ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-13803/10 от 20.10.2010 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6

info@arbitr-nso.ru, http://novosib.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело №А45-13803/2010

  21 октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2010 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2010 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Абаимовой Т.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мочищенский завод ЖБК»

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу

о признании недействительными результатов плановой выездной проверки, признании незаконными постановлений о назначении административного наказания от 03.06.2010 г. № АТВЗ-100/1, № АТВЗ-100/2, № АТВЗ-100/3, № АТВЗ-100/4, № АТВЗ-100/5

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: Кунгурова С.В., доверенность от 17.09.2010г., Исхаковой Г.З., доверенность от 14.12.2009г.,

заинтересованного лица: Журиной Н.Ю., доверенность от 11.01.2010г.

установил:

В Арбитражный суд Новосибирской области на основании определения Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 25.06.2010г. о направлении дела по подведомственности поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Мочищенский завод ЖБК» (далее – заявитель, общество, ООО «МзЖБК») к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, департамент. Административный орган) о признании недействительными результаты плановой выездной проверки, проведенной департаментом на основании Приказа от 26.04.2010 № 165, признании незаконными постановлений о назначении административного наказания от 03.06.2010 г. № АТВЗ-100/1, № АТВЗ-100/2, № АТВЗ-100/3, № АТВЗ-100/4, № АТВЗ-100/5.

Заявленные требования мотивированы грубым нарушением административным органом требований части 2 статьи 9, пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отсутствием в действиях общества событий правонарушений.

Департамент считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылается на своевременное получение заявителем приказа о проведении проверки с помощью факсимильной связи, нарушение обществом требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, ООО «МзЖБК» находится по адресу г. Новосибирск, ул. Кубовая, 86, в производственных и складских целях обществом используются следующие объекты: производственно-административный корпус, бетоносмесительный корпус, полигоны, склады песка, щебня, цемента, подъездные пути, технический цех, столярная мастерская, котельная и иные объекты. Общество занимается выпуском продукции – железобетонных изделий, товарного бетона и раствора, товарной арматуры, при этом им эксплуатируются опасные производственные объекты, поднадзорные Ростехнадзору.

Департаментом на основании Приказа от 26.04.2010г. № 165 была проведена плановая выездная проверка деятельности общества в целях проверки соблюдения ООО «МзЖБК» установленного порядка пользования природными ресурсами, требований законодательства РФ и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) и технических требований в области охраны окружающей среды и природопользования. Период проверки с 29.04.2010г. по 28.05.2010г.

По результатам проверки составлены Справка о деятельности ООО «МзЖБК» в сфере природопользования и охраны окружающей среды и Акт проверки от 28.05.2010г., фиксирующий выявленные нарушения требований действующего законодательства.

Установив в действиях общества наличие составов правонарушений по статьям 8.1, 8.2, 8.5, части 2 статьи 8.21, статьи 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), департаментом 28.05.2010г. были составлены протоколы об административных правонарушениях № АТВЗ-100/1, № АТВЗ-100/2, № АТВЗ-100/3, № АТВЗ-100/4, № АТВЗ-100/5.

03.06.2010г. по результатам рассмотрения материалов проверки административный орган, признав общество виновным в совершении вышеуказанных правонарушений, привлек ООО «МзЖБК» к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2, 8.5, части 2 статьи 8.21, статье 8.41 КоАП РФ, общий размер штрафа составил 210 000 рублей (Постановления о назначении административного наказания № АТВЗ-100/1, № АТВЗ-100/2, № АТВЗ-100/3, № АТВЗ-100/4, № АТВЗ-100/5).

Полагая, что проведение проверки осуществлено с грубым нарушением требований действующего законодательства, ссылаясь на отсутствие событий правонарушений, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав выступление представителей сторон, проанализировав действующее законодательство, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В соответствия со статьей 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения.

Постановлением о назначении административного наказания № АТВЗ-100/1 от 03.06.2010г. общество привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, а также эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Как установлено в ходе проверки, у общества отсутствует Инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, что является нарушением требований части 1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ, пункта 4.5.3 ГОСТ Р 14.1302997.

