ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-14694/18 от 17.10.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г . Новосибирск                                                                  Дело № А45-14694/2018

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стрункиным А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Сибирский антрацит", п Листвянский о признании постановлений №№ 7, 10 от 26.04.2018 и № № 11,14,16,18 от 31.07.2018 г. незаконными, административный орган: Межрайонная Инспекция федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области,

при участии представителей:

от заявителя: Ящук А.В. по доверенности от 15.11.2017 № 157/17;

от заинтересованного лица: Атраднова Т.В. по доверенности от 11.05.2018 № 31, Кокорина И.Г. по доверенности от 09.01.2018 №12, Зайцев О.Ю. по доверенности от 03.09.2018 № 36, Соколов В.В. по доверенности от 09.01.2018 № 1;

установил:

АО «Сибирский Антрацит»  (далее по тексту – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащем отмене полностью постановления Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее – Инспекция) №7 от 26.04.2018, №10 от 26.04.2018, №11 от 31.07.2018, №14 от 31.07.2018, №16 от  31.07.2018, №18 от 31.07.2018 о привлечении к административной ответственности (далее – Постановления), предусмотренной ч.6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей по каждому правонарушению, за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Заявитель не согласен с позицией налогового органа о дате совершения административного правонарушения, указанного в протоколах об административном правонарушении и постановлениях о назначении наказания – 05.05.2016 (постановления №№7, 10), 02.08.2016 (постановления №№ 11, 14, 16, 18). Считает, что датой совершения административного правонарушения является дата представления отчета, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета, то есть -  20.04.2016 года (постановления №№7, 10), 27.07.2016 (постановления №№ 11, 14, 16, 18). Таким образом, как полагает заявитель, согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности истек 20.04.2018 года (постановления №№7, 10), 27.07.2018 года (постановления №№ 11, 14, 16, 18) и АО «Сибирский Антрацит» незаконно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Заявитель полагает, что 4 факта совершения АО «Сибирский Антрацит» административного правонарушения (2 квартал 2016 года) являются единым административным правонарушением, так как правонарушения, вмененные Обществу, тождественны друг другу и не образуют самостоятельных составов, следовательно, привлечение к административной ответственности по четырем фактам правонарушений является необоснованным и не соответствует требованиям действующего законодательства.

Заявитель полагает, что указание в отчетах сведений в целых единицах не является правонарушением, представляющим существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку налоговый орган имел возможность идентифицировать данные, представленные в отчете. Обществом самостоятельно предоставило уточненные расчеты по всем счетам с указанием сведений в тысячах единиц.

Заявитель указывает, что неверное заполнение кодов произведенных операций в отчетах было допущено в связи с большим количеством используемых кодов близких по своему значению, при этом указанные нарушения не привели к искажению представленных сведений, так как к отчету прилагались подтверждающие финансовые документы. Налоговый орган имел возможность оценить полноту и достоверность информации, предоставляемой Обществом. Обществом представлены уточняющие отчеты по допущенным нарушениям.

Заявитель не согласен с позицией налогового органа о необходимости предоставления сведений о движении денежных средств за период с первого числа по последнее число отчетного квартала, вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам за определенные даты, в связи с тем, что в отсутствующие даты финансовые операции с денежными средствами не производились; общество предоставляло  сведения о движении денежных средств по форме, полученной из Банка; сведения представлены в полном объеме; фактов неполного или недостоверного отражения сведений о движении денежных средств в отчете налоговым органом в период с 2016 года по настоящее время не выявлено; претензии и замечания в адрес общества от налогового органа о некорректности представляемых сведений о движении денежных средств не поступали.

Заявитель не согласен с позицией налогового органа о том, что представленные АО «Сибирский Антрацит» документы лишили возможности налоговый орган провести всесторонний анализ движения денежных средств по счету за 1 квартал 2016 года.

Заявитель указывает, что неверное отражение в отчетах сумм зачисленных средств за отчетный период связано с неверным пониманием понятий «поступления на счет» и «зачисления на счет», при этом допущенное нарушение совершено Обществом неумышленно, сумма зачисленных денежных средств была указана с учетом комиссии банка и это было отражено в представленных документах.

