ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-15072/11 от 21.10.2011 АС Новосибирской области


 АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102 г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

28 октября 2011 года Дело № А45-15072/2011

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2011 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Васютиной О.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём Литвиновой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Северянка», г. Новосибирск (ОГРН <***>)

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 51-11-130/пн от 17.08.2011

с участием представителей:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 26.08.2011г., паспорт,

заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 19.01.2011, удостоверение, -

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Северянка» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в СФО) № 51-11-130/пн от 17.08.2011 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявитель в обоснование заявленного требования указал, что совершенное правонарушение является малозначительным, в связи с тем, что численный состав ОАО «Северянка» составляет один человек (генеральный директор общества), общество не смогло исполнить предписание в установленный срок, назначенное наказание приведет к банкротству общества.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, указывая на то, что совершенное правонарушение не является малозначительным.

Как следует из материалов дела, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 09.06.2011 № 51-11-ЕС-10/4684, обязывающее Открытое акционерное общество «Северянка»:

В срок не позднее пятнадцати рабочих дней с момента получения предписания РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства РФ от 09.06.2011 № 51-11-ЕС-10/4684 устранить нарушение п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 1.9, пп. 8.1.1 п. 8.1, пп. 8.2.4 п. 8.2, пп. 8.3.5 п. 8.3, пп. 8.5.3, 8.4.1 п.8.4, пп. 8.5.3, п.п. 8.5.5 п. 8.5, пп. 8.7.1 и пп. 8.7.2 п. 8.7 Положения о раскрытии информации эмитентами
 эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, а именно:

1. Опубликовать на странице в сети Интернет в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н: банковские реквизиты расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий
 документов и размер (порядок определения размера) таких расходов; тексты годовых отчетов за 2008, 2009 годы; тексты годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 годы в соответствии с
 требованием пп. 8.3.3 п. 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-117/пз-н; текст действующего
 устава со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями; тексты списков аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2009, на 31.12.2009, 31.03.2010, на 30.06.2010, на 30.09.2010, на 31.12.2010, на 31.03.2011;

2. Опубликовать в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет годовых отчетов за 2008, 2009 годы, годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 годы, списков аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2009,31.03.2010, на 30.06.2010, на 30.09.2010, на 31.12.2010, на 31.03.2011.

В срок не позднее одного рабочего дня с момента окончания срока, установленного пунктами 1 и 2 предписания РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства РФ от 09.06.2011 № 51-11-ЕС-10/4684, направить в РО ФСФР России в СФО заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, письменного отчета о выполнении пункта 1 и 2 предписания РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства РФ от 09.06.2011 № 51-11-ЕС-10/4684, содержащий информацию об адресе страницы в сети Интернет, на которой опубликована информация, указанная в п. 1.1 предписания РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства РФ от 09.06.2011 № 51-11-ЕС-10/4684, информацию о датах опубликования сообщений о раскрытии на странице в сети Интернет годовых отчетов за 2008, 2009 годы, годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 годы, списков аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2009, 31.03.2010, на 30.06.2010, на 30.09.2010, на 31.12.2010, на 31.03.2011 в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР Росси на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, и наименование данного информационного агентства; а также документы (приложение к отчету), подтверждающие исполнение предписанных мероприятий, а именно: копии документов, подтверждающих опубликование ОАО «Северянка» в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщений о раскрытии на странице в сети Интернет годовых отчетов за 2007, 2008, 2009 годы, годовой бухгалтерской отчетности за 2007, 2008, 2009 годы, списков аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2009, 31.03.2010, на 30.06.2010, на 30.09.2010, на 31.12.2010, на 31.03.2011; документы, подтверждающие принятие ОАО «Северянка» мер, касающихся раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, направленных на исключение нарушений требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, указанных в пункте 2 предписания РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства РФ от 09.06.2011 № 51-11 -ЕС-10/4684 (приказы, распоряжения, протоколы органов управления ОАО «Северянка» и т.п.).

Согласно уведомлению о вручении, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 09.06.2011 № 51-11-ЕС-10/4684 получено ОАО «Северянка» 16.06.2011.

