ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1401/14 от 15.12.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

дело № А45-1401/2014

резолютивная часть решения объявлена 15.12.2014

в полном объёме решение изготовлено 19.12.2014

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Бондаренко А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР»

к Новосибирской таможне

о признании недействительными требований от 25.12.2013 № 440 и № 442

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: не явился, извещён

заинтересованного лица: Ганенко Е.В. по доверенности

установил

Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований Новосибирской таможни об уплате таможенных платежей от 25.12.2013 № 440 и № 442.

Требования были выставлены после проведения камеральной таможенной проверки, по результатам которой Новосибирской таможней сделан вывод о неправомерном предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов по декларациям № 10609032/161211/А001688, № 10609032/191211/А001713.

Заявитель указывает на то, что таможенный орган неправомерно применил к спорным правоотношениям положения Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их
выпуском, поскольку оно не было официально опубликовано, как того требуют положения части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 30 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», а следовательно не вступило в законную силу. Кроме того общество с ограниченной ответственностью
«ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР» не является лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении незаконно перемещенного
транспортного средства.

В судебное заседание заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте его проведения, явку своего представителя не обеспечил, что не препятствует дальнейшему движению дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Письменным ходатайством заявитель просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против доводов заявителя возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.

Требования общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР» заявлены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По правилу части 1 статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания недействительными требований Новосибирской таможни об уплате таможенных платежей от 25.12.2013 № 440 и № 442 необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых требований действующему законодательству и нарушение этими требованиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Результаты исследования представленных в материалы дела доказательств и оценка доводов участников процесса свидетельствуют об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для признания оспариваемых требований  недействительными.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что таможенным представителем обществом с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР» от имени и по поручению граждан Кыргызской Республики: Милюкова Юрия Леонидовича, и Митяковой Галины Александровны на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни были поданы пассажирские таможенные декларации, зарегистрированные под № 10609032/161211/А001688 и № 10609032/191211/А001713, а также документы, подтверждающие заявленные в пассажирских таможенных декларациях сведения.

По пассажирской таможенной декларации № 10609032/161211/А001688 продекларировано транспортное средство – автомобиль LEXUSGX470, год выпуска – январь 2006, объём двигателя – 4664 куб.см, номер кузова – отсутствует, VINJTJBT20X160118248, таможенная стоимость – 321 464 рублей 96 копеек, перемещённое физическим лицом Милюковым Юрием Леонидовичем для личных целей. 

По пассажирской таможенной декларации № 10609032/191211/А001713 продекларировано транспортное средство – автомобиль LEXUSGX470, год выпуска – февраль 2005, объём двигателя – 4664 куб.см, номер кузова – отсутствует, VINJTJBT20X850080709, шасси –  JTJBT20X850080709, таможенная стоимость – 313 036 рублей 90 копеек, перемещённое Митяковой Галиной Александровной для личных целей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза указанные транспортные средства были выпущены для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, что подтверждается надписью, совершённой в графе пассажирских таможенных деклараций «Для служебных отметок»: «ТПО нет» и штампом «Выпуск разрешён».

На указанные транспортные средства Новосибирским западным таможенным постом Новосибирской таможни выданы паспорта транспортных средств серии 54 УР  номер 335416 от 20.12.2011 (Митякова Галина Александровна) и серии 54 УР номер 335398 от 19.12.2011 (Милюков Юрий Леонидович).

Новосибирской таможней после выпуска товаров на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР» (акт камеральной таможенной проверки от 12.12.2013 № 10609000/400/121213/А0061) по вопросам соблюдения иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза (соблюдения порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей) в отношении товаров, декларированных по пассажирским таможенным декларациям № 10609032/191211/А001713 и № 10609032/161211/А001688.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки было выявлено неправомерное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, а именно: документы, представленные при подаче пассажирских транспортных деклараций не подтверждают информацию о намерении гражданина Кыргыской Республики проживать в Российской Федерации постоянно (в течение неограниченного времени), и нахождение автомобилей в собственности у лиц и зарегистрированных на них в стране предыдущего проживания не менее 6 месяцев до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Для получения льготы и выполнения условий, предусмотренных пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском таможенным представителем обществом с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР» при декларировании автотранспортных средств были представлены следующие документы, перечисленные в описи:

