010000130 «Плата пользователей радиочастотным спектром» отнесен к подгруппе «Доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства».

Согласно Приложению 6 к Указаниям № 150н главным администратором доходов бюджета по коду 00011301250010000130 «Плата пользователей радиочастотным спектром» определена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ФГУП «Радиочастотный центр» в перечне администраторов доходов бюджета (Приложение № 6 к Указаниям №150н) отсутствует.

Перечисление налогоплательщиком 50 % платы, получаемой за пользование радиочастотным спектром, в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 00011301250010000130, относящемуся к подгруппе «Доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства», полностью согласуется с материалами дела и подтверждает тот факт, что указанная плата по своей юридической природе является выручкой от оказания на договорной основе платных услуг.

Для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (пункт 5 статьи 38 НК РФ).

Реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 39 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 07.07.2003 «О связи» (с последующими изменениями) радиочастотный спектр включает в себя следующие категории полос радиочастот: преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка; преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения; совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения.

Перечень услуг связи, оказываемых с использованием на платной основе радиочастотного спектра, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.1998 № 552 «О введении платы за использование радиочастотного спектра» (с последующими изменениями и дополнениями) включает:

1. Услуги подвижной радиотелефонной связи.

2. Услуги сотовой радиотелефонной связи.

3. Услуги подвижной радиосвязи.

4. Услуги персонального радиовызова.

5. Услуги персонального радиовызова с уплотнением каналов ОВЧ ЧМ сети.

6. Услуги персональной глобальной спутниковой связи.

7. Услуги по распределению телевизионных программ с использованием систем типа MMDS, LMDS и MVDS.

Из изложенного следует, что плата за использование радиочастотного спектра взимается за услуги связи по предоставлению и распределению радио-, телефонной, спутниковой связи, радиовызовов, телевизионных программ.

Суд поддерживает выводы налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении, принятом по результатам камеральной налоговой проверки, о том, что заявленные налогоплательщиком в декларации как не подлежащие налогообложению НДС суммы, представляют собой 50 % платы за оказание услуг (управление радиочастотным спектром), взимаемой ФГУП «РЧЦ СФО» на основе договоров с юридическими лицами, для которых оплата за использование полос радиочастотного спектра, установлена в размере двойного тарифа на основании Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 № 895 «Об утверждении положения об оплате использования радиочастотного спектра».

Налоговый орган обоснованно указал, что в проверяемом периоде налогоплательщик оказывал услуги по регулированию использования радиочастотного спектра на территории Сибирского федерального округа в рамках двухсторонних договоров на выполнение работ или оказания услуг, заключенных с одной стороны ФГУП «РЧЦ СФО» (Исполнитель) и с другой стороны, юридическими лицами (Заказчики). Указанный вывод сделан инспекцией из анализа договоров, заключенных налогоплательщиком с заказчиками на предоставление услуг управления радиочастотным спектром, представленных налогоплательщиком в ходе проведения налоговой проверки и исследованных судом в судебном заседании.

Согласно предмету договоров, представленных в материалы дела, Исполнитель обязуется, в том числе, оказывать Заказчику услуги по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств радиорелейной связи и/или беспроводного доступа, принадлежащих Заказчику на территории Сибирского федерального округа; а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги по действующим ценам исполнителя, на условиях и в сроки, установленные договорами. В целях обеспечения постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса Исполнитель обязуется осуществлять работы по поиску и устранению радиопомех, возникших в зоне действия РЭС Владельца, проводить периодические измерения параметров излучений РЭС, проводить работы по учету РЭС, радиочастот и сигналов опознавания Владельца, формировать и вести региональную базу данных частотных присвоений и РЭС Владельца на территориях их действия в пределах Сибирского федерального округа; Владелец обязуется осуществлять своевременно и в полном объеме платежи; оплата за работы производится ежегодно (поквартально равными долями) в течение 10-ти банковских дней с момента получения счета Владельцем.

