Арбитражный Суд Новосибирской области
24 августа 2017 года Дело №А45-14158/2017
Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2017 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе:
судьи Векшенкова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Разрез Пермяковский»
к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу
третье лицо: ФИО1
опризнании решения об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка от 03.04.2017 незаконным,
при участии представителей:
заинтересованного лица – ФИО5, доверенность №18(2017) от 02.05.2017, паспорт,
третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Приказом Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее- заинтересованное лицо, департамент) от 16.11.2016 №564 357 общество с ограниченной ответственностью «Разрез Пермяковский» (далее- заявитель, общество) признано победителем в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Октябрьский Соколовского каменноугольного месторождения в Кемеровской области.
28 ноября 2016 года обществу была выдана лицензия КЕМ 01985 ТЭ на право пользования участком недр Октябрьский Соколовского каменноугольного месторождения.
29 декабря 2016 года общество обратилось в департамент с письмом, в котором ходатайствовало об изъятии земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 42:01:0111005:70 для целей недропользования в соответствии с лицензией КЕМ 01985 ТЭ.
03 апреля 2017 года департаментом принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка для государственных нужд РФ с кадастровым номером 42:01:0111005:70, изложенное в письме №СФО-01-09-06/943.
Указанное решение заинтересованного лица послужило основанием для обращения 21 июня 2016 года общества в арбитражный суд с заявлением.
Основаниями, по мнению заявителя, для признания незаконным решения являются: 1) представлены все необходимые документы для принятия решения; 2) наличие у общества лицензии КЕМ 01985 ТЭ для разведки и добычи полезных ископаемых; 3) требование о предоставлении дополнительных документов незаконно.
Заинтересованное лицо в отзыве полагает в удовлетворении заявленных требований обществу отказать, так как просят изъятие земельного участка в пользу коммерческой организации, нет государственной нужды, работы ведутся на стадии разведки, при которой не требуется изъятие земельного участка.
Третье лицо в отзыве на заявление полагает оспариваемое решение департамента является законным и обоснованным, заявитель не обращался с предложениями по земельному участку, отсутствуют государственные или муниципальные нужды в земельном участке.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя и заинтересованного, третьего лиц, арбитражный суд находит заявление, не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимы два условия: 1) не соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, 2) нарушение при этом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение какой-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно абзацу 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
Согласно пункту 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В силу ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе, решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (пункт 2 названной статьи.)
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Согласно пункту 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Кодекса.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться, в том числе, организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (подпункт 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 названной статьи).
В случае, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 названной статьи).
В силу пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 Кодекса;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса.
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, общество является владельцем лицензии КЕМ 01985 ТЭ на право пользования недрами участка Октябрьский Соколовского каменноугольного месторождения для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, участок недр расположен на территории Беловского муниципального района Кемеровской области, в ходатайстве об изъятии предлагается изъять часть (92 501 кв. м.) земельного участка с кадастровым номером 42:01:0111005:70, которая расположена непосредственно в границах лицензионного отвода КЕМ 01985 ТЭ, деятельность общества направлена на извлечении прибыли заявителем, земельный участок с кадастровым номером 42:01:0111005:70, площадью 170 007 кв. м, принадлежит ФИО1 (третье лицо) на праве собственности.
Из анализа положений статей 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что наличие у общества лицензии на право пользования недрами является единственным и безусловным основанием для удовлетворения ходатайства об изъятии земельного участка и влечет принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно такое изъятие.
Основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии.
При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Учитывая разрешительный характер деятельности по освоению недр, наличие лицензии предоставляет необходимые права соответствующему лицу на пользование недрами, но не свидетельствует о направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств о наличии государственной или муниципальной нужды в изъятииземельного участка с кадастровым номером 42:01:0111005:70.
Довод общества о том, что законодательство приравнивает изъятие для недропользования к изъятию для государственных или муниципальных нужд, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, поэтому арбитражным судом отклоняется.
Отсутствие государственной или муниципальной нужды в изъятии земельного участка является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии.
Вывод арбитражного суда соответствует правовой позиции, изложенной в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №1 (2016), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016, в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 18.05.2017 №Ф09-1616/17 по делу №А50-10431/2016.
Заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих каким нормам закона и иных нормативных правовых актов не соответствует оспариваемое решение, какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при этом нарушены.
Проанализировав доказательства по делу, арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя, однако при подаче заявления общество платежным поручением №428528 от 19.06.2017 оплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, которая является излишней и подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Кроме того, в объявленной 21 августа 2017 года резолютивной части решения допущена описка, которую необходимо исправить: после слов «заявленных требований отказать» следует читать «возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Разрез Пермяковский» государственную пошлину в размере 3 000 рублей» и далее по тексту.
На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований отказать,
возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Разрез Пермяковский» государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Д.В. Векшенков