АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-14833/2018
Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хлоповой А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кодиловой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН <***>) о взыскании необоснованно удержанных денежных средств в размере 697 063 руб. 76 коп.,
при участии представителей: истца – ФИО2 (доверенность от 10.01.2018), ответчика – ФИО3 (доверенность от 23.05.2018 №З-Сиб-205/Д),
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИП ФИО1 или предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании необоснованно удержанных денежных средств в размере 697 063 руб. 76 коп.
В обоснование иска истец указывает на принадлежность ему на праве собственности пути необщего пользования (железнодорожный тупик) по адресу: <...>, приводит условия заключенного предпринимателем и ОАО «РЖД» договора №4/345 от 11.12.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования индивидуального предпринимателя ФИО1, примыкающего к станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», и договора №ЕЛС-532/9-А от 23.04.2009 на организацию расчетов.
Истец полагает, что удержание ответчиком денежных средств за дополнительные услуги в виде перевода стрелок, открытия и закрытия ворот, шлагбаумов на переездах, путях необщего пользования, незаконно. ОАО «РЖД» ведет расчет за указанные услуги отдельно от услуги по подаче и уборке вагонов, тогда как действия по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот и шлагбаумов, являются неотъемлемой частью процесса подачи и уборки вагонов.
ИП ФИО1 указывает, со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 №12579/12, что не является и не может являться стороной правоотношений по оказанию отдельной услуги перевода стрелок, и полагает, что ОАО «РЖД», являясь монополистом, не вправе взимать плату за дополнительные услуги.
Поскольку денежные средства ответчиком списаны безосновательно, ИП ФИО1 заявил о взыскании 521880,96 руб., удержанных в период с 01.03.2017 по 31.12.2017, 175182,8 руб., удержанных с 01.01.2018 по 31.03.2018.
Ответчик иск не признал, в отзыве на иск и в судебном заседании отметил, что истец частично нарушил претензионный порядок досудебного урегулирования спора и частично пропустил срок исковой давности, неправомерно просит возврата денежных средств, оплаченных им за оказанные услуги по переводу стрелок в рамках исполнения договора от 23.04.2009 № ДУ/532-9А на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам, на основании заявок истца.
Подробно возражения изложены в отзыве на иск и дополнительном отзыве.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях по делу.
Ответчик иск не признал, привел доводы, изложенные в отзыве на иск.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, при этом исходит из следующих обстоятельств дела и положений нормативных правовых актов.
Индивидуальным предпринимателем ФИО1, владельцем пути необщего пользования (железнодорожный тупик) по адресу: <...>, и ОАО «РЖД» заключен 11.12.2014 договор №4/345 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования индивидуального предпринимателя ФИО1, примыкающего к станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», и договор №ЕЛС-532/9-А от 23.04.2009 на организацию расчетов.
Договором №4/345 предусмотрены условия подачи, расстановки на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу (истцу), расположенного на продолжении пути необщего пользования ООО «Фирма «Инсайдер» станции Тракторный, закрытой для выполнения грузовых операций, локомотивом перевозчика.
В пункте 18 договора №4/345, в редакции дополнительных соглашений №№1 от 30.06.2015, №2 от 22.09.2015. №3 от 08.06.2016, №4 от 28.06.2016, предусмотрены платежи владельца, которые он уплачивает перевозчику, в том числе - сбор за подачу и уборку вагонов за каждый выход локомотива по ставкам таблицы №10 Тарифного руководства №3 с учетом повышающих коэффициентов, а также сбор за маневровую работу, не совмещенную во времени с подачей и уборкой вагонов, по ставкам таблицы 12 Тарифного руководства №3 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
Договор №4/345 содержит отметки (т.1, л.д. 42) о согласии основных владельцев (Рубцовский филиал ОАО «Алтайвагон» и ООО Фирма «Инсайдер») на пропуск вагонов контрагенту (истцу) по своей территории.
Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП ФИО1, примыкающего к станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги, утвержденная 30.09.2014 ОАО «РЖД» и предпринимателем, содержит сведения о наличии по маршруту следования маневрового состава на путь необщего пользования нецентрализованных стрелок №№450, 400, 461, 462, принадлежащих разным владельцам. За положением ручных стрелок по маршруту следования наблюдает составитель поездов, при необходимости осуществляет установку их по маршруту. Стрелки №№450, 400 и 462 переводятся составителем поездов станции.