По результатам выполненных работ, сторонами подписывались акты сдачи-приемки оказанных услуг и ФГУП «РЧЦ СФО» (Исполнитель) в адрес Заказчиков выставлял счета фактуры на всю сумму оказанных услуг.

Наименование услуг, указанных в актах и счетах-фактурах, соответствует предмету договоров - выполнение работ по управлению использованием радиочастотного спектра.

В актах сдачи-приемки оказанных услуг, выставляемых ФГУП «РЧЦ СФО» в адрес заказчиков, стороны подтверждают, что оказанные услуги удовлетворяют условиям и требованиям Заказчика по объему и качеству.

У Заказчиков акты сдачи-приемки оказанных услуг и счета-фактуры являются первичными документами для подтверждения понесенных расходов в целях налогообложения прибыли и возмещения налога на добавленную стоимость.

Расчеты с покупателями и заказчиками услуг, в полной сумме заключенных договоров, производились на расчетный счет ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу», открытый в коммерческом банке. Для денежных средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, отдельного счета в управлении Федерального казначейства либо иного транзитного счета налогоплательщиком открыто не было.

Согласно статье 17 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Поскольку полномочия собственника имущества ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» осуществляет Роскомнадзор и Росимущество, во исполнение данной нормы закона, утвержден п. 4.5 Устава ФГУП «РЧЦСФО», в соответствии с которым предприятие обязано перечислять в Федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов, в порядке, в размере и в сроки, которые определяются Правительством РФ.

В полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия, норма п. 5 Положения № 895 определяет прядок расходования полученных денежных средств государственным предприятием, а так же процент и сроки уплаты в бюджет части прибыли, подлежащий перечислению в федеральный бюджет РФ.

На основании вышеизложенного, ФГУП «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» является государственным коммерческим предприятием, не обладающим полномочиями государственного органа, и оказывает платные услуги в области связи. Перечисление в федеральный бюджет части полученного дохода, производится после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Как установлено материалами дела (п.1.10 Устава ФГУП «РЧЦ СФО») предприятие имеет семь филиалов: в Иркутской области, Омской области, Томской области, Алтайском крае, в Кемеровской области, В Красноярском крае и в Республике Хакасия.

В рамках осуществления уставной деятельности ФГУП «РЧЦ СФО» заключало договоры на выполнение работ по управлению использованием радиочастотного спектра, регулированию использования радиочастот и радиоэлектронных средств.

Договоры на оказание услуг заключались как от имени головной организации, так и от имени филиалов.

Денежные средства, поступающие на расчетные счета филиалов на основе договоров, в дальнейшем перечислялись на расчетный счет головной организации единым платежом (без выделения суммы подлежащей перечислению в бюджет и указания наименования пользователя радиочастотного спектра).

Налоговым органом в ходе проведения камеральных налоговых проверок при анализе расчетного счета ФГУП «РСЦ СФО» установлено, что денежные средства от филиалов поступали в адрес головной организации также посредством перечисления остатков на расчетных счетах филиалов согласно дополнительным соглашениям к договору банковского счета. Данное обстоятельство налогоплательщиком не оспаривается.

Таким образом, суммы выручки с НДС и без НДС аккумулировались на одном расчетном счете налогоплательщика в коммерческом банке, где представляли собой единую обезличенную сумму остатков денежных средств.

У Исполнителя – ФГУП «РЧЦ СФО» выручка, полученная по договорам оказания услуг по управлению радиочастотным спектром, отражалась следующим образом:

50 % выручки от реализации по актам оказанных услуг отражалась по методу начисления, в доходах от реализации при исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Остальная часть услуг указывалась в первичных документах без учета НДС. Учет данной части выручки по методу начисления не велся. В бухгалтерском и налоговом учете ФГУП «РЧЦ СФО» суммы, указанные в актах и счетах-фактурах без НДС, отсутствуют.