по пассажирской таможенной декларации № 10609032/161211/А001688:

свидетельство о регистрации транспортного средства, выданное РЭО ДРТСиВС ГРС по городу Бишкек от 03.05.2011 серии КР номер 0057110, с обратной стороны которого имеется запись о снятии с учёта «12.12.11 убыт в РФ с изм. места жит.ДРТСиВС РРС по городу Бишкек тр.: В3536А(2)»;

справка от 15.12.2011 № 238 на имя Милюкова Юрия Леонидовича и миграционная карта 5011 № 1152155 с рукописной отметкой на обороте «принято к рассмотрению заявление о выдаче разрешения на временное проживание № 238 от 15.12.2011», заверенные подписью О.Н. Михеевой и печатью Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области «для документов № 13».

По пассажирской таможенной декларации № 10609032/191211/А001713:

свидетельство о регистрации транспортного средства, выданное РЭО ДРТСиВС ГРС по городу Бишкек от 02.06.2011 серии КР номер 0057342, с обратной стороны которого имеется запись о снятии с учёта «13.12.11 убыт в РФ с изм. места жит.ДРТСиВС РРС по городу Бишкек тр.: В5552А(2)»;

справка от 16.12.2011 № 240 на имя Митяковой Галины Александровны и миграционная карта 5011 № 1035805 с рукописной отметкой на обороте «принято к рассмотрению заявление о выдаче разрешения на временное проживание № 240 от 16.12.2011», заверенные подписью О.Н. Михеевой и печатью отдела Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области «для документов № 137».

В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенным огранном проведён анализ документов:

свидетельств о регистрации транспортных средств в Кыргызской Республике;

уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, предоставленных при таможенном декларировании автомобилей по пассажирским транспортным декларациям № 10609032/191211/А001713 и № 10609032/161211/А001688.

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства от 03.05.2011 серии КР номер 0057110, представленному к пассажирской таможенной декларации № 10609032/161211/А001688, дата регистрации транспортного средства – 03.05.2011.

В уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания указано, что Милюков Юрий Леонидович прибыл в место пребывания по адресу: город Новосибирск, 14-й Бронный переулок, дом 93.

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства от 02.06.2011 серии  КР номер 0057342, представленному к пассажирской таможенной декларации № 10609032/191211/А001713, дата регистрации транспортного средства – 02.06.2011.

В уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания указано, что Митякова Галина Александровна прибыла в место пребывания по адресу: город Новосибирск, 14-й Бронный переулок, дом 93.

Согласно информации Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при правительстве Кыргызской Республики Милюков Юрий Леонидович на основании договора купли-продажи приобрёл транспортное средство – LEXUSGX470, год выпуска – 2006, объём двигателя – 4664 куб.см., номер кузова – JTJBT20X160118248 и зарегистрировал данное транспортное средство 07.12.2011, в связи с чем выдано свидетельство о регистрации транспортного средства, серии КР номер 0057110; 12.12.2011 транспортное средство – LEXUSGX470 снято с учёта Милюковым Юрием Леонидовичем в связи с изменением места жительства; Митякова Галина Александровна на основании договора купли-продажи приобрела у Сагындыкова Касыма транспортное средство – LEXUSGX470, год выпуска – 2005, объём двигателя – 4664 куб.см., номер кузова – JTJBT20X850080709 и зарегистрировала данное транспортное средство 12.12.2011, в связи с чем выдано свидетельство о регистрации транспортного средства, серии КР номер 0057342; 13.12.2011 транспортное средство – LEXUSGX470 снято с учёта Митяковой Галиной Александровной в связи с изменением места жительства.

Из информации о регистрационных действиях в карточках учёта транспортных средств, предоставленной в таможенный орган МОГТО и РАНТС ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Новосибирской области, следует, что автомобиль «LEXUSGX470» (номер кузова JTJBT20X160118248) Милюковым Юрием Леонидовичем  поставлен на учёт со снятием для отчуждения 20.12.2011; автомобиль «LEXUSGX470» (номер кузова JTJBT20X850080709) Митяковой Галиной Александровной поставлен на учёт со снятием для отчуждения 22.12.2011.