Заявитель, ссылаясь на п. 10 Постановления Правительства №819, указывает на то, что налоговым органом в нарушение указанного пункта на протяжении 2 лет в адрес общества не было направлено уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета или надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

Заявитель также просит учесть положения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку АО «Сибирский Антрацит» не допустил пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей (на протяжении длительного времени своевременно предоставляло отчет в налоговый орган, реагировало на все замечания налогового органа, ранее к административной ответственности за нарушение валютного законодательства не привлекалось, внесло изменения в отчеты до момента привлечения к административной ответственности, выявленные налоговым органом исключительно формальные нарушения были допущены два года назад и перестали быть общественно опасными), Общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; доказательств, подтверждающих значительную общественную опасность совершенного правонарушения в материалах административного дела не имеется; АО «Сибирский Антрацит» ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Следовательно, в рассматриваемом случае применение меры административного взыскания в виде штрафа не соответствует тяжести совершенного АО «Сибирский Антрацит» правонарушения и фактически будет носить карательный, а не превентивный характер.

Заявитель указывает, что на протяжении 2016-2017 гг замечания в адрес Общества от налогового органа о некорректности представляемых сведений не поступали, что свидетельствует о том, что указанные отчеты длительное время не проверялись, только в 2018 году, спустя 2 года после предоставления отчетов налоговый орган начал проводить их проверку.

Заявитель указывает, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям законодательства РФ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Инспекция представила отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению, а оспариваемые постановления законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены  Федеральным законом от 10.12.2003  N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон  № 173-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

На основании пункта 7 статьи 12 Закона 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N819 утверждены Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила) и форма отчета.

Согласно п.3 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.

Согласно п.4 Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Согласно п.5 Правил подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.

В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).

В соответствии с п. 6 Правил документы, предусмотренные пунктами 4 - 5 вышеуказанных Правил, представляются непосредственно резидентом либо представителем резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 9 Правил днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов считается:

- для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно резидентом либо представителем резидента, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

- для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Согласно п.10 Правил, в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, представления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо - резидента, индивидуального предпринимателя - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

Согласно ст. 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

I.Постановление №7 от 26.04.2018

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180328000101 следует, что Обществом 20.08.2014 открыт счет № 7054124953 в Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем, во исполнение части 2 статьи 12 Закона  № 173-ФЗ, в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

20.04.2016 Обществом представлен  отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 1 квартал 2016 г. по счету № 7054124953.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 1 квартал 2016 года, установлено:

1. В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1 (5 870 357,24), строка 2 (4 680 047,41), строка 3 (7 491 315,41) строка 3.1 (1 490 169,47), строка 3.2 (6 000 000), строка 3.3 (1 145,94), строка 4 (3 059 089,24), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (5 870,4), строка 2 (4 680,0), строка 3 (7 491,3) строка 3.1 (1 490,2), строка 3.2 (6 000,0), строка 3.3 (1,1), строка 4 (3 059,1).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 1 квартал 2016 г. по счету  № 7054124953. В графе 4 отчета указаны: строка 1 (5 870,4), строка 2 (4 680,0), строка 3 (7 491,3) строка 3.1 (1 490,2), строка 3.2 (6 000,0), строка 3.3 (1,1), строка 4 (3 059,1).

2. К отчету о движении денежных средств Обществом представлены банковские документы за определенные даты: 04.01.2016, 08.01.2016, 15.01.2016, 20.01.2016, 25.01.2016, 28.01.2016, 29.01.2016, 01.02.2016, 03.02.2016, 05.02.2016, 12.02.2016, 19.02.2016, 26.02.2016 и с 01.03.2016 – 31.03.2016 г., т.е. в нарушение п. 5 Правил № 819 не за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В отношении остальных дней Обществом не представлены сведения о движении денежных средств (об отсутствии движения денежных средств) по счету.

 В связи с представлением Обществом банковских документов не за весь период отчета, а только за определённые даты, налоговый орган был лишен возможности проведения всестороннего анализа движения денежных средств по счету  № 7054124953 за 1 квартал 2016 г.

Поскольку, часть 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ и пп 4, 5 Правил возлагают на резидента, открывшего счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, обязанность выполнения установленных ими требований по предоставлению банковских документов за весь период (с первого числа по последнее число отчетного квартала), вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам за определенные даты, следовательно, довод Заявителя об отсутствии необходимости предоставления «пустых сведений», в связи с тем, что  в отсутствующие даты финансовые операции с денежными средствами не производились, является несостоятельным.

3. По строке 2 и 2.1 отчета о движении денежных средств по коду  вида операции 10100 (поступление экспортной выручки) указана сумма 4 680  тыс. руб.