При подъезде к стрелке ручного управления составитель поездов дает указание машинисту маневрового локомотива по радиосвязи на остановку маневрового состава, устанавливает стрелку по маршруту следования состава и запирает ее на запорную задвижку, затем дает сигнал машинисту локомотива на дальнейшее движение. В согласованном порядке обратного следования маневрового состава содержится аналогичный процесс проследования нецентрализованных стрелок №№450, 400, 461, 462 (т.1, л.д.121-122).
В пункте 6.2. Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП ФИО1 также установлено, что при подаче и уборке вагонов на путь необщего пользования задействовано 4 стрелки ручного управления - №№450, 400, 461, 462, из них стрелка №450 принадлежит ОАО «РЖД», тариф не взимается, №400 (собственник ОАО «Алтайвагон»), нормальное положение стрелки по направлению ходового пути №1п пути необщего пользования ОАО «Алтайвагон», составителем поездов станции переводится при установке по маршруту и при возврате в нормальное положение, как при подаче, так и при уборке вагонов, тариф взимается. Стрелка №461 имеет нормальное положение по направлению пути необщего пользования ООО Фирма «Инсайдер» (№721), составителем поездов станции не переводится, тариф не взимается. Стрелка №462 (собственник ООО Фирма «Инсайдер»), нормальное положение по направлению пути необщего пользования ООО Фирма «Инсайдер» (№721а), составителем поездов станции переводится при установке по маршруту и при возврате в нормальное положение, как при подаче, так и при уборке вагонов, тариф взимается.
Оплата перевозчику за перевод стрелок №№400, 462 (4 операции) производится владельцем пути необщего пользования по соглашению сторон с взиманием договорного тарифа на основании отдельно заключенного договора на оказание услуг по переводу стрелок.
В пункте 1.9 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП ФИО1 указано, что ответственным лицом за обеспечение безопасности движения и взаимодействия со станцией по вопросам движения является ответственный работник предприятия владельца железнодорожного пути необщего пользования, назначенный приказом руководителя предприятия. Согласно пункту 2.4 Инструкции, при наличии готового состава для подачи на путь необщего пользования, приемосдатчик груза и багажа, не позднее чем за два часа до подачи, информирует заведующего приемным пунктом по телефону <***> днем, и охранника ночью. Пунктом 2.7. Инструкции установлено, что въезд маневрового состава на путь необщего пользования производится после согласования плана маневровой работы с заведующим приемным пунктом (днем), охранником (ночью). В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции руководителем маневров является составитель поездов станции, который распоряжается маневровой работой по согласованию с ответственным работником предприятия. Маневровая работа на пути необщего пользования должна производиться под наблюдением и личным контролем ответственного работника владельца железнодорожного пути необщего пользования. В соответствии с пунктом 3.2.1 Инструкции, расстановка вагонов под грузовые операции производится составителем поездов в соответствии с согласованным в п.2.7 планом маневровой работы.
Из указанного следует, что не менее чем за 2 часа до подачи владелец железнодорожного пути необщего пользования имеет информацию о номере вагона, наименовании груза и обязан подготовить прием на путь необщего пользования маневрового состава и обеспечить безопасность движения маневрового состава на пути необщего пользования. При этом маневровая работа на пути необщего пользования производится составителем поездов станции, только по согласованию с представителем владельца железнодорожного пути необщего пользования и под личным его наблюдением и контролем. Кроме этого, ОАО «РЖД» обоснованно в отзыве отмечает, что имея протяженность пути 88 метра с расположенным на нем единственным местом выгрузки, владелец железнодорожного пути не мог не знать заранее каким маршрутом следования на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика будет произведена расстановка вагонов на фронты погрузки и выгрузки, а также изначально локомотивом будут подаваться груженые вагоны на фронт погрузки, либо будут убираться порожние вагоны с фронта выгрузки, что опровергает в этой части доводы истца.
Сторонами спора заключен договор от 23.04.2009 № ДУ/532-9А на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам, в котором согласовано, что стоимость работ и услуг, выполняемых ОАО «РЖД» по просьбе заказчика (истца), цены на которые не указаны в тарифном руководстве, устанавливаются на основании Единого перечня работ и услуг, утвержденного Западно-Сибирской железной дорогой – филиала ОАО «РЖД». Ставки договорных тарифов указываются в приложении №1, которое является неотъемлемой частью договора (пункт 3.1).
