ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-15473/2021 от 23.09.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-15473/2021

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Земельно-Кадастровая Компания "Геостарт", г. Новосибирск (ОГРН <***>) о признании недействительным решения № РНП-54-175 от 18.05.2021, заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск, третьи лица: 1) Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 2) ФИО1,

при участии представителей:

заявителя: ФИО2, доверенность от 30.11.2020, паспорт, диплом,

заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 29.12.2020, паспорт, диплом,

ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области": не явился; извещен,

ФИО1: не явился; извещен,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Земельно-Кадастровая Компания "Геостарт" (далее – заявитель, Общество, ООО ЗКК "Геостарт") о признании недействительным решения № РНП-54-175 от 18.05.2021, заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Новосибирское УФАС России).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области», ФИО1.

В обоснование своих требований, Заявитель ссылается на то, что при принятии оспариваемых решений УФАС по НСО не установлено в действиях ООО ЗКК "Геостарт" недобросовестного поведения или совершения намеренных умышленных действий в противоречие Закона N 44-ФЗ, а следовательно, основания для внесения предприятия в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, считает решения законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" представило отзыв на заявление, в котором считает, решение Новосибирского УФАС России законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Представители ГКУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области", ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, при таких обстоятельствах заявление рассмотрено в отсутствие их представителей по правилам ч.3 статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГКУ НСО «ТУАД» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ЗКК «Геостарт» в связи с односторонним отказом ГКУ НСО «ТУАД» от исполнения контракта, заключенного с ООО ЗКК «ГЕОСТАРТ» по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на строительство остановочного пункта в рамках реконструкции участка автодороги «1 км а/д «Н-2123» - Верх-Тула-Ленинское-ОбьГЭС» в Новосибирском районе Новосибирской области (извещение № 0851200000620003696).

06.08.2021 между ГКУ НСО «ТУАД» (далее - заказчик) и ООО ЗКК «Геостарт» (далее - подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на строительство остановочного пункта в рамках реконструкции участка автодороги «1 км а/д «И-2123» - Верх-Тула-Ленинское-ОбьГЭС» в Новосибирском районе Новосибирской области.

Согласно условиям контракта работы в полном объеме должны были быть выполнены до 18.01.2022. В соответствии с календарным планом работы, предусмотренные 1 этапом (инженерные изыскания и положительное заключение ГБУ НСО «ГВЭ НСО» на инженерные изыскания), должны быть закончены до 07.12.2020.

Из пункта 4.1 контракта следует, что при завершении работ по инженерным изысканиям исполнитель представляет заказчику отчет но инженерным изысканиям в 2 (двух) экземплярах, положительное заключение ГБУ НСО «ГВЭ НСО» на инженерные изыскания, акт освидетельствования выполненных работ по форме приложения № 3 к контракту.

Материалы изысканий были сданы подрядчиком на проверку заказчику 21.01.2021.

26.02.2021 сторонами был подписан акт освидетельствования выполненных работ №11. На заседании комиссии представители заказчика пояснили, что данный акт был подписан с целью того, чтобы подрядчик мог направить документы на экспертизу в ГБУ НСО «ГВЭ НСО».

01.04.2021, 19.04.2021 заказчиком в адрес подрядчика были направлены претензии ввиду того, что работы по 1 этапу не были сданы ООО ЗКК «Геостарт».

20.04.2021 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), поскольку по состоянию на 20.04.2021 указанная п. 4.1 контракта документации подрядчиком в надлежащем виде не представлена в ГКУ НСО «ТУАД».

20.04.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в единой информационной системе, направлено по электронной почте, направлено по почте России письмом с уведомлением о вручении.

27.04.2021 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо о намерении завершить работы, предусмотренные контрактом. Также согласно указанному письму ООО ЗК «Геостарт» считает, что основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта у заказчика отсутствовали, поскольку инженерные изыскания выполнены в полном объеме, 26.02.2021 заказчиком был подписан акт освидетельствования выполненных работ. Кроме того, на момент направления указанного письма были подготовлены документы для сдачи в ГБУ НСО «ГВЭ НСО», а также активно велись работы по проектированию и работы по проекту планировки межевания.

30.04.2021 заказчиком был направлен ответ на данное письмо, согласно которому, по мнению ГКУ НСО «ТУАД», заказчик был вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку результаты работ по 1 этапу подрядчиком в полном объеме сданы не были.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что на момент рассмотрения обращения документы на получение заключения в ГБУ НСО «ГВЭ НСО» подрядчиком не направлены.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в регламентированный срок ООО ЗКК «ГЕОСТАРТ» не предприняло действий по устранению нарушений по контракту, приняла решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью ЗКК «Геостарт» сроком на 2 года, включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения об учредителе и генеральном директоре ООО ЗКК «Геостарт» - ФИО4 сроком на 2 года.