В соответствии с Постановлением № 819 «Код вида операции» и «Наименование операции» указывается в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Согласно банковским выпискам  по счету № 7054124953 и расшифровке к счету,  полученной в ответ на определение об истребовании сведений №  07-07/001211 от 02.04.2018 г. на валютный счет поступило:

Наименование компании

Дата операции

Поступило денежных средств, (Долларов США)

Банковская комиссия, (Долларов США)

Зачислено, (Долларов США)

HyundaySteelCompany

08.01.2016

1033 050

16.31

1033033.69

15.01.2016

26449.75

16.41

26433.34

VitolSA

20.01.2016

754 350

16.29

754333.71

25.01.2016

262 150.00

16.26

262 133.74

29.01.2016

303 713.08

16.39

303 696.69

03.02.2016

402 191.60

16.37

402 175.23

05.02.2016

215 925.56

16.80

215 908.76

05.02.2016

292 912.50

16.80

292 895.70

12.02.2016

236 823.24

16.80

236 806.64

19.02.2016

290 590.51

16.66

290 573.85

26.02.2016

244 356.43

16.52

244 339.91

18.03.2016

288 900.00

16.93

288 883.07

29.03.2016

328 634.34

16.82

328 617.52

Итого:

4 680 047.01

215.56

4 679 831.85

В соответствии с вышеуказанным, на  счет № 7054124953 за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 г. поступила экспортная  выручка в размере 4 680 047,01 Долларов США, после списания банком комиссии за предоставленные услуги на расчетный счет было зачислено 4 679 831, 85 Долларов США. Так как банковская комиссия была списана банком до зачисления денежных средств на расчетный счет АО «Сибирский Антрацит», данные денежные средства относятся к доходам Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ) и не должны были быть указаны в отчете о движении денежных средств за 1 квартал 2016 г.

Таким образом, в отчете о движении денежных средств за 1 квартал 2016 года по строке 2 (зачислено средств за отчетный период) и 2.1 по коду вида операции 10100 (поступление экспортной выручки), следовало указать сумму в размере 4 679 831.85 Долларов США, по строке 3 (списано средств за отчетный период) – 7 491 099,85 Долларов США, по строке 3.3 по коду вида операции 99090 (расчеты по прочим валютным операциям) – 930,38 Долларов США.

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о суммах зачисленных средств за отчетный период, что является  нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 546020180328000101 от 16.04.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением №7 от 26.04.2018 Общество привлечено к административной ответственности  по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

II.Постановление № 10 от 26.04.2018

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180328000201 следует, что Обществом 20.08.2014 открыт счет № 154124953 в Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем, во исполнение части 2 статьи 12 Закона  № 173-ФЗ, в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

20.04.2016 Обществом представлен  отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 1 квартал 2016 г. по счету № 154124953.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 1 квартал 2016 года, установлено:

1. В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1 (3 701,88), строка 3 (97,20) строка 3.1 (97,20), строка 4 (3 604,68), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (3,7), строка 3 (0,1) строка 3.1 (0,1), строка 4 (3,6).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 1 квартал 2016 г. по счету  № 154124953. В графе 4 отчета указаны: строка 1 (3,7), строка 3 (0,1) строка 3.1 (0,1), строка 4 (3,6).

2. К отчету о движении денежных средств Обществом представлены банковские документы за определенные даты: 04.01.2016, 06.01.2016, 29.01.2016, 31.01.2016, 29.02.2016 и с 01.03.2016 – 31.03.2016 г., т.е. в нарушение п. 5 Правил № 819 не за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В отношении остальных дней Обществом не представлены сведения о движении денежных средств (об отсутствии движения денежных средств) по счету.

 В связи с представлением обществом банковских документов не за весь период отчета, а только за определённые даты, налоговый орган был лишен возможности проведения всестороннего анализа движения денежных средств по счету  № 154124953 за 1 квартал 2016 г.