В пункте 21 приложения №1 к договору (л.д. 97, т.1) указаны услуги, оказываемые ОАО «РЖД» по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД».
Организация расчетов между сторонами регулируется договором №ЕЛС-532/9-А от 23.04.2009 на организацию расчетов, по условиям которого оплата услуг, подлежащих оказанию ответчику, производится с открытого истцу лицевого счета путем предварительных платежей, причитающихся перевозчику за оказание услуг.
ОАО «РЖД» в счет оплаты услуг по переводу стрелок с лицевого счета предпринимателя за период с 01.03.2017 по 31.12.2017 списало 521880,96 руб., за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 - 175182,8 руб., что подтверждается платежными поручениями истца, актами сверки расчетов и оказанных услуг с перечнем первичных документов к акту, накопительными ведомостями, счетами-фактурами (т.1, л.д. 150, т.2 – л.д.1-150, т.3 – л.д.1-150, т.4- л.д.1-150, т.5 – л.д. 1-133).
После заявления ответчиком о частичном пропуске срока исковой давности истец уменьшил размер иска, исключив спорный период, заявленный ответчиком как истекший срок исковой давности. В результате уменьшения иска истцом заявлено о взыскании 656131,92 руб. за период с 08.04.2017 по 31.03.2018.
Согласно статье 58 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ, Устав) договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта в новой редакции, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Также статья 58 УЖТ РФ дополнена частью 6, предусматривающей, что размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Истец не оспаривает правомерность взимания перевозчиком платы за подачу и уборку вагонов, но полагает, что в состав этой платы включена плата за услуги по переводу стрелок.
Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство №3)", утвержденными Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 №35/15, в пункте 2.7.16. определено, что за маневровую работу, выполняемую локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, в процессе подачи и уборки вагонов на железнодорожные подъездные пути, пристанские и припортовые ветви, отдельной платы не взимается.
К маневровой работе, выполняемой в процессе подачи и уборки вагонов, относятся подборка вагонов на станционных путях перед подачей на железнодорожные подъездные пути, расстановка подаваемых вагонов по местам погрузки и выгрузки, уборка вагонов с мест погрузки и выгрузки, подача вагонов на весы и под дозировку, уборка этих вагонов с весов и после дозировки.
Услуги по переводу стрелок не содержатся в указанном перечне услуг, которые относятся к маневровой работе.
Согласно статье 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.
В соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам от 13.11.2007 №10-1442, методологией построения ставок сбора за подачу/уборку вагонов Тарифного руководства №3 предусмотрено, что расходы за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах, которые находятся на путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО "РЖД", не покрываются ставками сборов за подачу/уборку вагонов, и поэтому должны оплачиваться на основании отдельного договора.
В процессе судебного разбирательства установлено, что услуги по переводу стрелок оказаны истцу на путях, не принадлежащих ответчику. Указанное обстоятельство истец не оспорил, условия о переводе стрелок и оплате этих действий содержатся также в Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП ФИО1
Действия по переводу стрелок №№400, 462 (4 операции) действительно совершаются ответчиком при оказании услуг по подаче-уборке вагонов, поскольку этого требует технология работы станции. При этом нормативными правовыми актами и соглашением сторон не установлено, что данные действия ответчика являются частью действий по подаче-уборке вагонов.
Документами, регулирующими перевозочный процесс как совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций на железнодорожных путях необщего пользования, являются технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования (пункт 4 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте) и Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №26).
Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
Услуги по переводу стрелок оказывались ОАО «РЖД» истцу во исполнение договора от 23.04.2009 № ДУ/532-9А на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам (в редакции дополнительных соглашений №3 от 27.07.2015, №4 от 27.07.2015, №№5 и 6 от 27.12.2017 – в электронном виде).
Стоимость услуги за перевод стрелок единая для всех контрагентов и определяется Единым прейскурантом дополнительных работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов на Западно-Сибирской железной дороге (приложение в электронном виде), ссылка на Единый прейскурант содержится в п. 3.1 договора. Стоимость услуги за перевод стрелок в 2017 году составляла 542 руб. за одну операцию, в 2018 - 571 руб. за одну операцию.
Услуги оказывались на основании заявок на оказание услуг по переводу стрелок, поданных истцом (приложение в электронном виде, извлекались при исследовании, как и иные доказательства, поступившие в электронном виде). Из заявок следует, что подавались они именно на перевод стрелок, а не на промывку и ветеринарно-санитарную обработку вагонов с цементом, как утверждает истец.