В связи с неисполнением в срок предписания Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе 03.08.2011 в отношении общества составлен протокол № 51-11-167/пр-ап об административном правонарушении и принято постановление № 51-11-130/пн от 17.08.2011 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в сумме 500 000 рублей.

Посчитав данное постановление незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, при этом суд исходит из следующего.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (часть 9 статьи 19.5 КоАП РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Судом установлено и не оспаривается заявителем, что предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 09.06.2011 № 51-11-ЕС-10/4684 получено ОАО «Северянка» 16.06.2011.

Материалами административного дела подтверждается, что ОАО «Северянка» не выполнило требования предписания РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства РФ от 09.06.2011 № 51-11 -ЕС-10/4684 в полном объеме, а именно в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с момента получения предписания РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства РФ от 09.06.2011 № 51-11-ЕС-10/4684 (до 07.07.2011 включительно) не опубликовало на странице в сети Интернет банковские реквизиты расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения размера) таких расходов, тексты годовых отчетов за 2008, 2009 годы, тексты годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 годы в соответствии с требованием пп. 8.3.3 п. 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н; текст действующего устава со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями; текст списка аффилированных лиц по состоянию на 31.12.2009, не опубликовало в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет годовых отчетов за 2008, 2009 годы, годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 годы, не направило в РО ФСФР России в СФО в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента окончания срока, установленного пунктами 1 и 2 предписания РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства РФ от 09.06.2011 № 51-11 -ЕС-10/4684 (до 08.07.2011 включительно) документы, запрашиваемые в пункте 3 данного предписания, что является нарушением требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, принимая во внимание, что у лица, привлекаемого к административной ответственности, имелась возможность для соблюдения законодательства о ценных бумагах, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Ссылка заявителя на то, что численный состав ОАО «Северянка» составляет один человек и общество не смогло исполнить предписание в установленный срок, судом не принимается, поскольку указанное не свидетельствует об отсутствии возможности для соблюдения законодательства о ценных бумагах. Общество вправе расширять штат сотрудников, заключать договоры об оказании услуг и пр.

Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Квалификация административного правонарушения соответствует нормам части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Избранная заинтересованным лицом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, размер штрафа установлен в минимальном размере. Доводы заявителя о том, что назначенное наказание приведет к банкротству общества, судом отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для признания незаконным и отмены решения о привлечении к административной ответственности.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено по почте (уведомление о вручении № 63010232818075), определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 03.08.2011 № 51-11-220/ОП вручено представителю общества ФИО3, уполномоченному в соответствии с доверенностью от 10.04.2011 на представление интересов ОАО «Северянка» в Федеральной службе по финансовым рынкам при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Рассмотрение административного дела состоялось в присутствии указанного лица.

Рассмотрение дела об административном правонарушении произведено должностными лицами заинтересованного лица в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Заявитель просит суд ввиду малозначительности совершенного правонарушения освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, указывая на отсутствие существенной угрозы охраняемым отношениям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений ст. 2.9 КоАП РФ и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда.

В пункте 18 Постановления № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Согласно пункту 18.1 Постановления № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Исследовав обстоятельства дела, доводы заявителя и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии малозначительности совершенного обществом правонарушения.

Общество имело возможность своевременного исполнения предписания, о продлении срока исполнения не обращалось. Материалами дела не подтверждается о принятии обществом каких либо мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.

Более того, с момента получения предписания (16.06.2011) до рассмотрения настоящего дела (21.10.2011) прошло 4 месяца, предписание в полном объеме не исполнено, о чём свидетельствует акт о подтверждении факта нераскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей в полном объеме от 21.10.2011г. Указанное свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей, возложенных на него законом.

В ходе судебного разбирательства не установлены какие-либо исключительные обстоятельства, для квалификации совершенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности привлечения Открытого акционерного общества «Северянка» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и законности постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе № 51-11-130/пн от 17.08.2011 о назначении административного наказания.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд –

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск).

Судья О.М. Васютина