АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
«22» сентября 2011г. Дело № А45-13809/2011
Резолютивная часть решения объявлена «19» сентября 2011г.
В полном объеме решение изготовлено «22» сентября 2011г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Новосибирский линейный отдел
лицо, привлекаемое к административной ответственности – Федеральное бюджетное учреждение "Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства"
о привлечении к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности № 03-11 от 01.07.2011г., паспорт
заинтересованного лица –ФИО2 по доверенности № 38/11 от 03.08.2011г., паспорт, ФИО3 по доверенности № 48/11 от 13.09.2011г., паспорт
В Арбитражный суд Новосибирской области поступило заявление Обского управления государственного речного надзора Новосибирский линейный отдел (далее – заявитель, управление) о привлечении Федерального государственного учреждения Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (далее – заинтересованное лицо, учреждение, ФБУ Обское ГБУ ) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы осуществлением учреждением перевозок грузов внутренним водным транспортом с нарушением лицензионных требований, определенных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 490 «О лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов».
В судебном заседании 13 сентября 2011года, в соответствии со статьями 163, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 19 сентября 2011 года.
Заявитель поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Заинтересованное лицо с исковыми требованиями не согласно, по основаниям изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, заявителем была проведена проверка исполнения учреждением законодательства о внутреннем водном транспорте.
Учреждение осуществляет перевозку внутренним водным транспортом грузов на основании Лицензии Серия ВВТ-1 № 014404 от 21.05.2008, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок до 20.05.2013г
В ходе проверки выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий, установленных п.п. «д» п.4 Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 490:
- осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом грузов с 01.05.2011 г. по 10.08.2011 г. без договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов.
10.08.2011 заявителем составлен протокол № 2603 об административном правонарушении, в котором отражен факт совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований лицензии от 21.05.2008.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает заявление о привлечении к административной ответственности не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490, установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок грузов, подпунктом "д" п.4 данного Положениия предусмотрено наличие договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов, что свидетельствует об обязанности лицензиатов заключать договоры с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно либо через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации.
Органом исполнительной власти в области транспорта является Министерство транспорта Российской Федерации согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395. Подведомственной Министерству транспорта РФ организацией является Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Уставом ФБУ Обское ГБУ определено, что Федеральное бюджетное учреждение «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» является подведомственной Федеральному агентству морского и речного транспорта организацией в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 1748-р, осуществляющей функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта.
Также, в соответствии с ч. 4 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства осуществляют диспетчерское регулирование движения судов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии с пп. 2 п. 3.4. Устава Учреждения к видам приносящей доход деятельности, осуществляемой Учреждением по договорам с физическими и юридическими лицами относится навигационное обслуживание судов: диспетчерское регулирование движения судов, информационное обеспечение судов путевой и гидрометеорологической информацией.
Кроме того, Распоряжением Федерального государственного учреждения «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ОГБУВПиС) от 20.01.2011 г. № 2/1-р утверждено Положение о диспетчерском регулировании движения судов находящихся в оперативном управлении ОГБУВПиС (далее - Положение), которое закрепляет функцию Учреждения по обеспечению судоводителей путевой и гидрометеорологической информацией, оговаривает правила осуществления диспетчерского регулирования движения судов, находящихся в оперативном управлении Учреждения, и организацию работы диспетчерских служб Учреждения.
Исходя из изложенного, лицо, привлекаемое к административной ответственности- Федеральное бюджетное учреждение «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ФБУ Обское ГБУ) является бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспортеи имеет право осуществлять диспетчерское регулирование движения судов как принадлежащих сторонним организациям (по договорам), так и находящихся на праве оперативного управления у Учреждения.
Заявитель не оспаривает, что лицо, в отношении которого составлен административный протокол по рассматриваемому делу- Федеральное бюджетное учреждение «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» является бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспортеи имеет право осуществлять диспетчерское регулирование движения судов.
В обоснование своих доводов представитель заявителя пояснил в судебном заседании , что поскольку по условиям лицензии такой договор необходим, учреждение должно заключить такой договор с другим бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте, например, с ФБУ Обь-Иртышским или любым другим государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства, какого-либо исключения в Положении о лицензировании не предусмотрено. Лицензионные условия не предусматривают, с каким конкретным бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте должен быть заключен договор.
ФБУ Обское является бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте и осуществляет диспетчерское регулирование движения судов в границах территориальной ответственности Учреждения.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, Учреждению не представляется возможным заключить договор об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов, в котором ФБУ Обское ГБУ будет выступать в роли и Заказчика, и Исполнителя как по формальным обстоятельствам, так и по фактическому проведению платежей по такому возмездному договору в соответствии со ст. 413 ГК РФ. Кроме того, учреждение указывает, что заключение договора с другим органом, не является необходимым, поскольку перевозок в Обь- Иртышском бассейне либо другом не осуществляется.
Поскольку ФБУ Обское ГБУ является бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте и осуществляет диспетчерское регулирование движения судов, отсутствие заключенного договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте нарушением лицензионных требований и условий не является, в связи с чем в действиях Учреждения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия (изготовления текста решения в полном объеме) в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.
СУДЬЯ И.А. Рубекина