АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело №А45-14937/2018
21 июня 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соппа О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона Центрального военного округа, г. Новосибирск
к профессиональному образовательному учреждению «Ордынская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», р.п. Ордынское
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии представителей:
заявителя: ФИО1, по доверенности №5492 от 01.07.2017, удостоверение;
заинтересованного лица: ФИО2, начальник на основании Выписки из протокола №35 от 05.06.2014 паспорт
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Новосибирской области обратилась Военная прокуратуры Новосибирского гарнизона Центрального военного округа (далее – заявитель, прокуратура, административный орган) с заявлением к профессиональному образовательному учреждению «Ордынская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – заинтересованное лицо, учреждение) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы осуществлением учреждением предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Учреждение в отзыве на заявление выявленное нарушение не отрицает, просит учесть наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) дело рассмотрено по существу после окончания предварительного судебного заседания и перехода в судебное заседание.
Как следует из материалов дела, на основании решения №300/1 от 16.04.2018 в период с 16.04.2018 по 14.05.2018 Военной прокуратурой Новосибирского гарнизона проведена проверка учреждения соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проведения проверки установлено, что в период с 01.08.2017 по 30.08.2017 учреждением набрана учебная группа № 7 в количестве 27 человек для обучения водителей транспортных категории «В».
Срок действия заключения о соответствии учебно-материальной базы учреждения для подготовки водителей транспортных средств категории «В» (от 29.08.2016 № 54-3-0225) закончился 01.09.2017, нового заключения учреждением не получено.
Вместе с тем, согласно журналу учета занятий учебной группы № 7, в период с 18.08.2017 по 17.11.2017 в Учреждении проводились теоретические и практические занятия по подготовке кандидатов в водители при отсутствии положительного заключения УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, предусмотренного пунктом «е» статьи 7 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Постановление).
По факту выявленных нарушений, 04.05.2018 заместителем военного прокурора Новосибирского гарнизона в отсутствии представителя учреждения вынесено постановление, которым возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении учреждения за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривает арбитражный суд, в связи с чем, Военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, протокол.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании 1 к статье 14.1 Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с положениями статьи 27 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
В силу статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании, особенности лицензирования образовательная деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»), в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами.
В силу статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В силу подпункта «е» пункта 7 Постановления, при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательной программе подготовки водителей автомототранспортных средств, в соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», необходимо наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.08.2017 по 30.08.2017 Учреждением набрана учебная группа № 7 в количестве 27 человек для обучения водителей транспортных категории «В».
Срок действия заключения о соответствии учебно-материальной базы Учреждения для подготовки водителей транспортных средств категории «В» (от 29.08.2016 № 54-3-0225) закончился 01.09.2017.
Осуществление учреждением образовательной деятельности по образовательной программе подготовки водителей автомототранспортных средств без согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что факт осуществления образовательной деятельности без соответствующего заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям подтверждается материалами административного дела.
Следовательно, вывод прокурора о наличии в действиях учреждения события правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ является правомерным.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений действующего законодательства в материалы дела не представлено.
При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях заинтересованного лица вменяемого ему в вину состава правонарушения.
Вместе с тем, при проверке соблюдения заявителем процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении судом установлено следующее.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно части 4.1 статьи. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как следует из положений пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Таким образом, протокол об административном правонарушении может быть составлен без участия представителя общества, только в том случае, если он извещен в установленном законом порядке.
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ; указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отношении учреждения 04.05.2018 в отсутствие его законного представителя.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении учреждения о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, прокуратура направила извещение от 18.04.2018 № 2946 о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 19.04.2018 учреждению по адресу: 633261, <...> (почтовый идентификатор № 63001710211136)
Согласно указанному извещению учреждению было предложено явиться 04.05.2018 в 11 час. 00 мин. в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона, расположенную по адресу: <...>.
По данным официального сайта Почта России почтовое отправление, направленное по адресу: 633261, <...>, с почтовым идентификатором 63001710211136, прибыло в место вручения 23.04.2018 и вручено адресату 04.05.2018 в 12 час. 29 мин.,т.е. после вынесения постановления.
Согласно вышеуказанным сведениям с официального сайта «Почта России» следует, что на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (04.05.2018 в 11 час. 00 мин.) заявитель не располагал информацией о вручении извещения от 18.04.2018 № 2946.
Таким образом, административный орган вынес постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие заинтересованного лица, без надлежащих доказательств его уведомления.
Вместе с тем, административный орган обязан предпринять все меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.
Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. Данные требования закона административным органом не соблюдены.
Данное нарушение судом признается существенным, поскольку оно ограничило право учреждения на участие в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, на защиту и представление доказательств и возражений. Допущенное нарушение неустранимо на стадии судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона Центрального военного округа о привлечении профессионального образовательного учреждения «Ордынская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона Центрального военного округа о привлечении профессионального образовательного учреждения «Ордынская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Т.В.Абаимова