ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-15483/2018 от 26.06.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело №А45-15483/2018

03 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 июля 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседаниясекретарем судебного заседания Никоненко А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фаэтон», г. Новосибирск

к Сибирской оперативной таможне, г. Новосибирск

о признании постановлений от 10.05.2018 по де­лам об административных правонарушениях №№ 10614000-009/2018, 10614000-010/2018, 10614000-011/2018, 10614000-012/2018, 10614000-013/2018, 10614000-014/2018, 10614000-015/2018, 10614000-016/2018 незаконными в части наложения взыскания и замене санк­ции в виде штрафа на предупреждение

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 14.05.2018, паспорт

заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 26.02.2018, служебное удостоверение; ФИО3 по доверенности от 09.01.2018, служебное удостоверение

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Фаэтон» (далее – заявитель, общество, ООО «Фаэтон») к Сибирской оперативной таможне (далее – заинтересованное лицо, административный орган, таможенный орган) о признании постановлений от 10.05.2018 по де­лам об административных правонарушениях №№ 10614000-009/2018, 10614000-010/2018, 10614000-011/2018, 10614000-012/2018, 10614000-013/2018, 10614000-014/2018, 10614000-015/2018, 10614000-016/2018 незаконными в части наложения взыскания и замене санк­ции в виде штрафа на предупреждение.

Заявленные требования обоснованы ссылками на статью 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), мотивированы совершением обществом правонарушения впервые, отсутствием реального имущественного ущерба, реальной угрозы причинения вреда энергетической безопасности государства, добровольным сообщением ООО «Фаэтон» обо всех фактах вывоза товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, с территории РФ, путем заполнения на официальном сайте ФТС РФ статистической формы учета перемещения товара.

Таможенный орган считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено по существу после завершения предварительного судебного заседания и перехода в судебное заседание.

Как следует из материалов дела, в течение 2016 - 2017гг., ООО «Фаэтон» заключало следующие внешнеэкономические контракты на поставку товаров в Республику Казахстан.

Контракты № 1 от 01.11.2016, № 2 от 27.12.2016 с ТОО «Фаэтон Ди Си» (Республика Казахстан) на экспортную поставку товаров
согласно спецификациям, во исполнение которого в декабре 2016 года в соответствии со счетом-фактурой от 01.12.2016 № 1, в январе 2017 года в соответствии со счетом-фактурой от 27.01.2017 № 6 общество в адрес ТОО «Фаэтон Ди Си» осуществило экспортную поставку товаров – масло автомобильное моторное всесезонное универсальное.

Обществом были заключены с ТОО «KZ AUTO» (Республика Казахстан): контракт № 5 от 07.03.2017 на экспортную поставку товаров согласно спецификациям, во исполнение которого в соответствии со счетами-фактурами от 20.03.2017 № 58, № 114 от 20.04.2017 общество осуществило экспортную поставку товаров - масло автомобильное моторное всесезонное универсальное; контракт № 11 от 26.07.2017, во исполнение которого в соответствии со счетом-фактурой от 01.08.2017 № 348 общество осуществило экспортную поставку товаров - масло автомобильное моторное всесезонное универсальное; контракт № 8 от 22.05.2017 на экспортную поставку товаров согласно спецификациям, во исполнение которого в соответствии со счетом-фактурой от 01.08.2017 № 347 осуществило экспортную поставку товаров - масло автомобильное моторное всесезонное универсальное; контракт № 8 от 22.05.2017 на экспортную поставку товаров согласно спецификациям во исполнение которого в соответствии со счетом-фактурой от 30.05.2017 № 196осуществило экспортную поставку товаров - масло автомобильное моторное всесезонное универсальное; контракт № 2 от 27.12.2016 на экспортную поставку товаров согласно спецификациям, во исполнение которого в соответствии со счетом-фактурой от 13.01.2017 № 1 осуществило экспортную поставку товаров - масло автомобильное моторное всесезонное универсальное.

Товарные партии на автомобильном транспорте пересекли государственную границу Республики Казахстан, то есть были вывезены с территории Российской Федерации.

В соответствии с письмами Сибирского таможенного управления вывезенные товары являются продуктами, содержащими более 70 % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, классифицируются в товарной подсубпозиции 2710198200 ТН ВЭД ЕАЭС и подлежат таможенному декларированию.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации 01.07.2011 № 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан», в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров, классифицируемых в 27 группе ТН ВЭД ТС», таможенное декларирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

Как указано выше, спорный товар классифицируется в 27 группе ТН ВЭД ТС.

В результате анализа сведений, содержащихся в базах данных Автоматизированной информационной системы центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности и системы оперативного контроля за процессами таможенного оформления и контроля ФТС России (ИАС Мониторинг-Анализ), административным органом было установлено, что ООО «Фаэтон» в качестве участника ВЭД не зарегистрировано, таможенного декларирования товаров не осуществляло.

Таможенный орган, установив факты поставки ООО «Фаэтон» по внешнеторговым контрактам товаров, относящихся к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, без соответствующего таможенного декларирования, возбудил в отношении общества дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ - недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

10.05.2018 Сибирской оперативной таможней были вынесены постановления №№ 10614000-009/2018, 10614000-010/2018, 10614000-011/2018, 10614000-012/2018, 10614000-013/2018, 10614000-014/2018, 10614000-015/2018, 10614000-016/2018, которыми общество признано виновным в совершении правонарушения, назначено наказания в размере ? от рыночной стоимости товаров.

