ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-14704/2012 от 28.06.2012 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

http://novosib.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

дело № А45-14704/2012

резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2012 года

решение изготовлено в полном объёме 04 июля 2012 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Тимошиной А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер»

к Новосибирской таможне

о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: ФИО1 по доверенности

заинтересованного лица: ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по доверенностям

установил

Общество с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Новосибирской таможни об уплате таможенных платежей от 28.03.2012 № 103.

Как утверждает заявитель, у Новосибирской таможни отсутствовали правовые основания для выставления обществу с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» оспариваемого требования.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представители заинтересованного лица против доводов заявителя возражали по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» требований. При этом суд исходит из следующего.

15.09.2011 таможенным представителем - обществом с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» от имени и по поручению ФИО5 (гражданина Киргизской Республики) на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни была подана пассажирская таможенная декларация, зарегистрированная под номером 10609032/150911/А001235.

По данной пассажирской таможенной декларации продекларировано транспортное средство - легковой автомобиль Mercedes Bens E 63 AMG, год выпуска - январь 2010 года, объём двигателя – 6 208 кубических сантиметров, номер кузова или идентификационный номер - <***>, таможенная стоимость 1 018 879 рублей, перемещённое физическим лицом из Киргизской Республики для личных целей.

По результатам таможенного контроля транспортное средство Mercedes Bens E 63 AMG было выпущено 16.09.2011 для личного использования с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

При подаче пассажирской таможенной декларации общество с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» представило таможенному органу разрешение на переезд (переселение) из Киргизской Республики в Российскую Федерацию серии БК номер 006060, выданное 08.09.2011 представительством Федеральной миграционной службы Российской Федерации в Киргизской Республике гражданину Киргизской Республики ФИО5.

В разрешении серии БК номер 006060 содержатся отметки о том, что принадлежащее ему транспортное средство Mercedes Bens E 63 AMG вывозится переселенцем в соответствии со статьями 7, 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995.

Новосибирской таможней на основании статей 99, 131 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении общества с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» была проведена камеральная таможенная проверка (акт камеральной таможенной проверки от 27.03.2012 № 10609000/400/270312/А0021).

По результатам проверки таможенный орган пришёл к выводу о наличии факта неправомерного освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Данный вывод был сделан таможенным органом на основании следующих обстоятельств:

в связи с истечением 31.07.2011 срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995;

в связи с несоблюдением условия, установленного пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению, заключённому 18.06.2010 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерации «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

28.03.2012 Новосибирской таможней было принято решение № 10609000/280312/06 об отмене решения Новосибирского западного таможенного поста об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства Mercedes Bens E 63 AMG, принадлежащего ФИО5.

В связи с неправомерным заявлением льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства Mercedes Bens E 63 AMG Новосибирской таможней в адрес общества с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» выставлено требование об уплате таможенных платежей от 28.03.2012 № 103.

Суд признаёт оспариваемое обществом с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» требование Новосибирской таможни незаконным по следующим основаниям.

В статье 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995 зафиксировано, что переселенцы и члены их семей имеют право вывезти из государства выезда всё заявленное до выезда движимое имущество, находящееся в их личной собственности.

Статьёй 10 названного Соглашения определено, что стороны, его подписавшие, обеспечивают освобождение переселенцев и членов их семей от ограничений на ввоз и вывоз своего личного имущества от таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов.

По правилу части 1 статьи 356 Таможенного кодекса Таможенного союза подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.

К таким документам относятся документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, а также подтверждающие признание физического лица переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определённом законодательством государств - членов таможенного союза.

Заявителем при подаче пассажирской таможенной декларации было представлено разрешение на переезд (переселение) из Киргизской Республики в Российскую Федерацию серии БК номер 006060 от 08.09.2011, выданное соответствующим уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации - представительством Федеральной миграционной службы Российской Федерации в Киргизской Республике.

В разрешении указано на то, что ФИО5 пользуется правами, которые предусмотрены Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995, а вывозимый им автомобиль подпадает под действие статей 7 и 10 названного Соглашения.

Таким образом, представленное заявителем разрешение на переезд (переселение) из Киргизской Республики в Российскую Федерацию серии БК номер 006060 от 08.09.2011 подтверждает статус декларанта как переселенца, имеющего право на полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Довод таможенного органа о том, что срок действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995 истёк 31.07.2011, в связи с чем взыскание с заявителя таможенных платежей правомерно, судом проверен и признан необоснованным.

В силу пункта 1 статьи 1 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

Истечение срока, на который был заключён международный договор, влечёт его прекращение.

