АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г . Новосибирск Дело № А45-15756/2016
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Энергетик", р. п. Краснообск о признании недействительным решения от 19.05.2016г. по делу № 02-01-02-10-16, предписания № 02-01-02-10-16 от 19.05.2016г. заинтересованное лицо: Управление федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г.Новосибирск, третьи лица: ЗАО «Телеконнект», ПАО «Ростелеком»,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 16.10.2015г,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 11.01.2016г, ФИО3 по доверенности от 02.11.2016г,
от ЗАО «Телеконнект»: ФИО4 по доверенности от 26.05.2016г,
от ПАО «Ростелеком»: ФИО5 по доверенности от 21.05.2014г,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Энергетик" (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 19.05.2016г. по делу № 02-01-02-10-16, предписания № 02-01-02-10-16 от 19.05.2016г. заинтересованное лицо: Управление федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г.Новосибирск, в дело привлечены ЗАО «Телеконнект», ПАО «Ростелеком» в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что ФГУП «Энергетик» не нарушало и не могло нарушить п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Считает, что антимонопольный орган не вправе рассматривать вопрос о нарушении хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства в виде установления монопольно высокой цены на товар, реализуемый на внутреннем рынке, если отсутствуют сопоставимые с рассматриваемым товарные рынки. Также, отсутствует норма права, на основании которой можно установить нижний и верхний предел экономически обоснованной цены размещения кабеля на опорах ЛЭП.
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
ЗАО «Телеконнект» представило отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В Новосибирское УФАС России поступило заявление ЗАО «Телеконнект» (вход. № 10952 от 30.11.2015) в отношении действий ФГУП «Энергетик» по навязыванию невыгодных условий договора аренды железобетонных опор ЛЭП под размещение волоконно-оптических кабелей.
По результатам рассмотрения материалов дела Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено следующее.
ЗАО «Телеконнект» является оператором связи, оказывающим услуги на территории поселка Элитное Новосибирского района Новосибирской области.
Строительство в 2013-2014 г.г. линии волоконно-оптического кабеля в поселке Элитное осуществлялось в соответствии с рабочим проектом, согласованным с администрацией Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Договор аренды опор линий электропередач для подвеса волоконно-оптического кабеля - не заключался по независящим от ЗАО «Телеконнект» причинам.
Письмом от 17.09.2015 № 04-1288 ФГУП «Энергетик» направило в адрес ЗАО «Телеконнект» проект договора размещения имущества № 98 от 14.09.2015.
Согласно пункту 1.1. проекта договора № 98 от 14.09.2015 ФГУП «Энергетик» (исполнитель) предоставляет ЗАО «Телеконнект» (заказчик) возможность для размещения кабельных линий на опорах линий электропередач, находящихся в хозяйственном ведении исполнителя, а заказчик оплачивает стоимость услуг по размещению.
В соответствии с пунктом 3.1 договора № 98 от 14.09.2015 заказчик ежемесячно уплачивает исполнителю плату в соответствии с приказом ФГУП «Энергетик» № 116 из расчета размещения на одной опоре линий электропередач 7 625 рублей в год с учетом НДС, стоимость размещения на одной опоре в месяц составляет 635,42 рублей с учетом НДС.
В ответ ЗАО «Телеконнект» в письме от 23.09.2015 № 44 обратилось к ФГУП «Энергетик» с просьбой представить правоустанавливающие документы на железобетонные опоры ВЛ 10кВт, на которых размещен оптический кабель ЗАО «Телеконнект», и отчет, обосновывающий стоимость аренды одного места крепления оптического кабеля на вышеуказанных опорах в размере 635,42 руб.
ФГУП «Энергетик» направило ЗАО «Телеконнект» письмо от 30.09.2015 № 04-1381 о том, что предлагает заключить договор на размещение оптического кабеля ЗАО «Телеконнект» на опорах ФГУП «Энергетик» в течение 7 дней, и в случае получения отрицательного ответа оптический кабель будет демонтирован с опор.