Не согласившись с указанными постановлениями, ООО «Фаэтон» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров.

Объективную сторону административного правонарушения образует недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.

В спорный период порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, был установлен Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Статьей 150 ТК ТС установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат контролю в порядке, установленном законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

В соответствии со статьей 179, частью 2 статьи 181, частью 1 статьи 183 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. В декларации на товары указываются основные сведения, в том числе таможенная стоимость, сведения об исчислении таможенных платежей. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.

Статьями 186, 188 ТК ТС установлено, что декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, который обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. Декларант вправе поручить совершение от своего имени таможенных операций по таможенному оформлению товаров таможенному представителю, который обладает теми же правами, что и уполномочивающее его лицо. При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре: выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Как видно из материалов дела, в ходе проведенной проверки таможенными органом были установлены факты поставки обществом по внешнеторговым контрактам масла автомобильного моторного всесезонного универсального (27 товарная группа ТН ВЭД ТС) без соответствующего декларирования товара.

В соответствии с частью 5 статьи 195 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) вывоз товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС, из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза осуществляется без ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Положения данной части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 224 Закона № 311-ФЗ товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 № 529 установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров, классифицируемых в 27 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

Письмом Федеральной таможенной службы от 04.03.2013 № 01-11/08792 «О декларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ТС» дано разъяснение, что указанное постановление издано в рамках полномочий Правительства Российской Федерации, установленных статьей 321 Закона № 311-ФЗ. Следовательно, участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза, обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию.

Таким образом, порядок таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ТС, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 № 529, является обязательным к исполнению.

При таких обстоятельствах недекларирование по установленной форме масла автомобильного моторного всесезонного универсального охватывается диспозицией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не предприняты меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины общества в совершении правонарушения исследован таможенным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемых постановлениях о привлечении к административной ответственности, и установлен судом. Доказательства того, что общество предпринимало все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований таможенного законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Допущенное обществом нарушение не вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей декларанта.

Таким образом, суд пришел к выводу, что общество, имея возможности для соблюдения требований таможенного законодательства при декларировании товара, не приняло достаточных мер для их соблюдения, то есть вина общества, а, соответственно, и состав вмененного правонарушения доказаны заинтересованным лицом.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дел об административных правонарушениях и принять правильные решения, таможенным органом не допущено. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Исключительных обстоятельств совершения обществом правонарушения, позволяющих квалифицировать его в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, как малозначительное, судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

По мнению общества, поскольку заявителем правонарушение совершено впервые, доказательства причинения реального имущественного ущерба заинтересованным лицом не представлены, доказательства реальной угрозы причинения вреда безопасности государства также отсутствуют, санкция в виде штрафа может быть заменена на предупреждение.

Судом указанные доводы отклоняются по следующим основаниям.

Как указано выше, одним из условий назначения наказания в виде предупреждения применительно к части 2 статьи 3.4 КоАП РФ является отсутствие причинения вреда безопасности государства (либо угрозы его причинения) в результате совершения административного правонарушения.

Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» установлено, что государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Пунктами 58, 60, 61 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, установлено, что одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке.

Согласно статье 79 раздела XX Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), в целях эффективного использования потенциала топливно-энергетических комплексов государств - членов, а также обеспечения национальных экономик основными видами энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты), государства - члены ЕАЭС развивают долгосрочное, взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику, осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов в соответствии с международными договорами, предусмотренными в статьях 81, 83 и 84 данного Договора, с учетом обеспечения энергетической безопасности, исходя из следующих основных принципов: гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов. К отношениям хозяйствующих субъектов государств - членов, осуществляющих свою деятельность в сферах электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов, не урегулированным данным разделом, применяется законодательство государств - членов ЕАЭС.

То есть, обязанность участников внешнеэкономической деятельности, по представлению в таможенные органы таможенной декларации при вывозе товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза (действовавшего на момент совершения ООО «Фаэтон» административных правонарушений), установленная постановлением Правительства РФ № 529, обусловлена необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и обеспечением контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза, о чем также указано в письме Федеральной таможенной службы от 04.03.2013 № 01-11/08792.

Отсутствие мер нетарифного регулирования в отношении указанных товаров, на которые ссылается заявитель, данной обязанности не исключает.

Таким образом, сам факт принятия постановления Правительства № 529 в развитие концепции установленной Договором о ЕАЭС, а так же включение товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ТС в перечень товаров, относимых к стратегически важным товарам и ресурсам для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923, лишь подтверждает, что установленный порядок декларирования данных товаров является одним из инструментов контроля энергетической безопасности государства.

Довод заявителя, о том, что обществом вывезены товары не российских производителей, не принимается судом во внимание, поскольку порядок декларирования, установленный постановлением Правительства РФ № 529, распространяется на товары, классифицируемые в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ТС, независимо от наименования, производителя или условий ввоза на территорию РФ.

Представление статистических форм учета перемещения при вывозе товаров товарной позиции 2710 ТН ВЭД ТС в страны Таможенного союза согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли в Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза» не является таможенным декларированием. При этом представление обществом статистических форм и не требовалось.

Исходя из изложенного, учитывая, что противоправное бездействие, допущенное заявителем, повлекло за собой угрозу причинения вреда энергетической безопасности государства, соответственно, основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

При установленных судом обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.


Судья Т.В.Абаимова