Следовательно, пункт 24 Приложения 3 Соглашения от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпускомк товарам (автомобилям), продекларированным по пассажирским транспортным декларациям № 10609032/161211/А001688, 10609032/191211/А001713 не применим в связи с тем, что не соблюдены требования о нахождении в собственности и регистрации на таких лиц автомобилей в стране предыдущего проживания не менее шести месяцев.

Таким образом, в нарушение пункта 24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении автотранспортных средств, продекларированных обществом с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР», действующим на основании договоров от 16.12.2011 № 0057/НФ921, от 19.12.2011 № 0057/НФ915, предоставлено неправомерно.

Согласно учётным данным из центрального банка данных учёта иностранных граждан, представленных Управлением Федеральной миграционной службы по Новосибирской области; Милюков Юрий Леонидович, 29.09.1983 года рождения, уроженец Кыргызской Республики, в период с 14.12.2011 по 22.12.2011 в соответствии с миграционной картой 1152155 был поставлен на миграционный учёт в Российской Федерации, сведений о месте пребывания в указанный период в Управлении Федеральной миграционной службы по Новосибирской области нет. С 16.02.2012 по 06.02.2015 Милюковым Юрием Леонидовичем получено разрешение на временное пребывание по адресу: город Новосибирск, 14-й Бронный переулок, дом 93, по паспорту гражданина Киргизской Республики, выданному 01.04.2006, № АС 049289. Митякова Галина Александровна, 16.08.1971 года рождении, уроженка Кыргызской Республики, в период с 15.12.2011 по 06.02.2011 была поставлена на миграционный учёт в городе Новосибирске по адресу: город Новосибирск, 14-й Бронный переулок, дом 93, по паспорту гражданки Киргизской Республики, выданному 23.09.2010, № АС 1393884. Отделом Управления федеральной миграционной службы России по Новосибирской области в Кировском районе города Новосибирска 13.03.2013 выдан паспорт гражданки Российской Федерации серии 50 13 номер 089510.

Управлением Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области в таможенный орган была представлена информация, свидетельствующая о том, что в органах Федеральной миграционной службы России Милюков Юрий Леонидович каких-либо действий в целях получения документов, необходимых для постоянной регистрации в Российской Федерации, а также в целях подачи заявления о приёме в гражданство Российской Федерации не совершал.

Согласно информации, представленной в таможенный орган Управлением Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области, в органах Федеральной миграционной службы России была зарегистрирована «частная» либо «деловая» цель въезда Милюковым Юрием Леонидовичем в Российскую Федерацию (временная регистрация по месту пребывания до 06.02.2015).

Таким образом, документы, представленные при подаче пассажирской таможенной декларации № 10609032/161211/А001688, не подтверждают информацию о намерении гражданина Кыргызской республики Милюкова Юрия Леонидовича проживать в Российской Федерации постоянно (в течение неограниченного времени), что свидетельствует об отсутствии права на получение льготы в соответствии пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией  о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Изложенное в совокупности свидетельствуют о том, что:

автомобили не находились в собственности и не были зарегистрированы на граждан в течение шести месяцев до даты прибытия (переселения);

Милюков Юрий Леонидович прибыл без намерения проживать на территории Российской Федерации в статусе переселенца, беженца, участника Государственной программы.

Таким образом, льгота в виде освобождения от уплаты таможенных платежей при перемещении автомобилей через таможенную границу Таможенного союза была заявлена неправомерно, в нарушение пункта 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

В связи с неправомерным заявлением льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств Новосибирской таможней обществу с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР» выставлены требования об уплате таможенных платежей от 25.12.2013 № 440 и № 442.