Письмом от 15.10.2015 ЗАО «Телеконнект» сообщило ФГУП «Энергетик» о том, что после проведения оценки Новосибирской Торгово-Промышленной Палатой от 06.10.2015 № 016-20-00383 в дополнение к письму от 23.09.2015 № 44 представляет на рассмотрение проект договора на размещение средств связи на железобетонных опорах, и о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на опоры для подготовки приложения 2 к проекту договора.
Согласно пункту 2.1 договора аренды (права пользования) железобетонных опор 10 кВ № 10/15/15 от 15.10.2015 ФГУП «Энергетик» (арендодатель) предоставляет, а ЗАО «Телеконнект» (арендатор) принимает в пользование имущество, перечисленное в приложении №1 к настоящему договору, для размещения средств связи, предназначенных для оказания услуг связи, и вносит плату, предусмотренную разделом 4 данного договора.
Согласно пункту 4.1 договора аренды (права пользования) железобетонных опор 10 кВ № 10/15/15 от 15.10.2015, руководствуясь отчетом об оценке от 06.10.2015 № 016-20-00383, подготовленным Новосибирской Торгово-Промышленной Палатой, стороны пришли к соглашению об установлении размера платы за размещение средств связи в размере 51,15 руб. в месяц за одно крепление линии связи на одной опоре, без учета НДС.
Письмом от 16.11.2015 № 04-1676/1 ФГУП «Энергетик» отказалось от подписания предложенного ЗАО «Телеконнект» договора аренды железобетонных опор и предложило подписать договор размещения в редакции предприятия.
Кроме того, ФГУП «Энергетик» сообщило, что специализированной организацией ООО «Оценка и бизнес-планирование» в интересах предприятия была проведена оценка стоимости размещения кабеля на одной опоре линий электропередач, которая составляет 7 625 руб. в год с учетом НДС и 635,42 руб. в месяц с учетом НДС. Из расчета указанной стоимости был подготовлен договор размещения и предоставлен ЗАО «Телеконнект» для заключения.
ФГУП «Энергетик» отмечает, что в случае отказа от подписания договора будет вынуждено обратиться в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением о понуждении к заключению договора, либо демонтировать с опор линий электропередач кабель, принадлежащий ЗАО «Телеконнект».
Приказом ФГУП «Энергетик» от 01.06.2015 № 116, на основании отчета об оценке № 499/05-15 от 21.05.2015 ООО «Оценка и бизнес-планирование», установлена стоимость размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на одной опоре ФГУП «Энергетик» в размере - 7625 руб. в год с учетом НДС.
Согласно отчету об оценке объекта оценки № 499/05-15 от 21.05.2015 (далее - Отчет об оценке № 499/05-15), выполненного ООО «Оценка и бизнес-планирование», объектом оценки являются услуги по предоставлению и обслуживанию мест крепления кабельных линий (на одну опору).
В разделе 4.1 Отчета об оценке № 499/05-15 указано, что поскольку заказчиком оценки были представлены данные по объекту оценки, в котором имелась вся необходимая информация по структуре работ, оценщик использовал затратный подход, используя метод количественного обследования. По данному методу расчет стоимости нового объекта производится путем абсолютного точного количественного определения всех материалов и трудозатрат, относящихся к объекту.
Согласно Отчету об оценке № 499/05-15 расчет стоимости услуг по предоставлению и обслуживанию мест крепления кабельных линий (на одну опору) состоит из следующих элементов: трудозатрат (заработная плата электромонтера) с учетом нормы времени 3,65 ч/ч; транспортных расходов - работа автовышки в течение 4 часов; общеэксплуатационных расходов, которые составляют 127,3% от зарплаты; -рентабельности 10%.
Типовые нормы взяты из справочника «Типовые нормы обслуживания для рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом установок наружного освещения».
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки, полученная в рамках затратного подхода, составляет 7625 руб.
На запрос Новосибирского УФАС России от 26.01.2016 № 02-598 о представлении документов, подтверждающих, что ФГУП «Энергетик» осуществляет обслуживание мест крепления кабельных линий по договорам размещения имущества с ПАО «Ростелеком», АО «Авантел», ЗАО «Телеконнект», в письме от 18.02.2016 № 04-274 ФГУП «Энергетик» сообщило, что такими документами являются договоры размещения имущества.
