ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск
22 мая 2019 года Дело №А45-13794/2019
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 22 мая 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., после перерыва секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, г Новосибирск
к обществу с ограниченной ответственностью "Северный стиль" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя –ФИО1, доверенность № 1 от 09.01.2019, паспорт; ФИО2, доверенность № 3 от 09.01.2019, паспорт
заинтересованного лица – не явился, извещен
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (далее – заявитель, административный орган, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Северный стиль" (далее – общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в суд не явилось, отзыва не представило.
Как следует из материалов дела, На основании распоряжения, выданного заместителем Руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области ФИО3 от 11.03.2019г. № 06-02/108 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Северный стиль», (далее - ООО «Северный стиль», ОГРН <***>/ИНН <***>) проведена плановая выездная проверка.
ООО «Северный стиль» осуществляет фармацевтическую деятельность сфере оптовой торговли и хранения лекарственных средств для ветеринарного применения на основании лицензии, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области от 11.08.2015 № 00-15-2-002518 по адресам: 630004, <...>, склад 1; 601125, Владимирская область, Петушинский район, п. Вольгинский, территория ОАО «Покровский завод биопрепаратов», корпус 36, 1 этаж, часть пом. 31.
При проведении проверки ООО «Северный стиль» представлен договор аренды нежилого помещения № 172 от 12.02.2015, арендодатель ООО «Фитапром» в лице директора ФИО4, срок действия договора начинается с 12.02.2015 года и продлевается на следующий календарный год, если не одна из сторон не заявит о его расторжении. Склад занимает общую площадь 10 кв.м., расположенный по адресу: 630004, <...>, склад 1.
В ходе проверки соблюдения ООО «Северный стиль» лицензионных требований, надзорным органом выявлены факты грубого нарушенияусловий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившиеся в не соблюдении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, что зафиксировано актом проверки от 09.04.2019 № 06-02/108.
09 апреля 2019 года должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 6/2-32 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд считает заявление административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения соответствия предпринимательской деятельности лицензионным условиям и требований.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальной лицензией.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий и требований.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями), то в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, входит как факт нарушения субъектом условий лицензии, так и осуществления им предпринимательской деятельности.
Порядок и условия лицензирования фармацевтической деятельности на момент проведения проверки определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
Пунктом 6 Положения N 1081 предусмотрено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 названного Положения.
Согласно пп «з» п.5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", лицензиат при осуществлении фармацевтической деятельности должен соблюдать правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15.04.2015 № 145 утверждены Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения (далее - Правила); приложением № 8 Приказа Россельхознадзора от 19.12.2017 N 1230 утверждены проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок (п. 23, п. 24.1, п. 25, п. 32 приложения).
Согласно п. 8 Правил стеллажи, шкафы и полки в них, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть пронумерованы и промаркированы. Поддоны (подтоварники), предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть промаркированы.
На стеллажах и шкафах должна быть прикреплена стеллажная карта с указанием наименований лекарственных средств, номера серии, срока годности, количества единиц хранения.
При осуществлении плановой проверки ООО «Северный стиль» выявлено, что отсутствует нумерация стеллажей и полок в них предназначенных для хранения лекарственных средств.
Отсутствуют стеллажные карты с указанием следующей информации: наименование лекарственного средства, номер серии, срок годности, производитель, количество единиц хранения.
Согласно п. 12 Правил показания приборов для регистрации параметров воздуха (термометров, гигрометров (электронных гигрометров) или психрометров) должны регистрироваться 2 раза в день в журнале (карте) регистрации параметров воздуха на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств. Журнал (карта) регистрации заводится на один календарный год. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного календарного года, следующего за годом ведения журнала (карты) регистрации. Приборы для регистрации параметров воздуха должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Во время проведения проверки ООО «Северный стиль» был представлен гигрометр психометрический типа ВИТ 1 с истекшей датой поверки (10 апреля 2015 года, межповерочный интервал не более 2 лет). Учет температурно-влажностного режима в соответствии с журналом «Склад ООО Фитапром» осуществлялся один раз в день.
Согласно п. 15 Правил организации и индивидуальные предприниматели должны вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий и/или стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности.
При проверке ООО «Северный стиль» не представлен журнал учета лекарственных средств, для ветеринарного применения с ограниченным сроком годности.
Согласно п. 16 Правил при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне или в специальном контейнере не более 3 месяцев с целью уничтожения таких лекарственных средств.
В ветеринарном складе на момент проведения проверки выявлено, что ООО «Северный стиль» не выделена специально отведенная зона, предназначенная для хранении лекарственных препаратов для ветеринарного применения с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств.
В рассматриваемом случае, Управлением выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренныеп.8, п.12, п.15, п. 16 Правил хранениялекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15.04.2015 № 145, что подтверждается актом проверки от 09.04.2019 № 06-02/108, протоколом об административном правонарушении от 09.04.2019 № 6/2-32, фототаблицей к протоколу (фотоснимки №№ 1-4).
Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина общества в данном случае заключается в непринятии им, как лицензиатом, всех возможных и достаточных мер для своевременного соблюдения им норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах, позиция заявителя, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, признается верной.
Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден. Срок давности привлечения ответчика к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящего дела не истек.
Суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае суд не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, указывающих на возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение посягает на правоотношения, регулирующие безопасность препаратов ветеринарного назначения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Суд считает, что установленный штраф в размере 100 000 рублей является для общества значительной суммой. Учитывая в совокупности обстоятельства данного конкретного дела (отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность; характер нарушения, принятие мер к устранению выявленных нарушений, совершение правонарушения впервые, финансовое положение,суд приходит к выводу о том, что взыскание штрафа в размере 100 000 рублей может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, ставит под угрозу экономическую деятельность общества.
Учитывая имущественное и финансовое положение общества, обстоятельства и характер совершенного правонарушения, отсутствие тяжких последствий, суд считает возможным уменьшить размер наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей. В указанном размере административный штраф отвечает принципу справедливости наказания и обеспечивает его неотвратимость.
Сумма административного штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по Новосибирской области (Управление Россельхознадзора по Новосибирской
области) ИНН <***> КПП 540401001 р/счет <***> в
Сибирском ГУ Банка России, г. Новосибирск БИК 045004001,
КБК 0811169005005006000140, УИН 08136193400004585608.
Вопрос о судебных расходах судом не разрешается, поскольку заявления по данной категории споров государственной пошлиной не облагаются.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Северный стиль" (119192, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 25.12.2009) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесятидневного срока суд направит настоящее решение судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).
Судья | И.А. Рубекина |