Довод заявителя о наличии на предприятии организованного и осуществляемого производственного контроля без разделения на технический и экологический, не принимается судом во внимание, поскольку, как указано выше, общество обязано вести отдельный производственный контроль в области охраны окружающей среды.

В целях улавливания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, выделяемого стационарным источником на складе цемента, а именно избыточного воздуха с пылью цемента, выбрасываемого через дыхательную трубку, источник оснащен специальным тканевым фильтром. По классификации ПЭУ-84 данный тканевый фильтр (ФВК-30) относится к третьей группе (Ф) – промышленные фильтры.

Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) предусмотрено, что на юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе, возложена обязанность планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В нарушение части 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ, части 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ, пункта 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 № 373, приказа ЦСУ от 09.06.1981 № 329, Правил эксплуатации установок очистки газа ПЭУ-84 обществом планирование природоохранной деятельности в течение ревизионного периода не осуществлялось; первичный учет вредных (загрязняющих) веществ и их источников по ф. ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» и по ф. 2 ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» не организован и не ведется; обследование и оценка технического состояния установок, а также проведение инструментальных замеров для определения их эффективности с установленной ПЭУ-84 периодичностью, не проводились; учет времени работы газоочистных и пылеулавливающих установок на предприятии не организован и не ведется.

Довод общества о том, что учет и отчетность по всем мероприятиям, в том числе и экологическим, осуществляется им перед Ростехнадзором путем направления бланков установленного образца «Основные показатели производственного контроля…», в связи с чем другой отчетности не требуется, судом отклоняется, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Согласно пункту 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 № 373, организации, в частности, ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам; осуществляют определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в соответствии с разработанными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды расчетными инструкциями; осуществляют определение видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух; представляют в установленном порядке формы государственного статистического наблюдения за вредными воздействиями на атмосферный воздух.

Пунктом 2 статьи 67 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Первичный учет вредных (загрязняющих) веществ и их источников осуществляется путем заполнения и представления соответствующих форм ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» и ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха».

Как следует из материалов дела, на территории общества размещены стационарные источники, осуществляющие негативное воздействие на атмосферный воздух: стационарный источник на складе цемента (ист. 0022), оснащенный специальным тканевым фильтром ФВК-30 для предотвращения выброса цементной пыли из банок для хранения цемента.

Ссылка общества на то, что указанный фильтр не пропускает пыль на 100% документально не обоснована и противоречит разделу «склад цемента» Проекта нормативов предельно допустимых выбросов с материалами корректировки инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ предприятия ООО «Мочищенский завод ЖБК» Том 1.

Представленный обществом образец формы «Основные показатели производственного контроля…», касается требований промышленной безопасности на ООО «МзЖБК», а не экологической безопасности (контроля), и не содержит показателей об учете стационарных источников загрязнения и их характеристиках, мероприятий по охране атмосферного воздуха.

Исходя из вышеизложенного суд полагает, что департамента имелись основания для вывода о наличии в действиях общества события правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания № АТВЗ-100/2 от 03.06.2010г. общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Как следует из материалов дела, на площадке общества ежегодно образуются семь видов отходов производства и потребления: отработанные люминесцентные лампы (1 класс опасности), обтирочные материалы (ветошь промасленная) (3 класс опасности), смет с территории, твердые бытовые отходы (4 класс опасности), отходы производства, лом черных металлов, огарки электродов (5 класс опасности).

Пунктами 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В нарушение указанных норм, постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», ГОСТ № 30774-2001, приказа МПР России от 02.12.2002 № 758 «Об утверждении паспорта опасного отхода» ООО «МзЖБК» с 01.01.2006г. осуществляет деятельность в отсутствии установленного лимита на размещение отходов, у общества отсутствуют свидетельства о подтверждении отнесения отходов к классам опасности, паспорта опасных отходов, согласованные с уполномоченным органом Ростехнадзора.