Поскольку, часть 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ и пп 4,5 Правил возлагают на резидента, открывшего счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, обязанность выполнения установленных ими требований по предоставлению банковских документов за весь период (с первого числа по последнее число отчетного квартала), вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам за определенные даты, следовательно, довод Заявителя об отсутствии необходимости предоставления «пустых сведений», в связи с тем, что  в отсутствующие даты финансовые операции с денежными средствами не производились, является несостоятельным.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 546020180328000201 от 16.04.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением №10 от 26.04.2018 Общество привлечено к административной ответственности  по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

III.Постановление № 11 от 31.07.2018

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180705000301 следует, что Обществом 20.08.2014 открыт счет № 7054124953 в Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем, во исполнение части 2 статьи 12 Закона  № 173-ФЗ, в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

27.07.2016 Обществом представлен  отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 г. по счету № 7054124953.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 года, установлено следующее:

1.В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1 (3059089,24), строка 2 (10775024,13), строка 2.1 (10625024,13), строка 2.2 (150000), строка 3 (13302944,91) строка 3.1 (2244438,67), строка 3.2 (11050 000), строка 3.3 (8506,24), строка 4 (531168,46), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (3059,1), строка 2 (10775,0), строка 2.1 (10625,0), строка 2.2 (150,0), строка 3 (13302,9) строка 3.1 (2244,4), строка 3.2 (11050,0), строка 3.3 (8,5), строка 4 (531,2).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 2 квартал 2016 г. по счету  № 7054124953. В графе 4 отчета указаны: строка 1 (3059,1), строка 2 (10775,0), строка 2.1 (10625,0), строка 2.2 (150,0), строка 3 (13302,9) строка 3.2 (2244,4), строка - (11050,0), строка 3.3 (8,5), строка 4 (531,2).

2. К отчету о движении денежных средств Обществом представлены банковские документы за определенные даты: 31.03.2016, 01.04.2016, 04.04.2016, 05.04.2016, 08.04.2016, 20.04.2016, 22.04.2016, 27.04.2016, 28.04.2016, 29.04.2016, 30.04.2016, 02.05.2016, 04.05.2016,  11.05.2016,  17.05.2016, 25.05.2016, 27.05.2016, 31.05.2016, 03.06.2016, 07.06.2016, 10.06.2016, 16.06.2016, 20.06.2016, 23.06.2016, 24.06.2016, 30.06.2016 года. Таким образом, подтверждающие банковские документы представлены АО «Сибирский Антрацит» с нарушением п. 5 Постановления № 819, то есть не за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В отношении остальных дней Обществом не представлены сведения о движении денежных средств (об отсутствии движения денежных средств) по счету.

 В связи с представлением обществом банковских документов не за весь период отчета, а только за определённые даты, налоговый орган был лишен возможности проведения всестороннего анализа движения денежных средств по счету  № 7054124953 за 2 квартал 2016 г.

Поскольку, часть 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ и пп 4, 5 Правил возлагают на резидента, открывшего счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, обязанность выполнения установленных ими требований по предоставлению банковских документов за весь период (с первого числа по последнее число отчетного квартала), вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам за определенные даты, следовательно, довод Заявителя об отсутствии необходимости предоставления «пустых сведений», в связи с тем, что  в отсутствующие даты финансовые операции с денежными средствами не производились, является несостоятельным

Обществом в  ходе проверки валютного законодательства (заверено  нотариусом 27.06.2018) представлены банковские  документы за 2 квартал 2016 г. по счету  № 7054124953 за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

3. В соответствии с Постановлением № 819 «Код вида операции» и «Наименование операции» указывается в соответствии нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (ИНСТРУКЦИЯ от 4 июня 2012 г. N 138-И «О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ»).

В нарушение Инструкции 138-И (Приложение 2 «Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов»)  АО «Сибирский Антрацит» неверно заполнены коды операций о движении денежных средств по счету № 7054124953 за 2 квартал 2016 г.  В графе 2 указаны коды вида операции 10030 - необходимо было указать 10100; 61140 - необходимо было указать 61150; 42030 - необходимо было указать 42035; 61150 - необходимо было указать 61140; 99020 -  необходимо было указать 99090.

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о кодах вида валютной операции, что является  нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 2 квартал 2016 г. по счету  № 7054124953, в котором коды операций исправлены и заполнены верно.

4. По строке 2 и 2.1 отчета о движении денежных средств по коду  вида операции 10030 (зачислено средств за отчетный период) указана сумма 10775  тыс. руб.