Согласно пункту 1.1 проекта договора от 14.09.2015 №98 ФГУП «Энергетик» (исполнитель) предоставляет ЗАО «Телеконнект» (заказчик) возможность для размещения кабельных линий на опорах линий электропередач, находящихся в хозяйственном ведении исполнителя, а заказчик оплачивает стоимость услуг по размещению.
Согласно пункту 2.1.2 проекта договора от 14.09.2015 №98 исполнитель обязуется обеспечивать доступ к транзитному кабелю сотрудникам заказчика с соблюдением охранно-пропускного режима, установленного исполнителем.
Согласно разделу 2.2 проекта договора от 14.09.2015 №98 к обязанностям заказчика относится, в том числе следующее:
-при выполнении работ по монтажу и техническому обслуживанию транзитного кабеля не допускать захламление бытовым мусором внутренней части двора зданий и мест общего пользования (пункт 2.2.2);
-соблюдать правила технической и пожарной безопасности при работе на опорах линий электропередач (пункт 2.2.3);
- своевременно осуществлять техническое обслуживание кабеля с соблюдением требований правил техники безопасности и правил технической эксплуатации, предусмотренных действующим законодательством РФ (пункт 2.2.4).
Таким образом, проектом договора от 14.09.2015 №98 не установлена обязанность ФГУП «Энергетик» осуществлять обслуживание мест крепления кабельных линий.
На заседании комиссии представители ФГУП «Энергетик», ЗАО «Телеконнект», ПАО «Ростелеком» подтвердили, что ФГУП «Энергетик» не осуществляет обслуживание мест крепления кабельных линий операторов связи, а осуществляет обслуживание только линий электропередач.
По заказу ЗАО «Телеконнект» Новосибирской торгово-промышленной палатой России произведена оценка права пользования (размещения) линий связи на железобетонных опорах ВЛ 10 кВ в пос. Элитное, Мичуринского сельсовета и в п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области. По результатам данной оценки составлен Отчет об оценке № 016-20-00383 от 06.10.2015.
Согласно Отчету об оценке № 016-20-00383 от 06.10.2015 рыночная стоимость права пользования (размещения) линий связи на железобетонных опорах линий 10 кВ составляет за 1 крепление линии связи на 1-й опоре 51,15 руб. в месяц без учета НДС.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.
При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.
На запрос Новосибирского УФАС России от 04.12.2015 № 02-12206 о предоставлении договоров на оказание услуг по размещению кабельных линий на опорах линий электропередач ФГУП «Энергетик» представило следующие договоры:
-договор размещения имущества от 27.04.2011 № 83 с ЗАО «Телеконнект», в соответствии с которым плата за размещение оборудования установлена в размере 35 руб. в месяц за размещение па одной световой опоре (с НДС);
-договор размещения имущества от 15.04.2014 № 21 с ПАО «Ростелеком», в соответствии с которым плата за размещение оборудования установлена в размере 250 руб. в месяц (с НДС) за одну световую опору, расположенную в р.п. Краснообск и 200 руб. в месяц (с НДС) за одну световую опору, расположенную в р.п. Элитный;
-договор размещения имущества от 01.06.2008 № 178 с АО «Авантел», в соответствии с которым плата за размещение оборудования установлена в размере 237 руб. в месяц (с 01.05.2012) за размещение на одной световой опоре (с НДС);
-договор размещения имущества от 01.12.2015 № 91 с АО «Авантел», в соответствии с которым плата за размещение оборудования установлена в размере 635,42 руб. в месяц за размещение на одной световой опоре (с НДС) в соответствии с приказом ФГУП «Энергетик» № 116.
На запрос Новосибирского УФАС России от 26.01.2016 № 02-598 о представлении обоснования размера платы по договору 15.04.2014 № 21 с ПАО «Ростелеком» ФГУП «Энергетик» письмом от 18.02.2016 № 04-274 сообщило, что размер платы в договоре был установлен произвольно, и с 01.06.2015 приказом директора ФГУП «Энергетик» на основании отчета об оценке № 499/05-15 была установлена стоимость размещения кабелей на одной опоре в размере 635,42 руб. в месяц.