Поскольку в каждой заявке говорится о 4 операциях по переводу стрелок при подаче и уборке вагонов, то стоимость дополнительной услуги определяется умножением стоимости одной операции по переводу стрелок из указанного Единого прейскуранта на 4 операции, что составило в 2017 году 542 руб. ? 4 = 2168 руб., в 2018 году - 571 руб. ? 4 = 2284 руб.
Факт подачи и уборки вагонов, соответственно и оказания услуг по переводу стрелок, подтверждается памятками приемосдатчика, ведомостями подачи и уборки, накопительными ведомостями, подписанными сторонами.
Относительно ссылки истца на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 №12579/12, следует отметить, что Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривался вопрос об урегулировании разногласий при заключении договора, а в данном случае требование заявлено о взыскании неосновательного обогащения при наличии заключенного договора, то есть налицо различные фактические обстоятельства.
Истец в процессе судебного разбирательства также привел довод о недействительности спорных условий договора.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
С 01.04.2015 статья 58 Устава действует в новой редакции - в соответствии с частью 3 перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В силу части 4 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Как указано в части 5 статьи 58 Устава, если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава).
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Плата за перевод стрелок не входит в состав платы за маневровые работы и платы за подачу и уборку вагонов, на момент действия спорного договора и рассмотрения настоящего спора не установлена в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, соответствующая услуга не включена в перечень услуг, подлежащих тарифному регулированию.
Стороны при заключении договора от 23.04.2009 № ДУ/532-9А (в редакции дополнительных соглашений к нему) и согласовании Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП ФИО1, в добровольном порядке согласовали обязанность предпринимателя по внесению платы за перевод стрелок.
В связи с этим условие договора от 23.04.2009 № ДУ/532-9А об обязанности ИП ФИО1 оплачивать перевозчику услуги по переводу стрелок , определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 ГК РФ договорной дискреции сторон, не противоречит закону, в частности, явно выраженным в нем запретам, а также публичным интересам (пункт 2 статьи 168 ГК РФ), и потому не является ничтожным (аналогичный вывод применительно к другому платежу содержится в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.12.2016 № Ф04-5553/2016 по делу № А45-5531/2016).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах", в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента. В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации или о ничтожности таких условий по статье 169 названного Кодекса.
Истец не указывает, что статус перевозчика, как монополиста, лишил его возможности заключения договора в иной редакции, без включения спорного условия, что присоединение к предложенным условиям договора являлось для него вынужденным. Истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что при заключении договора истец был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания спорного условия, и что заключение этого договора в предложенной редакции являлось для него вынужденным.
Договор в имеющейся редакции подписан ИП ФИО1 без каких-либо возражений и протокола разногласий относительно тех условий, которые оно считает для себя невыгодными. Доказательств, указывающих на то, что при заключении договора истец предлагал изложить спорный пункт в иной редакции, в материалы дела также не представлено.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 №100-ФЗ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Рассматриваемая сделка не относится к ничтожным сделкам в силу прямого указания закона, не посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, договор не относится к публичным договорам, спорные условия не противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства.
Услуги, предусмотренные договором, оказываются с момента заключения договора по настоящее время, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика.
На основании изложенного следует вывод, что с учетом положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации включение сторонами в договор положения о внесении платы за перевод стрелок не противоречит требованиям действующего законодательства и является допустимым. Соответственно, суд не усматривает оснований для взыскания с перевозчика такой платы в качестве неосновательного обогащения на основании статьи 1102 ГК РФ, поскольку списание спорной суммы денежных средств произведено ОАО «РЖД» в соответствии с условиями договора, который не признан недействительным либо не заключенным.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца. В связи с уменьшением истцом размера иска, предпринимателю возвращается из федерального бюджета государственная пошлина в размере 818,27 руб.
Доводы ОАО «РЖД» о наличии оснований для частичного оставления иска без рассмотрения вследствие несоблюдения претензионного порядка судом не принимаются, поскольку в материалы дела представлены претензии, период урегулирования спора в претензионном порядке истек, а представитель ОАО «РЖД» пояснил, что в претензионном порядке этот спор не мог быть урегулирован.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 818,27 руб.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья А.Г. Хлопова