Заявитель, не согласившись с принятыми решениями, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него,  суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Правоотношения сторон в сфере государственных закупок регулируются, в том числе Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Законом о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).

Положения статьи 104 Закона N 44-ФЗ устанавливают порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также основания, при которых сведения об участниках размещения закупок включаются в указанный реестр.

Исходя из положений нормы, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 N 1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1062).

Согласно пункту 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Из данных норм права следует, что при поступлении сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт именно недобросовестного поведения подрядчика, повлекшего односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он вправе разместить сведения об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определениях от 07.06.2001 N 139-0, от 07.02.2002 N 16-0, применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Из вышеизложенного следует, что Управление ФАС по Новосибирской области в силу части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, пункта 11 Правил ведения реестра при проведении проверки информации и документов, полученных от заказчика, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, и решении вопроса об обоснованности включении лица в реестр недобросовестных поставщиков, должно было проверить обстоятельства добросовестности или недобросовестности подрядчика при исполнении им контракта, а не ограничиваться формальной констатацией ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта или соблюдением заказчиком установленной законом процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.

Представленная в материалы дела переписка между Обществом и ГКУ НСО ТУАД и иные доказательства, подтверждающие выполнение работ по контракту свидетельствует о том, что ООО ЗКК "Геостарт" не уклонялось от исполнения контракта.

Как следует из п. 1.1. Контракта его предметом является выполнение по заданию Заказчика работ по разработке Исполнителем проектной и рабочей документации (далее - Документация) и выполнению изыскательских работ (далее - инженерные изыскания) (далее - Работы) на строительство остановочных пунктов в рамках реконструкции участков автодороги «1 км а/д "Н-2123" - Верх-Тула - Ленинское - ОБЬГЭС» в Новосибирском районе Новосибирской области (далее - Объекты) в соответствии с «Описанием объекта закупки» (Приложение №1 к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом.

В соответствии с условиями Контракта заявитель обязался выполнить работы в срок с даты заключения контракта и по 18.01.2022 в соответствии с графиком выполнения работ (приложение № 4 к Контракту).

График производства работ закрепляет общий срок приемки освидетельствованных работ Заказчиком - 18.01.2022, а также сроки выполнения и освидетельствования отдельных видов работ с указанием объема исполнения по каждому виду работ и промежуточные сроки исполнения каждого вида работ.

Содержание, объем работ, научные, технические, экономические и другие требования к выполняемым Работам и разрабатываемой Документации установлены «Описанием объекта закупки» (Приложение №1 к Контракту) (п. 1.3. Контракта).

В уведомлении об одностороннем отказе от исполнения договора №3101 от 20.04.2021 года (далее-уведомление) Заказчик обосновал свое решение следующим:

Согласно п. 9.6. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения договора подряда, в том числе в следующих случаях:

- если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ) (п. 9.6.2 Контракта).

В оспариваемом решении УФАС, комиссия пришла к выводу, что единственным нарушением Контракта со стороны заявителя явилось неполучение положительного заключения ГБУ НСО «ГВЭ НСО» на инженерные изыскания.

При этом антимонопольным органом не установлен факт того, что неполучение заключения в установленный Контрактом срок могло как-либо образом повлиять на выполнения остальных этапов выполнения работ по Контракту и поставить под угрозу невыполнение Контракта в срок до 18 января 2022 года.

Работы по Контракту в соответствии с его условиями состоят из трех этапов:

-I Инженерные изыскания и положительное заключение ГБУ НСО «ГВЭ НСО» на инженерные изыскания.

-II Проектная и рабочая документация, отчет по сбору исходных данных, отчет по археологическим изысканиям (при необходимости), необходимые, согласования, положительное заключение ГБУ НСО «ГВЭ НСО» на проектную документацию.

-III Сдача разработанного и утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории в его   составе   предусматривающие, размещение автомобильной дороги.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими выполнение вышеуказанных работ, каждый этап представляет собой отдельный блок работ, которые могут выполняться параллельно.

Начало реализации работ по этапу два и три никак не находится в зависимости от завершения выполнения первого этапа в части получения положительного заключения ГБУ НСО «ГВЭ НСО» на инженерные изыскания.

По завершению основных работ по I этапу Контракта заявитель приступил к параллельному выполнению работ по II и III этапам, для выполнения которых была вся необходимая документация, в том числе инженерные изыскания.

Проведение работ II этапа регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их. содержанию», СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, СП 34:13330.2021.