ПАО «Ростелеком» письмом от 11.02.2016 № 0701/05/805-16 в адрес Новосибирского УФАС России сообщило, что в настоящее время не удается прийти к соглашению с ФГУП «Энергетик» о цене размещения на опорах линий электросвязи. В соответствии с полученным 17.09.2015 от ФГУП «Энергетик» предложением стоимость размещения составляет 635,42 руб. в месяц за 1 опору в месяц.
В соответствии с оценочным отчетом № 561/09-15 от 30.09.2015, составленным независимым оценщиком ООО «Оценка и бизнес-планирование» по заказу ПАО «Ростелеком», рыночная стоимость аренды 1 опоры под размещение телефонного кабеля составляет 226,08 руб. за одну опору в месяц.
Исходя из того, что стандартная опора конструкции позволяет размещать на ней до 11 мест креплений, а один размещенный кабель одного оператора занимает одно крепление, обоснованная средняя стоимость размещения составит 20,55 руб. за один кабель.
Письмом от 17.09.2015 № 04-1287 ФГУП «Энергетик» направило в адрес ПАО «Ростелеком» проект договора размещения имущества от 16.09.2015 № 100, условия которого в части обязанностей сторон и стоимости услуг аналогичны условиям проекта договора от 14.09.2015 № 98 с ЗАО «Телеконнект» и условиям договора от 01.12.2015 № 91 с АО «Авантел».
ПАО «Ростелеком» в письме от 15.10.2015 № 0701/05/7399-К сообщило ФГУП «Энергетик», что представленная в проекте договора стоимость, включает в себя услуги, которыми ПАО «Ростелеком» пользоваться не намерено. Техническое обслуживание кабеля с соблюдением требований правил техники безопасности и правил технической эксплуатации, предусмотренных действующим законодательством РФ осуществляется силами и за счет средств оператора связи.
Решением Новосибирского УФАС России от 19.05.2016 г. по делу № 02-01-20-10-16 Федеральное государственное унитарное предприятие «Энергетик» (далее - ФГУП «Энергетик») признано:
- занимающим доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению возможности для размещения кабельных линий на опорах линий электропередач, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Энергетик», в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольно высокой цены размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на опорах ФГУП «Энергетик».
На основании решения от 19.05.2016г. ФГУП «Энергетик» было выдано предписание № 02-01-20-10-16 от 19.05.2016 года, в соответствии с которым необходимо:
Федеральному государственному унитарному предприятию «Энергетик» в срок до 23 июня 2016 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на опорах ФГУП «Энергетик», а именно:
-отменить приказ ФГУП «Энергетик» от 01.06.2015 № 116 об установлении стоимости размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на одной опоре ФГУП «Энергетик»;
-установить цену размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на опорах ФГУП «Энергетик», которая не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Посчитав принятое решение и вынесенное предписание недействительными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, рассмотрев заявленные требования, не находит их подлежащими удовлетворению, а принятое Решение и вынесенное предписание УФАС по НСО законным и обоснованным, при этом исходит из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Согласно Аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России от 14.03.2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» установлено доминирующее положение ФГУП «Энергетик» на рынках услуг по предоставлению возможности для размещения кабельных линий на опорах линий электропередач, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Энергетик», в 2015 году в границах р.п. Краснообск с долей 100 % и п. Элитный с долей 100%.
ФГУП «Энергетик» включило в расчет стоимости размещения имущества операторов связи на опорах ФГУП «Энергетик» расходы на обслуживание мест крепления кабельных линий, при том, что договорами на размещение имущества не предусмотрена обязанность ФГУП «Энергетик» осуществлять обслуживание мест крепления кабельных линий. Иные документы, подтверждающие, что ФГУП «Энергетик» осуществляет обслуживание мест крепления кабельных линий по договорам размещения имущества, отсутствуют. Определенная таким образом ФГУП «Энергетик» стоимость (цена) размещения кабелей на одной опоре составляет 635,42 руб. в месяц (с НДС).