Согласно приложению 3 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» установлен перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 с освобождением от уплаты таможенных платежей могут ввозиться автомобиль и прицеп, в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство – член Таможенного союза на постоянное место жительство при одновременном выполнении следующих условий:

ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее восемнадцати месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство – член Таможенного союза;

такие автомобили и прицепы должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее шести месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автомобили (LEXUSGX470) находились в собственности физических лиц: Милюкова Юрия Леонидовича и Митяковой Галины Александровны, менее шести месяцев, установленных  Соглашением  от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, что в свою очередь свидетельствует о неправомерном освобождении от уплаты таможенных платежей.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о правомерном направлении таможней в адрес общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР» оспариваемых требований, как таможенного представителя Милюкова Юрия Леонидовича и Митяковой Галины Александровны.

Довод заявителя о том что, расчёт таможенных платежей по оспариваемым требованиям произведён в соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, которое официально не опубликовано в установленном порядке и не доведено до всеобщего сведения, в связи с чем требования об уплате таможенных платежей являются недействительными, судом проверен и признан подлежащим отклонению.

Обязанность по уплате таможенных платежей установлена не Соглашением от 18.06.2010, а Таможенным кодексом Таможенного союза, опубликованным в Собрании законодательства Российской Федерации 13.12.2010 № 50, и федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», опубликованным в Российской газете от 29.11.2010 № 269, Собрании законодательства Российской Федерации 29.11.2010, № 48, Парламентской газете от 03-09.12.2010 № 63.

Данные нормативные акты были опубликованы и вступили в законную силу до ввоза транспортных средств на территорию Таможенного союза и вынесения оспариваемых требований об уплате таможенных платежей.

Согласно статье 114 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и названным федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 360 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьёй 77 Таможенного кодекса Таможенного союза.

 Ни Таможенный кодекс Таможенного союза, ни федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не устанавливают порядок, основания для освобождения физических лиц от уплаты таможенных платежей.

Пунктами 3, 4 статьи 360 Таможенного кодекса Таможенного союза определена отсылочная норма, согласно которой единые ставки таможенных пошлин, налогов, порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств – членов Таможенного союза.

При этом отсутствие порядка опубликования временно применяемых международных правовых актов не освобождает лиц, перемещающих товары, от обязанности по уплате таможенных платежей.

Если не применять установленные Соглашением от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, ставки для расчёта размера таможенных платежей, поскольку названное Соглашение не было опубликовано, соответственно, к спорным правоотношениям следует применять в части, не противоречащей таможенному законодательству Таможенного союза, те нормы национального законодательства Российской Федерации в области таможенного дела, которые действовали в спорный период, впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов.

В Российской Федерации до 30.10.2012 действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».

Согласно пункту 5 Положения «О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» в отношении транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6.1 Положения, а также автомобилей, единые ставки на которые установлены пунктом 11 Положения) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере тридцати процентов таможенной стоимости указанных транспортных средств.

Пунктом 6.1 Положения «О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» установлено, что при ввозе физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8704, 8705 и 8709 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные в соответствии с общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно подпункту «в» пункта 11 названного Положения в случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов:

в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, независимо от страны происхождения:

рабочий объём двигателя которых составляет более 1500 куб. сантиметров, но не превышает 1800 куб. сантиметров, - в размере 3,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объёма двигателя;

рабочий объём двигателя которых составляет более 1800 куб. сантиметров, но не превышает 2300 куб. сантиметров, - в размере 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объёма двигателя;

рабочий объём двигателя которых составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров, - в размере 5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объёма двигателя.

Данные ставки таможенных платежей соответствуют тем ставкам таможенных платежей, которые установлены пунктом 12 раздела 4 Приложения 5 к Соглашению от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Согласно пункту 12 раздела 4 Приложения 5 к названному Соглашению в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет:

рабочий объём двигателя которых составляет более 1500 куб. сантиметров, но не превышает 1800 куб. сантиметров, - в размере 3,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объёма двигателя;

рабочий объём двигателя которых составляет более 1800 куб. сантиметров, но не превышает 2300 куб. сантиметров, - в размере 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объёма двигателя;

рабочий объём двигателя которых составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров, - в размере 5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объёма двигателя.