Довод заявителя о том, что общество не производит утилизацию отходов самостоятельно, не принимается судом во внимание, поскольку, исходя из вышеуказанных норм, необходимость их соблюдения распространяется на всех юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, а не только на тех, кто занимается их утилизацией.

Согласно пунктом 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В нарушение названной нормы обществом соответствующий учет движения отходов не организован и не ведется.

Производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, предусмотренный статьей 26 Закона № 89-ФЗ, обществом не организован.

Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (пункт 1 статьи 15 Закона 89-ФЗ). В ходе проверки было установлено, что в ООО «МзЖБК» отсутствует распорядительный акт об определении перечня должностных лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, доказательства наличия у должностных лиц общества соответствующих свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами, заявителем не представлены.

Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что у административного органа имелись основания для вывода о наличии в действиях общества правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания № АТВЗ-100/3 от 03.06.2010г. общество привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) - сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, искажение сведений о состоянии природных объектов.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах», утвержден Постановлением Госкомстата России от 01.09.2003 № 80.

В нарушение указанных норм обществом статистическое наблюдение по форме № 4-ОС за 2009 год не велось и в органы Росстата не представлялось.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, обществу выдано Разрешение от 27.02.2009г. № 224 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия до 19.02.2014г.

Форма № 2-ТП (воздух) (Постановление Росстата от 28.06.2006 № 26, Инструкция по заполнению формы, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 29.09.2000 № 90) представляемая до 22 января года, следующего за отчетным, территориальному органу Росстата и природоохранному органу, в нарушение вышеназванных норм обществом за 2009г. не велась, Росстату, Ростехнадзору не представлялась.

Довод заявителя о том, что отчет по форме №2-ТП (воздух) обществу представлять не требуется, поскольку объем разрешенного выброса составляет менее 10т и в нем отсутствуют вещества 1 и 2 класса опасности, судом отклоняется, ввиду его противоречия требованиям Инструкции по заполнению указанной формы, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.09.2000 № 90. Кроме того, следует отметить, что на площадке общества образуется такие отходы, как отработанные люминесцентные лампы, которые относятся к 1 классу опасности.

В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Как указано выше, согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 № 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», согласно которому форму № 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.

В нарушение указанных норм, обществом государственное статистическое наблюдение № 2-ТП (отходы) за 2009 год не велось, в органы Ростехнадзора не представлялось.

При таких обстоятельствах у департамента имелись основания для вывода о наличии в действиях общества события правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания № АТВЗ-100/4 от 03.06.2010г. общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или за вредное физическое воздействие на него в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменяется в вину следующее нарушение.

В составе утвержденного Проекта нормативов предельно допустимых выбросов с материалами корректировки инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ предприятия ООО «Мочищенский завод ЖБК» имеется План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов на источниках выбросов, согласно которому контроль осуществляется с привлечением специализированной организации с периодичностью на 1 источнике (котельной) - один раз в год, на 1 источнике (склад инертных материалов) - один раз в пять лет. В течение ревизионного периода производственный инструментальный контроль на функционирующих источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу не осуществлялся.

По мнению заявителя, данное нарушение следует квалифицировать по статье 8.1 КоАП РФ.

Согласно статье 12 Закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (пункт 1).

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (пункт 3 статьи 12 Закона № 96-ФЗ).

Из пунктов 1, 3 статьи 14 Закона № 96-ФЗ следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, общество имеет Разрешение от 27.02.2009г. № 224 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия до 19.02.2014г., выданное Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 03.08.1992 № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» в соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.

Следовательно, для получения соответствующего разрешения, общество обязано иметь утвержденные в установленном порядке Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Как следует из материалов дела, общество имеет Проект нормативов предельно допустимых выбросов с материалами корректировки инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ предприятия ООО «Мочищенский завод ЖБК», утвержденный директором общества в 2008 году и МТУ технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по СФО 19.02.2009г. Порядок контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на предприятии установлен в разделе 4 Проекта нормативов и предусматривает осуществление прямого контроля с привлечением специализированной организации периодичностью на 1 источнике (котельной) - один раз в год, на 1 источнике (склад инертных материалов) - один раз в пять лет.