Согласно статье 38 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Положениями статьи 40 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» определено, что официальные сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, заключённых от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, опубликовываются в порядке, предусмотренном статьёй 30 названного федерального закона.

Официальным опубликованием международного договора Российской Федерации и официального сообщения о прекращении действия международного договора является их опубликование в Собрании законодательства Российской Федерации, а также в Бюллетене международных договоров (статья 30 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Доказательств публикации Министерством иностранных дел Российской Федерации официального сообщения о прекращении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995 заинтересованным лицом не представлено.

Довод таможенного органа о необходимости применения к спорным правоотношениям Соглашения между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010 судом проверен и признан подлежащим отклонению, поскольку названное Соглашение также не опубликовано и не доведено до всеобщего сведения. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.

Федеральным законом от 05.04.2011 № 60-ФЗ Соглашение между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, ратифицировано.

Статьёй 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации признаны составной частью правовой системы Российской Федерации.

При этом в той же статье Конституции Российской Федерации определено, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты не применяются.

По правилам статьи 30 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.

Таким образом, официальному опубликованию подлежит не только решение Российской Федерации о согласии на обязательность международного договора (соглашения), но и сам текст договора (соглашения) в целях обеспечения соблюдения прав и интересов хозяйствующих субъектов, затрагиваемых положениями договора (соглашения).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.06.1999 № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» разъяснил, что арбитражный суд применяет международные договоры Российской Федерации, вступившие в силу и должным образом доведённые до всеобщего сведения путём опубликования.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.03.2012 № 8-П дополнительно разъяснил, что требование официального опубликования вступивших в силу международных договоров Российской Федерации имеет принципиальное конституционно-правовое значение, поскольку, являясь составной частью правовой системы Российской Федерации и обладая в отношении применения приоритетом перед российскими законами, международные договоры Российской Федерации оказывают прямое воздействие на нормативное правовое регулирование в Российской Федерации, включая содержание прав и свобод человека и гражданина, ценностное значение которых определяется предписаниями статей 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации.

Официальное опубликование вступившего в силу международного договора Российской Федерации обеспечивает полное и точное доведение от имени компетентного государственного органа содержания такого договора до сведения неограниченного круга лиц посредством размещения его аутентичного текста в печатном издании, указанном в законе, и тем самым позволяет любому получить достоверную информацию о содержащихся в нём правилах, соотнести их с правилами, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и иметь возможность оценить последствия их внутригосударственного применения.

Таким образом, из положений федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», содержащихся в пункте 3 статьи 5, пункте 2 статьи 24, статье 30 и пункте 1 статьи 31, следует, что вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, в том числе затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию в установленном порядке.

Размещение текста Соглашения между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010 на официальном интернет-сайте Комиссии таможенного союза, на что указывает заинтересованное лицо, не может компенсировать отсутствие надлежащего официального опубликования его текста.

Поскольку при выставлении требования от 28.03.2012 № 103 таможенный орган руководствовался своим решением от 28.03.2012 № 10609000/280312/06, основанном на Соглашении между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010, не опубликованном в установленном порядке, а также фактом истечения срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995, при этом доказательств публикации официального сообщения уполномоченного органа об этом факте заинтересованным лицом не представлено, заявленные требования признаны судом подлежащими удовлетворению.

Дополнительно применительно к спорным правоотношениям суд полагает необходимым отметить следующее.

Разрешение на переезд (переселение) из Киргизской Республики в Российскую Федерацию серии БК номер 006060, представленное таможенным брокером в таможенный орган, содержащее ссылку на то, что ФИО5 пользуется правами, которые предусмотрены Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995, а вывозимый им автомобиль подпадает под действие статей 7 и 10 названного Соглашения, было выдано официальным государственным органом Российской Федерации - представительством Федеральной миграционной службы Российской Федерации в Киргизской Республике.

Доказательств, достоверно подтверждающих факт фальсификации данного документа, либо иных признаков незаконности его выдачи, заинтересованным лицом не представлено.

Судебные расходы, понесённые заявителем, распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учётом результатов рассмотрения спора относятся на заинтересованное лицо.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» требования удовлетворить.

2. Признать недействительным требование Новосибирской таможни об уплате таможенных платежей от 28.03.2012 № 103.

3. Взыскать с Новосибирской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» 4 000 рублей расходов по государственной пошлине.

4. Исполнительный лист на взыскание расходов по государственной пошлине выдать после вступления решения в законную силу.

5. Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ В.А. ПОЛЯКОВА