Довод налогоплательщика о том, что ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» в рамках Постановления № 895 действует не как участник гражданско – правовых отношений с плательщиками, а получает и перечисляет средства «транзитом», несостоятелен, поскольку в указанном Постановлении не определены полномочия радиочастотной службы действовать в интересах и от имени Российской Федерации. ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» не является налоговым агентом в отношении указанных сумм.

Указанная позиция налогового органа подтверждается фактическими обстоятельствами: учет 50 % части выручки без НДС в разрезе пользователей радиочастотным спектром на предприятии не велся, ФГУП «РЧЦ СФО» перечислял денежные средства на счета Роскомнадзора единым платежом, при этом не представляется возможным установить, за какого конкретно пользователя и какой период уплачены суммы в бюджет.

Поскольку персонифицировать денежные средства, перечисленные в федеральный бюджет, в разрезе пользователей радиочастотного спектра не представляется возможным, довод налогоплательщика о том, что он «транзитом» перечислял денежные средства в бюджет, не соответствует материалам дела.

В своем заявлении Общество ссылается на то, что, применяя освобождение от НДС, предприятие руководствовалось не только нормами статьи 149 НК РФ, но и официальными разъяснениями уполномоченных органов, в частности Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации», а также письмом МНС РФ от 27.12.1999 № 03-4-09/46 «О налоге на добавленную стоимость». Также налогоплательщик указывает, что в проверяемых периодах по порядку оформления документов и исчисления НДС руководствовался Письмом Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009 .

Оценку письменным разъяснениям Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах дал сам Минфин РФ в своем письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 «Разъяснения положений налогового законодательства в части статьи 34.2 НК РФ» в котором указал, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Следует отметить, что Приказ МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 признан утратившим силу Приказом ФНС РФ от 12.12.2005 № САЭ-3-03/665@, письмо МНС РФ от 27.12.1999 № 03-4-09/46 официально не опубликовано.

Кроме того, на основании пункта 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» к разъяснениям по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

По указанным основаниям несостоятельна ссылка налогоплательщика на письмо Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009, в котором указан порядок оформления первичных документов и учета платы пользователей радиочастотного спектра, поскольку данный орган не является уполномоченным государственным органом, в компетенцию которого входит право давать разъяснения в области законодательства о налогах и сборах.

При этом пункт 8 Письма Роскомнадзора № 08-1/5998 от 08.06.2009 г. содержит указание оформлять Акты оказанных услуг по управлению использования радиочастотного спектра с учетом сумм, направляемых в доход федерального бюджета и на возмещение затрат радиочастотной службы с учетом налога на добавленную стоимость.

Приказом МАП России от 11.05.2001 N513 утверждены прейскуранты тарифов на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра. Согласно примечанию к прейскурантам для организаций налог на добавленную стоимость взимается сверх установленных тарифов.

Также несостоятельна ссылка заявителя на то, что оформление первичных документов и учет поступивших по договорам сумм оплаты ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» осуществлял в соответствии с:

- Приказом Главгоссвязьнадзора России № 62 от 18.08.1998.

- Письмом ГНИ РФ № 03-4-09/46 от 25.01.1999

Приказом Главгоссвязьнадзора России № 62 от 18.08.1998 года определен порядок оформления счета-фактуры на плату за использование радиочастотного спектра. В описаниях бухгалтерских проводок, указанных в приложении 2 к приказу, суммы НДС входят как в сумму оплаты по утвержденному тарифу в соответствии с прейскурантом так и в сумму целевого сбора равную 50% платы за услугу, в размере однократного тарифа.

При этом, ссылка налогоплательщика на указанные выше документы несостоятельна, поскольку данные документы адресованы государственному органу службы Госсвязьнадзора, и не относятся к деятельности коммерческой организации - ФГУП «РЧЦСФО», поскольку Постановление Правительства РФ №1002 от 25.12.2000 «О государственной радиочастотной службе РФ» вступило в силу с 01.04.2001, в связи с чем «Положение о службе Госсвязьнадзора РФ» № 1156 от 15.11.1993 утратило силу.