Согласно отчетам об оценке, выполненным Новосибирской торгово-промышленной палатой России по заказу ЗАО «Телеконнект» и ООО «Оценка и бизнес планирование» по заказу ПАО «Ростелеком», производилась оценка не стоимости услуг по обслуживанию мест крепления кабельных линий, а оценивалось право пользования (размещения) кабельных линий на опорах, в том числе на условиях договора аренды, исходя из рыночной стоимости опоры, ставки капитализации, операционных расходов. Определенная таким образом Новосибирской торгово-промышленной палатой России стоимость права пользования (размещения) кабельных линий на опоре составляет 51,15 руб. (без НДС) в месяц за 1 крепление линий связи на 1 опоре.
ООО «Оценка и бизнес планирование» определена стоимость права пользования объектом аренды - одной опорой под размещение телефонного кабеля - в размере 2713 руб. (с НДС) в год или 226,08 руб. в месяц, что составляет 20,55 руб. за один кабель исходя из возможности размещения 11 мест креплений на одной опоре.
Таким образом, приказом ФГУП «Энергетик» от 01.06.2015 № 116 и договорами размещения имущества с операторами связи установлена цена размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на одной опоре ФГУП «Энергетик» в размере 635,42 руб. в месяц (с НДС), что включает расходы на обслуживание мест крепления кабельных линий. Так как ФГУП «Энергетик» не несет расходы на обслуживание мест крепления кабельных линий сторонних организаций, цена размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на опорах ФГУП «Энергетик», превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
То есть цена указанной услуги является монопольно высокой ценой товара в силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
При этом сопоставимый товарный рынок услуг по предоставлению возможности для размещения кабельных линий на опорах линий электропередач, цена на котором сформировалась в условиях конкуренции, не установлен.
Следовательно, действия ФГУП «Энергетик» по установлению монопольно высокой цены размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на опорах ФГУП «Энергетик» являются нарушением пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Довод ФГУП «Энергетик» о том, что, исходя из положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для признания цены товара монопольно высокой недостаточно подтвердить её несоответствие только сумме необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, поскольку для этого также необходимо установить сопоставимый товарный рынок, и антимонопольный орган не вправе рассматривать вопрос о нарушении хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства в виде установления монопольно высокой цены на товар, реализуемый на внутреннем рынке, если отсутствуют сопоставимые с рассматриваемым товарные рынки. ФГУП «Энергетик» полагает, что отсутствует норма права, на основании которой можно установить нижний и верхний предел экономически обоснованной цены размещения кабеля на опорах ЛЭП, и при отсутствии рынка услуг и норм права, регулирующих цены на указанные услуги, признание антимонопольным органом ФГУП «Энергетик» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольно высокой цены размещения ВОЛС на опорах ЛЭП, судом рассмотрен и отклонен, как несостоятельный.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» для определения монопольно высокой цены товара используются два метода. Во-первых, монопольно высокой ценой товара является цена, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Во-вторых, монопольно высокой ценой товара является цена, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
При применении метода сопоставимых товарных рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.
Сопоставимый товарный рынок по отношению к рынку услуг по предоставлению возможности для размещения кабельных линий на опорах линий электропередач, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Энергетик», в границах р.п. Краснообск и п. Элитный, услуги на котором предоставлялись бы в условиях конкуренции, не установлен. Хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по предоставлению возможности для размещения кабельных линий на опорах линий электропередач, как правило, занимают доминирующее положение на таком рынке, и осуществляют свою деятельность в отсутствие конкуренции.
Исходя из положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» при отсутствии сопоставимого товарного рынка монопольно высокой ценой товара будет являться цена, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Доводы, на основании которых цена размещения кабелей и других конструкций сторонних организаций на опорах ФГУП «Энергетик», обоснованно признана Новосибирским УФАС России монопольно высокой ценой товара, по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
На основании изложенного, проверив требования на предмет обоснованности и правомерности, суд признает требования заявителя необоснованными и документально неподтвержденными.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.А. Нахимович