Таким образом, независимо от того, какой из нормативных актов (Положение «О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» либо Соглашение «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском») Новосибирская таможня возьмёт для расчёта размера подлежащих уплате таможенных платежей, размер начисленных денежных средств будет идентичным.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Если рассматривать временно применяемое Соглашение от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, как не вступившее в силу, то в момент выпуска таможенным органом спорного транспортного средства вообще не существовало нормативного акта, предусматривающего возможность предоставления льготы по уплате таможенных платежей за ввезенное транспортное средство, поскольку именно названным Соглашением установлены основания для освобождения физических лиц от уплаты таможенных платежей.

Соответственно, при отсутствии правовых оснований для предоставления льгот по уплате таможенных платежей требование таможенного органа об их уплате  обосновано и правомерно.

Пунктом 12 Положения «О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» было предусмотрено, что автомобили могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, физическими лицами:

постоянно проживающими в Российской Федерации, - в случае ввоза ими
автомобилей, происходящих с территории бывшего СССР либо выпущенных в
свободное обращение на его территории, находившихся в собственности указанных лиц либо членов их семей по состоянию на 31 декабря 1991 года;

признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными
переселенцами, а также переселяющимися из иностранных государств в
Российскую Федерацию на постоянное место жительства, - в случае ввоза ими
автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация или  другое государство - участник СНГ и которые были приобретены указанными лицами до въезда в Российскую Федерацию.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 Правил определения страны происхождения товаров, утверждённых Соглашением Правительств государств - участников стран Содружества Независимых Государств от 20.11.2009, страна происхождения товара – страна, в которой товар был полностью произведён или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров.

Данное условие для предоставления льготы по Положению «О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» в рассматриваемом случае не соблюдено, поскольку страной происхождения транспортного средства является Япония, а не Российская Федерация или другое государство - участник Содружества Независимых Государств.

Следовательно, на основании названного Положения льгота по уплате таможенных платежей предоставлена быть также не могла.

Довод заявителя о том, что  он не является  лицом, ответственным за уплату  таможенных пошлин, и не был осведомлён о противоправных намерениях физических лиц, судом проверен и признан подлежащим отклонению.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 08.02.2011 № 191-О-О сформулирован правовой подход по данному вопросу, который в силу пункта 1 данного определения применим к действующему правовому регулированию в области таможенного дела (в Определении дано толкование положений Таможенного кодекса Российской Федерации).

Согласно данному подходу деятельность таможенного брокера (таможенного представителя), как она определена в таможенном законодательстве, состоит в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению, причём осуществляется такая деятельность на постоянной, профессиональной (о чем свидетельствуют предъявляемые к таможенному брокеру требования и необходимость их включения в соответствующий реестр), а также договорной основе.

Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет. К числу таких лиц относятся как декларант, так и таможенный брокер (представитель), совершающий таможенные операции от имени декларанта.

Правовое регулирование, при котором на таможенного брокера (представителя) возлагается ответственность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным брокером, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.

Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что возможность определения в национальном законодательстве лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, предусмотрена стандартом 4.7 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года).

В соответствии с федеральным законом «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» Российская Федерация присоединилась к названной Международной конвенции.

Положениями Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенный представитель – юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьёй 13 Таможенного кодекса Таможенного союза (пункт 1 статьи 12 Таможенного кодекса Таможенного союза).  

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включён в реестр таможенных представителей (пункт 2 статьи 12 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей является соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (подпункт 4 статьи 13 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Согласно положениям федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Таможенного кодекса Таможенного союза отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора.

При оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем (часть 3 статьи 60 названного федерального закона).

При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или  иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами (часть 6 статьи 60 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (статья 114 названного федерального закона).

При солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя (часть 4 статьи 150 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

С учётом изложенного суд приходит к выводу о правомерности требований Новосибирской таможни от 25.12.2013 № 440 и 442, выставленных обществу с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТ БРОКЕР», как таможенному представителю.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.05.2014 по делу № А33-12030/2013, судебных актах судов всех инстанций по делу № А45-5784/2013.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

  1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
  2. Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ                                                                                                               В.А. ПОЛЯКОВА