Согласно банковским выпискам  по счету №   7054124953 и расшифровке к счету,  полученной в ответ на определение об истребовании сведений №  07-07/002441 от 05.07.2018 г. на валютный счет поступило:

Наименование компании

Дата операции

Поступило денежных средств, (Долларов США)

Банковская комиссия, (Долларов США)

Зачислено, (Долларов США)

HyundaySteelCompany

01.04.2016

110434.00

17.08

1104327.92

01.04.2016

263682.94

17.12

263665.82

05.04.2016

970485.00

17.06

970467.94

22.04.2016

1104345.00

16.97

1104328.03

VitolSA

08.04.2016

238361.27

17.04

238344.23

27.04.2016

230050.00

16.95

230033.05

11.05.2016

335736.04

17.09

335718.95

03.06.2016

10165.00

16.79

10148.21

10.06.2016

10228.88

17.01

10211.87

23.06.2016

518950.00

17.11

518932.89

DufercoSA

02.05.2016

1298000.00

1 821.96

1 296 178.04

25.05.2016

2252250.00

1 973.55

2250276.45

16.06.2016

2288425.00

2091.98

2286333.02

Итого:

10625024.13

6057.71

10618966.42

В соответствии с вышеуказанным на  счет №   7054124953 за период с 01.04.2016 по 30.06.2016 г. поступила экспортная  выручка в размере 10625024.13 Долларов США, после списания банком комиссии за предоставленные услуги на расчетный счет было зачислено 10618966.42  руб. Так как банковская комиссия была списана банком до зачисления денежных средств на расчетный счет АО «Сибирский Антрацит», данные денежные средства относятся к доходам Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ) и не должны были быть указаны в отчете о движении денежных средств за 2 квартал 2016 г.

Таким образом, в отчете о движении денежных средств за 2 квартал 2016 года по строке 2 (зачислено средств за отчетный период) следовало указать сумму в размере 10768966.42 Долларов США, по строке 2.1 по коду вида операции 10100 (поступление экспортной выручки) - 10618966.42 Долларов США, по строке 3 (списано средств за отчетный период) – 13296887.20 Долларов США, по строке 3.3 по коду вида операции 99090 (расчеты по прочим валютным операциям) – 2448.53 Долларов США.

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о суммах зачисленных средств за отчетный период, что является  нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 546020180705000301 от 12.07.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением №11 от 31.07.2018 Общество привлечено к административной ответственности  по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

IV.Постановление № 14 от 31.07.2018

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180705000401 следует, что Обществом 20.08.2014 открыт счет № 154124953 в Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем, во исполнение части 2 статьи 12 Закона  № 173-ФЗ, в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

27.07.2016 Обществом представлен  отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 г. по счету № 154124953.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 года, установлено следующее:

1.В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1 (3 604,68), строка 3 (94,80) строка 3.1 (97,20), строка 4 (3 509,88), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (3,6), строка 3 (0,1) строка 3.1 (0,1), строка 4 (3,5).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 2 квартал 2016 г. по счету  № 154124953. В графе 4 отчета указаны: строка 1 (3,6), строка 3 (0,1) строка 3.1 (0,1), строка 4 (3,5).

2.К отчету о движении денежных средств Обществом представлены банковские документы за определенные даты: 29.04.2016, 30.04.2016, 29.01.2016, 31.05.2016, 29.02.2016, 30.06.2016 г. Таким образом, подтверждающие банковские документы представлены АО «Сибирский Антрацит» с нарушением п. 5 Постановления № 819, то есть не за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В отношении остальных дней Обществом не представлены сведения о движении денежных средств (об отсутствии движения денежных средств) по счету.

В связи с представлением обществом банковских документов не за весь период отчета, а только за определённые даты, налоговый орган был лишен возможности проведения всестороннего анализа движения денежных средств по счету  № 154124953 за 2 квартал 2016 г.

Поскольку, часть 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ и пп 4,5 Правил возлагают на резидента, открывшего счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, обязанность выполнения установленных ими требований по предоставлению банковских документов за весь период (с первого числа по последнее число отчетного квартала), вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам за определенные даты, следовательно, довод Заявителя об отсутствии необходимости предоставления «пустых сведений», в связи с тем, что  в отсутствующие даты финансовые операции с денежными средствами не производились, является несостоятельным.

Обществом в  ходе проверки валютного законодательства (заверено  нотариусом 27.06.2018) представлены банковские  документы за 2 квартал 2016 г. по счету  № 154124953  за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

 3.  В соответствии с Постановлением № 819 «Код вида операции» и «Наименование операции» указывается в соответствии нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (ИНСТРУКЦИЯ от 4 июня 2012 г. N 138-И «О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ»).

В нарушение Инструкции 138-И (Приложение 2 «Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов»)  АО «Сибирский Антрацит» неверно заполнены коды операций о движении денежных средств по счету № 154124953 за 2 квартал 2016 г.  В графе 2 указан код вида операции  99020 -  необходимо было указать 99090.

