АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-15708/2017
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2017 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Апарина Ю.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску акционерного общества "Аэропорт Толмачево" (ОГРН <***>), г. Обь,
к федеральному государственному казенному учреждению "Пятый объединенный авиационный отряд" (ОГРН <***>), г. Елизово Камчатского края,
о взыскании задолженности в размере 50683 руб. 64 коп.,
Акционерное общество "Аэропорт Толмачево" (далее истец) обратилось с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Пятый объединенный авиационный отряд" (далее ответчик) о взыскании задолженности в размере 50683 руб. 64 коп.,
установил:
исковое требования основаны ст.ст. 8, 309, 310, 314, 779, 781 ГК РФ и мотивировано тем, что отдельные услуги по наземному обслуживанию, не являющиеся обязательными и фактически оказанные заказчику, такие как буксировка ВС, временная стоянка ВС, приемка и выпуск ВС и доставка экипажа, в комплекс субсидируемых услуг не включаются, следовательно подлежат оплате заказчиком. Данные услуги оказаны истцом ответчику в период февраля 2014г. по август 2015г. на сумму 50683 руб. 64 коп., что подтверждается актами формы «С».
Ответчик просит в иске отказать, в отзыве указал, что в силу Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О федеральной службе безопасности» оказанные истцом услуги относятся к обеспечению полетов и должны быть оказаны ответчику на безвозмездной основе.
Проанализировав исковые требования, исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства в совокупности в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства (п. 2 ст. 64, ст. 71 АПК РФ) арбитражный суд установил следующее.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Между АО "Аэропорт Толмачево" (исполнителем) и федеральным государственным казенным учреждением "Пятый объединенный авиационный отряд" (заказчиком) заключен и исполнялся договор № 19-140391 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов (без взимания платы) от 01.01.2014, согласно которому исполнитель по заявке заказчика обязуется оказывать заказчику услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов государственной авиации без взимания платы (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками).
В силу ст. 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Как видно из актов, подписанных истцом в одностороннем порядке, № 94141 от 26.02.2014, № 911625 от 02.06.2014, № 926592 от 20.11.2014, № 929255 от 25.12.2014, № 17865 от 14.08.2015, № 17416 от 02.08.2015, № 17413 от 01.08.2015, № 10092 от 22.05.2015, счетов на оплату, других материалов дела, истец согласно заявкам предоставлял аэропортовые наземные услуги пятому Объединенному авиационному отряду ФСБ России, а именно: буксировка Тягач компл.; временная стоянка; приемка и выпуск ВС; доставка экипажа (л.д. 27-34).
По правилам статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 69 ВК РФ аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации».
На основании ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» (далее – Федеральный закон № 40-ФЗ) установлено, что органы федеральной службы безопасности имеют право использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов, (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения.
По исследованным в порядке ст. 71 АПК доказательствам, в соответствии с требованиями приведённых норм материального права установлено, что ответчиком истцу при выполнении служебных задач были оказаны обеспечивающие полёт услуги такие как: буксировка Тягача компл.; временная стоянка; приемка и выпуск ВС; доставка экипажа.
Согласно разъяснениями Минтранса России от 26.12.2013 № 01-01-02/5425 понятия «обеспечение полетов» и «обслуживание воздушных судов» являются тождественными.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» авиационные подразделения входят в систему органов Федеральной службы безопасности.
Согласно пункту 1 Устава федерального государственного казенного учреждения "Пятый объединенный авиационный отряд", утвержденного приказом ФСБ России от 6 ноября 2013 г. № 592, ответчик является авиационным подразделением ФСБ России.
По правилам п. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из установленного следует, что ответчик в силу закона имеет право на безвозмездное обеспечение своих полетов истцом, что исключает возможность удовлетворения заявленного иска.
В соответствии с Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, вышеперечисленные тарифы относятся к группе тарифов за наземное обслуживание воздушного судна (раздел IV приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241).
Согласно пункту 3 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, аэронавигационные и аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов не взимаются с пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и в случаях, установленных, законодательством Российской Федерации.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по делу следует, что оказанные истцом услуги (буксировка Тягача компл., временная стоянка, приемка и выпуск ВС, доставка экипажа) относятся к обеспечению полетов и должны быть оказаны ответчику на безвозмездной основе (л.д. 27-34).
Согласно ст.ст. 309, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона в течение предусмотренного законом или обязательством периода времени.
Таким образом, заявленные исковые требования не законные, удовлетворению не подлежат.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, частью 5 статьи 170, статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового требования отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | Ю.М. Апарин |