Согласно пункту 3 статьи 111 НК РФ, обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

- выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Аналогичное правило изложено в пункте 8 статьи 75 НК РФ относительно не начисления пени.

При наличии указанных обстоятельств налогоплательщик освобождается от уплаты пени и штрафа. Однако, вышеперечисленные разъяснения не отвечают признакам, указанным в статьях 111, 75 НК РФ.

Официальные разъяснения уполномоченного органа о порядке налогообложения операций по оказанию услуг управления использования радиочастотного спектра Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) довело до Министерства Связи России письмом № 03 - 1 - 07/2917/17 от 03.10.2003 г. «О налогообложении налогом на добавленную стоимость услуг по использованию радиочастотного спектра». В соответствии с указанными разъяснениями уполномоченного органа, при осуществлении операций по реализации услуг по управлению использованием радиочастотного спектра, предприятия обязаны исчислять сумму налога от стоимости оказанных услуг и уплачивать ее в установленном законом порядке независимо от того, что часть стоимости (платы) за оказанные услуги перечисляется в дальнейшем в доход федерального бюджета.

Таким образом, данным документом, устанавливающим порядок формирования платы по использованию радиочастотного спектра, определено взимание НДС со всей суммы получаемых от пользователей радиочастотного спектра денежных средств, независимо от их дальнейшего распределения.

На основании вышеизложенного выводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по НДС в отношении 50 % платы за использование радиочастотного спектра являются обоснованными.

Довод налогоплательщика о том, что отношения между предприятием и пользователями радиочастотного спектра по получению оспариваемых сумм (плата в федеральный бюджет) не является платой за оказание услуг, не обоснован, поскольку в рамках договоров с пользователями радиочастотного спектра, ФГУП «РЧЦ СФО» осуществлял возмездное оказание услуг, перечень которых указан в договоре, расценки на которые определены Приказом МАП России от 11.05.2001 № 513.

Правоотношения, возникшие между ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» и его заказчиками в связи с заключением и исполнением обязательств по договорам регулируются главой 39 (возмездное оказание услуг) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Операции по реализации услуг в силу статьи 146 НК РФ являются объектом налогообложения НДС. Перечисление в федеральный бюджет части полученного дохода, должно было производиться после уплаты налогов и других обязательных платежей, начисленных на всю сумму доходов, полученных от реализации услуг.

Поскольку ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу» реализовывало услуги без учета налога на добавленную стоимость, оно должно было в спорный период определять налоговую базу в порядке, предписанном пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров с применением ставки налога 18%.

Исходя из положений статей 23, 56 и 80 НК РФ следует, что обязанность доказывания правомерности применения льготы по налогообложению возлагается на налогоплательщика путем представления в налоговый орган всех необходимых документов, подтверждающих его право на льготу. ФГУП «Радиочастотный центр по Сибирскому федеральному округу», таких доказательств ни в рамках проверок, ни к апелляционным жалобам в вышестоящий налоговый орган, ни в суд не представил, в связи с чем, выводы налогового органа о неправомерном применении льготы, установленной пп.17. п.2 ст.149 НК РФ, являются обоснованными, а потому решения налогового органа, принятые про результатам камеральных налоговых проверок налоговых декларации по налогу на добавленную стоимость за 2, 3 и 4 кварталы 2010 года , в части начисления налога и пени за несвоевременную уплату налога законные и обоснованные.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим, к ним могут быть отнесены обстоятельства, признанные судом таковыми, и суд в соответствии со статьями 2, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.

На основании пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей названного Кодекса.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции", санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Постановления Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, материального положения налогоплательщика) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства, смягчающим ответственность, принадлежит суду.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 1069-О-О, законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19 часть 1, статья 55 части 2 и 3 Конституции Российской Федерации).

Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственность лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В компетенцию арбитражного суда входит установление обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, так как приведенный в пункте 1 статьи 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность налогоплательщика.