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о кодах вида валютной операции, что является  нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 2 квартал 2016 г. по счету  № 154124953, в котором коды операций исправлены и заполнены верно.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 546020180705000401 от 12.07.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением №14 от 31.07.2018 Общество привлечено к административной ответственности  по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

V.Постановление №16 от 31.07.2018

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180705000501 следует, что  Обществом 04.12.2015 открыт счет № 0835217140702  в Credit Suisse AG (Швейцария), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем во исполнение части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон  № 173-ФЗ) в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

27.07.2016 Обществом представлен  отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 г. по счету № 0835217140702.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 года, установлено следующее:

1.В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1 (-1,36) строка 2 (40 000 500), строка 2.1 (40 000 500), строка 3 (40 000 024,53), строка 3.1 (40 000 000), строка 3.2 (24,53), строка 4 (474,11), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (-0,001) строка 2 (40 000,5), строка 2.1 (40 000,5), строка 3 (40 000,0), строка 3.1 (40 000,0), строка 3.2 (0,02), строка 4 (0,50).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 2 квартал 2016 г. по счету  №0835217140702.  В графе 4 отчета указаны: строка 1 (0,001) строка 2 (40 000,5), строка 2.1   (40 000,5), строка 3 (40 000,0), строка 3.1 (40 000,0), строка 3.2 (0,02), строка 4 (0,5).

2.  В соответствии с Постановлением № 819 «Код вида операции» и «Наименование операции» указывается в соответствии нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (ИНСТРУКЦИЯ от 4 июня 2012 г. N 138-И «О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ»).

В нарушение Инструкции 138-И (Приложение 2 «Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов»)  АО «Сибирский Антрацит» неверно заполнены коды операций о движении денежных средств по счету №0835217140702  за 2 квартал 2016 г.  В графе 2 указан код 61140 - необходимо было указать 61150;  61010 - необходимо было указать 61140; 99020 -  необходимо было указать 99090.

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о кодах вида валютной операции, что является  нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 2 квартал 2016 г. по счету  №0835217140702, в котором коды операций исправлены и заполнены верно.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 546020180705000501 от 12.07.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением №16 от 31.07.2018 Общество привлечено к административной ответственности  по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

VI.Постановление № 18 от 31.07.2018

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180705000601 следует, что Обществом 07.04.2016 открыт счет № 08352171407021  в Credit Suisse AG (Швейцария), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем во исполнение части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон  № 173-ФЗ) в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

27.07.2016 Обществом представлен  отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 г. по счету № 08352171407021.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 года, установлено следующее:

1.В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 2 (40 000 000), строка 2.1 (40 000 000), строка 4 (40 000 000), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 2 (40 000), строка 2.1 (40 000), строка 4 (40 000).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 2 квартал 2016 г. по счету  №08352171407021.  В графе 4 отчета указаны: строка 2 (40 000), строка 2.1 (40 000), строка 4 (40 000).

2.  В соответствии с Постановлением № 819 «Код вида операции» и «Наименование операции» указывается в соответствии нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (ИНСТРУКЦИЯ от 4 июня 2012 г. N 138-И «О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ»).

В нарушение Инструкции 138-И (Приложение 2 «Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов»)  АО «Сибирский Антрацит» неверно заполнены коды операций о движении денежных средств по счету № 008352171407021    за 2 квартал 2016 г.  В графе 2 указан код 61140 - необходимо было указать код  61150. 

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о кодах вида валютной операции, что является  нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 2 квартал 2016 г. по счету  №08352171407021, в котором коды операций исправлены и заполнены верно.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 546020180705000601 от 12.07.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением №18 от 31.07.2018 Общество привлечено к административной ответственности  по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

Административные правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.

Объектом совершенного Обществом административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в контроле над внешнеэкономической деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным, т.е. основанием для привлечения к ответственности является сам факт несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) открытых за пределами территории Российской Федерации и подтверждающих банковских документов.  По вменяемому составу правонарушения существенная угроза охраняемым  общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, характеризуется несоблюдением виновным лицом установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. Обществом не соблюдены Правила,  утвержденные Постановлением от 28 декабря 2005 г. N 819.    

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, могут быть должностные лица, юридические лица. В данном случае субъектом является АО «Сибирский Антрацит».