Факт отсутствия вышеуказанного контроля общество не отрицает

Несоблюдение указанного мероприятия по контролю свидетельствует о нарушении обществом требований утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, что, в свою очередь, следует расценивать как нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Исходя из изложенного суд полагает, что департамент имел основания для вывода о наличии в действиях общества события правонарушения по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания № АТВЗ-100/5 от 03.06.2010г. общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В данном случае, поскольку в результате деятельности ООО «МзЖБК» происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ, следовательно, на обществе лежит обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как установлено в ходе проверки, и не отрицается заявителем, обществом допускались факты несвоевременного внесения указанной платы за 1-4 кварталы 2009 года.

Доводы ООО «МзЖБК» о том, что общество не имеет задолженности по налогам, самостоятельно исчислило разницу в оплатах после пересчета, задержка связана с очередностью платежей и последствиями финансового кризиса, пени за просрочку платежей законом не предусмотрены, не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях общества события правонарушения, а могут быть учтены только как смягчающие вину обстоятельства, что и было сделано административным органом при назначении наказания – размер штрафа установлен в минимальном размере.

При таких обстоятельствах у департамента имелись основания для вывода о наличии в действиях общества события правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ.

При вынесении оспариваемых постановлений, с учетом требований статьи 2.1. КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие представленных обществом доказательств, свидетельствующих о наличии у него объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, департамент обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества вины в совершении правонарушений.

Вместе с тем, исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о невозможности привлечения общества к административной ответственности по результатам проведенной проверки, исходя из следующего.

Как следует из Приказа от 26.04.2010г. № 165 правовым основанием для проведения проверки явился, в том числе, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля)» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Статьей 20 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

По смыслу пункта 2 указанной статьи Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Данной нормой предусмотрена обязанность уведомления юридического лица о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех дней до начала ее проведения посредством направления органом государственного контроля (надзора) копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В данном случае проверка проведена на основании Приказа от 26.04.2010г. № 165, полученного руководителем общества, согласно его подписи на приказе, 29.04.2010г. в 13 часов 40 минут.

Как следует из Акта проверки № АТВЗ-100 от 28.05.2010г., продолжительность проверки составила с 29.04.2010г. по 28.05.2010г., начата в 11:00 29.04.2010г.

Из указанных документов усматривается, что руководитель общества был извещен о проведении проверки более чем через два часа после ее начала.

Довод департамента о том, что директор ООО «МзЖБК» был своевременно извещен о проведении проверки письмом от 26.04.2010г. № 1301 по факсу (383)203-82-21, который был принят 26.04.2010г. в 15 часов 20 минут сотрудником отдела кадров общества, не принимается судом во внимание по следующим основаниям.

Факт извещения о проведении проверки 26.04.2010г. заявитель отрицает.

Отчет о доставке факса, с указанием номера телефона, времени отправки, времени получения, количества переданных страниц административным органом не представлен.

При этом в самом Акте проверки № АТВЗ-100 от 28.05.2010г. указано, что с копией приказа о проведении проверки директор общества ознакомлен 29.04.2010г. в 13-40.

Учитывая требования части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание отсутствие безусловных доказательств извещения общества о проведении проверки в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, суд пришел к выводу, что данное нарушение в силу части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ относится к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов плановой проверки, в связи с чем данные проверки не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делам об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, результаты проверки, проведенной с нарушением требований Закона № 294-ФЗ, нарушают права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными результаты плановой выездной проверки, проведенной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мочищенский завод ЖБК» на основании Приказа от 26.04.2010 № 165.

Признать незаконными и отменить Постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу

о назначении административного наказания № АТВЗ-100/1, № АТВЗ-100/2, № АТВЗ-100/3, № АТВЗ-100/4, № АТВЗ-100/5 от 03.06.2010г., вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мочищенский завод ЖБК».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Т.В. Абаимова