Подготовка проектной документации для объектов капитального строительства осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии стребованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального» строительства, (ч. 11 ст. 48 (п. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Технологическая последовательность подготовки проектной документации состоит из 6-ти этапов:

Этап 1. «Предварительные решения проектной документации». Поиск и принятие концептуальных объемно-планировочных и архитектурных решений, согласованных с требованиями действующих нормативных документов. Согласование принятых решений в установленном заданием на проектирование порядке.

Этап 2. Поиск и принятие объемно-планировочных и архитектурных решений, согласованных с требованиями действующих нормативных документов.

Этап 3. Разработка и согласование инженерных решений с объемнопланировочными решениями.

Этап 4. Разработка разделов ПЗУ, АР, КР, ЭЭ, ОДИ, ИОС проектной документации в полном объеме и выдача документации ГИПу.

Этап 5. Разработка разделов СМ, ПОС, ПОД, ООС проектной документации в полном объеме и выдача документации ГИПу.

Этап 6. Выдача проектной документации в полном объеме заказчику.

Заявителем были подготовлены все проектные решения размещения остановочных пунктов и 27.04.2121г.направлены Заказчику на согласования (срок окончания работ по II этапу 12.05.2021г.).

Одновременно со вторым этапом заявитель начал выполнять работы по III этапу Контракта.

Указанные виды работ производятся согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, Постановления правительства РФ от 12 мая 2017г. № 564 «Об утверждении положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов», Постановления Правительства РФ от 31.03.2017г. № 402-«Об утверждении правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в. Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. №20».

Состав и содержание проекта планировки установлен ч.2-6 ст.42 ГрК РФ.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1)           чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

2)           красные линии;

3)           линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортнойинфраструктур;

4)           границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

5)           границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

6)           положения о размещении объектов капитального строительства местного значения, атакже о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах  застройки  территории  и  характеристиках развития систем  социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графическое форме и пояснительную записку.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:

1)схему расположения элемента планировочной структуры;

2)схему использования территории в период подготовки Проекта планировки территории;

3) схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта на
соответствующей территории;

4)схему границ территорий объектов культурного наследия;

5)схем границ зон с особыми условиями использования территорий;

6)схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;

7)иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.

Пояснительная записка содержит описание и обоснование положений, касающихся:

1)определения параметров планируемого строительства систем социального^ транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;

2)защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;

3)иных вопросов планировки территории.

Проект планировки является основой для разработки проекта межевания территории.

Состав и содержание проекта межевания установлен ч.5-6 ст. 43 ГрК РФ.

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:

1)красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;

2)линий отступа oт красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

3)границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;

4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;

5)границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

6)границы территорий объектов культурного наследия;

7)границы зон с особыми условиями использования территорий;

8)границы зон действия публичных сервитутов.

При подготовке проектов планировки и проектов межевания возможно использование СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», зарегистрированных в Минюсте РФ 12.02.2003 № 4207, в части, не противоречащей ГК РФ.

Таким, образом, из приведенных норм усматривается, что для разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории у заявителя имелась вся необходимая документация.

Из системного толкования норм права, регулирующих выполнение работ по Контракту, следует, что объем исполненных работ по первому этапу достаточен для продолжения выполнения контракта в целом, антимонопольным органом не установлено, что не получение положительного заключения на инженерные изыскания могло повлиять на выполнение дальнейших работ, а значит основания указанные заказчиком в одностороннем отказе о том, что заявитель не исполнит контракт в установленный срок носят предположительный характер.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО ЗКК «ГЕОСТАРТ» не отказывалось от исполнения Контракта в срок до 18.01.2022 г. и не совершало действий, безусловно свидетельствующих о намерении уклониться от его исполнения в установленный срок и в установленном объеме.

Напротив, совершило действия, направленные на исполнение государственного Контракта в установленные сроки.

В частности:

-проведены и сданы Заказчику в полном объеме материалы инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, создание и закрепление геодезического разбивочного обоснования, закрепление точек оси трассы, углов поворота, согласование всех коммуникаций с эксплуатирующими организациями);

-получены технические условия на технологическое присоединение остановочных пунктов к сетям электроэнергии.

-27.04.2021г. Заказчику были направлены предпроектные решения размещения остановочных пунктов на согласование.

-13.05.2021г. получено письмо от заказчика с перечнем замечаний, необходимостью доработать и предоставить в ГКУ НСО ТУ АД в бумажном варианте в срок до 21.05.2021г.

С учетом изложенного, оценив фактические обстоятельства и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18.05.2021 №РНП-54-175.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Земельно-Кадастровая Компания "Геостарт" судебные расходы в размере 3 000 рублей

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                       Е.А. Нахимович