При этом необходимо отметить следующее – в абз.2 п. 4 Правил №819 указано, что по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

На основании ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Таким образом, представив четыре отчета с нарушением установленного порядка, Общество совершило четыре отдельных действия - административных правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. При этом факт представления отчетов в один день значения не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Необходимо учитывать, что на основании ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, в рассматриваемом случае по каждому факту административного правонарушения (т.е. по каждому факту представления отчета о движении средств по счету с нарушением порядка) в отношении юридического лица и каждого из виновных должностных лиц составляется отдельный протокол по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Следовательно, довод Общества о том, что все оспариваемые постановления вынесены по результатам одной проверки, составлены одним числом, каждым из постановлений Обществу вменяется один и тот же состав административного правонарушения, не свидетельствует о том, что Обществом совершено одно административное правонарушение, хотя действия его и однородны, является несостоятельным.

Доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер направленных на недопущение совершения административного правонарушения, равно как и доказательств невозможности соблюдения действующих норм и правил в сфере валютного регулирования в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что в свою очередь применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении.

Доводы Заявителя о неверном указании налоговым органом даты совершения административного правонарушения являются необоснованными и подлежат отклонению на основании следующего.

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 4.8 КоАП РФ установлено, что сроки, установленные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Согласно ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 14) разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

В абз. 3 п.14 Пленума № 5 от 24.03.2005 указано, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

Согласно п. 4 Правил соблюдение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации осуществляется в установленный срок.

Наличие установленного предельного срока исполнения обязанности по представлению в налоговый орган отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (в течение 30 дней по окончании квартала) означает, что правонарушение окончено на следующий день после истечения указанного срока.

Необходимо также отметить, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.

Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

В соответствии с вышеизложенным, законодательством установлен предельный срок представления отчетов о движении денежных средств - в течение 30 дней по окончании квартала.

За 1 квартал 2016 г., с учетом положений ст.4.8 КоАП РФ, предельный срок наступает 04.05.2016 г.,  АО «Сибирский Антрацит» представил отчет о движении денежных средств за рубежом – 20.04.2016 г., таким образом, у Общества имелась возможность исправить сведения и представить надлежащий отчет до 04.05.2016 г. без наступления правовых последствий

Следовательно, 05.05.2016 резидент –  Акционерное Общество «Сибирский Антрацит» по месту своей государственной регистрации совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, п. 4 Правил отчет о движении по счетам №№ 7054124953, 154124953, 0835217140702, 008352171407021  за 2 квартал 2016 года и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в данном отчете, должны быть представлены Обществом в налоговый орган по месту постановки Общества на налоговый учет в срок до 30.07.2016 включительно.

Поскольку последний день представления в налоговый орган отчета о движении средств по счету № 7054124953, 154124953, 0835217140702, 008352171407021   за 2 квартал 2016 г. – 30.07.2016 (суббота) приходится на нерабочий день, то днем окончания срока представления отчета о движении средств является 01.08.2016 года.

АО «Сибирский Антрацит» представил отчеты о движении денежных средств за рубежом (счета  №№ 7054124953, 154124953, 0835217140702, 008352171407021) за 2 квартал 2016 года– 27.07.2016 г., таким образом, у Общества имелась возможность исправить сведения и представить уточнённый отчет до 01.08.2016 г. без наступления правовых последствий.

Заявитель полагает, что в случае, когда последний день срока представления отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то днем окончания срока является этот же день, то есть не переносится на следующий за ним первый рабочий день.

Суд находит данные доводы ошибочными, при этом исходит из следующего.

Согласно п.4 Правил №819 резидент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Поскольку данный порядок не содержит норм, определяющих порядок исчисления срока представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, то по правилам ч.6 ст. 13 АПК РФ к спорным правоотношениям подлежат применению нормы, регулирующие сходные отношения. Сходными с валютными являются налоговые правоотношения, также вытекающие из публичных правоотношений.

В соответствии с п.7 ст.6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Аналогичный порядок исчисления срока предусмотрен ч.4 ст.114 АПК РФ.

Согласно ч.3 ст.4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Таким образом, в рассматриваемых случаях предельный срок для предоставления отчета за 1 квартал 2016г. - 04.05.2016, за 2 квартал 2016г. - 01.08.2016года.

Следовательно, именно 05.05.2016 и 02.08.2016 резидент - АО «Сибирский Антрацит» по месту своей государственной регистрации совершило административные правонарушения, выразившиеся в нарушении порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, ответственность за которые предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.