Приказом Роскомнадзора от 29.12.2011 №2010 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат радиочастотной службы, связанных с выполнением возложенных на нее функций (далее – Правила).

Согласно п.5 Правил предоставление субсидии осуществляется на основании договоров, заключенных главным распорядителем средств федерального бюджета с получателями субсидий.

ФГУП «РЧЦ СФО» предоставлен договор «О предоставлении субсидии на возмещение затрат предприятия радиочастотной службы, связанных с выполнением возложенных функций» от 21.02.2012г. №03 (далее - Договор).

В соответствии с ч.1 Договора, главный распорядитель средств федерального бюджета Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), предоставляет предприятию субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.2011 №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 годов». Затраты на возмещение которых предоставляются субсидии перечислены в ч. 1.2 Договора, что соответствует перечню расходов, указанных в п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий. Среди затрат, подлежащих возмещению из средств федерального бюджета, указаны обязательные платежи в бюджет.

В письме от 09.02.2012 № 01ИО-02806 Роскомнадзор сообщил заявителю, что оплату судебных издержек, штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов) следует производить из внебюджетных источников (собственных средств предприятия), либо за счет средств лиц, допустивших возникновение данных обязательств.

Как указывает, заявитель убыток предприятия по итогам 1 полугодия 2012 года составил 95 381 тыс. руб., что подтверждается отчетом о прибылях и убытках. Недоимка по НДС, пени и штрафу оплачена заявителем в сумме 533 641 284 руб. 10 коп. На текущий момент задолженность по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафам предприятия за 2010-2011 годы составляет 319 022 507 руб. 20 коп. Остаток собственных средств (без учета филиалов) на расчетных счетах по состоянию на 20.09.2012 составляет 127 798 625,22 руб., средств субсидий из федерального бюджета – 249 122 748,87 руб., остатки средств на расчетных счетах филиалов – 395 397,70 руб., средств субсидий – 2 464 065,31 руб.

Кроме того, как указывает заявитель, 12.09.2012г. между Роскомнадзором и ФГУП «РЧЦ СФО» подписано дополнительное соглашение о снижении размера субсидий, выделяемых ФГУП «РЧЦ СФО» на 2012 год на сумму 197 129 200 руб. При условии полного погашения недоимок, штрафов и пеней объем собственных средств на счетах окажется недостаточным, и в целях погашения задолженности будет обращено взыскание на средства субсидий, выделяемые на 3-4 кварталы 2012 года из федерального бюджета на содержание предприятия, что лишит предприятие возможности выполнять возложенные на него функции. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о тяжелом финансовом положении предприятия.

Суд, исследовав и оценив характер и обстоятельства совершенного предприятием правонарушения, учитывая организационно-правовую форму предприятия и выполняемые функции, а также принимая во внимание тяжелое финансовое положение заявителя, приходит к выводу о возможности снижения размера штрафных санкций по решениям № 14 и № 15 от 21.10.2011, примененного на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, снизив его в 2 раза, что соответствует требованиям справедливости и соразмерности наказания.

Требование налогоплательщика о снижении пени удовлетворению не подлежит, так как налоговое законодательство не содержит норм о возможности снижения начисленных налоговым органом за несвоевременную уплату налогоплательщиком налога пеней при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.

Таким образом, решение налогового органа № 14 от 21.10.2011г. в части штрафа, примененного на основании и пункта 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1622183 рубля 50 копеек и решение № 15 от 21.10.2011 в части штрафа, примененного на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в сумме 36146 рублей не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежат признанию недействительными в указанной части.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области № 14 от 21.10.2011 « о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа» в части штрафа, примененного на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость, в размере 1622183 рублей 50 копеек.

Признать недействительный решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области № 15 от 21.10.2011 « о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа» в части штрафа, примененного на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость, в размере 36146 рублей.

В остальной части заявленных требований в удовлетворении отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой апелляционный арбитражный суд (г. Томск) в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа ( г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции.

Судья В.Н. Юшина