На основании изложенного, постановления о назначении административного наказания от 26.04.2018 №7, № 10, и от 31.07.2018 № 11, № 14№ 16, № 18 являются законными, а требования АО «Сибирский Антрацит» не подлежащими удовлетворению, как необоснованные.

Иная правовая позиция означала бы искусственное сокращение срока для исполнения соответствующей обязанности по отношению к неограниченному кругу обязанных лиц лишь постольку, поскольку в таком толковании заинтересован Заявитель в данном деле.

При этом ссылка Заявителя на пункт 30 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)» (утв. Президиумом ВС РФ 28.03.2018) применительно к настоящему делу является необоснованной, поскольку в указанном им случае речь шла не об определении предельной даты исполнения обязанности и (или) ее переноса на следующий рабочий день в случае выпадения на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. По рассмотренному ВС РФ спору, включенному в данный Обзор, Судом сделан вывод о невозможности переноса на следующий рабочий день не даты для исполнения обязанности, а даты совершения правонарушения.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 14) разъяснено, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Следовательно, 02.08.2016 резидент –  Акционерное Общество «Сибирский Антрацит» по месту своей государственной регистрации совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановления о назначении административного наказания вынесены 26.04.2018 (№№7, 10), 31.07.2018 (№№11, 14, 16, 18) в пределах срока привлечения к ответственности.

На основании вышеизложенного, необоснованным является довод Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка предоставления отчетов о движении денежных средств по счетам.

В соответствии с п. 13 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденного Приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н налоговые органы при определении проверяемого периода и сроков исполнения государственной функции должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, а также положения п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Следовательно, налоговый орган, которому резидент представляет документы в соответствии с Правилами, вправе проводить проверку отчета в пределах указанного выше срока привлечения к административной ответственности.

Ссылка Общества на нарушение налоговым органом требований, установленных пунктом 10 Правил, неосновательна, поскольку направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного отчета, равно как и отсутствие такого уведомления, не влияют на ответственность резидента при несоблюдении им Правил, так как обязанность выполнения Правил, утвержденных Постановлением от 28.12.2005 №819, является безусловной, подлежит исполнению и не поставлена в зависимость от какого-либо уведомления.

Относительно доводов Заявителя о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ необходимо отметить следующее.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение о наличии признака состава административного правонарушения, заключающегося в несоблюдении порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (в частности, незаполнения каких-либо реквизитов, ошибок, неточностей, опечаток и т.п.), должно приниматься должностным лицом налогового органа, исходя из характера и оценки конкретных обстоятельств, свидетельствующих о существенности допущенных при заполнении отчета нарушений, в том числе связанных с возможностью дальнейшего осуществления валютного контроля за операциями резидента по счету в зарубежном банке (пункт 5 Письма ФНС от 12.07.2013 N АС-4-2/12519).

В п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Обстоятельства совершения правонарушения АО «Сибирский Антрацит» не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка.

Кроме того, довод Общества о том, что выявленные налоговым органом недостатки при заполнении Отчетов были учтены в последующей деятельности и допущенные ранее нарушения скорректированы и устранены в дальнейшем не могут служить основанием для освобождения заявителя от ответственности.

Доводы Общества о возможном привлечении  в настоящее время Общества и его должностных лиц 64 раза к административной ответственности за аналогичные и однотипные нарушения носят предположительный характер.

Таким образом, доводы Заявителя  «о допущенных формальных, неосторожных нарушениях требований действующего законодательства», в связи с чем применение административного взыскания в виде штрафа не соответствует тяжести совершенного АО «Сибирский Антрацит» правонарушения и фактически носит карательный, а не превентивный характер подлежат отклонению, так как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме не имеют значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности. Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны Общества, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения своих обязанностей.

Поскольку, штраф назначен в пределах санкции ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом характера вменяемого административного правонарушения, следовательно, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, в связи с этим вменяемое Обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.

Каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения судом не установлено.

Такое обстоятельство, как, например, принятие мер для исключения повторения аналогичных правонарушений в будущем не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения, а может в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываться при назначении административного наказания, что и было сделано административным органом при назначении минимального наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая, что факты несоблюдения Заявителем требований порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, установленных Постановлением от 28 декабря 2005 г. N 819, установлены налоговым органом, следовательно, Постановления о назначении административного наказания №№ 7, 10 от 26.04.2018, №№ 11, 14, 16, 18 от 31.07.2018 являются законными и обоснованными.

Процессуальных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней после его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал  в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                       Е.А. Нахимович